Разработка открытого урока по чтению в 5 классе Священное слово труд в стихотворениях русского и тувинского писателей В.Брюсова и С.Таспая «Труд»
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Монгуш Милана Николаевна

Самоанализ урока

Чтения  в 5  классе, проведенного Монгуш Миланой Николаевной

Тема урока: Священное (великое) слово Труд в стихотворениях русского и тувинского писателей В.Брюсова и С.Таспая «Труд».

 Тип  урока: урок-повторение

Урок был выстроен с использованием  элементов технологии  дифферинцированного и проблемного обучения, где дети могут самореализоваться  в очень короткий отрезок времени.

Считаю, что тема урока хорошо сформулирована и доведена до учащихся.

Целеполагание осуществлено совместным сотрудничеством учителя и детей. Оно организовывалось с помощью беседы. Учителем были поставлены и решались следующие задачи:

-   углубить и обобщить знания, полученные при изучении темы Стихотворение В.Брюсова «Труд». ;

 - развивать мыслительно –  речевую деятельность, память;

- воспитывать интерес к чтению.

Содержание вполне соответствует теме и цели урока.

На уроке осуществлен правильный подбор материала и видов деятельности для различных этапов урока, раскрыта практическая значимость изучаемого материала; использована система  заданий, предусматривающих самостоятельность и творчество учащихся в их выполнении.

Работа над проблемными вопросами способствовала развитию таких качеств личности, как любознательность, вдумчивость, сообразительность, самостоятельность, стремление к творческому поиску.

На уроке были использованы групповая, индивидуальная форма работы. Применяемые методы и приемы обучения соответствовали содержанию и целям урока, возрасту и уровню подготовленности учащихся.

Время на уроке использовалось рационально. Был создан благоприятный психологический фон, дети работали в атмосфере эмоционального комфорта, создавая себе  ситуацию успеха. Во время общения чувствовался оптимизм учителя и детей.

Думаю, что цели урока достигнуты через плодотворное сотрудничество, о чем говорят результаты рефлексии. Считаю, что урок был интересен для учащихся, т.к. на уроке были проблемные и эмоциональные ситуации.

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка открытого урока по чтению в 5 классе: Священное слово труд в стихотворениях русского и тувинского писателей В.Брюсова и С.Таспая «Труд»  

Цели урока:

Образовательная:

  • на примере данного произведения расширить представления детей о значении труда в жизни общества, в жизни разных народов через сравнительный анализ стихотворений русского и тувинского писателей.

Воспитательная:

  • воспитывать уважение и  любовь к труду через использование игровых технологий.
  • способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств характера, как трудолюбие, самостоятельность, усидчивость;

Коррекционно-развивающие:

  • Корригировать эмоционально-волевую сферу, образное мышление;
  • развивать навык выразительного чтения поэтического произведения.
  • Расширение словарного запаса учащихся через словарную работу на уроке.
  • побуждать детей к развитию своих трудовых навыков.

Оборудование:

  • презентация;
  • словарная работа;
  • текст речевых упражнений;

Тип урока: урок-повторение

Цели: Подготовительная работа:

План урока

  • Орг момент -Приветствие
  • Аутотренинг
  • Речевые упражнения
  • Рассказ «Два плуга
  • Сообщение темы урока «Священное слово труд в стихотворениях русского и тувинского писателей В.Я.Брюсова и Саая Таспая «Труд»
  • Стих-ие «Ажылдын кужу»
  • Физминутка для глаз
  • Просмотр фильма
  • Словарная работа
  • Игра «Ринг профессий»
  • Физминутка
  • Подведение итогов (рефлексия).
  • Домашнее задание

1.Орг момент -Приветствие

Скажем здравствуйте глазами,

Скажем здравствуйте руками,

Скажем здравствуйте мы ртом,

Станет весело кругом!

2.Аутотренинг

Я буду внимателен,

Я все замечу и запомню.

Я хочу узнать новое!

Я хочу работать!

Я готов!

3.Речевые упражнения

Учитель: - Подготовим свой речевой аппарат к работе.

а) чтение столбиков;

б) чтение слов;

ро

та

во

кро

ста

тво

скро

уста

ство

скромный

усталый

довольство

4. Проблемная ситуация «Два Плуга»

Послушайте, пожалуйста, рассказ К.Д. Ушинского, который называется «Два плуга».

(Учитель читает рассказ)

D:\уроккк\плуг2.jpeg D:\уроккк\плуг.jpeg

Из одного  и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу; а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Через некоторое время оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был ещё лучше. Чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

- Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? – спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.

- От труда, мой милый, - отвечает тот. – А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.

  1. 2. Интерактивная беседа.

- Думаю, все хорошо поняли, какое отношение имеет этот рассказ к теме нашего урока.

- Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро? (Потому что он трудился.)

- Что случилось с плугом, который пролежал без дела? (Потемнел и покрылся ржавчиной.)

- Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах? (Труженика и лентяя.)

- Какой вывод можно сделать, прослушав этот рассказ?

в) чтение пословиц о труде.

Землю красит солнце, а человека труд.

Труд - дело чести, будь в труде на первом месте.

Человека узнают не по речам, а по делам.

Человека узнают не по речам, а по делам.

5. Сообщение темы урока «Священное слово труд в стихотворениях  русского и тувинского писателей В.Я.Брюсова,  Саая Таспая «Труд».

D:\уроккк\брбсов.jpg

Саая Таспай «Ажылдын кужу»

-Очур акый айбылаарга

Оон чуге дезип ундун?

-Ажыл кылыр хоннум чогул,

Агаарлаксаам келгилээр-дир.

-Ажыл болгаш бодуун чанчыл

Ажылчынны каастаар болгай.

-Арыг костюм, кылан сапык

Ажылчынны кааставас бе?

-Аъш-чем болгаш арыг хепти

Ажыл торуп турар болгай,

Кылыр иштен хоннун калза,

Хырнын аштаар, эктин элээр,

Ынчангаштын ажыл-ишке

Ынакшып чор, бодуун чору.

Словарная работа

Труженик – человек, который любит труд.

Труд-работа.

Довольство-богатство.

6. Физминутка для глаз

7. Просмотр фильма «Труд красит человека»

D:\тараа\100_5764.JPGD:\тараа\100_5762.JPGD:\тараа\100_5768.JPGD:\тараа\100_5767.JPGD:\тараа\100_5766.JPGD:\тараа\100_5765.JPG

8.Физминутка «Я-колхозник»

  1. 4. Игра «Окончание пословицы».

Учитель. На Руси дети с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки. Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде? Сейчас мы это проверим. Я читаю начало пословицы, а вы продолжаете. Можно отвечать хором.

  • Деревья смотри в плодах,…. (а людей смотри в делах).
  • Терпение и труд ….(всё перетрут).
  • Под лежачий камень… (и вода не течет).
  • Маленькое дело…(лучше большого безделья).
  • Горька работа … (да сладок хлеб).
  • Ищи невесту не в хороводе, … (а в огороде).

 

  1. 5. Игра «Ринг профессий».

Классный руководитель. Незаметно пролетят годы, и вы будете выбирать профессию. Сейчас мы проверим, много ли профессий вы знаете. Поиграем в игру «ринг профессий». В игре участвуют 2 команды. Приглашаю к доске по одному представителю от каждой команды.

(Дети выходят к доске.) 

Дети по очереди называют профессии. Игра продолжается 5 минут.

9. Подведение итогов (рефлексия)

Учитель. Наш урок подошел к концу. Какие моменты остались в вашей памяти?

- Чему учит стихотворение «Труд» Брюсова?

- Удалось ли читающему  передать голосом главную мысль всего стихотворения?

 ( учащиеся оценивают чтение стихотворения и выбирают лучшего чтеца).

Учитель.  В наше время, к сожалению, упал престиж труда. Зачем трудиться, если можно выиграть на «Поле чудес», или стать миллионером в телевизионной игре, или поймать своё счастье в очередной лотерее? Но никакой выигрыш или приз не дадут человеку такой радости, такого счастья, которое может подарить труд.

10. Домашнее задание  (В. Брюсов  "Труд") –выучить наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку обучения чтению 1 класс "Чтение слов и предложений с буквой "й"

Урок построен в форме путешествия в страну Грамоты. В городе Звуков и букв дети работают со звуками и буквами, затем в городе Слов- со словами, в городе Предложений составляют предложения, а в городе ...

Урок обучения чтению 1 класс "Чтение слов и предложений с буквой "й"

Урок построен в форме путешествия в страну Грамоты....

разработка открытого урока в 5-ом классе по русскому языку

разработка открытого урока в 5-ом классе по русскому языку ...

разработка открытого урока в 8-ом классе по тувинской литературе

разработка открытого урока в 8-ом классе по тувинской литературе...

Открытый урок литературы в 9 классе «Нежностью пропитанное слово» (анализ стихотворения С.А.Есенина "Письмо матери")

Цели: продолжить изучение жизни и творчества поэта, знакомство с новым стихотворением С. А.Есенина «Письмо  матери». Ознакомиться с биографией и особенностью ранней лирики С. Есенина. У...

Разработка открытого урока по теме «Обращение и вводные слова»

Разработка открытого урока русского языка в 8 классе...