Урок по творчеству В.Короленко
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Проблема смысла жизни и назначения человека в рассказе В.Г. Короленко "Парадокс"
Оборудование:
- Стенд-выставка книг Короленко, портрет писателя, цитаты из из «Писем…»
- Иллюстрации к рассказу.
- Детские рисунки на тему «Мои детские фантазии».
- Раздаточный материал (таблицы «Типы речи»).
- Толковый словарь Ожегова.
- Эпиграф:
В жизнь нужно входить не веселым гулякою … а с благоговейным трепетом, как в священный лес, полный тайны.
В.Вересаев.
Словарная работа:
парадокс, афоризм, фантазер, духовный перелом.
Ход урока:
1. Проверка домашнего задания.
Вступительное слово учителя:
При изучении литературных произведений, нельзя забывать, насколько важно знать биографию писателя, черты его личности. Только так можно полностью понять произведение.
Задание: Расскажите о Короленко, используя материал статьи М.Горького «Из воспоминаний о Короленко». Какие факты и детали встреч с Короленко сообщает в своих воспоминаниях о писателе М.Горький? Какой облик Короленко они создают?
Ответ: После отбытия ссылки в Сибири, Короленко жил в Нижнем Новгороде. Горький принес ему на обсуждение свое произведение. Был поражен внешним обликом писателя, его честностью при обсуждении недостатков рассказа, простотой и ясностью его речи.
Вопрос: Какие люди и почему были интересны Короленко и стали героями его произведений?
Обратимся к выставке книг В.Г.Короленко, точнее, к иллюстрациям на обложках, на которых изображены главные герои. («Дети подземелья», «Чудная», «Сон Макара», «Слепой музыкант»).
Ответ: Короленко писал о нищих, обездоленных, несчастных людях.
Вопрос: Почему М.Горький отводит В.Г.Короленко особое место среди других писателей?
Ответ: Потому что он говорил о простом народе с искренней любовью. Поднимал нравственные (античеловечные и человечные) и социальные проблемы. Боролся с несправедливость с помощью художественного слова.
Слово учителя: (Обращение к стенду с цитатами из «Писем..»)Обратимся к дневниковым записям самого В.Г.Короленко с высказываниями о роли литературного слова и найдем подтверждение нашим мыслям. Короленко писал: «…Язык по самой природе своей есть орудие общения. Литература – расцвет языка… Слово не игрушка, а великое орудие жизни».
2. Запись темы урока. Теория литературы.
Слово учителя: В теме урока, записанной на доске «Парадокс» представлен как рассказ, у Короленко – очерк. Правомерна ли замена одного слова другим?
Вопрос: Дайте определение очерка и рассказа. Найдите сходства и различия.
Ответ: Очерк – приближенное к документальному повествование о реальном событии или человеке. Очерк развивается в двух формах – документальной и художественной. Рассказ – прозаическое произведение, в котором нарисовано одно, реже несколько событий с малым количеством действующих лиц.
«Парадокс» - художественный очерк, похожий на рассказ, в котором события приближены к реальной жизни, образы типичны, структура текста – повествования.
Слово учителя: Короленко вспоминал: «Уже раньше, прочитав книгу, я сравнивал порой прочитанную книгу с впечатлениями самой жизни, и меня занимал вопрос: почему в книге всегда как будто «иначе»… и мне стало интересно искать таких слов, которые всего ближе подходили к явлениям жизни…схватывали бы внутренний характер явления».
Обращение к таблице «Типы речи». Повторение структуры
Повествовательного текста.
3. Анализ эпиграфа.
Вопрос: Эпиграф всегда отражает что-то важное в произведении, в уроке. Что важного узнаем мы сегодня, о чем предупреждает еще один прекрасный русский писатель В.Вересаев?
Ответ: К жизни надо относиться вдумчиво, осторожно, тогда поймешь ее смысл.
Вопрос: Людям какого возраста особенно важно понимать значение этих слов?
Ответ: Тем, кто переходит рубеж отрочество-юность.
4. Сюжет рассказа «Парадокс». Значение названия.
Задание: Перескажите сюжет («внешнее содержание рассказа») рассказа «Парадокс».
Ответ: Рассказ о двух братьях (8 и 10 лет), которые мирно проводили время в «тихом уголке между садом и сараями». Лакей Павел (слуга в доме мальчиков), всегда приводящий детей в состояние смятения, осуждающий их детские забавы, зовет их к дому. Там, у крыльца, собралась толпа (родители мальчиков, соседи, дворня). Здесь и происходит знаменательная встреча мальчиков с героем рассказа, безруким «феноменом», Яном Криштофом Залусским, который дарит братьям добрый афоризм («Человек создан для счастья, как птица для полета»). Потом «феномен» уезжает, а жизнь мальчиков изменяется.
Слово учителя: Сегодня на уроке вы должны будете ответить на вопросы, которые задавал В.Г.Короленко устами своих героев еще в 1894 году (в конце 19 столетия). Ответы на них будут очень важны и для нас, людей 21 века. Вот эти вопросы.
Обращение к доске, на которой записаны главные вопросы урока.
- Каковы были представления братьев, героев рассказа, о назначении жизни человека, до появления феномена?
- Что можно сказать об изменении этих представлений после появления феномена?
Вопрос: Каков смысл названия рассказа?
Ответ: Парадокс (греч.) – мнение, расходящееся с общепринятым, даже противоречащее здравому смыслу.
Вопрос: Понимания смысла этого слова наталкивает на мысль, что в рассказе произойдет какое событие?
Ответ: Неожиданное, странное.
Слово учителя: Действительно, калека-феномен дарит им, детям, взрослый афоризм, смысла которого они еще не могут понять.
Вопрос: Что означает слово «афоризм»?
Ответ: Афоризм (греч.) – краткое выразительное изречение, емко и остро выражающее какую-либо идею. Идея афоризма рассказа в том, что счастье – естественное состояние человека.
5. Беседа по 1 главе рассказа.
1) Чтение учащимися 1-го абзаца 1главы.
Вопрос: Какой эмоциональный фон создает экспозиция рассказа?
Ответ: Настраивает на серьезное прочтение рассказа.
2) Выделение основных мотивов 1 главы рассказа (детские фантазии, экипаж-калека).
Вопрос: От чьего лица ведется повествование?
Ответ: От 1-го. Рассказчик – мальчик 10-ти лет.
Вопрос: Расскажите, используя иллюстрацию на доске, о времяпровождении мальчиков в заброшенном углу старого сада.
Вопрос: Почему автор говорит об атмосфере «полусна и полусказки», царившей здесь?
Ответ: Тишина и заброшенность этого места помогали мальчикам фантазировать.
Задание: Найдите в толковом школьном словаре значение слова фантазия. (Дежурный по словарю ищет слово и его значение в словаре.)
Вопрос: Почему вся жизнь рассказчика и его восьмилетнего брата проходит в фантазиях?
Ответ: Дети обладают живым воображением, т.к. прочитали много книг о путешествиях и приключениях. Реальная жизнь для ребенка бедна событиями и сильными впечатлениями.
Задание: Вы приготовили к уроку рисунки, на которых запечатлели свои детские мечты. Расскажите о них. (1-2 ученика).
Вопрос: Описанию какого предмета в тихом уголке уделяет особое внимание рассказчик?
Ответ: Среди реальных предметов (старый лапоть, башмак, топорище и др.) на мусорной куче, находившейся посреди дворика, лежал сломанный экипаж-калека
Вопрос: Образ сломанного, выброшенного на помойку экипажа появление какого героя рассказа предрекает?
Ответ: Калеки-феномена.
Вопрос: Нарушает ли сломанный экипаж гармонию тихого уголка и чувств детей ? Если не нарушает, то почему?
Ответ: Когда приедались впечатления жизни реальной, дети садились в кузов экипажа, и начинались чудесные приключения: бандиты, всадники, туманные женские фигуры. Дети проживали несколько жизней за какие-то полчаса, успевали побывать в разных частях света, благодаря старому экипажу.
Вопрос: Как в игре детей проявляются характеры героев? Рассказчика и его брата?
Ответ: Зачинщиком игр был всегда младший брат, старший любил тихо сидеть и мечтать. Случаи разногласий между мальчиками были редки и всегда заканчивались мирно.
3) Стилистические особенности произведения.
Слово учителя: Если бы мы не знали, в каком году написан рассказ, как бы мы могли судить о времени его создания, по каким признакам? По лексике, употребляемой писателем. В предпоследнем абзаце первой главы какое слово написано по старым грамматическим нормам?
Ответ: Подымались, устаревшее слово.
4) Вывод по 1 главе и ответ на первый вопрос урока.
Вопрос: 1-я глава начиналась вопросом о смысле жизни человека. Чем она заканчивается?
Ответ: «Мы не имели тогда малейшего понятия о назначении жизни,»- говорит главный герой.
Слово учителя: Никаких серьезных мыслей еще не приходило в головы мальчиков, не было у них сильных душевных переживаний. Но в жизни каждого человека наступает определенный момент или «случай», о котором говорил герой рассказа Л.Н.Толстого «После бала», постаревший и поумневший Иван Васильевич: «Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что все дело в среде. А я думаю, что все дело в случае».
6.Беседа по 2-ой главе рассказа.
1) Вопрос: Чем в сюжете является 2-я глава?
Ответ: Завязкой.
2) Краткий пересказ учащимися второй главы.
3)Вопрос: Как вы понимаете слова героя о лакее Павле: «Его излишне серьезные замечания разрушили не одну нашу иллюзию»? Объясните значение этого слова, используя школьный толковый словарь. (Дежурный по словарю.) Подберите синоним к этому слову.
Ответ: Иллюзия – нечто кажущееся, несбыточное. Синонимы – мечта, фантазия.
Вопрос: Для чего Короленко использует два разных слова с близким значением в своем тексте?
Ответ: Для выразительности языка рассказа.
Вопрос: Почему лакей Павел не мог понять смысла занятий мальчиков? Каково отношение братьев к Павлу?
Ответ: Лакей Павел вообще не чуток к любым проявлениям духовного в жизни. Дети его не любят, считают глуповатым. Павел в рассказе все время смеется невпопад, получает тумаки от взрослых людей за свою глупость.
Слово учителя: Павел для мальчиков является символом реальной жизни, ворвавшейся в их сказку. И реальности этой они боятся (всегда чувствуют страх перед появлением лакея), т.к. она в лице Павла – бесцеремонна, груба и бестолкова.
Вопрос: Забегая вперед, хочется спросить. Другой взрослый человек калека-феномен – человек из реальной жизни, внешне даже более страшный – оставит ли в душах мальчиков такие же негативные чувства, как Павел?
Ответ: Нет, не оставит. Эти чувства будут другие.
7. Беседа по 3 главе рассказа.
Слово учителя: В 3 главе происходит развитие основного действия рассказа, в ней же – кульминация – написание феноменом афоризма.
Вопрос: Как разворачиваются действия 3 главы?
Ответ: мальчики приходят во двор своего дома.
Вопрос: Кого из второстепенных персонажей они там видят?
Ответ:
- колоритная фигура полковника Дударева, военного врача, которого дети уважают, подражают ему в своих играх. Он загадочен для их понимания.
- пан Уляницкий – фальшивый человек;
- отец – строгий, приучающий их к реальной жизни, отучает от страха перед ней.
- Мать – красавица, добрая женщина, в глазах сожаление;
- «усатый Макар» - провожатый феномена, зазывала.
Вопрос: Какие чувства испытывает герой, когда увидел внезапно феномена – человека-паука?
Ответ: Болезненное ощущение от вида этого человека, первая серьезная боль души.
Задание: Дайте портретную характеристику Яна Залусского – человека-паука. Запишите ключевые слова в тетрадь.
Вопрос: Какое эмоциональное состояние создается в сценах, непосредственно предшествующих написанию Яном Залусским афоризма?
Ответ: Сначала он демонстрирует различные манипуляции ногами, так как рук у него нет (кланяется, приподнимая картуз над головой; считает ногами деньги; расчесывает бороду и даже посылает воздушный поцелуй экономке). Дети напуганы.
Задание: Каково отношение Яна Залусского к публике? Чтобы ответить, проследите за взглядом феномена, как меняется его лицо, тон голоса и слова.
Ответ: 1) Взгляд: насмешливый, внимательный, злые огромные глаза, саркастический взгляд. 2) Поведение: насмешливое, ироничное; 3) Фразы: настойчиво повторяет длинноусому: «Обойди!», после каждого фокуса. Эмоциональная атмосфера напряженная. Феномен доходит до кощунства (крестится ногой), не уважая публику.
Вопрос: Почему так ведет себя феномен, какие чувства он испытывает?
Ответ: Таким поведением он защищается от людей. Его жизнь – жизнь калеки – это цирковое представление для людей, имеющих руки и ноги. Цинизмом он закрывает свою израненную душу.
Вопрос: Почему деньги, которые кинул ему Дударев, феномен отдает нищему? Не ценит его подаяния?
Ответ: Это снисхождение. Большего калека не заслужил. Деньги, поданные без души. Загадка Дударева для мальчиков иллюзорна, он высокомерен.
Вопрос: Когда Ян Залусский позволяет показать свою истинную суть? Когда и как меняется его взгляд?
Ответ: Когда он смотрит на детей.
Вопрос: Как вы объясните суть афоризма, написанного феноменом для мальчиков: «Быть счастливым также естественно для человека, как птице – летать».
Ответы учащихся: Стремление к счастью – естественная цель человеческой жизни, к нему надо постоянно стремиться, какой бы сложной и трудной не была жизнь.
Учитель: Мальчик успокоился и ощутил положительный смысл написанного только по взгляду своей матери, которым она поблагодарила феномена за хорошее пророчество для детей.
Вопрос: В чем парадокс изречения Яна Залусского?
Ответ: Ответ подсказывает сам автор афоризма: «Это афоризм, но и парадокс вместе. Афоризм сам по себе, парадокс в устах феномена… Феномен тоже человек, и он менее всего создан для полета… И для счастья тоже.» То есть, если бы этот афоризм изрек здоровый человек, то смысл бы не исказился, афоризм бы не превратился в необычное высказывание.
8. Беседа по 4 главе рассказа.
Вопрос: Какова роль 4 главы в композиции рассказа?
Ответ: Развязка
Вопрос: Назовите центральный эпизод этой главы. В чем его смысл и значение?
Ответ: Феномен отдает большие деньги Дударева первому попавшемуся нищему. Яну Залусскому важно одарить нищего не только затем, чтобы сдержать слово, но и для того, чтобы ощутить свою полезность счастье дарения.
Задание: Подтвердите это текстом.
Чтение диалога феномена и долгоусого в лицах.
Вопрос: Какой еще афоризм произносит герой? Запишите его. О чем он?
Ответ: «Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него». Иногда человек имеет все, но не может быть счастлив, не ценит то, что имеет, а феномен счастлив, что без рук, а кормит семью, племянников, дает им хлеб насущный.
Задание: Сравните мысли и поведение феномена и долгоусого.
Вопрос: Что большее, чем хлеб насущный, дает феномен детям?
Ответ: Афоризм, содержащий надежду на счастье в жизни.
Вопрос: Что поняли дети? Что изменилось в них после встречи с феноменом? Почему дети спали плохо и плакали? Подтвердите ответ текстом.
Ответ: Потому что случай, произошедший с ними, заставил их проститься со сказкой, детством, заставил их повзрослеть. Так как они чутки ко всему происходящему, они начали чувствовать и чужую боль. «В дремоте обоим нам являлось лицо феномена и его глаза, то холодные и циничные, то подернутые внутренней болью».
Вопрос: Чем заканчивается повествование?
Ответ: Мальчики опять приходят в свой тихий уголок, но он им уже не интересен.
Учитель: Жизнь в фантазии сменилась для мальчиков реальной жизнью, которая заставляет задуматься, для чего живет человек. Теперь фантазии скучны, не заменят реальной жизни. Произошел духовный перелом – резкое изменение в сознании.
В основе сюжета многих произведений лежит понятие контраста, которое помогает ярче раскрыть личность героя. В «Парадоксе» это детство и взросление героев. Один и тот же пейзаж в разные моменты бытия героев воспринимается по-разному.
И, как сломанный экипаж в первой главе не нарушал гармони мира детства, так и калека-феномен – это часть реальной жизни, а жизни не надо бояться. Это наши с вами мысли об идее рассказа Короленко «Парадокс». Подтвердятся ли они словами и мыслями самого писателя. Давайте посмотрим: (Учитель открывает слова на стенде до этого закрытые ватманом) «Жизнь вообще, в самых мелких и самых крупных своих явлениях, кажется мне проявлением общего великого закона, главные основные черты которого добро и счастье. А если нет счастья? Ну, что ж, исключение не опровергает правила. Нет своего - есть чужое, а все-таки закон жизни есть стремление к счастью и его осуществлению. Только это я и пытался сказать своим парадоксом».
Эти слова были написаны в один из самых трагических моментов в жизни писателя, когда он узнал о смерти своей маленькой дочери Лели. Но он считает, что надо не сдаваться в жизни.
Задание: Писатель И.А.Бунин (наш земляк) сказал однажды, что он спокоен за нравственное состояние русской литературы, пока в ней есть В.Г.Короленко. Прокомментируйте эту мысль И.А.Бунина.
Ответ: Литература будет всегда нести людям поддержку и надежду на счастье, а В.Г.Короленко это удается особенно.
Домашнее задание: Опишите случай, произошедший с вами, который заставил вас иначе взглянуть на мир.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок по литературе в 5 классе по теме :Нравственные уроки повести В.Г.Короленко "Дети подземелья"
обощающий урок по повести В.Г.Короленко"Дети подземелья"...
Урок по творчеству В.Г.Короленко
Урок по этюду В.Г.Короленко "Слепой музыкант"...
Презентация к уроку по творчеству В.Г. Короленко "В дурном обществе"
Данная презентация используется при сравнительном анализе двух героев. Затем дается понятие "антитеза". Сравнивая Соню и Марусю, ребята знакомятся с социальными проблемами жизни, выдвигают свои ...
Презентация к уроку литературы по творчеству В.Короленко
Герои произведения В.Короленко "Дети подземелья"...
Технологическая карта . Урок 65. В.Г.Короленко. В ДУРНОМ ОБЩЕСТВЕ. ДВЕ СЕМЬИ-ДВЕ СУДЬБЫ.Урок общеметодологической направленности 5 класс
Технологическая карта . Урок 65. В.Г.Короленко. В ДУРНОМ ОБЩЕСТВЕ. ДВЕ СЕМЬИ-ДВЕ СУДЬБЫ.Урок общеметодологической направленности 5 класс...
Открытый урок по теме «Нравственные уроки повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия (участие в сценке эпизода, обобщение, умозаключение) Содержательная цель: расширение понятийной...
Урок литературы в 5 классе "Нравственные уроки повести В.Г.Короленко "В дурном обществе"
Дидактическая цель урока: создать условия для успешного освоения учащимися умения анализировать проичтанный рассказ, выявлять авторскую идею, для формирования нравственных основ личности: доброты, сос...