Урок по творчеству В.Г.Короленко
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Малюлина Ольга Владимировна

Урок по этюду В.Г.Короленко "Слепой музыкант"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etyud_v_cherno.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Этюд в черно-белых тонах

Урок-размышление над этюдом В.Г.Короленко «Слепой музыкант».

Цели и задачи урока:

  • рассмотреть особенности мира героев В.Г.Короленко, его восприятие мира через осмысление образной системы повести «Слепой музыкант»;
  • показать духовное обновление обиженного судьбой человека, «нарисовать» его горький и тернистый путь к осознанию своего предназначения;
  • развивать логические процедуры деятельности (анализ, сравнение, обобщение, описание, объяснение), а также развивать интуицию;
  • развивать чувство личной ответственности за свою жизнь, за свое предназначение в ней.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор, слайд-шоу, презентация, раздаточный материал (схема),  

      музыкальные записи этюдов «До мажор», «Си минор» С. Рахманинова.

Ход урока.

  1. Эмоциональное вступительное слово учителя.

Звучит аудиозапись этюда С. Рахманинова.

(Слайд «Тема урока»)

        Два постулата выводят людей из «мертвой зоны»: «Человек создан для счастья, как птица для полета», «Хранить чуткость к человеческому страданию и искать выхода».

           В этом, несомненно, был убежден писатель, в долгой жизни которого было все:                                                            

и борьба за кусок хлеба и преследование властей, ссылки, аресты, многочисленные доносы, надзор и огромное желание писать и быть интересным для читателя.

В своих произведениях он говорил о многом: о страдании, о лишениях простого человека, о его стремлении быть нужным, полезным близким, родным, о нравственной чистоте и красоте…  Он, «самый правильный», по выражению критика, писатель В.Г.Короленко.

  1. Работа с портретами писателя.

           Он не любил фотографироваться и позировать художникам, ссылаясь на постоянную нехватку времени, тем не менее, известно о трех  живописных портретах писателя. (Слайд «Портреты Короленко»). Кисти А. Пархоменко, А.Ярошенко, И.Репина, К сожалению, подлинник одного из портретов был уничтожен фашистами в 1943 году при оккупации города Полтавы, где находился музей писателя.

        Каждый  художник по-своему увидел Владимира Галактионовича.  

        А каким увидели его вы?

  • Какой из портретов, по–вашему, лучше других отражает духовный мир писателя? Почему вы так считаете?

  *** Портрет  И. Репина наиболее удачно передает характер В.Г. Короленко. В нем художник отразил «призывающее», «яростное внимание». Оно «передано в самой позе писателя: весь подавшись вперед, он – мало сказать, слушает, он как бы заглатывает то, что ему сообщают, как бы переселяется в душу собеседника». ( Сборник «Панорама 96», «Портреты В.Г.Короленко» ).

Вывод:  так и есть, писатель, используя четкое, меткое слово, проникает в наши мысли, душу, сердце, остается там навсегда.

  1. Словарная работа. Создание первой проблемной ситуации. Организация работы в группах.

Сегодня мы поговорим о произведении необычном. Созданное в 1886 году, оно выдержало 15 изданий, что говорит о необычайном интересе читателей. Работая кропотливо, долго, писатель несколько раз вносил изменения в первоначальный вариант произведения.  Необычен и его жанр. Это этюд.

  • Знакомо ли вам это слово?

***Да, оно имеет несколько значений.

( С. И. Ожегов. Толковый словарь русского языка. М.,1991г.)

      (Слайд «Этюд»).

                                                     

     Музыка                                                         Живопись

Музыкальная  пьеса, основанная                                                                                                Художественное произведение,  

 на применении отдельного технического                                                                             выполненное с натуры для тщательного ее

приема игры и предназначенная для                                                                                      изучения.  

совершенствования  мастерства                                                  

исполнителя.  

                                   Литература          

                                               Художественное произведение…

                                       ?

  • Почему «Слепой музыкант» это этюд? Дополните схему. Дети работают в группах, просматривая заранее приготовленную презентацию.

Вывод: свое произведение Короленко посвящает изучению человеческой души. Показывает

             поиски смысла жизни главным героем Петром Попельским.

  Постановка целей и задач урока.

Проследим вместе с писателем за героями этюда. Поразмышляем над вечными вопросами о счастье, любви, назначении жизни.

Для чего предназначена человеческая жизнь, как пройти свой путь, чтобы не было стыдно, что выбрать? Смело шагнем в «простой и сложный мир» поэтики В.Г.Короленко, чтобы понять это.

С этой целью послушаем ребят, которые дома исследовали вопросы:

  1. Роль пейзажа в произведении.
  2. Роль цвета и света в этюде.

5. Аналитическая работа над произведением.

             В.Г.Короленко писал: «В этом этюде я задался целью проследить душевную драму слепого».

  • Как вы понимаете выражение «душевная драма»?
  • Кто из героев произведения испытывает душевную драму? Как это показано писателем?

(Слайд «Душевная драма»).

***Испытывают душевное потрясение многие: Петр, ощущая свою неполноценность. Мать слепого мальчика, которая предчувствует тяжелое будущее своего ребенка. Максим Яценко – дядя

 слепого, - считающий, что жизнь – борьба и в ней нет места для инвалидов. (Отчаянный боец, он был ранен на поле битвы австрийцами. «Правую ногу ему  совсем отрезали, и потому он ходил на костыле, а левая рука была повреждена и годилась только на то, чтобы кое-как опираться на палку», «…ему казалось, что он рыцарь, выбитый из седла жизнью и поверженный в прах».

  - Кто помогает Максиму Яценко изменить свое отношение к жизни?

***Слепой малыш.

 «Если сложить нас обоих вместе, пожалуй, вышел бы один лядащий человечишко». «Присутствие в доме слепого мальчика постепенно и нечувствительно дало деятельной мысли изувеченного бойца другое направление… в глазах вместо глубокой и тупой боли виднелось теперь вдумчивое выражение заинтересованного наблюдателя». Он пришел к выводу, что «глупая заботливость, устраняющая от него необходимость усилий, убивает в нем все шансы на более полную жизнь». Он считает, что Петр должен упражняться, чтобы научиться самому познавать окружающий мир.

-Какие еще люди вошли в жизнь Петра? Расскажите о них.

( Слайд    «Эвелина», «Мама на природе», «Дудка Иохима» появляются постепенно по мере того, как об этих героях идет речь.)

                                                               

Вывод: каждый из них что-то дал мальчику. Мать – заботу, Максим –уверенность, Эвелина – любовь, Иохим – понимание музыки, любовь к родной природе, родине.

  1. Выступление исследовательских групп учащихся.

Читая текст, мы видим: Петру было нелегко постигать окружающий его звучащий мир. Изо дня в день ему приходилось преодолевать трудности в борьбе с  недугом, ибо он рано понял, что человек должен бороться за право быть человеком, несмотря на сложившиеся обстоятельства.

  • Какие это трудности?

 Постижение мира природы. Выступление первой группы учащихся.  

***Мир природы показан Короленко двояко: восприятие зрячих людей и восприятие слепого Петра.

 Часть 6, глава 1.

«…весна ворвалась в комнату с удвоенной силой. В залитые светом окна глядело смеющееся весеннее солнце, качались голые еще ветки буков, вдали чернели нивы, по которым местами лежали белые пятна тающих снегов, местами же пробивалась чуть заметною зеленью молодая трава. Всем дышалось вольнее и лучше, на всех весна отражалась приливом обновленной и бодрой жизненной силы».

  Петр не видит ни зелени, ни света. Картина мира воссоздается перед ним при помощи звуков. Его охватывает «болезненное недоумение».

« Он слышал, как бегут потоки весенней воды, точно вдогонку друг за другом, прыгая по камням, прорезаясь в глубину размякшей земли, ветки буков шептались за окнами, сталкиваясь и звеня легкими ударами по стеклам. А торопливая весенняя капель от нависших на  крыше сосулек, прихваченных утренним морозом и теперь разогретых солнцем, стучала тысячью звонких ударов. Эти звуки падали в комнату, подобно ярким и звонким камешкам, быстро отбивавшим переливчатую дробь. По временам сквозь этот звон и шум окрики журавлей плавно проносились с далекой высоты и постепенно смолкали, точно тихо тая в воздухе».

         Писатель использует яркие метафоры, эпитеты, сравнения, картина будто живая.

        Но у пейзажа в этом произведении есть и еще одна функция - передавать душевное состояние героев. К примеру, в сцене объяснения в любви Петра и Эвелины читаем:

«Было тихо; только вода все говорила о чем-то, журча и звеня… Густая черемуха шептала темною листвой; песня около дома смолкла, но зато над прудом соловей заводил свою…». «Соловей, некоторое время пробовавший свой голос, защелкал и рассыпался по молчаливому саду неистовою трелью…»

        Соловей-певец, живой, чувствующий вместе с героями, Петром и Эвелиной.

Песня соловья переливается в чарующую музыку.

(Слайд «Музыкант»)

             Чтение отрывка под музыку. Звучит этюд С.Рахманинова.  

«Открыв крышку, он слегка тронул клавиши и пробежал по ним несколькими быстрыми легкими аккордами…В его душе подымались, как расколыхавшиеся волны, самые разнообразные ощущения. Прилив неведомой жизни охватил его…он дрогнул, тронул клавиши и, подхваченный новой волной нахлынувшего чувства, отдался весь плавным, звонким и певучим аккордам…Формы, в какие успело отлиться музыкальное чувство Петра, были именно те, в какие отливалась игра его матери. Это были формы народной музыки, которые звучали постоянно в его душе, которыми говорила в этой душе родная природа…»

        Теперь у слепого есть все: любовь, музыка, увлечение.

- Почему же все еще грустно его лицо?

  ***Он грустит по свету.

Работа третьей группы.

В начале ЭТЮДА мир Петра раскрашен темными красками. Автор все чаще и чаще употребляет слова «мрак», «тьма», «ночь» и т.д Постепенно в его мир проникает свет. Когда он влюблен, он чувствует свет. «Вода журчала … и так же шептались кусты черемухи, только вчера было темно, а теперь стояло яркое солнечное утро. И никогда еще он не чувствовал света так ясно…»

Наш урок великолепно украсили иллюстрации-этюды, выполненные Оксаной и Мариной.

 -Почему вы выбрали именно такие краски для работы?

 Петр проходит трудный жизненный путь. Расскажите о нем.

  • Какой выбор ему предстояло сделать?

(Слайд «Слепой звонарь»)

***Он выбирает трудную дорогу: уходит со слепыми певцами странствовать.

  • Для чего он это  делает, ведь в этом нет необходимости. Он богат, не в чем не нуждается.

***Ему хочется полнее узнать жизнь простых людей, чтобы окончательно прозреть душой.  

«Позднею осенью панич неожиданно для всех в усадьбе вернулся с двумя слепцами в нищенской одежде. Кругом говорили, что он ходил в Почаев по обету, чтобы вымолить у почаевской богоматери исцеление.

   Впрочем, глаза его оставались по-прежнему чистыми и по-прежнему незрячими. Но душа, несомненно, исцелилась»

- Когда к Петру пришло окончательное прозрение?

***Когда родился ребенок, он понял: чтобы полноценно жить, а не существовать, нужно отдавать себя другим людям. Нельзя жить только для себя, хороня великий талант в своем горе. Его нужно нести людям.

«Я видел вас всех… Я отдал все это… ему… ребенку и…всем…»

Это и есть настоящее прозрение. Он стал чувствовать людское горе и людскую радость, и все это отразилось в его музыке. Прочитайте эпилог.

  • Каких красок больше?

Открывается полная таблица. (Ученик делает общий вывод)

Вывод: по мнению Короленко, два постулата выводят человека из мертвой зоны: «Человек создан для счастья, как птица для полета», «Хранить чуткость к человеческому страданию и искать выхода».

          «Жизнь состоит в постоянном стремлении, достижении и новом стремлении… Если при этом люди научатся все больше помогать друг другу в пути, если будет все меньше отсталых, если на пройденных путях будет оставаться все больше маяков, светящих вперед, если впереди будет все яснее, - то это значит, что счастья будет все больше. Потому что счастье  только в жизни, а жизнь вся – стремление, достижение, новое стремление».

 Так считал В.Г.Короленко, писатель с чутким сердцем и цветной душой!

7. Домашнее задание:

Сотворить сочинение-миниатюру, этюд (музыкальный, художественный) на тему «О чем заставил меня задуматься «Слепой музыкант» В.Г.Короленко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по творчеству В.Г. Короленко "В дурном обществе"

Данная презентация используется при сравнительном анализе двух героев. Затем дается понятие "антитеза". Сравнивая  Соню и Марусю, ребята знакомятся с социальными проблемами жизни, выдвигают свои ...

Урок-презентация по творчеству В.Г. Короленко "От тьмы к свету"

Урок по творчеству В.Г.Короленко "Слепой музыкант"...

Пейзаж в творчестве В.Г. Короленко

В презентации рассказывается о роли пейзажа в творчестве В.Г. Короленко...

5кл Практическая работа по творчеству В.Г. Короленко

5кл Практическая работа   по творчеству В.Г. Короленко...

Творчество В. Г. Короленко."В дурном обществе"

Биография В.Г. Короленко. История создания произведения "В дурном обществе"....