Разоблачение пороков чиновничества в пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор». Хлестаков и "миражная интрига"
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Трущенкова Ольга

Цель: 

- знакомство учащихся с персонажами комедии, описание их характеров через «говорящие фамилии», портрет, авторские зарисовки,  развитие восприятия учащимися литературного произведения.

Планируемые результаты:

Предметные:

-опре­деление авторского отношения к героям, идейно-эмоцио­нальное содержание комедии.

- вспомнить основные теоретические понятия (юмор, сатира, сарказм, герой, портрет).

Метапредметные:

Познавательные:

- уметь искать и выделять необходимую информацию в предложен­ных текстах.

- объяснить природу гоголевского смеха, привить интерес к произведениям писателя.

Регулятивные: уметь осознавать усвоенный материал, осознавать качество и уровень усвоения.

Коммуникативные: ставить вопросы, обра­щаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Личностные: формирование навыков взаимо­действия в группе по алгоритму вы­полнения задачи при консульта­тивной помощи учителя;

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_revizor.doc127.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                     

                                                                  ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Тип урока: Урок открытия нового знания

Тема: Разоблачение пороков чиновничества в пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор».  Хлестаков и "миражная интрига"

УМК: В.Я.Коровина

Класс: 8.

Цель:  

- знакомство учащихся с персонажами комедии, описание их характеров через «говорящие фамилии», портрет, авторские зарисовки,  развитие восприятия учащимися литературного произведения.

Планируемые результаты:

Предметные:

-определение авторского отношения к героям, идейно-эмоциональное содержание комедии.

- вспомнить основные теоретические понятия (юмор, сатира, сарказм, герой, портрет).

Метапредметные:

Познавательные:

- уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах.

- объяснить природу гоголевского смеха, привить интерес к произведениям писателя.

Регулятивные: уметь осознавать усвоенный материал, осознавать качество и уровень усвоения.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя;

                  Этап

         Деятельность учителя

     Деятельность учащихся

              УУД

1.Этап мотивации к учебной деятельности

Проверяет готовность к уроку, настраивает на работу.

Читает сцену из афиши (приложение 1).

- Вот такой любопытный диалог можно было услышать о постановке пьесы « Ревизор». Что же побудило написать эту пьесу великого писателя? Сам Гоголь писал: « В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал… и за одним разом посмеяться над всем.  Сквозь  смех… читатель услышал грусть…»

  Исходя из высказывания Гоголя,  давайте определим цели сегодняшнего урока.

Готовятся к уроку, настраиваются на работу.

Смотрят на афишу к спектаклю. Слушают.

Отвечают:

Что дурного знал Гоголь и показал читателю

Для чего решил посмеяться?

О чём грустит писатель?

принятие и сохранение учебной задачи,

формулирование собственного мнения,

построение речевого высказывания в устной форме

2.Этап актуализации знаний, полученных на предыдущем уроке

Организует беседу.

- Кто подсказал сюжет комедии « Ревизор» Гоголю?

- Какие слова добавил Гоголь в комедию Н.В. Гоголь при второй постановке?

- Кому принадлежат слова: " Ну и пьеска! Всем досталось, а мне более всех!"

- К какому роду литературы принадлежит произведение Гоголя?

- Какой литературный прием применяет автор для обличение общественных пороков

- Какой эпиграф Н. В. Гоголь предпослал комедии “Ревизор”?

Отвечают на вопросы учителя.

А.С. Пушкин

«Над кем смеетесь – над собой смеетесь!»

Император Николай I

драма

сатира

«На зеркало неча пенять, коли рожа крива».

принятие и сохранение учебной задачи,

 формулирование собственного мнения,

построение речевого высказывания в устной форме

3.Работа в творческой группе

Теперь посмотрим на то отражение в зеркале, которое показал нам Н.В. Гоголь.

Организует выполнение задания.

Задание. Составьте психологический портрет чиновника.

(приложение 2)

Работают  в группах, дают внешнюю и внутреннюю характеристику герою определенного ведомства, используют такие литературоведческие термины как «говорящее имя, фамилия», «портретная характеристика»,  определяют отличительные особенности героя, заполняют в таблице графу своего героя (ев)

принятие и сохранение учебной задачи, поиск необходимой информации,

формулирование собственного мнения,

построение речевого высказывания в письменной форме

4. Этап коллективной  работы над проектом

Организует работу в группе и отчёт о проделанной  работе.

Предоставляют отчет по своему герою (ям). Соединяют всё, что заполнили в общую таблицу.

принятие и сохранение учебной задачи,

формулирование собственного мнения,

построение речевого высказывания в устной форме

5.Этап первичного закрепления

Организует совместную работу по объяснению значения фразеологизмов, связанных с прочитанным текстом. Сопоставление с действиями героев комедии.

Гореть на работе,

титанический труд

нести бремя ответственности

 учение свет, а неучение – тьма

работать засучив рукава,

"Судья — это говорящий закон, а закон — это немой судья" (Цицерон),

Долг судей — вершить правосудие, а их ремесло — оттягивать его; многие судьи знают свой долг и продолжают заниматься своим ремеслом. Ж. Лабрюйер.  

Если больной очень хочет жить, врачи бессильны. (Ф. Раневская)

Отвечают:

Усердно трудиться.

Гигантский тяжелый труд

Быть ответственным, переживать о последствиях

Просвещать кого-то знаниями

Усердно трудиться

Суд = закон

О лживых корыстных судьях

О плохих врачах

Делают вывод: некоторые фразеологизмы являются иллюстрацией действий чиновников уездного города, а некоторые – антипримером того, как они поступают.

формулирование собственного мнения на основе интерпретации,

построение речевого высказывания в устной форме

6.Первичный вывод

- Какие отрицательные черты характерны для каждого чиновника? Каким словом - синонимом можно заменить сочетание « отрицательные черты»?

- Почему никто из них не смог разглядеть в Хлестакове пройдоху?

- что такое интрига и почему она сохраняется так долго?

- как вы понимаете словосочетание «миражная интрига»?

Называют черты по  очереди;  словом – пороки.

Отвечают:

ревизоры ездили тайно, вели себя не похоже на проверяющих; одет прилично; собственный страх.

Ненастоящая интрига, фальшивая, надуманная из-за страха чиновников.

принятие и сохранение учебной задачи,

 формулирование собственного мнения,

построение речевого высказывания в устной форме

7.Вывод

Возвращаемся к началу урока. Посмотрите, какие цели мы перед собою ставили?  Организует письменный ответ на вопросы:

Для чего Гоголь решил посмеяться? (одна половина класса),

О чём грустит Гоголь?( вторая половина класса)

Выполняют письменную работу.

принятие и сохранение учебной задачи,

формулирование собственного мнения,

построение речевого высказывания в  письменной форме

8. Этап прогнозирования

Вам стало интересно, как дальше разрешится эта «миражная интрига?»

Предлагают  свои варианты разрешения проблемы  возникшей перед городничим.

принятие и сохранение учебной задачи,

формулирование собственного мнения,

построение речевого высказывания в устной форме, попытка построить прогноз на развитие сюжета произведения.

  9. Рефлексия. Получение домашнего задания

Подводит итоги урока, объявляет оценки и домашнее задание: действие 2-3 – читать, написать ответ на самостоятельно придуманный вопрос к уроку.

Подводят итоги, выставляют оценки, записывают домашнее задание.

формирование границ собственного знания и незнания

принятие и сохранение учебной задачи

                                                                             

  Приложение № 1

                                                                               

Дама Сцена у афиши.

Дама:  

- Погода сегодня замечательная. Ах, посмотрите – афиша. Любопытно, что за пьеса?

Господин:         

-«Ревизор»? Любопытная пьеска я вам доложу. Сам государь изволил быть на премьере и остался очень недоволен.

премьере и остался очень недоволен.

Дама:  

- Что, настолько плоха?

Господин:

- Да нет, только господин Гоголь вывел прелюбопытные типы на сцену. Вот взять хотя  этого городничего, он мне начальника департамента, в котором служу, напоминает.

бы этого городничего, он мне начальника департамента, в котором я служу,

напоминает.

Дама:  

- Смотрите, а фамилии какие занятные. Сквозник-Дмухановский, Хлопов, Ляпкин-Тяпкин, Земляника, Бобчинский , Добчинский. Так и кажется, что они говорят что-то об их владельцах.

Тяпкин, Земляника, Бобчинский, Добчинский. Так и кажется, что они говорят что-т

об их владельцах.

Приложение № 2

(таблица, которую по ходу урока дети заполняют полностью, работая в группах каждый над своим ведомством)

Герой

Имя

Фамилия

Антон Антонович Сквозник – Дмухановский

Антон – вступающий в бой

Должен: вступать в бой с коррупцией, казнокрадством, преступностью и т.д.

Сквозник – сквозняк, непостоянный, ветреный, лгун.

Лука Лукич Хлопов

Лука – свет

Должен: нести свет в массы, просвещать, образовывать

Хлопов – созвучно с Холопов – прислуживается, выкручивается

Аммос Федорович Ляпкин – Тяпкин

Аммос – несущий бремя

Должен: нести бремя ответственности

Ляпкин-Тяпкин – делает все тяп-ляп, неответственный,

Артемий Филиппович Земляника

Артемий – невредимый, безупречного здоровья

Должен: Оздоравливать население города

Земляника – дикая ягода, растет при дороге. Любит пускать пыль в глаза, методы лечения дикие.

Христиан Иванович Гибнер

Христиан – христианин, человеколюбец

Должен: возлюбить ближнего как самого себя

Гибнер – от слова гибнуть, несущий погибель.

Иван Кузьмич Шпекин

Иван – благодать Божья

Должен – радовать письмами, налаживать общение

Шпекин – созвучно с немецким «шпрехен» (говорить) и со словом шпион

Шпионит за всеми, читая письма


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок "разоблачение пороков чиновников" в пьесе Н.В.Гоголя "Ревизор" 8 класс

Данный урок-спектакль проводится в 8 классе по учебнику под редакцией В.Я.Коровиной. Требует подготовительной работы с обучающимися, но результат не заставит себя ждать....

Урок литературы на тему «Разоблачение нравственных пороков чиновников» по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» .

Урок литературы на тему «Разоблачение нравственных пороков чиновников» по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» ....

"Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

Данная презентация может быть использована на заключительном уроке по изучению комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"....

Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приёмы сатирического изображения чиновников.

Цель: раскрыть замысел автора; показать, как обстоятельства привели чиновников к их роковой ошибке, как завязывается и в чём выражается драматическое действие; показать приёмы сатирического изображени...

Учебная презентация по пьесе Н.В. Гоголь "Ревизор" Н.В. Гоголь

Учебная презентация по пьесе Н.В. Гоголь "Ревизор" Н.В. Гоголь  представляет цитатный план по сюжету в сопровождении иллюстраций, а также вопросы для учащихся....

Русское чиновничество в комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"

Данная разработка позволяет повторить и расширить представления о Н.В.Гоголе как о писателе-сатирике; развить аналитические умения и навыки учащихся; раскрыть жизненную основу комедии; понять обстояте...