Разоблачение пороков чиновничества в пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор». Хлестаков и "миражная интрига"
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Цель:
- знакомство учащихся с персонажами комедии, описание их характеров через «говорящие фамилии», портрет, авторские зарисовки, развитие восприятия учащимися литературного произведения.
Планируемые результаты:
Предметные:
-определение авторского отношения к героям, идейно-эмоциональное содержание комедии.
- вспомнить основные теоретические понятия (юмор, сатира, сарказм, герой, портрет).
Метапредметные:
Познавательные:
- уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах.
- объяснить природу гоголевского смеха, привить интерес к произведениям писателя.
Регулятивные: уметь осознавать усвоенный материал, осознавать качество и уровень усвоения.
Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.
Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_revizor.doc | 127.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Тип урока: Урок открытия нового знания
Тема: Разоблачение пороков чиновничества в пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор». Хлестаков и "миражная интрига"
УМК: В.Я.Коровина
Класс: 8.
Цель:
- знакомство учащихся с персонажами комедии, описание их характеров через «говорящие фамилии», портрет, авторские зарисовки, развитие восприятия учащимися литературного произведения.
Планируемые результаты:
Предметные:
-определение авторского отношения к героям, идейно-эмоциональное содержание комедии.
- вспомнить основные теоретические понятия (юмор, сатира, сарказм, герой, портрет).
Метапредметные:
Познавательные:
- уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах.
- объяснить природу гоголевского смеха, привить интерес к произведениям писателя.
Регулятивные: уметь осознавать усвоенный материал, осознавать качество и уровень усвоения.
Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.
Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя;
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Этап мотивации к учебной деятельности | Проверяет готовность к уроку, настраивает на работу. Читает сцену из афиши (приложение 1). - Вот такой любопытный диалог можно было услышать о постановке пьесы « Ревизор». Что же побудило написать эту пьесу великого писателя? Сам Гоголь писал: « В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал… и за одним разом посмеяться над всем. Сквозь смех… читатель услышал грусть…» Исходя из высказывания Гоголя, давайте определим цели сегодняшнего урока. | Готовятся к уроку, настраиваются на работу. Смотрят на афишу к спектаклю. Слушают. Отвечают: Что дурного знал Гоголь и показал читателю Для чего решил посмеяться? О чём грустит писатель? | принятие и сохранение учебной задачи, формулирование собственного мнения, построение речевого высказывания в устной форме |
2.Этап актуализации знаний, полученных на предыдущем уроке | Организует беседу. - Кто подсказал сюжет комедии « Ревизор» Гоголю? - Какие слова добавил Гоголь в комедию Н.В. Гоголь при второй постановке? - Кому принадлежат слова: " Ну и пьеска! Всем досталось, а мне более всех!" - К какому роду литературы принадлежит произведение Гоголя? - Какой литературный прием применяет автор для обличение общественных пороков - Какой эпиграф Н. В. Гоголь предпослал комедии “Ревизор”? | Отвечают на вопросы учителя. А.С. Пушкин «Над кем смеетесь – над собой смеетесь!» Император Николай I драма сатира «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». | принятие и сохранение учебной задачи, формулирование собственного мнения, построение речевого высказывания в устной форме |
3.Работа в творческой группе | Теперь посмотрим на то отражение в зеркале, которое показал нам Н.В. Гоголь. Организует выполнение задания. Задание. Составьте психологический портрет чиновника. (приложение 2) | Работают в группах, дают внешнюю и внутреннюю характеристику герою определенного ведомства, используют такие литературоведческие термины как «говорящее имя, фамилия», «портретная характеристика», определяют отличительные особенности героя, заполняют в таблице графу своего героя (ев) | принятие и сохранение учебной задачи, поиск необходимой информации, формулирование собственного мнения, построение речевого высказывания в письменной форме |
4. Этап коллективной работы над проектом | Организует работу в группе и отчёт о проделанной работе. | Предоставляют отчет по своему герою (ям). Соединяют всё, что заполнили в общую таблицу. | принятие и сохранение учебной задачи, формулирование собственного мнения, построение речевого высказывания в устной форме |
5.Этап первичного закрепления | Организует совместную работу по объяснению значения фразеологизмов, связанных с прочитанным текстом. Сопоставление с действиями героев комедии. Гореть на работе, титанический труд нести бремя ответственности учение свет, а неучение – тьма работать засучив рукава, "Судья — это говорящий закон, а закон — это немой судья" (Цицерон), Долг судей — вершить правосудие, а их ремесло — оттягивать его; многие судьи знают свой долг и продолжают заниматься своим ремеслом. Ж. Лабрюйер. Если больной очень хочет жить, врачи бессильны. (Ф. Раневская) | Отвечают: Усердно трудиться. Гигантский тяжелый труд Быть ответственным, переживать о последствиях Просвещать кого-то знаниями Усердно трудиться Суд = закон О лживых корыстных судьях О плохих врачах Делают вывод: некоторые фразеологизмы являются иллюстрацией действий чиновников уездного города, а некоторые – антипримером того, как они поступают. | формулирование собственного мнения на основе интерпретации, построение речевого высказывания в устной форме |
6.Первичный вывод | - Какие отрицательные черты характерны для каждого чиновника? Каким словом - синонимом можно заменить сочетание « отрицательные черты»? - Почему никто из них не смог разглядеть в Хлестакове пройдоху? - что такое интрига и почему она сохраняется так долго? - как вы понимаете словосочетание «миражная интрига»? | Называют черты по очереди; словом – пороки. Отвечают: ревизоры ездили тайно, вели себя не похоже на проверяющих; одет прилично; собственный страх. Ненастоящая интрига, фальшивая, надуманная из-за страха чиновников. | принятие и сохранение учебной задачи, формулирование собственного мнения, построение речевого высказывания в устной форме |
7.Вывод | Возвращаемся к началу урока. Посмотрите, какие цели мы перед собою ставили? Организует письменный ответ на вопросы: Для чего Гоголь решил посмеяться? (одна половина класса), О чём грустит Гоголь?( вторая половина класса) | Выполняют письменную работу. | принятие и сохранение учебной задачи, формулирование собственного мнения, построение речевого высказывания в письменной форме |
8. Этап прогнозирования | Вам стало интересно, как дальше разрешится эта «миражная интрига?» | Предлагают свои варианты разрешения проблемы возникшей перед городничим. | принятие и сохранение учебной задачи, формулирование собственного мнения, построение речевого высказывания в устной форме, попытка построить прогноз на развитие сюжета произведения. |
9. Рефлексия. Получение домашнего задания | Подводит итоги урока, объявляет оценки и домашнее задание: действие 2-3 – читать, написать ответ на самостоятельно придуманный вопрос к уроку. | Подводят итоги, выставляют оценки, записывают домашнее задание. | формирование границ собственного знания и незнания принятие и сохранение учебной задачи |
Приложение № 1
Дама Сцена у афиши.
Дама:
- Погода сегодня замечательная. Ах, посмотрите – афиша. Любопытно, что за пьеса?
Господин:
-«Ревизор»? Любопытная пьеска я вам доложу. Сам государь изволил быть на премьере и остался очень недоволен.
премьере и остался очень недоволен.
Дама:
- Что, настолько плоха?
Господин:
- Да нет, только господин Гоголь вывел прелюбопытные типы на сцену. Вот взять хотя этого городничего, он мне начальника департамента, в котором служу, напоминает.
бы этого городничего, он мне начальника департамента, в котором я служу,
напоминает.
Дама:
- Смотрите, а фамилии какие занятные. Сквозник-Дмухановский, Хлопов, Ляпкин-Тяпкин, Земляника, Бобчинский , Добчинский. Так и кажется, что они говорят что-то об их владельцах.
Тяпкин, Земляника, Бобчинский, Добчинский. Так и кажется, что они говорят что-т
об их владельцах.
Приложение № 2
(таблица, которую по ходу урока дети заполняют полностью, работая в группах каждый над своим ведомством)
Герой | Имя | Фамилия |
Антон Антонович Сквозник – Дмухановский | Антон – вступающий в бой Должен: вступать в бой с коррупцией, казнокрадством, преступностью и т.д. | Сквозник – сквозняк, непостоянный, ветреный, лгун. |
Лука Лукич Хлопов | Лука – свет Должен: нести свет в массы, просвещать, образовывать | Хлопов – созвучно с Холопов – прислуживается, выкручивается |
Аммос Федорович Ляпкин – Тяпкин | Аммос – несущий бремя Должен: нести бремя ответственности | Ляпкин-Тяпкин – делает все тяп-ляп, неответственный, |
Артемий Филиппович Земляника | Артемий – невредимый, безупречного здоровья Должен: Оздоравливать население города | Земляника – дикая ягода, растет при дороге. Любит пускать пыль в глаза, методы лечения дикие. |
Христиан Иванович Гибнер | Христиан – христианин, человеколюбец Должен: возлюбить ближнего как самого себя | Гибнер – от слова гибнуть, несущий погибель. |
Иван Кузьмич Шпекин | Иван – благодать Божья Должен – радовать письмами, налаживать общение | Шпекин – созвучно с немецким «шпрехен» (говорить) и со словом шпион Шпионит за всеми, читая письма |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок "разоблачение пороков чиновников" в пьесе Н.В.Гоголя "Ревизор" 8 класс
Данный урок-спектакль проводится в 8 классе по учебнику под редакцией В.Я.Коровиной. Требует подготовительной работы с обучающимися, но результат не заставит себя ждать....
Урок литературы на тему «Разоблачение нравственных пороков чиновников» по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» .
Урок литературы на тему «Разоблачение нравственных пороков чиновников» по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» ....
"Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»
Данная презентация может быть использована на заключительном уроке по изучению комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"....
Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приёмы сатирического изображения чиновников.
Цель: раскрыть замысел автора; показать, как обстоятельства привели чиновников к их роковой ошибке, как завязывается и в чём выражается драматическое действие; показать приёмы сатирического изображени...
Учебная презентация по пьесе Н.В. Гоголь "Ревизор" Н.В. Гоголь
Учебная презентация по пьесе Н.В. Гоголь "Ревизор" Н.В. Гоголь представляет цитатный план по сюжету в сопровождении иллюстраций, а также вопросы для учащихся....
Русское чиновничество в комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"
Данная разработка позволяет повторить и расширить представления о Н.В.Гоголе как о писателе-сатирике; развить аналитические умения и навыки учащихся; раскрыть жизненную основу комедии; понять обстояте...
«РЕВИЗОР»: ЧЕТВЕРТОЕ ДЕЙСТВИЕ. РАЗОБЛАЧЕНИЕ ПОРОКОВ ЧИНОВНИчества
Конспект урока литературы в 8 классе...