История создания повести "Тарас Бульба"урок литературы в 7 классе
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме
Урк литературы 7 класс Тема: История создания повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_sozdaniya_povestitaras_bulba.doc | 33.5 КБ |
istoriya_sozdaniya_povestitaras_bulba.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-мастерская "История создания повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»" с использованием ИКТ
Цель урока: Подвести учащихся через изучение и анализ произведения к более глубокому пониманию понятия Родина, долг, измена.
Ход урока
Мастерская подразумевает работу в группах, поэтому каждой группе можно дать одно слово.
Ключевые слова:
Родина. Долг, Честь, Измена (какие ассоциации вызывают у вас эти слова?)
Записываем ассоциации на доске, выстраиваем логическую цепочку.
1.Слово учителя или учащегося об истории создания повести, сравнение двух редакций “Тараса Бульбы” (1835 г. и 1842 г.).
Действие повести происходит на Украине в пятнадцатом – начале шестнадцатого века, ещё до воссоединения её с Россией.
2. Работа с репродукциями:
Каждой группе предлагаются репродукции разных художников по произведению Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”, предлагается сравнить и записать сходства и различия, а также найти детали, воссоздающие атмосферу того “бранного времени”.
3. Работа с текстом:
Предлагается учащимся найти в первой главе детали, которые воссоздают ту же картину, что и на репродукциях.
Вопросы:
- С какой целью автор даёт столь подробный исторический комментарий?
- Какие художественные приёмы использует Гоголь, описывая “тяжёлый ХХ век на полукочующем углу России?
(Обсуждают группами, выбирают докладчика, заслушиваем все группы).
4. Работа с содержанием текста:
(Исценировка двух эпизодов) В следствие чего возникают вопросы.
Вопросы:
- Какие эпизоды показались вам смешными?
- Какие - печальными?
- Какие – торжественными?
- К какому времени относятся события, описанные в повести?
- Какова роль развернутого исторического отступления автора?
(Аргументируют, доказываю цитатами из текста)
5. Создание собственного текста:
Напишите коллективное сочинение-размышление на тему: “Нравы и обычаи Запорожской Сечи” (слушаем все варианты).
6. Создаем кроссворд:
(на доске белый лист бумаги (ватман)).
Каждая группа придумывает вопрос по тексту, рисует клеточки для ответа, задает этот вопрос другим группам и записывает ответ, другая группа должна задать вопрос и нарисовать клеточки так, чтобы в их ответе была хотя бы одна буква из предыдущего ответа.
(работа получается весёлой, ребята с удовольствием её выполняют).
7. Рефлексия:
(У каждой группы на столах лежит большой белый лист бумаги).
Нарисовать картину, на которой изображен конец этого произведения, но вы непосредственный участник этих событий, (придумать свой конец повести и нарисовать, можно добавлять своих героев)
(Рисуют, делают выставку, рассказывают, что нарисовали, и как закончилась их повесть).
8. Домашнее задание:
1. Составить план устного рассказа “Образ человека в повести Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”;
2. Сделать презентацию по теме: “Трагедия Тараса Бульбы”. Презентация.
Предварительный просмотр:
Урок-мастерская "История создания повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»" с использованием ИКТ
Цель урока: Подвести учащихся через изучение и анализ произведения к более глубокому пониманию понятия Родина, долг, измена.
Ход урока
Мастерская подразумевает работу в группах, поэтому каждой группе можно дать одно слово.
Ключевые слова:
Родина. Долг, Честь, Измена (какие ассоциации вызывают у вас эти слова?)
Записываем ассоциации на доске, выстраиваем логическую цепочку.
1.Слово учителя или учащегося об истории создания повести, сравнение двух редакций “Тараса Бульбы” (1835 г. и 1842 г.).
Действие повести происходит на Украине в пятнадцатом – начале шестнадцатого века, ещё до воссоединения её с Россией.
2. Работа с репродукциями:
Каждой группе предлагаются репродукции разных художников по произведению Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”, предлагается сравнить и записать сходства и различия, а также найти детали, воссоздающие атмосферу того “бранного времени”.
3. Работа с текстом:
Предлагается учащимся найти в первой главе детали, которые воссоздают ту же картину, что и на репродукциях.
Вопросы:
- С какой целью автор даёт столь подробный исторический комментарий?
- Какие художественные приёмы использует Гоголь, описывая “тяжёлый ХХ век на полукочующем углу России?
(Обсуждают группами, выбирают докладчика, заслушиваем все группы).
4. Работа с содержанием текста:
(Исценировка двух эпизодов) В следствие чего возникают вопросы.
Вопросы:
- Какие эпизоды показались вам смешными?
- Какие - печальными?
- Какие – торжественными?
- К какому времени относятся события, описанные в повести?
- Какова роль развернутого исторического отступления автора?
(Аргументируют, доказываю цитатами из текста)
5. Создание собственного текста:
Напишите коллективное сочинение-размышление на тему: “Нравы и обычаи Запорожской Сечи” (слушаем все варианты).
6. Создаем кроссворд:
(на доске белый лист бумаги (ватман)).
Каждая группа придумывает вопрос по тексту, рисует клеточки для ответа, задает этот вопрос другим группам и записывает ответ, другая группа должна задать вопрос и нарисовать клеточки так, чтобы в их ответе была хотя бы одна буква из предыдущего ответа.
(работа получается весёлой, ребята с удовольствием её выполняют).
7. Рефлексия:
(У каждой группы на столах лежит большой белый лист бумаги).
Нарисовать картину, на которой изображен конец этого произведения, но вы непосредственный участник этих событий, (придумать свой конец повести и нарисовать, можно добавлять своих героев)
(Рисуют, делают выставку, рассказывают, что нарисовали, и как закончилась их повесть).
8. Домашнее задание:
1. Составить план устного рассказа “Образ человека в повести Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”;
2. Сделать презентацию по теме: “Трагедия Тараса Бульбы”. Презентация.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы (2 класс). Формирование навыка чтения рассказа М.М. Пришвина "Разговор деревьев". Создание мотивации перечитывания ФГОС
Конспект составлен по программе "Перспективная начальная школа"...
Создание гипертекста на уроках литературы. Судьба России в творчестве А. С. Пушкина. (Урок по повестям Ивана Петровича Белкина.)
Цель фундаментального ядра общего образования – формирование гражданской позиции детей. Мы, учителя, должны стремиться к упорядоченным знаниям учащихся. Необходимо стремиться произведение повернуть ли...
Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей
Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. На данном уроке: ...
Разработка урока литературы 6 класс "Тарас Бульба"
Разработка урока литературы 6 класс Николай Васильевич Гоголь ."Тарас Бульба".Знакомство с содержанием повести, её героями.Определены задачи, цели урока, тип урока.Работа с текст...
Урок литературы 8 класс. Тема: История создания «Капитанской дочки».
Урок литературы 8 класс.Тема: История создания «Капитанской дочки»....
конспект урока литературы 7 класс по повести "Тарас Бульба"
Разработка урока литературы по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба". Тема урока " Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!"...
Конспект урока по технологии "Требование к одежде"История создания, конструирование и моделирование поясных изделий» Класс: 6
- Нет ничего плохого в том, что человек хочет быть красивым и привлекательным. Это не только естественно, но и закономерно. Мы говорим о том, что внешний вид во многом определяет внутренний мир челове...