Проект урока по роману "Мастер и Маргарита"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

урок по роману Булгакова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskiy_proekt_uroka.docx20.01 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Понтий Пилат». Анализ 2 главы.

Специфические компетенции; знание содержания ершалаимских глав, умение анализировать текст.

Межпредметные компетенции: умение сравнивать различные иллюстрации к тексту романа, понимание философии «доброй воли» И.Канта.

Цели урока: знать содержание второй главы; уметь анализировать текст; уметь аргументировано высказывать точку зрения; понимать различия между текстом Евангелия и романом; уметь сравнивать различные иллюстрации к роману; понимать теорию доброй воли Канта; понимать ценность в жизни нравственных законов.

Тип урока: урок анализа текста.

Виды обучающей и оценочной деятельности: эвристическая беседа, анализ текста, просмотр и обсуждение отрывка из фильма «Мастер и Маргарита», работа с иллюстрациями, фронтальный опрос, индивидуальная работа, работа в группах, работа со схемой.

Дидактическое обеспечение урока: текст романа, отрывок из художественного фильма «Мастер и Маргарита»,  иллюстрации, схемы.

  1. Актуализация опорных знаний.

Слово учителя: Мы продолжаем работать над текстом романа Булгакова. Сегодня говорим о 2 главе. Эта глава- ключ ко всему произведению, так как в ней автор поднимает важнейшие вопросы человеческого бытия. Вопросы, с которыми мы рано или поздно столкнёмся в жизни.

Работа с ключевыми словами: истина, власть, добро... Продолжите ряд самостоятельно.
Определение целей урока совместно с учащимися.

  1.  Изучение нового материала.

Просмотр отрывка из фильма «Мастер и Маргарита» Сцена допроса. Отличие ершалаимских глав от Евангелия. Проблемный вопрос: с какой целью автор допускает такие отличия?

       Работа с текстом главы. Портрет Пилата. Как ведёт себя Пилат в начале допроса? Почему Пилат задаёт вопрос об истине? Какую истину Пилату открывает Иешуа? Каково главное убеждение Иешуа? ( Философия И.Канта. Выступление подготовленного ученика) Как меняется отношение Пилата к виновности Иешуа? Перед какой нравственной проблемой встаёт Пилат? Почему он думает о гибели? Почему Иешуа отказывается от компромисса?  Выводы ученики записывают самостоятельно в тетрадях.

  1. Применение полученных знаний.

Работа со схемой. Добавить недостающие элементы. Ученики должны самостоятельно  вставить слова  Пилат, Бог, свобода, зло, трусость.  Работа в парах.

Кесарь

↓              Бог

                                                                ↓

Пилат

↓              Иешуа

                                                                   ↓

Власть                                                Свобода        

Зло. Трусость.              

                                                                Добро. Милосердие.  

 

   

                     

4.  Закрепление полученных знаний.

Работа с иллюстрациями к роману. Ребятам предлагаются иллюстрации одноклассников на тему «Внутренний мир Пилата и Иешуа».  Какие иллюстрации точнее передают характер героев? Работа в группах.

Работа со стихотворениями. Приложение № 1. Какое из них точнее передаёт суть нашего разговора? Почему? Работа в группах.

5.  Рефлексия. Перед нами произведение о нравственной ответственности человека за свои поступки. О том, что за всё в жизни нужно платить…Размышления ребят.

      6.  Домашнее задание.  Перечитать главы 16, 25, 26. Самостоятельно составить вопросы о поведении Пилата после допроса Иешуа.

         Приложение №1.

Джей Би Джей

Да., трусость страхом рождена,
она в лицо не может., в спину

метает комья из дерьма..

по ней иссохся кол осины.

трус на коленях, беглый взгляд,

без идеалов он, без кредо,

трус не боец и не солдат,

без воли трус и без победы.

идя  на подлость - ослеплён,

кромсает правых и неправых,

плевал на честь и совесть он,

пугливо угождая главам.

и не чураясь клеветы,

наветов, наговоров, сплетен

меня предаст., а там и ты...

очередным пойдёшь на пепел.

на лицах трусов до поры

пристойно вылизаны маски,

не угадаешь ты игры,

не распознаешь труса в массе.

да.. трусость с подлостью - семья..

у них животное начало,

смогу ль простить такое я?

им с этим жить - итак немало...

Трусость, подлость, предательство...


Трусость, подлость, предательство
Рядом ходят всегда...

Их  порой  обстоятельства
Нам откроют тогда,

Если что-то случилось,
Или может беда
Снежным комом свалилась,

И пришли холода.

Ты в надежде на помощь

Обзвонишь целый круг.

Руку дружбы протянет
Только преданный друг.

Но найдутся такие,

Кто тебя вмиг предаст.

Видя души пустые,

Скажешь им без прикрас:

Трусость, подлость, предательство
Рядом ходят всегда.

Вот сошлись обстоятельства-
Вы раскрылись тогда...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока в рамках семинара «Коррекционно-развивающий аспект урока» по теме “Изготовление декоративной табуретки”

Во вспомогательной коррекционной школе трудовое образование школьников приобретает поистине первостепенное значение. На этапе инновационных изменений возникает потребность в корректировке традиц...

проект урока по рассказу Н С Лескова "Зверь". Тема урока "Люди как звери"

Проект урока  по литературе в 6 классе по теме:«Люди как звери» по рассказу Н.С. Лескова «Зверь»Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаниВид урока: урок внеклассного чтенияФорма орга...

«Новый урок для новой школы» Проект урока русского языка в 6 классе с презентацией

Пояснительная запискак уроку русского языка в 6 классе по теме «Неопределённые местоимения»Автор:учитель русского языка и литературы  МБОУ « Марушинская СОШ»Направление:естественно-научноеТема, к...

Урок на английском и татарском языках на тему: “Английский язык-международный язык”. Презентация проектов”, урок разработан преп. англ. яз Амуровой А.Г. и преп. тат.яз Ахметзановой К.Р. МБОУ "СОШ №15 ЗМР РТ" для 7 кл."

Урок разработан: преп. англ.яз. Амуровой А.Г. и преп. тат. яз. Ахметзановой  К.Р., МБОУ «СОШ № 15 ЗМР РТ»  к муниципальному семинару «Интеграция учебных предметов как основа формирования уни...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок может быть использован как для класса коррекции, так и для общеобразовательного класса.Урок проходит в виде соревнования по рядам, при этом дети сидят на своих местах, как они привыкли. Формы раб...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок проходит в игровой форме, в виде соревнования по рядам. Урок состоит из 10 этапов. В процессе урока учащиеся участвуют в 7 конкурсах....

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок может быть использован, как для проведения в коррекционном классе, так и для общеобразовательного класса....