Методическая разработка урока
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Высоких Алла Викторовна

Роль личности в истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx14.79 КБ

Предварительный просмотр:

                        Методическая   разработка  урока

                Учителя МБОУ «СОШ №3» г. Гусь – Хрустальный

                                         Высоких А.В.

                           

                                      2014-2015 учебный год

Тема : Образ Ивана Грозного в поэме М.Ю. Лермонтова               «Песня про купца Калашникова».

Задача: Способствовать пониманию учениками роли личности в истории посредством изучения особенностей образа Ивана Грозного в поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова».

Цели: 1. Создать условия для освоения понятия «личность», для осознания значения индивидуальных черт характера представителя власти в ходе исторических событий, в принятии важных решений.

            2. Совершенствование навыка  анализа  и оценки исторических,  художественных , психологических  особенностей изображения личности Ивана Грозного.

            3. Освоение понятий «историческая ситуация», «политика государственного деятеля», «психологический портрет», «сравнительный анализ», «этнические традиции».

Подготовительный этап: Все ученики делятся на 4 группы: -языковеды, -критики-историки, -психологи- аналитики,- искусствоведы. У каждой групп- пы- соответствующее задание: 1. Выразительное чтение поэмы, составление плана, ответы на вопросы; 2.Подготовка иллюстративного и музыкального материала, краткая справка об истории создания произведений живописи , народных песен ; 3. В тетради – определение и комментарий к слову «Оприч-  нина», конспект учебника истории и справочника по теме : правление Ивана  Грозного ; 4. Психологический портрет царя (тезисный план).

Основной метод: групповая работа , направленная на интеграцию метапред- метных  аспектов изучения художественного произведения как идейно- эстетического целого.

Оформление урока: портреты Ивана  Грозного , иллюстрации с изображением опричников, цитаты из поучений царя; фрагмент фильма «Царь», фонограммы народных песен, в том числе и об Иване Грозном.

Для всех групп отведено своё место , оно оформлено соответсвующим профилю образом, у доски  обозначена площадка для выступлений.

Ход урока: 1. Актуализация. Экран. Презентация: портреты русских князей до Ивана Грозного. Фоном  служит народная мелодия. Она сменяется паузой , звучит песня «Грозный царь» , появляются только портреты Ивана Грозного , в самом конце- репродукция картины  И.Е. Репина «Иван Грозный убивает своего сына Ивана».

2. Фронтальный опрос /предполагает краткие ответы/ принцип «корзины идей»/  :-что вы можете сказать о человеке ,изображённом на картине?                         -кто он , каков он?     - Почему его назвали Грозным?  – что вы знаете о делах  Ивана Грозного ?

3.Основная часть:1)  «За и против»/ все группы  получают задание написать в тетрадь положительные (+) и отрицательные (-) качества личности царя. Через 5-7 минут читают записи , сравнивают ,комментируют.                             2)Вопрос: О каких чертах характера Ивана Грозного мы узнаём в эпизоде фильма «Царь» / фрагмент  с медведем/. Дополните свои записи, поясните.

3) работа в группах: найдите в тексте поэмы подтверждение  своего мнения с точки зрения своей «специализации». Вопросы напечатаны на карточках.                                                                 Примерные вопросы:- как ведут себя главные герои( Кирибеевич, Калашни-  ков) по отношению : а)к  народу,   б) к  царю, в) друг к другу.

- К какому герою мы испытываем  больше уважения? Почему?/рефлексия/

4)задания для групп/ перед  прослушиванием выразительного чтения эпизо-  да «Кулачный бой»/

-лингвисты: найдите в тексте оценочные слова , в которых выражено отноше-  ние автора  к происходящему, сформулируйте вывод.                                            -историки : найдите описание обряда, процесса кулачного боя , ответьте на вопрос: сумел ли автор донести до читателя особенности этой национальной традиции?                                        

-психологи: какими  чувствами руководствовались участники события (царь, соперники), какие изменения в их поведении можно отметить?

Работа идёт 8-10 минут, краткие ответы записываются в тетрадь по принципу «Двойного дневника» - /цитата /\комментарий/

5)Вопросы для рефлексии: -Жалко ли вам  Кирибеевича ? Почему?                           -Понимал ли Степан Калашников ,что царь не пощадит его за убийство оприч

ника?- Какова позиция :а) Ивана Грозного, б) народа, в) нашего современни-ка? – Можно ли считать Ивана Грозного справедливым? Почему?                       -В  чём вы видите смысл высказывания : «Не оставлен моей милостью…»?

5. Обобщение, систематизация .

Назовите и запишите в тетрадь ключевые слова об образе Ивана Грозного

А)психологи – черты характера,                                                                                     Б)историки – влияние законов Опричнины на решения царя.                                            В) лингвисты – цитаты из текста.                                                                                    Г)искусствоведы- оценка таланта художников , режиссёра, актёров .

/ через 5-7 минут- прослушивание записей/

6.Ответ на вопрос ( письменно в тетради): Каким я представлял(а) Ивана Грозного , читая  поэму Лермонтова «Песнь про купца Калашникова»?

7.Домашнее задание : ответ на вопрос ( вариант- эссе): Какова роль личности  Ивана Грозного в истории России? Что нового я узнал(а) о нём?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...