" Во имя жизни" ( по произведению М.Горького "Легенда о Данко")
методическая разработка по литературе (7 класс)
Урок можно использовать как при изучении творчества М.Горького,так и на классном часу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока | 36.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс:7
Предмет: литература
Тема урока: « Во имя жизни»(по произведению М.Горького «Данко»)
Тип урока: урок открытия нового знания
Планируемые результаты по формированию универсальных учебных действий:
- Предметные: научиться осмысливать прочитанное и определять идею произведения.
- Метапредметные: 1) познавательные – уметь объяснять значение прочитанного;
2) регулятивные – устанавливать причинно-следственные связи, использовать речь для регуляции своих действий;
3) коммуникативные – строить монологические высказывания, совершенствовать умение диалогической речи с учителем.
- Личностные: формирование социально ориентированного взгляда на мир, а также мотивации к самосовершенствованию (подражание герою).
Оборудование: компьютер, проектор, макеты образа героя и сердца Данко.
Этап урока | Виды работы, формы, методы, приемы | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД | Планируемые результаты | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
Мотивация к учебной деятельности | Словесное приветствие | Здравствуйте, ребята! Я очень рада Вас видеть. На предыдущем уроке мы познакомились с легендой о Данко. (На экране слайд презентации о Данко) Это отрывок из рассказа Горького «Старуха Изергиль». Сейчас я покажу небольшой видеоролик, а вы, ребята, попробуйте, посмотрев это видео, определить, какова будет тема нашего сегодняшнего урока. (Видеоролик «Что такое подвиг?») | Организовывают рабочее место. Здороваются с учителем Просмотр видеоролика | Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции. Метапредметные: организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность. | Организовать детей. Проверить готовность к уроку. Создать позитивное настроение. |
3.Сообщение темы урока. Постановка учебных задач | Проблемный, метод фронтальной организации учащихся | Итак, ребята, как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? Какова тема нашего урока? (Мы будем говорить о подвиге) | Определяют тему урока, записывают в тетрадь. Постановка учебной задачи на этот урок | Метапредметные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Личностные: формирование аналитического мышления, умения обосновывать свою точку зрения; Регулятивные: целеполагание. | Поиск и выделение необходимой информации. |
4.Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи. 5.Физкультминутка | а)Словарная работа б)Индивидуальная работа в)Групповая работа г)Проектная деятельность | А как вы считаете, что такое подвиг? (Героический поступок, самопожертвование ради других) Давайте вспомним, какой подвиг совершил Данко. (Он вывел людей из леса, дал им возможность начать новую жизнь ценой своей жизни) Скажите, что вас заинтересовало, смутило или взволновало в этом произведении? Есть ли в этом рассказе какие-нибудь противоречия, которые вы хотели бы обсудить? (Противоречие: Данко совершил подвиг, а люди оказались неблагодарными и растоптали его сердце. Оправдан ли подвиг Данко? Имеет ли смысл совершать подвиги, если в ответ получаешь неблагодарность? Для чего совершается подвиг?) Итак, зададимся целью в процессе нашего обсуждения выяснить, для чего совершаются подвиги. Запишите этот ключевой вопрос в тетради. Чтобы ответить на этот вопрос, попробуем сравнить подвиг Данко с другими известными нам подвигами и выделить какие-нибудь общие черты. В боевых действиях во время Великой Отечественной войны, по разным данным, принимали участие до нескольких десятков тысяч несовершеннолетних. «Сыновья полка», пионеры-герои – они сражались и гибли наравне с взрослыми. Дома вы должны были подготовить небольшие сообщения об этих детях- героях, пятеро из которых удостоены звания Героев СССР, посмертно. Давайте послушаем ваши сообщения. (Учащиеся выступают с докладами о Марате Казее, Вале Котике, Лене Голикове, З.Портновой, Саше Чекалине. После каждого доклада учитель задаёт классу вопрос: «Что общего имеет данный подвиг с подвигом Данко?») Итак, давайте зафиксируем в тетради, какие общие черты имеют все рассмотренные подвиги. (Герой без колебаний жертвует собой ради людей, герой любит людей и Родину) Чтобы разобраться, для чего совершается подвиг, нужно понять, что движет человеком, совершающим этот подвиг. Мы рассмотрели несколько героев. Предлагаю вам создать свой образ героя. Разделимся на две группы. Каждой группе я даю макет человека. Ваша задача: изобразить героя. Только не его внешний образ, а внутренний, выражающий душевные качества. Помните, в рассказе Горького Данко, перед тем, как вырвать своё сердце, засветился неким внутренним светом, так что стали сверкать его глаза и люди испугались. Попробуйте изобразить в цвете этот внутренний свет и написать, какими качествами должен обладать герой, чтобы так светилась его душа, его сердце. (Учащиеся выполняют работу) Прошу представить проекты своих героев. (Ребята представляют героев. Герой должен обладать следующими качествами: человеколюбием, смелостью, решительностью, бесстрашием и т.п.) Очень хорошие образы вы представили. Скажите, а хотели бы вы иметь такие качества, о которых говорили? (Да) Но согласитесь, чтобы стать героем, нужно быть в хорошей форме. А хорошую форму нам помогает поддерживать физразминка. Кто сегодня самый смелый и готов провести физкультминутку? Молодцы. Вы продемонстрировали хорошую физическую форму, как у настоящих героев. | Ответы учащихся на проблемный вопрос учителя. выступление учащихся с докладами Оценивание ответов. | Личностные результаты: самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация Метапредметные: 1. работа с информацией, работа с текстом, выполнение логических операций 3. преобразовывать и сохранять информацию . 4. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи. Предметные: Формирование навыков речевой деятельности | Поиск и выделение необходимой информации. |
6.Осознание и осмысление учебного материала. | Вернёмся к теме нашего разговора. Мы выяснили, кто такие герои и сказали, что они не задумываясь жертвуют собой ради других людей. Но в начале урока вы отметили, что в случае с Данко люди оказались неблагодарными и не оценили этой жертвы. Выражаясь современным языком, мы бы сказали, что такие жертвы самим героям не выгодны. А те люди, ради которых приносится жертва, просто не достойны этой жертвы. Тогда, может быть, не стоит совершать подвигов? (Подвиги нужны людям) Давайте представим, что бы произошло, если бы Данко не совершил свой подвиг. (Люди бы погибли) А смогли бы мы победить в Великую Отечественную войну без подвигов героев? (Нет) | Личностные результаты: самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация Метапредметные: 1. работа с информацией, работа с текстом, выполнение логических операций 3. преобразовывать и сохранять информацию . 4. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи. Предметные: Формирование навыков речевой деятельности | Поиск и выделение необходимой информации. | ||
7.Проверка уровня усвоения знаний и умений | Итак, мы выяснили, что подвиги необходимы, иначе человечество не смогло бы существовать. Давайте посмотрим клип на эту тему и попробуем ответить на ключевой вопрос урока: для чего совершаются подвиги. (Просмотр клипа «Стоявшим насмерть во имя жизни посвящается...». Затем выясняем, что подвиги совершаются во имя жизни людей)Мы осознали, для чего совершаются подвиги. Но хотелось бы восстановить ещё одну несправедливость, о которой мы упомянули в начале урока. Мы сказали, что люди оказались неблагодарными и растоптали сердце Данко, растоптали память о нём. Я надеюсь, что мы никогда не окажемся в роли таких неблагодарных людей и всегда будем помнить своих героев. Давайте попробуем восстановить сердце Данко. Вы видите на доске его осколки. Для того, чтобы их соединить, каждому из вас нужно написать на этих осколках, что должны делать мы, простые люди, чтобы не забывать своих героев. (Ребята пишут на осколках и собирают сердце) | Просмотр видеоролика | Личностные результаты: самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация Метапредметные: 1. работа с информацией, работа с текстом, выполнение логических операций 3. преобразовывать и сохранять информацию . 4. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи. Предметные: Формирование навыков речевой деятельности . | Поиск и выделение необходимой информации. | |
8.Домашнее задание | Молодцы. Запишите задание на дом: Составить синквейн к слову«Герой», устно его аргументируя. | ||||
9. Подведение итогов урока. Рефлексия | Итак, ребята, понравился вам наш урок?(Да) Выскажите своё мнение об уроке. Закончите фразы, предложенные на слайде (слайд презентации): Сегодня я узнал… Было интересно… Меня удивило… Было трудно… Мне захотелось… Урок дал мне для жизни… (Ответы учащихся) Хорошо. Оцените, пожалуйста, на какую оценку вы сегодня поработали. (Ответы учащихся) Я согласна с вашими оценками. Спасибо за плодотворную работу. Урок окончен. До свидания. | Самооценка работы учащимися,обмен мнениями, чем полезен оказался урок. | Личностные результаты: самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация Познавательные: 1. работа с информацией, работа с текстом, выполнение логических операций 3. преобразовывать и сохранять информацию . 4. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: Формирование навыков речевой деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Кричать об ужасах войны, чтобы заставить людей думать о жизни». (По произведению Л.Н. Андреева "Красный смех") Искусство экспрессионизма как «искусство крика».
Искусство экспрессионизма как «искусство крика».«Моя тема - б...
Конспект урока литературы для 7 класса. Преодоление препятствий, как одна из ценностей жизни (По произведению А.П.Платонова «Неизвестный цветок»
Данный конспект может быть использован на уроке литературы при изучении творчества А. П. Платонова. Тип урока - изучение нового материала с учётом личностно-ориентированного обучения в общеобразовател...
Презентация к открытому уроку "Жизнь, как произведение искусства"
Презентация к открытому уроку "Жизнь, как произведение искусства" - о жизни и деятельности Дмитрия Ивановича Менделеева....
План-схема урока, включающего интерактивные формы работы. Тема «Жизнь, как произведение искусства» (знакомство с личностью Д.И.Менделеева)
План-схема урока, включающего интерактивные формы работы. Тема «Жизнь, как произведение искусства» (знакомство с личностью Д.И.Менделеева)...
Любовь-муза жизни (по произведению Коста Хетагурова "Хæрзбон")
В стихотворении Коста Хетагурова "Хæрзбон" ярко выражена красота, гумманизм души автора, отношение автора к любимой девушке...
Мастерская по литературе "Драма жизни" по произведению А.С.Грибоедова "Горе от ума" (для учеников 9 классов)
Мастерская предназначена для работы на уроках литературы в 9 классе. Софьи Павловна является одним из главных героев произведения. Ведь именно к ней приезжает Чацкий после странствований по миру. Обра...
Гротеск как прием сатирического изображения жизни в произведениях М.Е. Салтыкова-Щедрина. Презентация к уроку литературы в 6 классе
В презентации дано начальное представление о гротеске как художественном приёме, помогающем раскрыть индивидуальные особенности стиля М.Е. Салтыкова-Щедрина. Приём пос...