Конспект урока литературы в 7 классе по теме М. Горький "Легенда о Данко"
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Цели:
· показать особенности раннего творчества М. Горького на примере рассказа «Старуха Изергиль»;
· проанализировать легенду о Данко с точки зрения её идейного и художественного своеобразия;
· через анализ легенды воспитать в учащихся уважение к высоким нравственным качествам: бескорыстию, гордости, добру, служению людям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
m._gorkiy_danko.docx | 19.93 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 34 имени В.М. Бочарова»
Конспект урока литературы в 7 классе
По теме: Максим Горький «Старуха Изергиль: Легенда о Данко»
Разработчик: Титова О.Н.
Тема: «Максим Горький. Рассказ «Старуха Изергиль»: Легенда о Данко».
Цели:
- показать особенности раннего творчества М. Горького на примере рассказа «Старуха Изергиль»;
- проанализировать легенду о Данко с точки зрения её идейного и художественного своеобразия;
- через анализ легенды воспитать в учащихся уважение к высоким нравственным качествам: бескорыстию, гордости, добру, служению людям.
- Организационный момент.
- Целеполагание, мотивация.
Сегодня у нас с вами урок литературы, на котором мы продолжим знакомство с творчеством Максима Горького.
Поднимите руки, кто прочитал отрывок из его рассказа «Старуха Изергиль» - «Легенда о Данко».
Какое впечатление произвело на вас это произведение? Какие эмоции, чувства вызвало?
Ответы детей. (… но не оставило равнодушным).
Прочитайте, пожалуйста, эпиграф к уроку:
«Жизнь - не тающая свеча. Это что-то вроде чудесного факела, который попал человеку в руки на мгновение, и его нужно заставить пылать как можно ярче» Б. Шоу
Какая мысль отражена в этих словах?
О чем же сегодня мы будем говорить на уроке?
Ответы – Будем анализировать легенду и говорить о нравственных качествах человека.
- Работа по теме урока.
Откроем тетради и запишем тему урока: Максим Горький. Легенда о Данко (из рассказа «Старуха Изергиль» 1895 г.)
- Словарная работа.
Ребята, что такое легенда? Запишите определение в тетрадь. При необходимости обратитесь к словарю литературоведческих терминов в конце учебника.
Пока звучат ответы, проверьте себя – все ли признаки легенды вы отметили в своем определении. Если нужно, дополните его.
Ответы – народное предание о жизни или подвиге необыкновенного человека. В основе легенды лежит чудо, которое воспринимается как достоверное. Сочетание реального и фантастического.
- Работа в парах (обращение к ассоциативному мышлению учащихся).
Как можно назвать человека, о котором сложены легенды?
Ответ – Герой.
Работая в парах, составьте словесный портрет человека-легенды.
Запишем в тетрадь: Герой – и далее – какими качествами он обладает.
Озвучьте свои мнения. Собирательный портрет запишем в тетрадь. Эти ключевые слова используем при выполнении творческого задания в конце урока.
Ответы – Герой – сильный, смелый, бесстрашный, умеющий преодолевать трудности, не боится опасностей, жертвующий собой, совершающий подвиг…
- Индивидуальная работа + фронтальный опрос
Откроем текст легенды. Кто может кратко пересказать начало легенды?
Как вы думаете, можно ли было как-то спасти племя от гибели?
Ответ – Нужно было что-то делать, а не тосковать.
Понимали ли люди, что в лесу их ждет неминуемая смерть?
Ответ – Да, или от врагов, или от смрада.
Как восприняли люди предложение Данко?
Ответ – Люди обрадовались, что кто-то предложил выход.
Почему они поверили ему?
Ответ – Он – лучший из всех, в очах его много силы и живого огня.
Легко ли было людям идти по лесной чаще, по болоту?
И что изменилось в состоянии людей?
Ответ – Люди утомились, пали духом, потеряли надежду.
- Самостоятельная работа с текстом.
На парте у каждого лежит Рабочая карта урока. Возьмите ее и подпишите.
Сейчас мы выполним самостоятельную работу № 2. Прочитайте внимательно задание. Если вам потребуется помощь, воспользуйтесь подсказкой на цветной бумаге или обратитесь ко мне.
- Выразительное чтение.
Читаем текст со слов «Остановились они… А лес все пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь»
Как Данко реагирует на угрозы людей?
Ответ – Вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их.
Могли ли люди в порыве «злобы и гнева» убить Данко? (да)
Что бы стали они делать после этого в лесу? (погибли бы)
- Просмотр мультфильма.
Сейчас мы посмотрим фрагмент мультфильма, который снят в 1967 году и называется «Легенда о пламенном сердце».
На фоне музыки:
«Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям. Люди же, изумленные, стали как камни.»
«Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его.»
Что чувствовал Данко перед смертью?
Ответ – Кинул радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо.
Чему он рад?
Ответ – Ему удалось спасти свое племя.
Почему люди не заметили его смерти?
Ответ – Люди счастливы, полны надежды. Сейчас они не думают о благодарности, но потом обязательно поймут, что для них сделал Данко.
- Подведение итогов урока.
Итак, о чем же эта легенда? Какова ее тема?
Ответ – Тема – подвиг Данко, жертвующего собой ради спасения людей.
Запишем в тетрадь: Тема - …
(Дети говорят и о том, что подвиг Данко похож на подвиг Прометея, похитившего огонь для людей, но понесшего за это страшное наказание. И о том, что подвиг Данко должен служить напоминанием новым поколениям о том, каким должен быть настоящий человек.)
- Рефлексия
Сейчас мы выполним индивидуальное задание, которое поможет нам увидеть ваше эмоциональное восприятие прочитанного произведения и понимание его – составим синквейн на тему «Данко».
Синквейн – стихотворение из пяти строк, в каждой из строк определенный набор слов:
- Тема синквейна
- 2 прилагательных
- 3 глагола
- Фраза на тему синквейна
- Вывод – 1 существительное.
Прочитайте свои синквейны. (Пример синквейна, составленного детьми: Данко. Смелый, красивый. Жалел, спасал, погиб. Красивые – всегда смелы. Подвиг.
- Домашнее задание.
Домашнее задание предлагаю на выбор. Каждый из вас сам решит, какой вариант задания выбрать:
- нарисовать иллюстрацию к легенде о Данко;
- подготовить художественный пересказ легенды;
- написать небольшое рассуждение на тему: «Каким быть человеку и как ему жить среди людей?»
- Организационный момент.
Благодарю вас за работу.
Любите литературу и зажигайте сердца!
Спасибо. До свидания.
________________________________________________________________________
Приложение
Рабочая карта урока учени___ 7 класса ФИ_________________________________
Вариант 1 Самостоятельная работа
Прочитайте эпизод легенды со слов «Но однажды гроза грянула над лесом….» до слов «… А из тьмы ветвей смотрело на идущих что-то страшное, темное и холодное».
Ответьте на вопрос: Какова роль пейзажа в этом отрывке?
При необходимости воспользуйтесь Помощью № 1
Вариант 2 Самостоятельная работа
Прочитайте эпизод легенды со слов «Там были болота и тьма….» до слов «… и весь лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню тем людям».
Ответьте на вопрос: Какова роль пейзажа в этом отрывке?
При необходимости воспользуйтесь Помощью №2
Помощь № 1
- Какие части речи в большом количестве использует автор в этом отрывке? Для чего?
- Какое влияние оказывает природа на людей?
- Что они чувствуют?
- Какой художественный прием использует автор? Для чего?
- Можно ли сказать, что природа враждебна к людям?
Помощь № 2
- Какие краски использует автор для описания леса?
- Какие художественные выразительные средства языка использует? Для чего?
- Какое влияние оказывает природа на людей?
- Что они чувствуют?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока литературы (11 класс) по теме "М.ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН» СВОЕОБРАЗИЕ ЖАНРА РОМАНА-ЭПОПЕИ. ДУХОВНЫЙ МИР ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА"
Это первый урок в теме "М.А.Шолохов. Роман-эпопея "Тихий Дон". Цели урока: познакомить учащихся с особенностями жанра романа-эпопеи; через анализ текста узнать о духовном мире, жизненном укладе донско...
План-конспект урока литературы (11 класс) по теме "Роман М.А.Шолохова "Тихий Дон". Семья как хранилище нравственности"
Цели урока: размышление над вечными проблемами добра и зла, духовного и душевного здоровья семьи и нации; развивать умение анализировать текст, выделять в нём главное, сравнивать, сопоставлять; ...
План-конспект урока (литература, 6 класс) по теме: Повесть Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"
Урок по повести Н.В. Гоголя « Ночь перед Рождеством».1. Цели:Образовательные: обеспечить усвоение новых понятий, актуализировать знания.Развивающие: создать условия для развития памяти, внимания и воо...
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Конспект урока Литература 7 класс М.Горький «Легенда о Данко»
Конспект урока по литературе (7 класс) М.Горький «Легенда о Данко»(Урок с использованием технологии разви...
Конспект урока литературы 10 класс по теме А.П.Чехов. « Вишнёвый сад». Своеобразие образной системы и конфликта комедии.
История создания пьесы, определение особенности сюжета, конфликта, образной системы, роль подтекста, своеобразие жанра....
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...