План – конспект урока с использованием ЭОР Анализ стихотворения А.Блока «Незнакомка»
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Урок литературы в 11 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
blok_neznakomka_konspekt_uroka_microsoft_word_3.docx | 17.54 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект урока с использованием ЭОР
Анализ стихотворения А.Блока «Незнакомка»
- Гвозденкова Елена Александровна
- МБОУ «Средняя (полная) школа №6 имени Героя Советского Союза В.А Стёпина» города Рославля
3 Учитель
4.Русский язык и литература
5 11 класс
6 Тема: Анализ стихотворения А. Блока «Незнакомка
7. Базовый учебник: Русская литература 20 века. 11 класс.
8. Цель урока: Закрепить основные знания, умения, навыки Художественного произведения через интеграцию с такими предметами, как история , музыка, лингвистика, изобразительное искусство
9. Задачи:
- развивать устную речь и эмоционально-образное аналитическое мышление;
- воспитывать интерес и любовь к поэзии А.Блока, изучение его стихотворений должно стать для учащихся открытием, школой высоких чувств, постижением высшей духовности
10. Тип урока: повторительно-обобщающий;
11.Формы работы учащихся: индивидуальные сообщения; работа с текстом, выполнение теста
12. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
13. Структура и ход урока Таблица 1
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Время |
1 | Организационный момент | Презентация 1слайд 2 слайд | Демонстрация презентации. Вступительное слово | Записывают тему, цель и задачи урока в тетрадь | 4 мин. |
2 | Выразительное чтение стихотворения | 2 -9 слайды | Выразительное чтение стихотворения | 5 мин | |
3 | Целеполагание | 10 слайд | Демонстрация презентации | Работа с интерактивной доской. Индивидуальное задание: определить цветовую символику стихотворения. Индивидуальное задание с места: один учащийся целенаправленно следит за звукописью стихотворения и вставляет свои замечания во время комментированного чтения | 5мин |
4 | Пошаговое комментированное чтение стихотворения. Работа коллективная с наводящими, направляющими вопросами учителя, приводящими к определённым размышления учащихся | Презентация. Слайд 11 12, 13 слайды 14 – 17 слайды 18, 19 слайды 20 слайд 21 слайд 22 слайд 23 слайд 24 слайд 25 слайд | Задаёт вопросы учащимся. 1.Дать характеристику времени написания стихотворения 2. Ключевые слова 1 строфы. Ассоциации 3. Ключевые слова – образы – символы 2 и 3 строфы Обобщение и добавление. Визг глубоко и болезненно воспринимался А.Блоком как антиэстетический звук – режущий, рвущий нервы, способный убить чуткую душу человека. 4. Каким предстаёт перед нами образ лирического героя? 5. Композиция. На сколько частей можно разделить стихотворение? Объяснение 6 Образы –символы второй части стихотворения. Обобщение и добавление. Здесь всё основано на таинственности, душа освобождается от пошлого давления повседневности, улетает в иные миры. Это не реальная Незнакомка, а только видение поэта, образ созданный его воображением. 7. Сравним звукопись второй части с первой 8. Сравните лексику двух частей. 9. Найдите противоположные образы Обобщение и добавление. Образ Незнакомки исполнен поэтической прелести, отгорожен от грязи действительности восприятием лирического героя. Она как воплощённая Поэзия, Женственность 10. Что видит и чувствует лирический герой? Обобщение и добавление. Последняя строфа довершает переворот в душе лирического героя, построена на осмыслении происшедшего в душе переворота, переосмыслении устоявшегося, говорит о его избранности, о нетленности идеала. Открытие поэзии, посвящённость в тайны очарования другого мира, пусть и в воображении, утверждается как истина. Таким образом, красота, истина и поэзия оказываются связанными в неразделимом единстве. 12. Связь стихотворения с другими произведениями Блока | Отвечают на вопросы 1906 год. Поэт порывает с друзьями –символистами, от него уходит жена. 2. Горячий воздух, ресторан, вечер, тлетворный дух. 3. Над пылью переулочной, над скукой загородных дач. Продолжается тема серой обыденности. В 3 строфе – среди канав, испытанные остряки, скрипят уключины. Пошлая обыденность изображается иронически. Шлагбаум – символ препятствия. Он не выпускает людей из круга. Ресторанных увеселений. 4. Лирический герой отвергает тему пошлости. Он одинок в окружении пьяниц. 5.2части. Первая половина рисует Картину самодовольной пошлости, во второй – контрастный образ Незнакомки. 6. Каждый вечер, сон, девичий стан, в туманном окне. Образ тумана усиливает таинственное появление Незнакомки Появление Незнакомки сопровождается шуршащими звуками. Она, вероятно, в чёрных шёлках.. Ассонансы на А создают ощущение воздушности образа. 8. Лексика первой и второй строфы высокая, сходная с лексикой второй части стихотворения. Лексика второй строфы – низкая, тяготеет к лексике первой части. Таким образом, эти две строфы скрепляют части стихотворения. 9. «Горячий воздух дик и глух» - «Дыша духами и туманами»; «женский визг – «девичий стан»; «диск луны» - «солнце»; «скука загородных дач» - «очарованная даль» 10. Эти реальные женские глаза, полные тайны и очарования. За этим обликом герою видится берег – символ новой жизни. Нужно уйти в «очарованную даль» от пошлости Заполнение таблицы (Тема стихотворения. Основной принцип построения. Образы –символы. Выразительные средства. Место лирического героя в произведении. Связь данного стихотворения со всем творчеством поэта) | 16 мин. |
5 | Вывод по уроку | Проверка таблицы, заполняемой учениками в ходе урока Вывод: Моделирование- это только один из приёмов анализа стихотворения. Порядок работы очень похож на порядок интерпретации стихотворения. Обращая внимание на детали, проникая в подтекст произведения, описывая свои чувства, мы создаём модель, опираясь на которую можно написать сочинение по стихотворению | Взаимопроверка таблицы | 6мин | |
6 | Итог урока – модель стихотворения – видеоролик . | Демонстрация видеоролика по стихотворению А. Блока «Незнакомка» | 5мин | ||
7 | Домашнее задание 1 вариант – Сочинение-интерпретация стихотворения А.Блока «Незнакомка» 2 вариант - Модель стихотворения | 4 мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стихотворение А.Блока "Незнакомка".
Презентация "Стихотворение А.Блока "Незнакомка" может быть использована на уроках, посвященных творчеству поэта....
Конспект урока по литературе "Анализ стихотворения А.Блока "Незнакомка"
Урок является одним из цикла уроков по творчеству А.А. Блока, данная тема изучается после знакомства с циклом «Стихов о Прекрасной Даме», на данном уроке важно показать, как существенно м...
Анализ стихотворения А.Блока
краткий культурологический анализ стихотворения Блока...
Конспект проектного урока по литературе "Анализ стихотворения А.Блока "Незнакомка"
Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроке...
Анализ стихотворения А.Блока "Незнакомка"
Стихотворение "Незнакомка" - один из шедевров русской лирики. Оно родилось из скитаний по петербургским пригородам, из впечатлений поездки в дачный посёлок Озерки. А.Блок объяснял, что увидел Незнаком...
Презентация по литературе "Судьба Прекрасной Дамы в стихотворении А.Блока "Незнакомка" 11 класс
В презентации есть повторение литературного материала 19 века, анализ стихотворения "Незнакомка"....
Сравнительный анализ стихотворений А.Блока "Незнакомка" и "В ресторане."Урок литературы в 11 классе.
Сравнительный анализ стихотворений А.Блока "Незнакомка" и "В ресторане."Урок литературы в 11 классе....