Урок литературы. 9 класс. Анализ эпизода. Евгений Онегин.
учебно-методический материал по литературе (9 класс)
Сочинение по литературе - это особый школьный литературоведческий жанр, в первую очередь, письменный анализ литературных произведений, и начинать работу над ним надо с малого, например, с анализа эпизода. Научившись этому, вы освоите специфику обращения с художественным текстом, отработаете на небольшом по объему материале навыки литературного анализа, потому что анализ эпизода - это анализ литературного произведения в миниатюре. Кроме того, чтобы глубоко и полно раскрыть в сочинении многие темы, нужно уметь кратко или подробно анализировать некоторые эпизоды или сцены произведения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«И снится чудный сон Татьяне…»
Анализ эпизода. Глава пятая романа в стихах «Евгений Онегин».
Цель урока – определить место и роль “сна Татьяны” в произведении, проследить его связь с другими сценами;
Задачи урока:
- Усвоение понятия о композиционной роли сна в художественном произведении.
- Развитие внимания, логического мышления, умения делать выводы.
- Воспитание интереса к явлениям русской культуры.
Оборудование: тексты романа в стихах «Евгений Онегин».
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время |
Организационный момент | Слово учителя: «Добрый день, друзья. Присаживайтесь, пожалуйста. Сегодня мы с Вами изучаем пятую главу романа в стихах: «Евгений Онегин». | Ученики приветствуют учителя и настраиваются на работу. | 2 минуты |
Работа по тексту | Учитель просит любого ученика прочесть вслух несколько первых строф главы (I – IV). Вопросы:
Продолжается работа с текстом. Учитель просит еще нескольких учеников (по очереди) прочитать строфы V – IX. Вопросы:
Слово учителя: «Петр Вяземский писал, что Пушкин и сам был глубоко суеверным. В эпоху романтизма вера в приметы становится знаком близости к народному сознанию. Ставится вопрос о специфике народного сознания: Традиция – вековой опыт. Потому в суевериях усмотрели поэзию и выражение той самой «русской души», о которой вы сказали. Потому Татьяна – герой исключительно романтический (очередное тому подтверждение).»
Продолжается работа с текстом. Учитель просит прочесть X строфу. Вопросы:
Учитель просит одного из учеников прочитать строфы XI – XXI. Слово учителя: «Вы только что прослушали, а кое-кто из вас и прочитал, пожалуй, самый загадочный эпизод во всем романе. Как вы думаете: для чего вводить в повествование сон?» Учитель просит обратить внимание на то, какие эпитеты применяются поэтом по отношению ко сну Татьяны. Затем предлагает вернуться назад и ознакомиться с эпиграфом к главе. Намекает детям, что неплохо бы порассуждать о «страшном» и «чудном» снах. Учитель вызывает двух докладчиков с сообщением: «Сравнение сна пушкинской Татьяны и сна Светланы Жуковского». | Прочтение четырех первых строф главы. Ответы учеников (аргументированные, применяется цитирование):
«Она любила на балконе предвосхищать зари восход» «Вставала при свечах она» «Татьяна, русская душою, сама не зная почему, любила русскую зиму».
Прочтение последующих строф главы. Ответы учеников:
Прочтение последующих строф главы. Ответы:
Ученики читают «Сон» Татьяны. Бегло анализируют эпизод. Рассуждают о роли сна в повествовании (композиционной – связь эпизодов, и психологической – раскрытие характера героини). Дети говорят о том, что сон Татьяны назван «чудным», что в данном контексте имеет значение «странный», «необычный». Говорят об эпиграфе и о том, что сон Светланы «страшный», но не менее страшен и сон Татьяны, если подумать. Он предвещает ужасные последствия. Дети слушают сообщения, обсуждают их. | 40 -42 минут |
Рефлексия | Поведение итогов урока. | Подведение итогов урока. | 1-2 минуты |
Домашнее задание | Читать главу. Ответить на вопросы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 10 классе. Анализ эпизода романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» «Знакомство Раскольникова со Свидригайловым»
Анализ эпизода романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» «Знакомство Раскольникова со Свидригайловым» Учитель русского языка и литературы : Винокурова Н.М. ...
Конспект урока литературы в 11 классе I вида."Евгений Онегин".Дуэль
Данная призентация может быть испльзована при изучении романа " Евгений Онегин" для раскрытия истинной причины дуэли и ееё последствий для персрнажей романа....
Конспект урока литературы в 10 классе "Анализ эпизода "В салоне Анны Павловны Шерер" (по роману-эпопее Л.Н.Толстого "Война и мир")"
Задачи:Вспомнить элементы сюжета и их роль в произведении.Выяснить, с какой целью петербургская знать собиралась в столичных салонах.Поразмышлять о значении французской и русской речи в романе.Учить р...
Конспект урока литературы в 9 классе на тему "Евгений Онегин"-первый реалистический роман в русской литературе.История создания.
Конспект урока литературы в 9 классе.Его можно использовать при изучении произведения А.С.Пушкина "Евгений Онегин" на первых уроках....
Исследовательская работа «Сравнительный анализ писем Евгения Онегина и Татьяны Лариной»
Актуальность исследовательской работы на сегодняшний день. «Сравнительный анализ писем Евгения Онегина и Татьяны Лариной» проводится в рамках учебной деятельности по литературе...
Конспект урока в 9 классе по литературе А.С. Пушкин "Евгений Онегин"
Образ автора в лирических отступлениях романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»...
Конспект урока по литературе в 9 классе на тему "Евгений Онегин" - роман в стихах"
Конспект урока по литературе в 9 классе...