Урок литературы. 9 класс. Анализ эпизода. Евгений Онегин.
учебно-методический материал по литературе (9 класс)

Шкунова Ольга Валерьевна

Сочинение по литературе - это особый школьный литературоведческий жанр, в первую очередь, письменный анализ литературных произведений, и начинать работу над ним надо с малого, например, с анализа эпизода. Научившись этому, вы освоите специфику обращения с художественным текстом, отработаете на небольшом по объему материале навыки литературного анализа, потому что анализ эпизода - это анализ литературного произведения в миниатюре. Кроме того, чтобы глубоко и полно раскрыть в сочинении многие темы, нужно уметь кратко или подробно анализировать некоторые эпизоды или сцены произведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«И снится чудный сон Татьяне…»

Анализ эпизода. Глава пятая романа в стихах «Евгений Онегин».

Цель урока – определить место и роль “сна Татьяны” в произведении, проследить его связь с другими сценами;

Задачи урока:

  1. Усвоение понятия о композиционной роли сна в художественном произведении.
  2. Развитие внимания, логического мышления, умения делать выводы.
  3. Воспитание интереса к явлениям русской культуры.

Оборудование: тексты романа в стихах «Евгений Онегин».

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

Организационный момент

Слово учителя:

«Добрый день, друзья. Присаживайтесь, пожалуйста. Сегодня мы с Вами изучаем пятую главу романа в стихах: «Евгений Онегин».

Ученики приветствуют учителя и настраиваются на работу.

2 минуты

Работа по тексту

Учитель просит любого ученика прочесть вслух несколько первых строф главы (I – IV).

Вопросы:

  1. Определить календарное время
  2. Почему картины зимы даны в восприятии Татьяны?
  3. Почему Пушкин говорит о непривлекательности, для читателя, каких-то «низких предметов»?

Продолжается работа с текстом. Учитель просит еще нескольких учеников (по очереди) прочитать строфы V – IX.

Вопросы:

  1. Какие новые стороны характера Татьяны нам открываются?
  2. Разговор о приметах.

Слово учителя:

«Петр Вяземский писал, что Пушкин и сам был глубоко суеверным. В эпоху романтизма вера в приметы становится знаком близости к народному сознанию. Ставится вопрос о специфике народного сознания:

Традиция – вековой опыт. Потому в суевериях усмотрели поэзию и выражение той самой «русской души», о которой вы сказали. Потому Татьяна – герой исключительно романтический (очередное тому подтверждение).»

  1. Святки. Учитель зачитывает отрывок из Снегирева И., посвященный Святкам.
  2. Гадания.
  3. Связь Татьяны с образом луны.

Продолжается работа с текстом. Учитель просит прочесть X строфу.

Вопросы:

  1. Почему зеркало под подушкой.
  2. Почему стол накрыт на две персоны.
  3. Почему Таня снимает пояс.

Учитель просит одного из учеников прочитать строфы XI – XXI.

Слово учителя: «Вы только что прослушали, а кое-кто из вас и прочитал, пожалуй, самый загадочный эпизод во всем романе. Как вы думаете: для чего вводить в повествование сон?»

Учитель просит обратить внимание на то, какие эпитеты применяются поэтом  по отношению ко сну Татьяны. Затем предлагает вернуться назад и ознакомиться с эпиграфом к главе.

Намекает детям, что неплохо бы порассуждать о «страшном» и «чудном» снах.

Учитель вызывает двух докладчиков с сообщением: «Сравнение сна пушкинской Татьяны и сна Светланы Жуковского».

 Прочтение четырех первых строф главы.

Ответы учеников (аргументированные, применяется цитирование):

  1. 3 – 6 января (Святки)
  2. Это время года близко ей.  Татьяна в произведении всегда связана с картинами зимы, холода, ночи, сумерек.

«Она любила на балконе предвосхищать зари восход»

«Вставала при свечах она»

«Татьяна, русская душою, сама не зная почему, любила русскую зиму».

  1. Тулуп, дровни и т.д. – Критика ругала Пушкина за описание крестьян, их быта и «низкой природы» в целом. Это было не принято. Пушкин одним из первых увидел в простом народе, в их фольклоре и т.д., романтические начала и поэзию.

Прочтение последующих строф главы.

Ответы учеников:

  1. Противоречивость образа: раньше (в письме) «Она по-русски плохо знала», а сейчас уже «русская душою». Близость Татьяны к народу. Вера в приметы. Страх перед потусторонними силами.
  2. Перечисление примет из текста. Дети рассуждают о том, для чего они даны и что они значат для последующего понимания сюжета.
  3. Разговор о празднике. Вспоминаем святочные традиции и говорим об их почитании в доме Лариных. Святочный цикл:
  1. Посещение дома ряжеными – в тексте нет, но центральная традиционная фигура – медведь – возможно, повлиял на сон Тани.
  2. Гадания «на зеркальце» и» на блюдце» - присутствуют.
  3. «Загадывание сна» - о нем чуть дальше.
  1. Говорим о том, что Пушкин целенаправленно собрал те обряды, которые наиболее тесно связаны с душевными переживаниями влюбленной героини (он и подтрунивает над ними – иронический тон – «Агафон»). Говорим о делении на «святые» и «страшные вечера – на вторые приходятся все гадания Тани.  Гадания сулят богатство и утраты.
  2. Таня смотрит в зеркало – видит Луну (себя). Луна – Татьяна. Отсылка к Гекате и Диане – предсказания и дар пророчества. Отсюда – сон.

Прочтение последующих строф главы.

Ответы:

  1. Заговор на сон.
  2. Гадание на суженого.
  3. Таня снимает «оберег» - открыта злым силам, потустороннее.

Ученики читают «Сон» Татьяны. Бегло анализируют эпизод. Рассуждают о роли сна в повествовании (композиционной – связь эпизодов, и психологической – раскрытие характера героини).

Дети говорят о том, что сон Татьяны назван «чудным», что в данном контексте имеет значение «странный», «необычный». Говорят об эпиграфе и о том, что сон Светланы «страшный», но не менее страшен и сон Татьяны, если подумать. Он предвещает ужасные последствия.

Дети слушают сообщения, обсуждают их.

40 -42 минут

Рефлексия

Поведение итогов урока.

Подведение итогов урока.

1-2 минуты

Домашнее задание

Читать главу. Ответить на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 10 классе. Анализ эпизода романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» «Знакомство Раскольникова со Свидригайловым»

Анализ эпизода романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» «Знакомство Раскольникова со Свидригайловым» Учитель русского языка и литературы : Винокурова Н.М. ...

Конспект урока литературы в 11 классе I вида."Евгений Онегин".Дуэль

Данная призентация может быть испльзована при изучении романа " Евгений Онегин" для раскрытия  истинной причины дуэли  и ееё последствий для персрнажей романа....

Конспект урока литературы в 10 классе "Анализ эпизода "В салоне Анны Павловны Шерер" (по роману-эпопее Л.Н.Толстого "Война и мир")"

Задачи:Вспомнить элементы сюжета и их роль в произведении.Выяснить, с какой целью петербургская знать собиралась в столичных салонах.Поразмышлять о значении французской и русской речи в романе.Учить р...

Конспект урока литературы в 9 классе на тему "Евгений Онегин"-первый реалистический роман в русской литературе.История создания.

Конспект урока литературы в 9 классе.Его можно использовать при изучении произведения А.С.Пушкина "Евгений Онегин" на первых уроках....

Исследовательская работа «Сравнительный анализ писем Евгения Онегина и Татьяны Лариной»

Актуальность исследовательской  работы на сегодняшний день. «Сравнительный анализ писем Евгения Онегина и Татьяны Лариной» проводится в рамках  учебной деятельности  по литературе...

Конспект урока в 9 классе по литературе А.С. Пушкин "Евгений Онегин"

Образ автора в лирических отступлениях романа  А.С. Пушкина «Евгений Онегин»...