Урок- исследование по теме «А.М.Горький. Рассказ «Старуха Изергиль». Легенда о Данко»
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Конспект урока- исследования  по теме «А.М.Горький. Рассказ «Старуха Изергиль». Легенда о Данко» для проведение урока литературы   в 7 классе.   Учитель организует исследование эмоционального воздействия эпитетов  на читателя, что позволяет более подробно изучить роль средств выразительности в рассказе, формировать у учащихся  умение самостоятельно применять алгоритм исследования  при изучении литературного произведения, формировать  общеучебные умения и навыки: работа с текстом, работа в группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-issledovanie.docx35.02 КБ

Предварительный просмотр:

областное государственное казенное оздоровительное

образовательное учреждение для детей, нуждающихся в длительном лечении,

«Санаторная школа – интернат»

Урок- исследование

по теме

«А.М.Горький. Рассказ «Старуха Изергиль». Легенда о Данко»

 

Учитель: Кокарева Светлана Юрьевна

2014-2015 уч. г.

Школа: ОГКООУ «Санаторная школа-интернат» г.Шуя, Ивановской Обл.

Класс: 7

Тема урока: А.М.Горький. Рассказ «Старуха Изергиль». Легенда о Данко

Цель урока: познакомить с алгоритмом проведения исследования на уроке литературы

Задачи урока:

Образовательные:

- познакомить учащихся  с рассказом А.М. Горького «Старуха Изергиль»;

-изучить роль средств выразительности в рассказе;

-формировать  умение самостоятельно применять алгоритм исследования  при изучении литературного произведения;

-формировать  общеучебные умения и навыки: работа с текстом, работа в группах;

Развивающие:

-развивать эмоциональное восприятие художественного текста, образное и аналитическое мышление, творческое воображение, читательсккю культуру и понимание авторской позиции;

-развивать  устную и письменную речь учащихся;

Воспитательные:

- воспитывать чувство любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- воспитывать уважение к высоким нравственным качествам: бескорыстию, добру, любви к людям, служению им

Оборудование: учебник, компьютер,  мультимедийный проектор, портрет А.М.Горького, презентация, словарь средств художественной выразительности 

Тип урока: урок-исследование

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Используемый учебник: В.Я.Коровина, В.И.Коровин. В.П.Журавлёв,  «Литература.

7 класс» - М.: «Просвещение», 2013 г.

Структура  урока:

1) актуализация знаний;

2) мотивация;

3) создание проблемной ситуации;

4) постановка проблемы исследования и  определение темы исследования;

5)  проведение практического  исследования роли   эпитетов на примере отрывка из текста  «Легенда о Данко»   и  вывод по результатам исследовательской работы;

6) самостоятельное применение новых знаний (алгоритма исследования) в учебной деятельности и  вывод по результатам исследовательской работы;

7) подведение итогов урока;

8) домашнее задание

„Видно, ничего не напишу так стройно и красиво,

как „Старуху Изергиль...”

(из письма А.М.Горького  к  А.П.Чехову)

Ход урока

1.Оргмомент

2.Актуализация знаний (аналитическая беседа по содержанию рассказа)

Опорные вопросы:

-Почему племя оказалось в бедственном положении и не имело права погибнуть?

-Почему, по мнению Изергиль, именно Данко взялся вывести племя из болот?

-Как развиваются взаимоотношения Данко и племени по мере развития сюжета?

-Какими видит рассказчица Данко и племя в каждый момент их отношений?

-В чем состоит подвиг Данко?

-Какое впечатление произвела на вас легенда о Данко? (акцентировать внимание учащихся на силе воздействия легенды на читателя )

3. Мотивация

„Видно, ничего не напишу так стройно и красиво, как „Старуху Изергиль...”, - сказал А.М.Горький  в письме к  А.П.Чехову.

- Задача сегодняшнего урока – заглянуть в мастерскую писателя, выяснить, какие художественные средства помогли автору создать необычайное по силе воздействия на читателя произведение. Наш урок - это урок-исследование.

4.Создание проблемной ситуации.

Прочитайте  тексты.

1. «Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера обильно смоченной дождем. Еще и теперь по небу  бродили обрывки туч, пышные, странных очертаний и красок, тут  мягкие, как клубы дыма, сизые и пепельно-голубые, там  резкие, как обломки скал, матово-черные или коричневые.  Между ними ласково блестели темно-голубые клочки неба, украшенные золотыми крапинками звезд. Все это  звуки и запахи, тучи и люди  было странно красиво и грустно, казалось  началом чудной сказки».

2.Воздух был пропитан запахом моря и испарениями земли. На небе были тучи, между которыми виднелось небо  со звёздами. Это было началом сказки.

- Какой из текстов  сразу привлекает наше внимание? Почему?

5.Постановка проблемы исследования и  определение темы исследования.

- Словесная форма, способная привлечь внимание читателя, произвести на него яркое впечатление - это языковая выразительность. Какие средства выразительности вам известны?

- Задача нашего урока - выяснить, какую роль играют средства выразительности в рассказе А.М.Горького «Старуха Изергиль». Темой нашего совместного исследования  будет изучение роли эпитетов в создании эмоционального настроя читателя.

 6. Проведение исследования

Фронтальная работа с таблицей    «Роль эпитетов» (по рассказу А.М.Горького «Старуха Изергиль»)  под руководством  учителя.

Эпитет

Эмоциональное воздействие эпитетов  на читателя

Жадная, гнилая пасть (болото)

Вызывают тревожные чувства

Могучей стеной (деревья)

Подчеркивает слабость людей по сравнению с окружающей природой, усиливает тревожное ощущение

Молодой и неопытный (Данко )

Передают отрицательное отношение людей к Данко, заставляет читателя сопереживать

Бодр и ясен (Данко)

Показывают отношение автора к герою, придают торжественность фразе

Зашептали глухо и грозно (Деревья)

Вызывают тревожные чувства

Освещали синим, холодным огнем (Молнии)

Создают атмосферу таинственности и необычайности

Корявые,длинные  руки  (Деревья)

Усиливают тревожное ощущение, передают атмосферу страха, ужаса

Торжествующий шум леса

Помогает почувствовать беспомощность, слабость людей перед грозными силами природы

Ничтожный и вредный человек (Данко)

Передают отрицательное отношение людей к Данко, заставляет читателя сопереживать, вызывает у читателя протест против несправедливости

Могучего огня ( в глазах Данко)

Показывает силу духа героя, придает торжественность фразе

Чистого, промытого дождем воздуха

Создает ощущение радости, чистоты, победы добра над злом

Радостный взор

Передает торжество Данко, радость победы

Радостные и полные надежд (люди)

Помогает вызвать у читателя радостные чувства

Выводы учащихся: А.М.Горький  в рассказе «Старуха Изергиль» использует эпитететы  не только для более точного выражения мыслей, но и для того, чтобы  создать у читателя  определенное настроение, вызвать те или иные чувства, например тревоги или радости,   т. е. оказать на него эмоциональное воздействие 

7. Физкультминутка.

8. Самостоятельное применение алгоритма исследования. Работа по группам.

Задание 1 группе.

Найти в тексте метафоры и провести исследование их роли в эмоциональном воздействии на читателя.

Задание 2 группе.

Найти в тексте  сравнения и провести исследование их роли в эмоциональном воздействии на читателя.

Задание 3 группе.

Найти в тексте  олицетворения  и провести исследование их роли в эмоциональном воздействии на читателя.

Выводы учащихся:

Использованные средства художественной выразительности:

Эпитеты: старый лес, тяжёлая пора, каменные деревья. Крепкая тьма, ядовитый смрад, торжествующий шум леса, живой огонь.

Метафоры: лучи падали, ужас родили женщины.

Олицетворение: великаны-деревья, ветер бил, тени прыгали, ветер пел похоронную песню, торжествуют злые духи; болото разевало пасть, зашептали деревья, деревья простирали корявые длинные руки.

Сравнение: деревья заступали дорогу могучей стеной; ветки переплелись, как змеи; стало так темно, точно собрались все ночи; шли, как стадо овец.

 Средства выразительности придают повествованию особую музыкальность, ритмичность. Эпитеты и сравнения создают особую торжественность. Олицетворения оживляют картины природы, "одушевляют" природу. Метафоры придают повествованию загадочность, таинственность.

9.Подведение итогов урока

Таким образом, использование  изобразительных средств подчинено  идейному содержанию рассказа. Они помогают писателю передать мысль о том, что подлинная красота человека  заключается в стремлении одолеть силы, враждебные людям.

Суровый пейзаж леса, зловонных болот не пугают героя. Данко полон любви к людям, ради них он способен пожертвовать своей жизнью. Но народ не может оценить этого подвига. Слабые и пугливые, люди страшатся самого героя. Оттого и наступают на пылающее сердце Данко, чтобы не разгорелся от него пожар.

Вечная и величественная природа равнодушно к людским заботам  и интересам. Автор восхищен великолепием окружающего мира. Картины природы в ранних романтических рассказах М. Горького не только являются фоном, они составная часть содержания. Описания природы позволяют автору переходить от темы к теме, украшают повествование, дают простор фантазии писателя, подчеркивают красоту авторской речи.

Только  избранные, подобные Данко, способны подняться над толпой и погибнуть ради жизни, непонятые и неоцененные: «Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, — кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и — умер. Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с бездыханным Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой.. . И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло.. . — Вот откуда они, голубые искры степи, что являются перед грозой! »

10.Домашнее задание

Самостоятельно исследовать роль гипербол.

11.Рефлексия

Учащиеся высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из  предложенных

  1. Сегодня я узнал…
    2. Было интересно…
    3. Было трудно…
    4. Я понял, что…
    6. Теперь я могу…
    7. Я почувствовал, что…
    8. Я приобрел…
    9. Я научился…
    10. У меня получилось…
    11. Я смог…
    12. Я попробую…
    13. Меня удивило
    14. Мне захотелось…

Приложение.

Отрывок из рассказа А.М.Горького «Старуха Изергиль»

( распечатать для анализа на уроке каждому учащемуся)

«Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трех сторон таборы этих людей, а с четвертой — была степь. Были это веселые, сильные и смелые люди. И вот пришла однажды тяжелая пора: явились откуда-то иные племена и прогнали прежних в глубь леса. Там были болота и тьма, потому что лес был старый, и так густо переплелись его ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву. Но когда его лучи падали на воду болот, то подымался смрад, и от него люди гибли один за другим. Тогда стали плакать жены и дети этого племени, а отцы задумались и впали в тоску. Нужно было уйти из этого леса, и для того были две дороги: одна — назад, — там были сильные и злые враги, другая — вперед, там стояли великаны-деревья, плотно обняв друг друга могучими ветвями, опустив узловатые корни глубоко в цепкий ил болота. Эти каменные деревья стояли молча и неподвижно днем в сером сумраке и еще плотнее сдвигались вокруг людей по вечерам, когда загорались костры. И всегда, днем и ночью, вокруг тех людей было кольцо крепкой тьмы, оно точно собиралось раздавить их, а они привыкли к степному простору. А еще страшней было, когда ветер бил по вершинам деревьев и весь лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню тем людям. Это были все-таки сильные люди, и могли бы они пойти биться насмерть с теми, что однажды победили их, но они не могли умереть в боях, потому что у них были заветы, и коли б умерли они, то пропали б с ними из жизни и заветы. И потому они сидели и думали в длинные ночи, под глухой шум леса, в ядовитом смраде болота. Они сидели, а тени от костров прыгали вокруг них в безмолвной пляске, и всем казалось, что это не тени пляшут, а торжествуют злые духи леса и болота... Люди всё сидели и думали. Но ничто — ни работа, ни женщины не изнуряют тела и души людей так, как изнуряют тоскливые думы. И ослабли люди от дум... Страх родился среди них, сковал им крепкие руки, ужас родили женщины плачем над трупами умерших от смрада и над судьбой скованных страхом живых, — и трусливые слова стали слышны в лесу, сначала робкие и тихие, а потом все громче и громче... Уже хотели идти к врагу и принести ему в дар волю свою, и никто уже, испуганный смертью, не боялся рабской жизни... Но тут явился Данко и спас всех один».

Старуха, очевидно, часто рассказывала о горящем сердце Данко. Она говорила певуче, и голос ее, скрипучий и глухой, ясно рисовал предо мной шум леса, среди которого умирали от ядовитого дыхания болота несчастные, загнанные люди...

«Данко — один из тех людей, молодой красавец. Красивые — всегда смелы. И вот он говорит им, своим товарищам:

— Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет же он конец — все на свете имеет конец! Идемте! Ну! Гей!..

Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня.

— Веди ты нас! — сказали они.

Тогда он повел...»

Старуха помолчала и посмотрела в степь, где все густела тьма. Искорки горящего сердца Данко вспыхивали где-то далеко и казались голубыми воздушными цветами, расцветая только на миг.

«Повел их Данко. Дружно все пошли за ним — верили в него. Трудный путь это был! Темно было, и на каждом шагу болото разевало свою жадную гнилую пасть, глотая людей, и деревья заступали дорогу могучей стеной. Переплелись их ветки между собой; как змеи, протянулись всюду корни, и каждый шаг много стоил пота и крови тем людям. Долго шли они... Все гуще становился лес, все меньше было сил! И вот стали роптать на Данко, говоря, что напрасно он, молодой и неопытный, повел их куда-то. А он шел впереди их и был бодр и ясен.

Но однажды гроза грянула над лесом, зашептали деревья глухо, грозно. И стало тогда в лесу так темно, точно в нем собрались сразу все ночи, сколько их было на свете с той поры, как он родился. Шли маленькие люди между больших деревьев и в грозном шуме молний, шли они, и, качаясь, великаны-деревья скрипели и гудели сердитые песни, а молнии, летая над вершинами леса, освещали его на минутку синим, холодным огнем и исчезали так же быстро, как являлись, пугая людей. И деревья, освещенные холодным огнем молний, казались живыми, простирающими вокруг людей, уходивших из плена тьмы, корявые, длинные руки, сплетая их в густую сеть, пытаясь остановить людей. А из тьмы ветвей смотрело на идущих что-то страшное, темное и холодное. Это был трудный путь, и люди, утомленные им, пали духом. Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди их. И стали они упрекать его в неумении управлять ими, — вот как!

Остановились они и под торжествующий шум леса, среди дрожащей тьмы, усталые и злые, стали судить Данко.

— Ты, — сказали они, — ничтожный и вредный человек для нас! Ты повел нас и утомил, и за это ты погибнешь!

— Вы сказали: «Веди!» — и я повел! — крикнул Данко, становясь против них грудью.— Во мне есть мужество вести, вот потому я повел вас! А вы? Что сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец!

Но эти слова разъярили их еще более.

— Ты умрешь! Ты умрешь! — ревели они.

А лес все гудел и гудел, вторя их крикам, и молнии разрывали тьму в клочья. Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они — как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них. Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь, и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня... А они, увидав это, подумали, что он рассвирепел, отчего так ярко и разгорелись очи, и они насторожились, как волки, ожидая, что он будет бороться с ними, и стали плотнее окружать его, чтобы легче им было схватить и убить Данко. А он уже понял их думу, оттого еще ярче загорелось в нем сердце, ибо эта их дума родила в нем тоску.

А лес все пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь...

— Что сделаю я для людей?! — сильнее грома крикнул Данко.

И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.

Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.

— Идем! — крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям.

Они бросились за ним, очарованные. Тогда лес снова зашумел, удивленно качая вершинами, но его шум был заглушен топотом бегущих людей. Все бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца. И теперь гибли, но гибли без жалоб и слез. А Данко все был впереди, и сердце его все пылало, пылало!

И вот вдруг лес расступился перед ним, расступился и остался сзади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем. Гроза была — там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река... Был вечер, и от лучей заката река казалась красной, как та кровь, что била горячей струей из разорванной груди Данко.

Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, — кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и — умер.

Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой... И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло...»

— Вот откуда они, голубые искры степи, что являются перед грозой!

Теперь, когда старуха кончила свою красивую сказку, в степи стало страшно тихо, точно и она была поражена силой смельчака Данко, который сжег для людей свое сердце и умер, не прося у них ничего в награду себе. Старуха дремала. Я смотрел на нее и думал: «Сколько еще сказок и воспоминаний осталось в ее памяти?» И думал о великом горящем сердце Данко и о человеческой фантазии, создавшей столько красивых и сильных легенд.

Источники:

  1. Алдохина Любовь Николаевна. М.Горький "Легенда о Данко" (по рассказу "Старуха Изергиль") (7-й класс), http://festival.1september.ru/articles/583939/ 
  2. А. М. Сапир, Н. Л. Лейдерман «Целостный анализ рассказа М. Горького „Старуха Изергиль“»,  «Филологический класс» № 5 (2000) 
  3. О.М.Субаева, Как организовать и провести урок-исследование, http://him.1september.ru/article.php?ID=200901205
  4. http://uchitelslovesnosti.ru/publ/analiz_na_urokakh_literatury/analiziruem_literaturnoe_proizvedenie/vyrazitelnye_sredstva_jazyka_kak_osobennosti_avtorskogo_stilja/54-1-0-1622
  5. http://fb.ru/article/161999/sredstva-hudojestvennoy-vyirazitelnosti-primeryi-v-literature
  6. http://interneturok.ru/ru/school/literatura/7-klass/russkaya-literatura-20-veka/cherty-romantizma-v-rasskaze-maksima-gorkogo-staruha-izergil


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: Романтические бунтари М. Горького (по рассказу «Старуха Изергиль»)

Урок в 11 классе по теме: Романтические бунтари М. Горького (по рассказу «Старуха Изергиль»)...

М.Горький. Рассказ "Старуха Изергиль". Легенда о Данко.

Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения...

Романтизм в раннем творчестве М.Горького (на примере рассказа «Старуха Изергиль»).

Цели и задачи: 1. Познакомить учащихся с жизнью М. Горького и его романтическим творчеством;2. Закрепить на примере творчества писателя понятие романтизм как литературное направление;3. Развиват...

Из опыта работы. Тема: М.Горький. Ранние романтические рассказы. «Старуха Изергиль».

На уроке рассматривается своеобразие композиции рассказа "Старуха Изергиль", смысл противопоставления героев рассказа...

Презентация к уроку по рассказу Горького "Старуха Изергиль" (часть 3, Данко)

Презентация к уроку литературного чтения в 9 классе узбекской школы....

Урок литературы 7 класс. М.Горький. Рассказ "Старуха Изергиль": Легенда о Данко.

Урок по рассказу М.Горького "Старуха Изергиль". Легенда о Данко....