Из опыта работы. Тема: М.Горький. Ранние романтические рассказы. «Старуха Изергиль».
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
На уроке рассматривается своеобразие композиции рассказа "Старуха Изергиль", смысл противопоставления героев рассказа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty._tema_m.gorkiy._rannie_romanticheskie_rasskazy._starukha_izergil.docx | 32.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы. Тема: М.Горький. Ранние романтические рассказы. «Старуха Изергиль».
Цель: Ознакомить учащихся с особенностями композиции рассказа «Старуха Изергиль» как средства раскрытия идейного содержания; выяснить смысл противопоставления героев рассказа; провести параллель между библейской легендой о Моисее и легендой о Данко, отметить сходство и различие; развивать навыки анализа художественного текста; подвести учащихся к мысли об уникальности человеческой жизни, об ответственности за свой жизненный выбор, о необходимости внимательного и бережного отношения к окружающим людям.
Оборудование: Учебник, текст рассказа, портрет М. Горького;
Форма проведения: Урок-исследование.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Постановка цели задач урока.
Учитель. Одной из основных проблем творчества М. Горького стал поиск нового человеческого идеала, гармонии в этом мире. Само время — рубеж столетий, столкновение эпох — делает такие вопросы актуальными, ставит человека перед нравственным выбором. Для романтических рассказов писателя характерно, что среди людей, обладающих сильными характерами, писатель различает силу, действующую во имя добра, и силу, приносящую зло. Одним из наиболее ярких ранних произведений M. Горького является рассказ «Старуха Изергиль» (1894). Написан рассказ с использованием излюбленной писателем формы обрамления: легенда о Ларре, рассказ о жизни Изергиль, легенда о Данко. Единым целым три части рассказа делает основная идея — стремление выявить истинную ценность человеческой личности.
«Я видел эти рассказы под аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу…» — так начинает максим Горький один из своих лучших рассказов, в котором отразились незабываемые впечатления автора от его скитаний по южной Бессарабии ранней весной 1891 г. рассказ относится к ранним произведениям м. Горького и продолжает романтическую линию (рассказы «макар чудра» и «чел-каш»), в которой наиболее сильно отразилось авторское восхищение цельной и сильной человеческой личностью.
Важнейшим вопросом, составляющим идейное содержание рассказа «Старуха Изергиль», является смысл человеческой жизни. Тема человека сильной, неординарной личности, непосредственно связана с идеей произведения — служение людям как великий смысл жизни, высшее предназначение. раскрытию идеи служат сюжет и композиция произведения, а также особый, героический пафос.
III. Работа над темой урока
1. Аналитическая беседа
♦ Итак, мы выяснили, что рассказ «Старуха Изергиль» имеет романтический характер. Давайте вспомним черты романтизма. (У героя два мира — идеальный и реальный, яркость образов, необычность событий, гиперболизация качеств, патетика, загадочный пейзаж)
♦ В какое время суток происходят события в рассказе? Почему?
♦ Какие природные образы вы могли бы выделить?
♦ Какие художественные средства использовал автор в изображении природы?
♦ Почему именно таким показан пейзаж в природе?
♦ Каковы ваши впечатления от рассказа? Как он построен и в чём смысл изображённой автором композиционной формы?
2. Пересказ заранее подготовленным учащимся легенды о Ларре. Беседа
♦ Каким внешним событием рождена легенда? (Тень, плывущая по небу,— тень Ларры)
Почему он так себя ведёт, чем это мотивировано? (Он таким родился, он — сын орла)
Племя его приговорило к одиночеству, а это самый страшный «зверь» на земле. Справедливо ли было это решение? Подтвердите своё мнение цитатами из рассказа.
а что добавила в рассказе Изергиль непосредственно от себя?
что вы можете сказать о таком качестве человека, как гордость?
Есть такое слово — «гордыня». Подумайте, в чём различие слов «гордость» и «гордыня».
Запись толкования слов
Гордость — чувство собственного достоинства, самоуважение. Гордыня — чрезмерно высокое мнение о себе, непомерная гордость.
Поняла ли Изергиль подлинную сущность Ларры? Подтвердите своё мнение цитатами из рассказа.
3. Пересказ заранее подготовленными учащимися легенды о Данко и библейской истории о Моисее
БИБЛЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ О МОИСЕЕ
Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь. Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Ужаснулись евреи: впереди море, а сзади вооружённое войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И воды морские расступились и стали стенами, а посередине стало сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась. Далее путь евреев пролегал через пустыню, и Господь постоянно заботился о них, оказывал им много милостей, но они были неблагодарны. Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне в поисках пути в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и привёл их к этой земле. Но в это время их вождь Моисей умер.
4. Сопоставление Библейской истории и легенды о Данко
В чём сходство библейской истории и легенды о Данко?
Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории?
(Моисей получает помощь Бога, так как исполняет его волю. Данко испытывает любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает.)
Каким изображён Данко в рассказе Изергиль? Как складываются отношения между Данко и толпой?
5. Коллективная работа по составлению опорной схемы «Концепция жизни ларры и Данко»
Учитель. Итак, мы с вами выяснили, что главная черта героев — гордость. Но мы также доказали, что герои разные. легенды о ларре и Данко раскрывают две концепции жизни. Давайте изобразим это в схеме (Запись на доске и в тетрадях):
Концепция жизни ларры и Данко
6. обобщающая беседа
Как вы думаете, почему рассказ заканчивается легендой о Данко?
Какие нравственные начала утверждает м. Горький в легенде о Данко?
Всегда ли можно и нужно искать в жизни подвиги? Какая разница между долгом и подвигом?
7. «мозговой штурм» (в группах)
Выполните задание и скажите, кому из героев рассказа М. Горького близка Старуха Изергиль: Данко или Ларре (запись на доске).
Задание для 1-й группы. Прочитайте портретные характеристики старухи Изергиль в молодости и старости. На кого из героев она похожа? Подтвердите своё мнение, обращаясь к тексту. (Старуха Изергиль и Ларра были красивы в молодости, но от обоих осталась только тень. Они прожили жизнь, не оставив после себя ничего. Индивидуализм древней старухи роднит её с героем легенды.)
Задание для 2-й группы. Расскажите о жизни старухи Изергиль. чему она посвятила свою жизнь? (Её жизнь, так же, как и жизнь Данко, посвящена любви. Но любила она только для себя. Она с лёгкостью забывала старую любовь ради новой, оставляла любимых. Равнодушие роднит её с Ларрой.)
8. обобщение учителя
— рассказ «Старуха Изергиль» необычен прежде всего с композиционной точки зрения: реалистическое обрамление, то есть беседа автора-повествователя с Изергиль включает романтический сюжет. Он, в свою очередь, имеет трёхчленную структуру и представляет собой две легенды, о Ларре и о Данко, противопоставленные друг другу и объединённые рассказом старой Изергиль о своей жизни. Легенды, повествующие о чувствах, о страстях, о сильных людях, привлекают внимание — без них было бы невозможно понять авторскую идею. В их основе лежат библейские сюжеты. Ларра, как и Агасфер, Вечный Жид, обречён на вечные страдания, а Данко, подобно Моисею, который вывел свой народ из Египта, спасает людей своего племени. Агасфер, отказав в помощи Христу, шедшему на Голгофу, совершает преступление против Бога, Ларра — против человека. Моисей выполняет волю Господа, а Данко сам принимает решение принести себя в жертву людям. Так, по Горькому, человек становится равным Богу, значит, человечество призвано на землю выполнить какую-то высшую миссию. В этом отражается богоискательная философия писателя, который развивает по сути ницшеанскую идею о богочеловеке. Именно такими «сверхлюдьми» являются Ларра, сын орла, и Данко, вождь, «лучший из всех»,— гордые, сильные и красивые люди. Но их гордость неодинакова. В Ларре, «первом на земле», говорит гордыня, он презирает людей, считает их рабами. Данко же гордится именно званием человека, он по-настоящему верит в людей. В итоге Ларра, который, «кроме себя, не видит ничего», преступает нравственный закон, убивает прекрасную юную девушку, а Данко совершает подвиг, отдав своё сердце людям в тот момент, когда они, охваченные злобой и страхом, собираются убить его. Данко погибает, но он остаётся в памяти потомков героем, и его сердце становится голубыми иск рами, «языками огня» в тёмной степной дали. Ларра превращается в вечную неприкаянную тень — «ему нет жизни, и смерть не улыбается ему».
Так из рассказа «Старуха Изергиль» вырастает тема первородности греха и подвига, исходной морали человечества.
9. «Учимся дискутировать»: мини-дискуссия: «в чём смысл жизни — в неограниченной личной свободе или в героической борьбе за счастье людей?»
IV. Рефлексия. Подведение итогов урока
♦ многие рассказы м. Горького построены по принципу «рассказ в рассказе», поэтому важную композиционную роль в них играет образ рассказчика. типологически близки друг другу старуха Изергиль, Рагим, Макар Чудра. В чём сходство их характеров и жизненной философии? Подберите в качестве доказательства своего мнения цитатный материал для ответа на этот вопрос.
V. Домашнее задание
1. Творческое задание. Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) «Данко нашего времени. Кто он?».
2. Прочитать пьесу М. Горького «На дне».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме: Романтические бунтари М. Горького (по рассказу «Старуха Изергиль»)
Урок в 11 классе по теме: Романтические бунтари М. Горького (по рассказу «Старуха Изергиль»)...
«Герои ранних романтических рассказов Горького. Романтический пафос и суровая правда жизни в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»»
Цель урока:выявить особенности ранней прозы М. Горького на примере рассказа «Старуха Изергиль».Задачи урока: Образовательные:-рассмотреть проблему героя в ранних рассказах Горького;- отметить особенно...
Жизнь и творчество Максима Горького. Ранние романтические рассказы. Проблематика и особенности композиции рассказа.
Цель урока: познакомить обучающихся с вехами биографии и творчества Горького; показать особенности романтизма Горького. Проследить, как в композиции рассказов раскрывается замысел писателя.Метод...
Романтизм в раннем творчестве М.Горького (на примере рассказа «Старуха Изергиль»).
Цели и задачи: 1. Познакомить учащихся с жизнью М. Горького и его романтическим творчеством;2. Закрепить на примере творчества писателя понятие романтизм как литературное направление;3. Развиват...
ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА «КОНКУРС ТАЛАНТОВ» по произведениям М.Горького (повесть «Детство», рассказ «Старуха Изергиль») для 7 класса общеобразовательной школы
Внеклассное мероприятие по литературе для 7 класса общеобразовательной школы...
Урок литературы в 11 классе по теме "М. Горький. Ранние романтические произведения. Идейный смысл. Художественные особенности".
Конспект урока литературы....
Методическая разработка урока-дискуссии по литературе 11 класс. "В чем мудрость жизни...?" М Горький. Ранние романтические рассказы «Макар Чудра», «Старуха Изергиль»
Данный вариант проведения урока – дискуссии интересен тем, что здесь делается упор на сам процесс представления точки зрения, ее аргументации. Включенность всех участников достигаетс...