Урок литературы 7 класс. М.Горький. Рассказ "Старуха Изергиль": Легенда о Данко.
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Урок по рассказу М.Горького "Старуха Изергиль".
Легенда о Данко.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок литературы 7 класс. М.Горький. Рассказ "Старуха Изергиль": Легенда о Данко. | 23.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы в 7 классе
Тема: «Максим Горький. Рассказ «Старуха Изергиль»: Легенда о Данко».
Цели:
- показать особенности раннего творчества М.Горького на примере рассказа “Старуха Изергиль”
- проанализировать легенду о Данко с точки зрения ее идейного и художественного своеобразия
- через анализ легенды воспитать в учащихся уважение к высоким нравственным качествам: бескорыстию, гордости, добру, служению людям.
- Организационный момент.
- Целеполагание, мотивация.
Сегодня у нас с вами урок внеклассного чтения, на котором мы продолжим знакомство с творчеством Максима Горького.
Поднимите руки, кто прочитал отрывок из его рассказа «Старуха Изергиль» - «Легенда о Данко».
Какое впечатление произвело на вас это произведение? Какие эмоции, чувства вызвало?
Ответы детей. (… но не оставило равнодушным).
Прочитайте, пожалуйста, эпиграф к уроку:
«Жизнь не тающая свеча. Это что-то вроде чудесного факела, который попал человеку в руки на мгновение, и его нужно заставить пылать как можно ярче» Б.Шоу
Какая мысль отражена в этих словах?
О чем же сегодня мы будем говорить на уроке?
Ответы – Будем анализировать легенду и говорить о нравственных качествах человека.
- Работа по теме урока.
Откроем тетради и запишем тему урока: Максим Горький. Легенда о Данко (из рассказа «Старуха Изергиль» 1895 г.)
- Словарная работа.
Ребята, что такое легенда? Запишите определение в тетрадь. При необходимости обратитесь к словарю литературоведческих терминов в конце учебника.
Пока звучат ответы, проверьте себя – все ли признаки легенды вы отметили в своем определении. Если нужно, дополните его.
Ответы – народное предание о жизни или подвиге необыкновенного человека. В основе легенды лежит чудо, которое воспринимается как достоверное. Сочетание реального и фантастического.
- Работа в парах (обращение к ассоциативному мышлению учащихся).
Как можно назвать человека, о котором сложены легенды?
Ответ – Герой.
Работая в парах, составьте словесный портрет человека-легенды.
Запишем в тетрадь: Герой – и далее – какими качествами он обладает.
Озвучьте свои мнения. Собирательный портрет запишем в тетрадь. Эти ключевые слова используем при выполнении творческого задания в конце урока.
Ответы – Герой – сильный, смелый, бесстрашный, умеющий преодолевать трудности, не боится опасностей, жертвующий собой, совершающий подвиг…
- Индивидуальная работа + фронтальный опрос
Откроем текст легенды. Кто может кратко пересказать начало легенды?
Как вы думаете, можно ли было как-то спасти племя от гибели?
Ответ – Нужно было что-то делать, а не тосковать.
Понимали ли люди, что в лесу их ждет неминуемая смерть?
Ответ – Да, или от врагов, или от смрада.
Как восприняли люди предложение Данко?
Ответ – Люди обрадовались, что кто-то предложил выход.
Почему они поверили ему?
Ответ – Он – лучший из всех, в очах его много силы и живого огня.
Легко ли было людям идти по лесной чаще, по болоту?
И что изменилось в состоянии людей?
Ответ – Люди утомились, пали духом, потеряли надежду.
- Самостоятельная работа с текстом.
На парте у каждого лежит Рабочая карта урока. Возьмите ее и подпишите.
Сейчас мы выполним самостоятельную работу № 2. Прочитайте внимательно задание. Если вам потребуется помощь, воспользуйтесь подсказкой на цветной бумаге или обратитесь ко мне.
- Выразительное чтение.
Читаем текст со слов «Остановились они… А лес все пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь»
Как Данко реагирует на угрозы людей?
Ответ – Вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их.
Могли ли люди в порыве «злобы и гнева» убить Данко? (да)
Что бы стали они делать после этого в лесу? (погибли бы)
- Просмотр мультфильма.
Сейчас мы посмотрим фрагмент мультфильма, который снят в 1967 году и называется «Легенда о пламенном сердце».
На фоне музыки:
«Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям. Люди же, изумленные, стали как камни.»
«Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его.»
Что чувствовал Данко перед смертью?
Ответ – Кинул радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо.
Чему он рад?
Ответ – Ему удалось спасти свое племя.
Почему люди не заметили его смерти?
Ответ – Люди счастливы, полны надежды. Сейчас они не думают о благодарности, но потом обязательно поймут, что для них сделал Данко.
- Подведение итогов урока.
Итак, о чем же эта легенда? Какова ее тема?
Ответ – Тема – подвиг Данко, жертвующего собой ради спасения людей.
Запишем в тетрадь: Тема - …
(Дети говорят и о том, что подвиг Данко похож на подвиг Прометея, похитившего огонь для людей, но понесшего за это страшное наказание. И о том, что подвиг Данко должен служить напоминанием новым поколениям о том, каким должен быть настоящий человек.)
- Рефлексия
Сейчас мы выполним индивидуальное задание, которое поможет нам увидеть ваше эмоциональное восприятие прочитанного произведения и понимание его – составим синквейн на тему «Данко».
Синквейн – стихотворение из пяти строк, в каждой из строк определенный набор слов:
- Тема синквейна
- 2 прилагательных
- 3 глагола
- Фраза на тему синквейна
- Вывод – 1 существительное.
Прочитайте свои синквейны. (Пример синквейна, составленного детьми: Данко. Смелый, красивый. Жалел, спасал, погиб. Красивые – всегда смелы. Подвиг.
- Домашнее задание.
Домашнее задание предлагаю на выбор. Каждый из вас сам решит, какой вариант задания выбрать:
- нарисовать иллюстрацию к легенде о Данко;
- подготовить художественный пересказ легенды;
- написать небольшое рассуждение на тему: «Каким быть человеку и как ему жить среди людей?»
- Организационный момент.
Благодарю вас за работу.
Любите литературу и зажигайте сердца!
Спасибо. До свидания.
________________________________________________________________________
Приложение
Рабочая карта урока учени___ 7 класса ФИ_________________________________
Вариант 1 Самостоятельная работа
Прочитайте эпизод легенды со слов «Но однажды гроза грянула над лесом….» до слов «… А из тьмы ветвей смотрело на идущих что-то страшное, темное и холодное».
Ответьте на вопрос: Какова роль пейзажа в этом отрывке?
При необходимости воспользуйтесь Помощью № 1
Вариант 2 Самостоятельная работа
Прочитайте эпизод легенды со слов «Там были болота и тьма….» до слов «… и весь лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню тем людям».
Ответьте на вопрос: Какова роль пейзажа в этом отрывке?
При необходимости воспользуйтесь Помощью №2
Помощь № 1
- Какие части речи в большом количестве использует автор в этом отрывке? Для чего?
- Какое влияние оказывает природа на людей?
- Что они чувствуют?
- Какой художественный прием использует автор? Для чего?
- Можно ли сказать, что природа враждебна к людям?
Помощь № 2
- Какие краски использует автор для описания леса?
- Какие художественные выразительные средства языка использует? Для чего?
- Какое влияние оказывает природа на людей?
- Что они чувствуют?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по рассказу М Горького "Старуха Изергиль"
Данный урок предназначен для учащихся 11 класса или 1 курса учреждений СПО и НПО. Урок построен по технологии критического мышления. Для разработки урока были использованы уроки учителей ...
Презентация к серии уроков по рассказу М.Горького "Старуха Изергиль"
Презентация помогает учащимся полнее рассмостреть и проанализировать данное произведение.Рассматриваемые вопросы:1.Романтизм как направление в литературе.2.Романтический герой.3.Почему Горький выбирае...
М.Горький. Рассказ "Старуха Изергиль". Легенда о Данко.
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения...
Презентация к уроку по рассказу Горького "Старуха Изергиль" (часть 3, Данко)
Презентация к уроку литературного чтения в 9 классе узбекской школы....
Открытый урок литературы в 7 классе на тему: "Выбор жизненной позиции в "Легенде о Данко" (По рассказу М. Горького "Старуха Изергиль")
Цель урока:способствовать воспитанию духовно-нравственной личности, формированию гражданского сознания;проанализировать легенду о Данко с точки зрения ее идейного и художественного своеобразия;учить в...
Урок- исследование по теме «А.М.Горький. Рассказ «Старуха Изергиль». Легенда о Данко»
Конспект урока- исследования по теме «А.М.Горький. Рассказ «Старуха Изергиль». Легенда о Данко» для проведение урока литературы в 7 классе. Учитель организует исследование эмоциона...
Урок по литературе в 7 классе " Легенды о Ларре и Данко (из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»). Проблематика рассказа и авторская позиция".
Урок по литературе "Легенды о Ларре и Данко (из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»). Проблематика рассказа и авторская позиция" проводится в 7 классе. Его цели:1. Выя...