Урок рефлексии по литературе "Краски и звуки в пейзажной лирике А.А.Фета", 6 класс
учебно-методический материал по литературе (6 класс) на тему
Урок рефлексии по литературе в 6 классе
“Краски и звуки в пейзажной лирике А.А. Фета”
Цели:
Образовательные, исследовательские:
- учить внимательному наблюдению за стихотворением,
-развивать умения элементарного анализа текста.
Репродуктивная: развивать умение правильно отвечать на проблемные вопросы,
-расширять словарный запас.
Поисковая:
-учить устанавливать ассоциативную связь с живописью.
Воспитательные:
-воспитывать чуткое внимание к поэтическому изображению природы,
-воспитывать любовь к родной природе.
Оборудование: портрет А.А. Фета, репродукции картин Клевера Ю.Ю. “Зимний пейзаж с дорогой”и “Дебри”,Шишкина И.И. “Осенний лес”,
“Зима в лесу”, Писемского С.К.”Утро в осеннем лесу”, Крыжицкого “Повеяло весной”, фломастеры, компьютеры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_125_refleksii_po_literature_v_6_klasse.docx | 25.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок рефлексии по литературе в 6 классе
“Краски и звуки в пейзажной лирике А.А. Фета”
Цели:
Образовательные, исследовательские:
- учить внимательному наблюдению за стихотворением,
-развивать умения элементарного анализа текста.
Репродуктивная: развивать умение правильно отвечать на проблемные вопросы,
-расширять словарный запас.
Поисковая:
-учить устанавливать ассоциативную связь с живописью.
Воспитательные:
-воспитывать чуткое внимание к поэтическому изображению природы,
-воспитывать любовь к родной природе.
Оборудование: портрет А.А. Фета, репродукции картин Клевера Ю.Ю. “Зимний пейзаж с дорогой”и “Дебри”,Шишкина И.И. “Осенний лес”,
“Зима в лесу”, Писемского С.К.”Утро в осеннем лесу”, Крыжицкого “Повеяло весной”, фломастеры, компьютеры.
Ход урока
Учитель.
Посмотрите на эти картины. Что их объединяет?
(ученики говорят, что на них изображена природа)
Когда мы говорим о природе, какие образы возникают в вашем воображении? C помощью фломастеров нарисуйте этот образ и поделитесь своими впечатлениями с товарищем по парте.
( в течение 2-3-х минут учащиеся рассказывают о том, что они изобразили
Это и цветы, и солнце, и радуга, и деревья, и птицы…)
Учитель.
О чем же наш урок? (ученики говорят, что на уроке они будут говорить о том, как изображена природа в стихотворениях А.А.Фета.)
Сегодня у нас, ребята, не совсем обычный урок. Тема урока “Краски и звуки в пейзажной лирике А.А. Фета”. Мы будем говорить о том, как звуки в стихотворениях великого поэта-пейзажиста запечатлены в словах, какие краски использует поэт при описании природы, какие чувства испытывает лирический герой при восприятии природы. И сегодня мы будем учиться видеть, слышать и понимать , и тогда красота природы откроется нам. Наш урок-урок рефлексии.
(Читаю определение, написанное на доске)
Рефлексия- умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализом, осмыслением прочитанного, умение оценивать результаты своей деятельности.
Учитель.
Опираясь на определение, сделайте выводы, что мы должны уметь на уроке. (ученики проговаривают)
Ученики:
- Уметь размышлять,
- Уметь преодолевать трудности
- Уметь наблюдать
- Уметь осмысливать прочитанное
- Оценивать результаты своей деятельности
Учитель. Желаю всем вам хороших оценок на уроке. Верю, что мы с поставленными задачами справимся.
1.Чтение стихотворения “ Ель рукавом мне тропинку завесила…”
( читает подготовленный ученик).
2.Анализ поэтического текста
Учитель.
1.Как вы думаете, какое время года описано в стихотворении? Докажите.
-время года- осень ( кружатся листья, ветер, все колышется, листья мертвые).
Учитель.
2. Почему листья “мертвые”? Это красочный образ?
- они мертвые , так как упали на землю. Листья лежат повсюду. Они очень красивые.
- да, это образ красочный, потому что листья красные, желтые, коричневые, зеленые. Такое впечатление, что земля-это разноцветный ковер.
Учитель.
3.Какое состояние испытывает лирический герой? (ученики дают определение понятия “лирический герой”)
Учащиеся говорят, что , с одной стороны, лирический герой грустит, с другой-радуется. Лирический герой остался в лесу один. Поэтому ему и страшно, и жутко. Но потом, заслышав , зов глашатая медного”, он радуется, что рядом кто-то есть. Это тот, которому не страшен ни ветер, ни шум.
Учитель.
4.Какое слово в стихотворении повторяется. С какой целью?
Ученики.
-это слово ветер. Ветер пугает человека.
-любому человеку будет страшно в лесу, если дует сильный ветер, потому что качаются деревья, появляются различные звуки.
-эти звуки непонятные лирическому герою. Он сам говорит: “Я ничего не пойму”.
-он говорит, что вокруг “все гудет и колышется”/
Учитель.
4.Есть ли в стихотворении сказочный образ?
Ученики.
-да , это ель. Она живая. Она похожа на волшебницу, на колдунью.
-она загораживает дорогу путнику. Не хочет его выпускать.
Учитель.
5.Как в стихотворении автор передает чувство восторга? Обратите внимание на предложения.
Ученики.
- в последнем четверостишье мы видим два восклицательных предложения. С помощью них автор передает эмоциональное состояние лирического героя.
-надо обратить внимание на слово “весело”. Лирическому герою радостно, потому что повсюду он видит необыкновенную красоту.
-разноцветные листья не просто лежат на земле. Они кружатся от ветра. От этого тоже становится весело и радостно.
Учитель.
6.Прочтите 2 строфу. Какие согласные передают шум ветра? (ш)
Какой звук создает шум ветра в первом четверостишье?
Ученик.
-это гласный у: “шумно”,”жутко”, “грустно”
( по компьютеру учащиеся находят определения слов аллитерация и ассонанс).
Аллитерация-повторение согласных звуков, придающих особую выразительность стихотворению.
Ассонанс-повторение гласных звуков, придающих музыкальность, выразительность стихотворению.
Учитель
7.А случалось ли вам одним быть в лесу. Что вы испытывали? Что вы чувствовали?
(одни ученики говорят, что они не боялись, другие- наоборот. Приводят примеры)
8.Как вы понимаете слово “глашатай”?
Ученики.
-это человек, который к чему-либо взывает,
-это человек, призывающий к каким-либо действиям
Учитель.
9.А какой инструмент подразумевается под выражением “глашатая медного”?
Ученик.
Это медный рог.
Учитель.
Раньше богатые люди устраивали охоту на каких-нибудь зверей. Находились друг от друга на большом расстоянии. Вот тогда-то и использовали рог в качестве сигнала.
Учитель.
10.В стихотворении есть еще одно необычное слово “гудет”. Оно общеупотребительное или диалектное? Что оно обозначает?
Ученики.
-это слово диалектное. Оно обозначает какие-то доносившиеся звуки.
Причем эти звуки сильные.
-гудет, то есть издает звуки.
Учитель.
11.А почему “зов глашатая” лирическому герою” сладостен”?
Ученик.
-лирическому герою приятно слышать эти звуки.
-ему было страшно одному. Услышав звуки рога, он понял, что не один.
Учитель.
12.И еще об одном выражении- “странника бедного”. Почему бедный?
Его кто-нибудь обижает? Он не имеет своего жилья? У него нет денег?
Ученики.
-Фет подразумевает под этим выражением человека одинокого. У него нет друга. Ведь недаром в стихотворении говорится :” В лесу одному…”
-я думаю, что у человека нет жилья, и он вынужден скитаться по свету.
Учитель.
13.Как же чувствует себя этот скиталец среди природы?
Ученики.
-он радуется тому, что видит.
-природа его приветствует и своим шумом и звуком рога.
индивидуальная работа для всех (элементы анализа поэтического текста)
На столах карточки, которые заполняются учениками в течение 5-6 минут и сдаются учителю.
Основное настроение стихотворения---------------------------------------------
Интонация стихотворения--------------------------------------------------------------
Какой образ создает автор?--------------------------------------------------------------------
Стихотворение надо читать---------------------------------------------------------------
С какой целью-----------------------------------------------------------------------------------
Найдите эпитеты-------------------------------------------------------------------------------
Олицетворение----------------------------------------------------------------------------
Метафора-------------------------------------------------------------------------------------
Рефлексия
На уроке мне было…
Я работал…
Я понял…
Я узнал…
Я познакомился…
Домашнее задание Выучить стихотворение, которое понравилось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краски и звуки в пейзажной лирике А.Фета.
Приглашаю на урок-экскурсию в 6 класс.Урок создан по технологии критического мышления....
Урок литературы на тему: «Любовь и природа в лирике А.А. Фета»
Урок литературы в 9-м классе...
Краски и звуки в пейзажной лирике А.А.Фета
А.А. Фет...
Технологическая карта урока в 6 классе "Краски и звуки в пейзажной лирике А. А. Фета"
Технологическая карта урока урока литературы в 6 классе....
Методическая разработка (презентация) к уроку русского языка по теме: "Звуки и буквы. Правописание и произношение. 5 класс"
Презентация к уроку русского языка по теме: "Звуки и буквы. правописание и произношение" разработана для учащихся 5 класса. Содержит краткие сведения по понятиям фонетика, орфоэпия и практич...
Особенности поэтики А. А. Фета (по пейзажной лирике поэта).
Урок по лирике А.А.Фета. 10 кл....
Технологическая карта урока «Поэтическое изображение родины и родной природы в лирике С. Есенина» 5 класс
Технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО...