Технологическая карта урока «Поэтическое изображение родины и родной природы в лирике С. Есенина» 5 класс
план-конспект урока (5 класс)
Технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_po_tvorchestvu_esenina_5_klass.docx | 31.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Замышляева М.Е., учитель русского языка и литературы, ГБОУ СО «ЕШИ №10»
Предмет Класс Тема УМК | Методы обучения | Тип урока | Планируемые результаты обучения | Формы организации учебной деятельности | ||
Личностные | Метапредметные | Предметные | ||||
Литература 5 класс
«Поэтическое изображение родины и родной природы в лирике С. Есенина» (изучение стихотворений «Поёт зима-аукает..» «Нивы сжаты, рощи голы…») Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательн. Учреждений. В 2 ч. (Г.С.Меркин) М.-Русское слово-РС, 2009. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература.5класс» Ф.Е. Соловьёва | словесный, практический, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый | урок усвоения новых знаний | развитие эстетического сознания через освое ние отечественного культурного наследия; развитие нравственно-эстетических представ лений о связи человека с природой; осознание российской идентичности; воспитание любви к малой родине, к родной природе; формирование готов ности и способности к самообразованию; самоопределение, действия смыслообразования и нравственно-этической ориентации, формирование коммуникативной компетентности | совершенствование смыслового чтения; развитие умения понимать проблему, выдвигать гипотезы, строить логическое рассуждение, устанав ливать причинно-след ственные связи, де лать выводы, приво дить аргументы для подтверждения собственной позиции; умения определять и классифицировать понятия, проводить аналогии; совершен ствование умения использовать речевые средства в соответст вии с задачей комму никации;. формирова ние умения организо вывать и оценивать свою деятельность, осуществлять сотрудничество | умение выявлять особенности пей зажной лирики Есенина, характе ризовать образно- поэтический язык его стихотворений, развитие интереса к его творчеству; осознание влияния биографии на становление творче ской личности поэта; совершенствование речевых умений, навыков вырази тельного чтения; овладение ключе выми понятиями и умениями, необхо димыми для анализа и интерпре тации поэтичес кого текста | фронтальная, индивидуальная, парная работа с учебником, рабочей тетрадью, словарём, сигнальными карточками, алгоритмом, листком самооценки |
Средства обучения, оборудование | Учебник, рабочая тетрадь, словарь, видеофрагмент о детстве С. Есенине, портрет Есенина компьютер, мультимедийный проектор, проекционный экран | |||||
Основные понятия | «малая родина», образ, эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, ассонанс, аллитерация, неологизм. |
Этап урока | Действия учителя | Действия учащихся | Формируемые УУД (универсальные учебные действия) | |||
личностные | регулятивные | познавательные | коммуникативные | |||
Организа ционный | Психологически настраивает на деловое и доброжелательное сотрудничество | Оценивают готовность к уроку, настраиваются на учебную деятельность | самоопределение, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях | мобилизация сил, энергии, волевая саморегуляция | умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | |
Мотива ция к учебной деятельности. Актуализа ция знаний. | Организует взаимо проверку д.з. (таблица, заполнен ная на основе статьи учебника) Вводит в тему (Считаете ли вы детство Есенина счастливым? Инте ресно вам ближе познакомиться с его личностью и творчеством?) Предлагает посмотреть фильм о детстве Есенина и дополн. таблицу. | Участвуют во взаимопроверке (образец выполне ния задания и крите рии оценивания проецируются на доску). Выносят оценоч ные суждения о детстве поэта. Смотрят фрагмент видеофильма и вносят дополнения в свои таблицы «Детство С. Есенина» | смыслообразование (определение границ «знания- незнания», установление связи между целью учебной деятельнос ти и её мотивом), нравственно-этическая ориентация (принятие семейных ценностей, личностный моральный выбор) | умение осуществлять контроль, умение вносить коррективы в действие после его завершения на основе учёта характера сделанных ошибок, | умение извлекать основную информацию из различных источ ников, отбирать и структурировать её, преобра зовывать в виде таблицы, умение осознан но строить речевое выска зывание в устной и сжатой письменной форме | умение принимать точку зрения, не совпадающую с собственной, выражать аргументированное согласие (несогласие) с участником диалога |
Постановка цели урока | В ходе обсуждения понятия «малая родина» (с опорой на личн. опыт уч.), предлагает опред. главную тему твор. поэта. Организует подводящий к теме урока диалог (Кто может помочь по-новому взглянуть на родную природу, открыть неожиданное в известном?) | Объясняют значение понятия « малая родина». Высказывают предположения, аргументируют их. Отвечая на вопрос учителя, самостоя тельно определяют тему и формули руют цели урока | смыслообразование (установление связи между целью учебн. деятельности и её мотивом); формирование ценностно- эмоцио нального компонен та осознания своей этнической принадлежности | действие целеполагания как умение поставить учебную задачу на основе того, что усвоено и что предстоит усвоить | умение выдвигать и обосновывать гипотезы, самостоятельно определять познавательные цели | умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, владение монологической и диалогической речью |
Изучение нового | Проводит повторе ние основных изобраз.- выразит., средств, диктуя их определения. Знако мит со стихотворе ниями, выявляет первые впечат ления. Просит высказать предпо ложение об исполь зовании тропов в стихах Есенина. С помощью вопроса (Как это прове рить?) моти вирует к выполне нию практической работы по анализу текста («Поёт зима-аукает…») и организует обсуж дение результатов. Проводит лексичес кую работу. Даёт задание найти в «Кратком словаре терминов» понятия «ассонанс», «алли терация» и привес ти примеры (по ва риантам). Предлага ет сделать выводы | Показывают название тропов, используя сигналь ные карточки Высказывают мне ния о стихотворен., предположения о выразит. средствах. Выполняют практи ческую работу в парах (разноуровне вые задание) по на хождению тропов Участвуют в работе лексической работе (неологизмы., роль уменьш.- ласкат. суфф.), проводят аналогию с произ ведениями устного народного творчес тва. Самостоятельно по словарю изучают новые понятия, приводят примеры из стихотворения. Обобщают наблю дения: характери зуют звукообразы как фонетические средства выразит. Делают выводы о поэтике Есенина | готовность к получению и применению новых знаний; развитие эстетического чувства и художественного вкуса, знание культуры своего народа | умение принимать и сохранять учебную задачу, саморегуляция как способность к волевому усилию и преодолению затруднений | умение самосто ятельно находить способы решения проблем поискового характера, пред ставлять резуль таты исследова ния, умения осуществлять анализ с целью выделения существенных признаков, подведение под понятие; смысловое чте ние, извлечение необходимой информации из текстов разных жанров; умение строить логическую цепочку рассуж дений, обобщать; умение сравнивать, устанавливать аналогии | умение строить продуктивное взаимодействие, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске информации, умение слушать и слышать собеседника, понимать возможность разных оснований для оценки одного и того же явления, умение учитывать разные мнения и обосновать собственное |
Офтальмологическая пауза. Зарядка для глаз (проводит учащийся) | формирование ценности здорового образа жизни | |||||
Предлагает дока зать строчками из стих. «Нивы сжа ты, рощи голы», что поэт восприни мает природу как крестьянин-земле пашец, поразмыш лять о причинах. Проверяет инд. опережающее зада ние(анализ текста на уровне синтак сиса и морфолог.) Организует работу над выразитель ным чтением. | Цитируют строки, подтверждающие тезис, обосновы вают его. Заслушивают сооб щение учащегося, комментируют. С помощью алгоритма готовят ся к выразитель ному чтению. Читают стихотво рения, выбирают наиболее точную интонацию | развитие эмоционально-нравственной отзывчивости, способности сопереживать чувствам других людей | умение планировать и последовательно осуществлять действия с учётом конечного результа при выполнении индивидуальногоопережающего задания к уроку | умение отбирать необходимую информацию, анализировать объект с целью выделения существенных признаков, умение доказы вать, определять причинно- следственные связи; рефлексия способов действия | умение участвовать в коллективном обсуждении, проявляя доверие и эмпатию, разрешать возможные конфликты на основе согласования позиций | |
Закрепле ние Коррекция | Просит учащихся ответить на вопросы: «Какой предстаёт природа в лирике Есенина? Что в его взгляде на мир кажется вам близ ким?» Предлагает написать синквейн по теме урока | Делают вывод, что природа в изобра жении Есенина-это одушевлённое существо, живущее своей жизнью, а человек-часть природы. Пишут и зачиты вают синквейны | совершенствование ценностно-смысловых представлений о мире и человеке | коррекция (внесе ние дополнений и корректив в слу чае расхождения эталона и реаль ного продукта) | умение строить логическую цепочку рассуж дений, обобщать, делать выводы в развёрнутой и сжатой форме; самостоятельно решать задачу творческого характера | умение точно и полно выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации, умение грамотно использовать речевые средства для выражения своих чувств и мыслей в диалоге |
Рефлексия Оценка | Выявляет степень удовлетворённости уроком. Побуждает к рефлексии. Пред лагает осуществить самооценку. Используя данные листа наблюдений за деятельностью учащихся на уроке, соглашается с их самооценкой либо вносит коррек тивы. Комментирует результаты. | Высказывают отношение к уроку, Осущестляют саморефлексию (приём незакончен ного предложения: Сегодня я узнал… Мне было трудно… Теперь я смогу… Письменно фикси руют результаты самооценки по обозначенным критериям (приём «Линейка») | самоопределение, развитие потребности в самопознании, самосовершенствовании | рефлексия, умение установить соответствие цели деятельности её результату, оценка (осознание качества и уровня освоения материала); формирование адекватной самооценки | умение грамотно строить устное речевое высказывание | умение адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, владение монологической формой речи |
Домашнее задание | Предлагает вы учить на выбор стих. С. Есенина о природе, проиллю стрировать (по же ланию). Составить и вписать в свои словари словарные статьи «ассонанс», «аллитерация» | Уточняют задание, записывают. Вспоминают адреса образовательных сайтов, на которых можно найти дополнительные сведения по мате риалу, изученному на уроке. | формирование ответственного отношения к учёбе, способность делать осознанный выбор | умение планировать пути достижения учебной цели | умения опреде лять познаватель ные интересы и потребности, умение использо вать в познава тельных целях различные источники информации | умение осуществлять сотрудничество с учителем |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по литературе "С.А.Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы" 5 класс
Цель урока: Познакомить детей со стихотворениями С. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями».Задачи:- познакомить с жизнью и творчеством великого русского поэта серебряно...
Тема урока: «С.А.Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы» 5 класс
Презентация к уроку литературы по творчеству С.А.Есенина в 5 классе "Поэтическое изображение Родины и родной природы", биография поэта, анализ стихотворений "Низкий дом с голубыми ставнями", "Я покину...
Урок по литературе "С.А.Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы" 5 класс презентация
продолжение презентации по творчеству Есенина,анализ стихотворений "Низкий дом с голубыми ставнями...", "Я покинул родимый дом"...
Открытый урок литературы в 5 классе на тему: «Лирика Сергея Есенина: Поэтическое изображение родины и родной природы»
Данный конспект урока может быть использован при изучении творчества главного представителя имажинизма в России С.А.Есенина. Тема родина - одна из ведущих в творчестве поэта, именно "низкий дом с голу...
Открытый урок литературы в 5 классе на тему: «Лирика Сергея Есенина: Поэтическое изображение родины и родной природы».
Учебный предмет: литератураКласс: 5аАвтор УМК: Г.В.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.Л.ЕрохинаТема урока: Лирика Сергея Есенина: Поэтическое изображение родины и родной природы.Тип урока: закрепление изуч...
Урок литературы в 5 классе "ПОЭТИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ РОДИНЫ И РОДНОЙ ПРИРОДЫ В СТИХОТВОРЕНИЯХ С. А. ЕСЕНИНА"
Урок литературы в 5 классе по лирике С. А. Есенина. В зависимости от степени обученности класса может проводиться как один урок или материал можно разбить на 2 урока....
Конспект урока литературы в 5 классе "С.А. Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы"
Методическая разработка урока литературы в 5 классе по теме: "С.А. Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы"....