Краски и звуки в пейзажной лирике А.Фета.
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Наумова Наталия Владимировна

 Приглашаю  на урок-экскурсию в 6 класс.

Урок создан по технологии критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок99.64 КБ
Файл Карточки15.57 КБ
Файл Словарик13.57 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Краски и звуки в пейзажной лирике А.Фета.

Место занятия урока в структуре образовательного процесса: урок по учебному плану по программе под редакцией В.Я.Коровиной

Форма урока: урок-экскурсия

Класс: 6        

Цель.

Предметные. Научить воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, потомку.  Развивать умение анализировать прочитанное,  творческие способности и читательскую наблюдательность, умение оценивать художественное произведение, понимать авторский замысел. 

Метапредметные. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,  извлекать информацию из различных источников, вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор на тему.

Личностные. Воспитывать доброту, любовь к природе. Стремиться к речевому самосовершенствованию,  к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Оборудование: Компьютер + медиапроектор (слайды), текст  стихотворения А.Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…», карточки, тетради.

Ход урока.

  1. Организационный момент

Ассоциативный ряд:  Какие ассоциации вызывает у вас слово природа? (запись на доске)

Лес, ягоды, птицы и тд.

- У вас есть любимый уголок природы? Что вы чувствуете, когда находитесь там?

-Вы догадались о чем будем говорить сегодня?

2. Сообщение темы урока.        «Краски и звуки в пейзажной лирике А.Фета»

А для того, чтобы услышать звуки, рассмотреть краски леса, мы отправимся на экскурсию.

  1. Чтение и анализ стихотворения.
  • Чтение стихотворения учителем ( под шум ветра)        

-Прослушайте стихотворение и устно нарисуйте картину.

  • Прием «Двойной дневник» (параллельно учитель заполняет кластер)

Что привлекло мое внимание

Комментарии

  1. Ель
  2. Ветер
  3. Звук рога
  4. Лирический герой

1. Теперь продолжим экскурсию, ведя дневник.

-Какие краски вы выберете, прочитав первое предложение? Почему трудно подобрать?

Заполняем таблицу.

ЕЛЬ  Образ колдуньи, атмосфера таинственности, сказочности.

- Какой художественный прием  использует автор? (метафоры: ель - женщина-колдунья, ветка - рукав ее платья).

-Какой звук повторяется чаще всего в 1 строфе?

-Какие чувства вызывает повторение этого звука? (шумно, жутко, грустно, весело)

ВЕТЕР. Что еще привлекло наше внимание? (запишите в дневниках наблюдения).

Читаем 2 строфу.

-С какого предложения начинается строфа?

-Какие согласные передают шум  ветра? (ш)

Самостоятельная работа со словарями.

Найдите в словаре  как называют в литературе, когда повторяются гласные звуки, согласные? (АЛЛИТЕРАЦИЯ, АССОНАНС)

Учитель заполняет кластер:

ЗВУК РОГА

- Среди шума ветра какой звук мы слышим? (рога)

- Что означает в осеннем лесу звук рога? (см. картину)

Звук посылают друг другу охотники.

-Кто еще присутствует в стихотворении?

ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ.

- О чувствах лирического героя  вы расскажете, поработав с карточками в парах.

1. Какой части речи слово «СЛАДОСТЕН»__________________________________

2. В чем отличие прилагательного СЛАДКИЙ и СЛАДОСТЕН?__________________

_________________________________________________________________________

3.Найдите в предыдущей строке однокоренное слово существительному ЗОВ_________

Подберите еще однокоренные слова____________________________________________

4.Какой предмет автор называет «ГЛАШАТАЕМ МЕДНЫМ»______________________

и почему___________________________________________________________________

  1. Выделите корень в существительном и подберите однокоренные слова  к слову ГЛАШАТАЙ______________________________________________________
  2. Какое противопоставление присутствует в строках стихотворения:

Сладостен зов мне глашатая медного!

Мертвые что мне листы!

Как называется этот литературный прием?

  1. Что означает выражение «странник бедный»? В каком значении употреблено прилагательное «бедный»: «имеющий мало денег» или «несчастный, одинокий»?_____________________________________________________

Учитель продолжает заполнять кластер:

-Какие художественные средства мы повторили на уроке?

Вывод  

- Каковы чувства лирического героя? Что несет нам природа? (радость общения, очищение, человек делается добрее).

             - Что привлекло ваше внимание, когда мы путешествовали по еловому лесу? (см. дневник).

-С помощью каких средств выразительности автор рассказал и нарисовал нам картину (кластер).

- Что автор хочет донести вам, молодому поколению, своим стихотворением?

(близость человека к природе,  он никогда не будет одинок).

  1. Рефлексия.

Давайте составим модель ответов, чтобы ответить на вопрос:

-Какие чувства испытывает человек, общаясь с природой?

МОДЕЛЬ

C:\Users\777\Desktop\модель1.png

Составление модели.

C:\Users\777\Desktop\модель.png

        Вывод.

На уроках литературы мы  продолжим экскурсию по лесу А.Фета, и дневник, который мы сегодня с вами заполняли,  пригодится вам для дальнейших экскурсий.



Предварительный просмотр:

  ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ ( 3строфа)

1.  Какой части речи слово «СЛАДОСТЕН»__________________________________

2.  В чем отличие прилагательного СЛАДКИЙ и СЛАДОСТЕН?__________________

_________________________________________________________________________

3. Найдите в предыдущей строке однокоренное слово существительному ЗОВ_________

Подберите еще однокоренные слова____________________________________________

4. Какой предмет автор называет «ГЛАШАТАЕМ МЕДНЫМ»______________________

и почему___________________________________________________________________

  1. Выделите корень в существительном и подберите однокоренные слова  к слову ГЛАШАТАЙ______________________________________________________
  2. Какое противопоставление присутствует в строках стихотворения:

Сладостен зов мне глашатая медного!

Мертвые что мне листы!

Как называется этот литературный прием?

  1. Что означает выражение «странник бедный»? В каком значении употреблено прилагательное «бедный»: «имеющий мало денег» или «несчастный, одинокий»?_____________________________________________________

ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ ( 3строфа)

1.  Какой части речи слово «СЛАДОСТЕН»__________________________________

2.  В чем отличие прилагательного СЛАДКИЙ и СЛАДОСТЕН?__________________

_________________________________________________________________________

3. Найдите в предыдущей строке однокоренное слово существительному ЗОВ_________

Подберите еще однокоренные слова____________________________________________

4. Какой предмет автор называет «ГЛАШАТАЕМ МЕДНЫМ»______________________

и почему___________________________________________________________________

  1. Выделите корень в существительном и подберите однокоренные слова  к слову ГЛАШАТАЙ______________________________________________________
  2. Какое противопоставление присутствует в строках стихотворения:

Сладостен зов мне глашатая медного!

Мертвые что мне листы!

Как называется этот литературный прием?

  1. Что означает выражение «странник бедный»? В каком значении употреблено прилагательное «бедный»: «имеющий мало денег» или «несчастный, одинокий»?_____________________________________________________



Предварительный просмотр:

Словарик

литературоведческих

 терминов

Аллитерация - повторение согласных звуков,

придающее особую выразительность стиху, фразе.

Антитеза – противопоставление, антонимы,

используемые для создания художественного образа.

Ассонанс – повторение гласных звуков

 (обычно ударных), придающее музыкальность,

выразительность стиху, фразе.

Метафора – перенос значения одного понятия

или явления на другой по сходству.

Эпитет – образное определение, чаще выраженное

прилагательным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока в 6 классе "Краски и звуки в пейзажной лирике А. А. Фета"

Технологическая карта урока урока литературы в 6 классе....

Урок литературы в 6 классе «Краски и звуки в поэзии Ф.И.Тютчева и А.А.Фета»

Межпредметные связи в данном уроке помогают в  развитии общекультурной компетентности учащихся; содействуют воспитанию интереса к поэтическому творчеству Тютчева и Фета;  развивают навыки ан...

Урок литературы в 6 классе «Краски и звуки в поэзии Ф.И.Тютчева и А.А.Фета»

Межпредметные связи в данном уроке помогают в  развитии общекультурной компетентности учащихся; содействуют воспитанию интереса к поэтическому творчеству Тютчева и Фета;  развивают навыки ан...

Конспект урока "Краски и звуки в поэзии Ф.и.Тютчева и А.А.Фета"

Развитие общекультурной компетентности учащихся; содействовать воспитанию интереса к поэтическому творчеству Тютчева и Фета; совершенствование навыков выразительного чтения наизусть стихотворений Тютч...