Открытый урок по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин" в 9 "В" классе.
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Конспект 2 -х уроков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka_po_romanu_a.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по роману А.С. Пушкина  

«Евгений Онегин» (2 урока) в 9 «В» классе.

Учитель: Русинова Т.Л.

2013-2014 уч.г.

Тема: В чем трагедия Евгения Онегина?

                    («Но был ли счастлив мой Евгений…» )

Данный урок проводится в 10 классе и является обобщением изученного материала по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в 9 классе.

В центре урока – проблемная характеристика образа Евгения Онегина. В чем причина трагического итога жизненного пути Онегина, почему герой охладел к жизни, какие факты говорят о его духовном кризисе – вот вопросы, над которыми будут размышлять учащиеся на уроке.

Цели: 

  1. помочь учащимся понять образ Евгения Онегина;
  2. содействовать формированию нравственных ценностей через изучение литературного произведения;
  3. содействовать пониманию себя и своих поступков через образ  литературного героя;
  4. содействовать формированию коммуникативных компетенций: умение работать в группе, умение выстраивать диалог.

Методические приемы: проблемный вопрос, беседа, чтение текста.

Форма работы: групповая (класс делится на 4 группы от пяти до семи человек в группе)

Оформление урока: запись темы на доске, портрет А.С. Пушкина, портрет Евгения Онегина (иллюстрация К. И. Рудакова), цитаты из критических  статей Белинского, Герцена, Писарева об Онегине.

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.

Мы прочитали роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Через книгу автор ведет с нами диалог, говорит с читателями о том, что его волнует, что тревожит его душу, приглашает своего читателя к размышлению.

Как вы думаете, над чем нас с вами приглашает поразмышлять А. С. Пушкин, когда мы с вами читаем его роман? ( учитель выслушивает ответы учеников)

Итак, во-первых, поэт намеревался постичь тип современного ему человека, который принадлежал к петербургскому дворянскому обществу, автор искал причины разочарования молодого дворянского интеллигента; во-вторых, Пушкин размышлял о человеке, о смысле жизни, о счастье и несчастье, об общечеловеческих ценностях – это главный вопрос всей литературы. «Человек! Затерянный среди пустынь вселенной, один на маленьком куске земли, несущейся с неуловимой быстротой куда-то в глубь безмерного пространства, терзаемый мучительным вопросом – зачем он существует? Возможно ли счастье на земле и что такое счастье?». Каждое поколение ищет ответ на этот вопрос, и А.С. Пушкин и его герой не исключение.

Создание проблемной ситуации.

Вопрос: Что такое, по-вашему, счастье? Что значит быть счастливым?

Выслушивая ответы учащихся, учитель записывает на доске ключевые слова:

ЛЮБОВЬ
ДРУЖБА
ПОЛЕЗНОЕ ДЕЛО
ИДЕАЛ, К КОТОРОМУ НУЖНО СТРЕМИТЬСЯ

 Обратимся к роману и попытаемся выяснить, были ли в жизни Евгения Онегина настоящая любовь, дружба, интересное дело, идеалы.

  1. Организация работы по группам.

Каждая группа получает карточку с вопросами, организует работу с текстом художественного произведения, справочными материалами, учебником, словарями, конспектами, которые лежат на столе у каждой группы. Время работы групп 20 минут.

1 группа: Любовь в жизни Евгения Онегина.

Вопросы:

  1. Как Онегин относится к любви в светском обществе? (гл.1, строфы 10, 11, 12; гл. 4, строфа10)
  2. Почему Евгений Онегин  отказался от любви Татьяны Лариной? (гл. 4, строфы12, 13, 14, 15, 16, 17)
  3. Почему Татьяна-княгиня отказалась от любви Онегина? ( гл.8, строфы 60 – 67)
  4. Почему счастье Татьяны и Евгения оказалось невозможным?
  5. К какому выводу вы пришли?

2 группа: Дружба в жизни Евгения Онегина.

Вопросы:

  1. Где встретились Онегин и Ленский? Какую характеристику дал им автор? (гл.2, строфа 13)
  2. Почему Пушкин пишет «от делать нечего друзья»? Сопоставьте Онегина и Ленского: внешность, воспитание, образование, общественное положение, отношение к жизни, любви, поэзии. (гл. 2, строфы 6 – 19)
  3. Что послужило причиной дуэли? Что побудило Онегина принять вызов Ленского? (Гл. 6, строфы 9 – 12; 28, 30, 31)
  4. Какова авторская оценка поведения Онегина и Ленского на дуэли? (гл.6, строфы 33 – 60)
  5. Прошел ли Онегин испытание дружбой? К каким выводам вы пришли?

3 группа: Образ жизни Евгения Онегина в Петербурге.

Вопросы:

  1. Как проходил день столичного денди?
  2. Каковы увлечения Евгения Онегина?
  3. Сумел ли он найти полезное дело?
  4. В какой науке преуспел Евгений Онегин?
  5. Каковы причины разочарования Онегина в жизни: внешние (среда обитания), внутренние? (гл.1, строфы 15 – 35)

4 группа: Почему Евгений Онегин не смог создать духовный мир, найти свой идеал?

1) Определите отношение Евгения к труду, к творчеству, к чтению, к природе.

2) Какое воспитание получил Евгений Онегин и наложило ли оно отпечаток на его поведение? (гл.1, строфы 54, 63 – 66; гл.1, строфы 2 – 7)

Для справки. А.С. Пушкин о воспитании: «В России воспитание есть самое недостаточное, самое безнравственное; ребенок окружен одними холопами, видит одни гнусные примеры, своевольничает или раболепствует. Не получает никаких понятий о справедливости, о взаимных отношениях людей, об истинной чести.

Воспитание его ограничивается изучением двух или трех иностранных языков и начальным основаниям всех наук, производимых каким-нибудь нанятым учителем».

  1. Заслушиваются ответы учеников по группам, ведется обсуждение спорных вопросов, заслушиваются различные мнения.

Выводы, к которым пришли учащиеся:

1 группа: Вначале герой не послушался голоса своего сердца, а поступил рассудительно, любовь для него была лишь «наукой страсти нежной» или домашним кругом, ограничивающим свободу человека. А когда влюбился  по-настоящему, Татьяна не поверила в искренность его чувств, увидела в этом лишь интрижку. «А счастье было так  возможно, так близко!» Окончательно утрачена надежда на счастье.

2 группа: Испытание дружбой Евгений Онегин не прошел. Причиной трагедии стала неспособность жить жизнью чувства, он глух к  голосу собственного сердца и к чувствам Ленского. Дуэль – следствие равнодушия и боязни общественного мнения. С одной стороны, Онегин презирает светское общество, а с другой стороны, боится его злоязычия.

            3-4 группы: Герой узнал свет и не принял его лицемерную мораль. Праздность порождает пустоту мыслей, холодность сердец. Онегина не устраивает консерватизм и невежественные взгляды дворянства, но выхода из этой ситуации он не видит, гражданского идеала для себя так и не нашел, полезным делом не занялся, не нашел применения своим силам. Трагедия Евгения Онегина в том что в его жизни нет ни любви, ни дружбы, ни дела, которому бы он мог себя посвятить. Евгений Онегин не вписался в общество, потому что ценности личности и ценности общества не совпали.

Вопросы для обобщения:

  1. Согласны ли вы с мнением С. Бонди: «…Люди благородные, с высокими требованиями к жизни, тонко и сильно чувствующие, всегда несчастны… Или  они гибнут, как Ленский, или продолжают жить с опустошенной душой, без надежд на счастье».
  2. Виноват ли сам Онегин в трагическом итоге своей жизни?
  3. Был ли у Онегина другой путь, могла бы его жизнь сложиться иначе? (Среди современников Онегина были люди, которые нашли себе цель, нашли применение своим способностям: декабристы, сам автор романа, Грибоедов: занимался философией, политикой, сочинял музыку, друг Пушкина Чаадаев)
  4. Белинский считал, что «бывают существа, одаренные большими духовными силами, обещают много, исполняют мало или ничего не исполняют. Это зависит не от них самих, тут есть fatum, заключающийся в действительности, из которой не в силах и не во власти человек освободиться”. А вы как считаете?

  1. Рефлексия.

Выберите одну из предложенных фраз  и продолжите предложение:

  • Сегодня на уроке я понял, что…
  • Сегодня на уроке  я пришел к выводу, что
  • Сегодня на уроке меня удивило…
  • Сегодня на уроке я сделал открытие (какое?)

( время выполнения задания 6-7 минут, затем ученики по желанию зачитывают свои ответы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Музыкальные страницы в романе И.А.Гончарова "Обломов"

Урок проводился во время участия в конкурсе педагогического мастерства "Педагог года 2004"...

Открытый урок по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание".

Открытый урок по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"....

Открытый урок - игра по роману И.А. Гончарова "Обломов".("Жизнь, похожая на сон...")

Урок переработан с добавлением видео материала Роман И.А. Гончарова "Обломов". Литературная игра.Давыдова Лилия Сергеевна, учитель русского языка и литературыСтатья отнесена к разделу:...

Открытый урок литературы в 9 классе по роману в стихах А.С. Пушкина "Евгений Онегин"

Вводные уроки по творчеству того или иного писателя отличаются информативностью. Данный урок - это опыт "объятия необъятного". ИКТ, использованные в ходе занятия, позволяют превратить урок-лекцию в за...

Методическая разработка открытого урока: Образ Петербурга в раскрытии причин преступления Родиона Раскольникова. (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).

Урок изучения нового материала с использованием элементов технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"....

Открытый урок по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"

ЗАДАЧА урока - вспомнить основные ТЕМЫ, МОТИВЫ, ОБРАЗЫ романа «Мастер и Маргарита», включить его в широкий литературный контекст, отработать на фрагменте из романа наш алгоритм экзаменационного ответа...

Открытый урок по роману М.Булгакова " Мастер и Маргарита"

Трагическая судьба художника; соотношение таланта и бездарности; взаимосвязь литературы с другими видами искусства....