Открытый урок по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"
методическая разработка по литературе по теме
ЗАДАЧА урока - вспомнить основные ТЕМЫ, МОТИВЫ, ОБРАЗЫ романа «Мастер и Маргарита», включить его в широкий литературный контекст, отработать на фрагменте из романа наш алгоритм экзаменационного ответа ограниченного объема типа С1 и С2.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_bulgakovu.doc | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТЫЙ УРОК
1 Сегодня мы будем работать по отрывку из недавно изученного произведения - роману Булгакова «Мастер и Маргарита».
Наша ЗАДАЧА - вспомнить основные ТЕМЫ, МОТИВЫ, ОБРАЗЫ романа «Мастер и Маргарита», включить его в широкий литературный контекст, отработать на фрагменте из романа наш алгоритм экзаменационного ответа ограниченного объема типа С1 и С2.
2.Какие темы мы выделим как основные в романе «Мастер и Маргарита»?
- Добро и зло
- Вера и безверие
- Нравственный выбор
- Любовь
- Творчество (роль гения в обществе)
Как эти темы сопрягаются в романе? (основная особенность - их переплетение, взаимопроникновение)
Сейчас мы посмотрим, какие из этих тем возникают в предложенном вам фрагменте из романа. Прежде чем читать, вспомните, как развивался сюжет до и после описанного фрагмента.
Чтение фрагмента
Бездомный попадает в сумасшедший дом после погони за Воландом; Берлиоз погибает, происходит сеанс черной магии в Варьете. После описанного момента жизнь Бездомного изменяется, мы знакомимся с историей Мастера и Маргариты.
Следовательно, этот момент - ключевой, он организует дальнейшее построение сюжета.
Какие темы, мотивы возникают и развиваются в этом отрывке?
- Тема творчества
- Гений и общество
- Мотив ученичества
С! КАКУЮ РОЛЬ В СУДЬБЕ ИВАНА БЕЗДОМНОГО СЫГРАЛА ОПИСАННАЯ ВСТРЕЧА?
(работа с алгоритмом)
Подчеркиваем ключевые слова (роль, судьба Бездомного, встреча с Мастером)
Формулируем тезис: это была судьбоносная встреча, поворотный момент для Ивана.
Встреча стала отправной точкой для его нравственного саморазвития.
Что указывает на это в тексте?
Он признается самому себе, что пишет плохие стихи: он начинает чувствовать присутствие Мастера в своей жизни. Он становится ДРУГИМ («у человека все-таки лицо, а не морда», и он соглашается с этим)
ВЫВОД Он становится на путь ученичества, очищения, духовного просветления. Именно ЕМУ дается увидеть в конце романа прощенного по воле Мастера Понтия Пилата.
Пишем ответ, чтение и комментирование ответов
- Переходим к следующему вопросу - вопросу, конкретизированному темой ТВОРЧЕСТВА.
С2 В КАКИХ ЕЩЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ ЗАТРОНУТА ТЕМА ТВОРЧЕСТВА И ЧТО СБЛИЖАЕТ ИХ С ПРОИЗВЕДЕНИЕМ БУЛГАКОВА?
Работа по алгоритму
Выделяем ключевые слова (тема творчества, Булгаков).
Что такое творчество для Булгакова? (Сразу будем отмечать, каким писателям и поэтам эта тема тоже близка)
- Рукописи не горят (искусство вечно) - Пушкин, Держави,
- Творчество принадлежит будущему - Цветаева («Моим стихам…»)
- Поэт-избранный (Пастернак «Гамлет», Пушкин «Поэту» («Пока не требует поэта…)
- Поэт чувствует ответственность за то, что он несет людям
- Тема поэта и толпы, не понимающей его (Пушкин «Поэту» («Поэт! Не дорожи любовию народной…»), Лермонтов «Пророк», Маяковский «Нате!»)
- Вопрос о подлинности искусства (Пушкин «Из Пиндемонти», «Египетские ночи», Гоголь «Портрет»)
Делаем вывод. Роман не написан, а УГАДАН Мастером («О, как я угадал! Как я все угадал!») Настоящий гений способен угадать, прозреть через толщу веков образ подлинной человечности. Его дар может спасти людей от беспамятства, от забытой ими способности творить добро, пробудить (как это было с Бездомным).
Чтобы быть писателем, не надо иметь членское удостоверение. По нему пускают в ресторан, но не в историю.
Пишем ответ, комментируем
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Своя игра"Заключительный урок по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"
«Своя игра» по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» строится по принципу телевизионного проекта: категории вопросов, «стоимость» (или номера). Каждый из номеров является гиперссылкой непосредственн...
Презентация к уроку по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Иллюстративная презентация к уроку "Тема выбора и ответственности за сделанный выбор. Тема совести. Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат"...
Открытый урок по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание".
Открытый урок по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"....
Уроки по роману Булгакова "Мастер и Маргарита"
Уроки по роману с применением новых технологий....
Открытый урок по роману М.Булгакова " Мастер и Маргарита"
Трагическая судьба художника; соотношение таланта и бездарности; взаимосвязь литературы с другими видами искусства....
Открытый урок по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин" в 9 "В" классе.
Конспект 2 -х уроков....
Открытый урок на муниципальный конкурс "Учитель года - 2018" "Любовь и творчество в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Открытый урок на муниципальный конкурс "Учитель года - 2018" "Любовь и творчество в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"...