Открытый урок по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание".
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Тимошина Алла Игоревна

Открытый урок по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_dost.rar6.72 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Учитель МОУ СОШ №40 Тимошина А. И.

              Открытый урок по литературе в 10 классе.

Тема: «Воскрешение человека в Раскольникове через

          любовь». (Итоговый урок по роману Ф. М. Достоев-

         ского «Преступление и наказание».)

Цели урока: 1 образовательная – выяснить значение образа Свидригайлова в раскрытии образа Родиона Раскольникова; осмыслить эпилог романа, ответить на вопрос: как происходит открытие христианских ценностей Раскольниковым через любовь к Соне;

                        2 развивающая – развитие творческого и логического мышления учащихся, расширение их кругозора, развитие устной и письменной речи;

                     3 воспитательная – воспитание любви к родному языку, культура общения; воспитание гуманных чувств к человеку, нравственных идеалов; пробуждение эстетических переживаний.

Оборудование: портрет Ф. М. Достоевского, роман «Преступление и наказание», иллюстрации к роману, АРМ учителя.

Методические приемы: создание проблемных ситуаций, аналитическая беседа, анализ художественного текста, индивидуальная и групповая работа учащихся.

                                         Ход урока:

  1. Вступ. слово учителя: Ребята, сегодня мы заканчиваем работу над романом Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Свой урок я начну с цитаты: «Наполеон его ужасно увлек… Многие гениальные люди на единичное зло не смотрели, а шагали через, не задумываясь. Вот он и вообразил себе, что тоже гениальный человек. Он очень страдал и страдает от мысли, что теорию-то сочинить сумел, а перешагнуть-то не в состоянии, стало быть, человек не гениальный. А для молодого человека с самолюбием и унизительно, в наш век-то особенно…»

II.1. Кому принадлежат эти слова в романе? (Свидригайлову.)

2. Кто такой Свидригайлов? (Злодей, развратник, жестоко оскорбил девочку, повинен в самоубийстве лакея Филиппа, постоянно преследовал Дуню, якобы отравил жену Марфу Петровну, шулер; нет такого порока, который бы не гнездился в его душе.)

3. Просыпается ли совесть в этом злодее? (Спасает от голодной смерти детей Катерины Ивановны, вытащил из пучины позора Соню, оставил деньги малолетней невесте, избавил Дуню от позора, восстановив ее честное имя; от природы имеет совесть, но добро и зло совершает от скуки.)

4. Что же объединяет Свидригайлова и Раскольникова? (Сообщение уч-цы).

Вывод: они оба бросили вызов общественной морали. Только один освободился от мук совести, казнив себя, потеряв последнюю надежду, - Дуня отвергла его; а другой, Раскольников, страдает и мучается, потому что добр, бескорыстен и имеет убеждения.

5. Что привело Свидригайлова к самоубийству? (Даже этот циник и подлец не выдержал взятого на себя груза безнравственности.)  

III.1. Что же заставило Раскольникова явиться с повинной?

( 1. Визит Порфирия Петровича к герою – цитата: «Вы и убили…», три версии следователя. 2. Исповедь Свидригайлова – цитата: «…ошибочка в теории вышла…». 3. Последний разговор с Соней – цитаты: «…зачем я приходил к ней теперь?..», «…вспомнил слова Сони…Я убийца…стал на колени…», «…шагах в 50 увидел Соню…» 4. Узнал о самоубийстве Свидригайлова ( это была последняя капля для Раскольникова – цитата: «…он чувствовал, что на него как бы что-то упало и его придавило…»)).

Вывод: самое сильное ощущение Рас-ва – тоска по человеку, любовь к людям, желание найти потерянную связь с ними, самое страшное наказание для него – отчужденность от людей. Р-в не выдерживает разъединения с ними и признается в преступлении, т. к. самое страшное наказание для человека – одиночество, он может быть счастлив только с людьми! Волчьи законы общества, порождающие эгоистические теории, противны природе человека.

IV. Свидригайлов рассчитался с жизнью на малой Неве, Рас-в поклонился народу на Сенной – это Петербург.

- Каков Петербург Достоевского в романе? (Сообщение уч-ка.)

Вывод: это Петербург «униженных и оскорбленных», город мелких и крупных хищников.

V. Обратимся к эпилогу романа:

1. Раскаялся ли Рас-в в своем преступлении? (Сообщение уч-цы.)

2. В чем состоит его наказание?

3. За что Рас-ва не любили на каторге? Чем объясняется его заболевание?

4. Какой сон видит Рас-в на каторге? Как можно его истолковать? (Эта страшная картина гибели мира, увиденная Рас-вым в болезненном сне, потрясла его. Этот сон переродил героя, теперь он готов « к новой жизни».

VI. 1. Кто и что воскресит Рас-ва?

2. Кто и что поможет ему пройти путь к раскаянию, очищению и прощению?

(Воскресит Рас-ва любовь Сонечки, принятая от нее вера и…каторга.)

3. В чем «правда» Сони Мармеладовой? (Сообщение уч-цы.)

Цитата: «Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого.

     Они положили ждать и терпеть. Им оставалось еще 7 лет; а до тех пор столько нестерпимой муки и столько бесконечного счастия! Но он воскрес, и он знал это, чувствовал вполне всем обновившимся существом своим, а она – она ведь и жила только одною его жизнью.»

 - Соня, эта «каторжанская богородица», помогает Рас-ву «примкнуть опять к людям», ведь чувство «разъединенности с человечеством замучило его.»

VII. Вывод: Итак, Достоевский убежден, что для любого преступившего черту закона человека открыт путь к прощению, но для того чтобы заслужить его , преступник должен проделать долгий и сложный путь, вехами которого становятся

осознание своей вины – муки совести – раскаяние – страдание – наказание – искупление – прощение – любовь к людям. (Запись в тетрадь.)

VIII.Дом. задание: написать творческую работу по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», выбрав одну из тем:

  1. О чем нам говорит сегодня Ф. М. Достоевский? ( Эссе-размышление.)
  2. Почему Раскольников совершил преступление?
  3. В чем смысл теории Раскольникова?
  4. «Правда» Сони Мармеладовой.
  5. Двойники Раскольникова – кто они?
  6. Смысл имени и фамилии Родиона Раскольникова?
  7. Символы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
  8. Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
  9. Сны Раскольникова и их роль в романе.
  10. «Их воскресила любовь».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"в 10-м классе. Свидригайлов и Раскольников.

Проведение этого урока позволит учащимся более глубоко и полно понять основные проблемы романа, теорию Раскольникова.Целесообразно посвятить весь урок идейно-художественной функции образа Свидригайлов...

Проект урока по теме: "Художественное изображение идеи в романе Ф. Достоевского "Преступление и наказание"

Приступив к изучению романа «Преступление и наказание», мы пришли к выводу, что это роман идей. Практически каждый герой является носителем идеи. В связи с этим возникает множество вопросов.·...

Методическая разработка открытого урока: Образ Петербурга в раскрытии причин преступления Родиона Раскольникова. (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).

Урок изучения нового материала с использованием элементов технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"....

Открытый урок по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"

ЗАДАЧА урока - вспомнить основные ТЕМЫ, МОТИВЫ, ОБРАЗЫ романа «Мастер и Маргарита», включить его в широкий литературный контекст, отработать на фрагменте из романа наш алгоритм экзаменационного ответа...

Открытый урок по роману М.Булгакова " Мастер и Маргарита"

Трагическая судьба художника; соотношение таланта и бездарности; взаимосвязь литературы с другими видами искусства....

Открытый урок в 10 "А" классе по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Итоговый урок по изуению программного произведения по литературе...