Открытый урок - игра по роману И.А. Гончарова "Обломов".("Жизнь, похожая на сон...")
материал по литературе (10 класс) по теме
Урок переработан с добавлением видео материала
Роман И.А. Гончарова "Обломов". Литературная игра.
Давыдова Лилия Сергеевна, учитель русского языка и литературы
Статья отнесена к разделу: Преподавание литературы
Цель:
- Проверка знания текста романа;
- Формирование осознанного чтения; внимательного отношения к деталям (в произведении большого писателя нет ничего случайного);
Оборудование:
- Портрет И.А. Гончарова. Выставка книг писателя и публикаций о писателе.
- Видеофильм “Несколько дней из жизни Обломова” по сценарию Н. Михалкова, А. Абадашьяна.
- Иллюстрации к книге, выполненные учащимися. Варианты оформления обложки романа.
Участники. Команды старшеклассников 10 и 11 класса
Ведущий. Учитель
Жюри. Состав: директор школы, зам. по УВР, учителя русского языка и литературы.
1.Вступительное слово учителя.
Об авторе и его романе (с использованием фрагментов видеофильмов), правилах и ходе игры, представление жюри. Количество команд зависит от количества участников.
ХОД ИГРЫ
I. Конкурс капитанов.
Несколько вопросов о жизни и творчестве И. А. Гончарова
Условие конкурса. В конкурсе участвуют капитаны команд. Они представляют свои команды, название команды, что также оценивается жюри. Капитанам предлагается по пять вопросов. На обдумывание 20 секунд. Каждый ответ – 3 балла.
1 команда.
1. Как звали Гончарова?
2. Даты жизни писателя? (1812-1891)
3. Какие литературные пристрастия были характерны для юноши Гончарова? (Державин, Фонвизин, Пушкин)
4. Какую должность занимал ИА. в конце своей карьеры?
5. С каким романом вошел в литературу Гончаров? (“Обыкновенная история”).
2 команда.
1. Как сейчас называется город, в котором родился Гончаров? (Ульяновск).
2. Кто оказал влияние на воспитание будущего писателя?(Трегубов, отставной моряк)
3. Как называли Гончарова близкие друзья? (Господин де-Лень).
4. Чем удивил в своих знакомых, современников Гончаров в своей очень размеренной жизни? (В 1952 году отправился в кругосветное путешествие на Фрегате Паллада)
5. В каком году был напечатан роман “Обломов”? (1849-1859).
3 команда.
1. Как звали мать И. А. Гончарова? (Авдотья Матвеевна)
2. Где учился И. А. Гончаров? (Московский университет, отделение словесности)
3. Кого из великих русских писателей, перед которым Гончаров поклонялся, он увидел в Московском университете? (Пушкина).
4. В качестве кого отправился в кругосветное путешествие на фрегате Паллада Гончаров?
(в качестве секретаря руководителя экспедиции).
5. Какие романы Гончаров рассматривал как трилогию. (Обыкновенная история, Обломов, Обрыв).
II. Разминка
Условие конкурса. Каждой команде предлагается по пять вопросов. На обдумывание 20 секунд. Каждый ответ – 3 балла.
1 команда.
1. Где жил Обломов в Петербурге? (В Гороховой улице, в одном из больших домов)
2. Каков чин Обломова ? (коллежский асессор)
3. Сколько лет служил Обломов? (2 года).
4. В каком положении изображается Обломов на первых страницах романа? (“Лежанье у Ильи Ильича …было его нормальное состояние”)?
5. Кому из героев романа удалось поднять Обломова с дивана? (Андрею Штольцу)
2 команда.
1. Сколько лет прожил Обломов в Петербурге? (12)
2. Каковы символы образа Обломова? (халат, диван, туфли “длинные, мягкие и широкие”)
3. Куда Обломов, будучи на службе, отправил по ошибке письмо? (В Архангельск вместо Астрахани).
4. Сколько крепостных душ числилось за Обломовым? (350)
5. Каким словом, которым определил Обломов Захара, оскорбило последнего? (“ядовитый человек”)
3 команда.
1. Сколько лет Обломову? (32-33)
2. Какие сёла входили в имение Обломова? (Сосновка, Вавиловка.).
3. Какое растение стало символом любви Обломова? (ветка сирени)
4. Какой капитал сделал Штольц из отцовских сорока тысяч? (300 тысяч)
5. Где Обломов закончил свой жизненный путь? (на Выборгской стороне)
III. “ … пленительный и могучий волшебник слова”
(Продолжите текст)
Условие конкурса. Ведущий зачитывает фрагмент текста командам и предлагает поочередно закончить фразу как можно ближе к тексту оригинала. На обдумывание – 20 секунд. За правильный ответ – 10 баллов.
1 команда.
1.“…В эту минуту в комнате раздалось в одно время как будто ворчанье собаки и шипенье кошки, когда они собираются броситься друг на друга. Это… (загудели часы).
2. И в доме воцарилась мертвая тишина. Наступил час всеобщего послеобеденного сна.
Ребенок видит, что и отец, и мать, и старая тетка, и свита – все … (разбрелись по своим углам; а у кого не было его, тот шел на сеновал, другой в сад, третий искал прохлады в сенях, а иной, прикрыв лицо платком от мух, засыпал там, где сморила его жара и повалил громоздкий обед.)
2. Хитрость – всё равно что мелкая монета, на которую… (не купишь много).
2 команда.
“Обломов не поленился, написал, что взять с собой и что оставить дома… Уже знакомые Обломова, иные с недоверчивостью, другие со смехом, а третьи с каким-то испугом, говорили: “ Едет; представьте, Обломов сдвинулся с места!” (Но Обломов не уехал ни через месяц, ни через три).
2. … первая и главная жизненная забота в Обломовке. Забота о пище)
3 команда.
1. – Ты ли это, Илья? – упрекал он /Штольц/. – Ты отталкиваешь меня, и для нее, для этой женщины!.. Боже мой! – почти закричал он, как от внезапной боли. – Этот ребенок, что я сейчас видел…Илья, Илья! Беги отсюда, пойдем, пойдем скорее! Как ты пал! Эта женщина…что она тебе…
(– Жена! – покойно произнес Обломов.
Штольц окаменел.
- А этот ребенок – мой сын! Его зовут Андреем, в память о тебе! – досказал Обломов разом и покойно перевел дух, сложив с себя бремя откровенности.)
2. Нет, жизнь моя началась с …(погасания).
IV. Дайте толкование словам
Условие конкурса. Команды получают карточки со словами, которым надо дать толкование. На обдумывание 30 секунд. Оценка – 3 балла.
1 команда.
1. Скаредное жильё (скупой, жадный).
2. Получу прогонные на пять лошадей (плата за проезд на почтовых лошадях).
3. Любить ростовщика, ханжу (человек, который даёт деньги в долг под большие проценты).
2 команда.
1. О, баловень, сибарит (человек, склонный к праздности).
2. Докучливое любопытство (надоедливое, навязчивое).
3. Служить по винным откупам (винный откуп – право на взыскание государственных доходов от торговли вином).
3 команда.
1. Господин, заросший весь бакенбардами, усами и эспаньолкой (коротка и узкая остроконечная бородка).
2. Диван, обитый полинялым голубым барканом в пятнах… (плотная шерстяная ткань для обивки мебели).
3. Любить ростовщика, ханжу (лицемер, прикрывающийся показной добродетелью).
V. “Каждое его произведение – художественная система образов, под которыми скрыта вдохновенная мысль” Д.С. Мережковский.
Портретная галерея
Условие конкурса. Ведущий зачитывает фрагменты текста, где даны портретные характеристики героев романа. Команды должна определить, каким героям романа “Обломов” принадлежат эти характеристики. На обдумывание – 30 секунд. Оценка – 5 баллов.
1 команда.
1. …пожилой человек, в сером сюртуке, с прорехой под мышкой, откуда торчал клок рубашки, в сером же жилете… с голым, как колено, черепом и с необъятно широкими и густыми русыми с проседью бакенбардами. (Слуга Захар)
2. Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щёки. Бровей у ней почти вовсе не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми полосами. Глаза серовато-простодушные, как и всё выражение лица; руки белые, но жёсткие, с выступившими наружу крупными узлами… (Агафья Матвеевна).
2 команда.
1…обрюзг не по летам…тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких, пухлых рук, мягких плеч казалась слишком изнеженным для мужчины (Обломов)
2. (Она) в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щёк и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня…губы тонкие и большею частию сжатые: признак непрерывно устремленной на что-нибудь мысли. (Ольга Ильинская)
3 команда.
1.Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щёк у него почти вовсе нет, то есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза немного зеленоватые, но выразительные (Андрей Штольц).
2. Он в кругу своих знакомых играл роль большой сторожевой собаки, которая лает на всех, не дает никому пошевелиться, но которая в то же время непременно схватит на лету кусок мяса, откуда и куда бы он не летел. (Тарантьев Михей Андреевич, земляк Обломова).
VI. “Никто так не заставляет жить своих героев …отдельной, собственной жизнью” /Мережковский Д.С./
Условия конкурса. Ведущий зачитывает реплику. Команды поочередно пытаются угадать, кому принадлежат эти высказывания, в какой ситуации. На обдумывание – 10 секунд. Каждый правильный ответ – 5 баллов.
1 команда.
1. Труд – образ, содержание, стихия и цель жизни. (Штольц) (3 балла)
2. Да, кум, пока не перевелись олухи на Руси, что подписывают бумаги не читая, нашему брату можно жить. (Мухоярову, брату Агафьи Матвеевны) (5 баллов)
2 команда.
1. Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? Ты добр, умён, нежен, благороден… и гибнешь. Что сгубило тебя? Нет имени этому злу? (Ольга Ильинская при расставании с Обломовым).(5 баллов)
2. …все заражаются друг от друга какой-нибудь мучительной заботой, тоской, болезненно чего-то ищут. И добро бы истины, блага себе и другим – нет, они бледнеют от успеха товарища. (Обломов в споре со Штольцом о жизни света).(3 балла)
3 команда.
1. Свет, общество! …Чего там искать? Интересов ума, сердца? Ты посмотри, где центр, около которого вращается всё это: нет его, нет ничего глубокого, задевающего за живое…Вот они … снуют каждый день,как мухи, взад и вперед, а что толку? Войдешь в залу и не налюбуешься, как симметрично рассажены гости, как смирно и глубокомысленно сидят – за картами. (Обломов в споре со Штольцом о необходимости бывать в свете). (3 балла)
2…честное, верное сердце! Это его природное золото; он невредимо пронёс его сквозь жизнь. Он падал от толчков, охлаждался…,потеряв силу жить,но не потерял честности и верности. Ни одной фальшивой ноты не издало его сердце, не пристало к нему грязи. Не обольстит его никакая нарядная ложь, и ничто не совлечёт на фальшивый путь… (Андрей Штольц об Обломове в разговоре с Ольгой Ильинской после смерти Обломова).(5 баллов)
VII. Конкурс иллюстраций, обложки к книге
Команда представляют свои иллюстрации обложки книги, объясняют замысел ее (до 10 баллов); по три иллюстрации к разным эпизодам книги, рассказывают об этих эпизодах. Оцениваются как иллюстрации, так и комментарии к ним (до 5 баллов по каждой иллюстрации с учетом точности и красочности комментария).
VIII. Блиц-турнир
Условие конкурса. Участвуют все команды одновременно. За 1-2 минуты участники должны ответить на максимальное число вопросов. Если команды затрудняются с ответом, надо произнести слово “Дальше”.
За правильный ответ – 1 балл.
- Название деревни, где жил Штольц (Верхлёво).
- Только одна из глав романа озаглавлена. Как? (Сон Обломова)
- Фамилия первого гостя Обломова, светского фата. (Волков)
- Фамилия второго гостя Обломова, чиновника, дослужившегося до начальника отделения (Судьбинский)
- Фамилия гостя-литератора (Пенкин)
- Символы образа Обломова (халат, диван, туфли)
- О какой жизненной проблеме пытался рассказать Обломов своим гостям? (О необходимости съезжать с квартиры, о письме старосты с деревни)
- Гость Обломова, его земляк (Тарантьев Михей Андреевич).
- Сколько крепостных душ было у Обломова? (350)
- Как звали слугу Обломова? (Захар)
- Кто из гостей Обломова позаимствовал у него рубашку и жилет и не возвращал 5 месяцев? (Тарантьев)
- Сколько времени длятся события, описанные в первой части романа? (1 день)
- К какому литературному направлению следует отнести роман “Обломов” (реализм)
- Действие романа “Обломов” происходит в … (Петербурге)
- К какому сословию принадлежал Обломов? (Дворянин)
- Каков возраст Обломова в начале романа? (32-33)
- Как звали сына Обломова? (Андрей)
- Как звали жену Обломова? (Агафья Матвеевна)
- Назовите имя и отчество Обломова. (Илья Ильич)
- Что называет автор причиной смерти Обломова? (обломовщина)
- Куда приглашали гости Обломова на первое мая (Екатеригоф)
- В Обломовке верили всему… Чему? (“и оборотням и мертвецам”)
- Какой романс в исполнении Ольги Ильинской нравился Обломову “Непорочная дева”)
- Кто помог Облому избавиться от долгов, которые ему обманом навязали?(Помог А. Штольц)
- Кто навязал Обломову долги? (Тарантьев)
- От кого узнал Обломов, что Ольга вышла замуж? (от Штольца)
- Были ли у Обломова дети?(сын Андрей)
- Как и почему произошел окончательный разрыв между Ольгой и Обломовым? (из-за нерешительности Обломова)
- Составьте синквейн.
I вариант | II вариант |
Обломов | Обломовщина |
(Вариант синквейна, который предложили ученики:
Обломов
- Лень
- Безмятежный, добрый
- Лежать, спать, мечтать
- Началось с неумения надевать чулки, кончилось неумением жить
- Обломовщина)
- Как Дружинин отзывался об Обломове?
("Обломов - ребенок, а не дрянной развратник, он соня, а не безнравственный эгоист или эпикуреец времен распадания. Он бессилен на добро, но он положительно неспособен к злому делу, чист духом, не извращен житейскими софизмами"
"Ребенок по натуре и по условиям своего развития, Илья Ильич во многом оставил за собой чистоту и простоту ребенка, качества драгоценные во взрослом человеке, качества которые сами по себе часто открывают нам область правды и временами ставят неопытного, мечтательного чудака и выше предрассудков своего века, и выше целой толпы дельцов, его окружающих:"
- На доске мнения критиков об Обломове и обломовщине. Если бы вы писали на тему урока сочинение, какие бы слова выбрали эпиграфом? Почему?
(Помимо высказываний Дружинина на доске слова И. Анненского: " Что он: обжора? ленивец? неженка? созерцатель? резонер? Нет: он, Обломов, результат долгого накопления разнородных впечатлений, мыслей, чувств, симпатий, сомнений и само упрёков"
Д. Мережковский: "Пошлость, торжествующая над чистотой сердца, любовью, идеалами, - вот для Гончарова основной трагизм жизни").
V. Домашнее задание: 10 классу написать рецензию на сочинение одноклассника по роману И. А. Гончарова "Обломов".
VI.Слово жюри для подведения итогов игры. Награждение победителей
VII.Заключительное слово учителя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Приложение презентация | 1.88 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание".
Открытый урок по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"....
Открытый урок по теме "Животные в моей жизни" 6 класс
конспект урока по теме "Животные в моей жизни" в 6 классе по УМК Биболетовой...
Конспект открытого урока по теме «Музыка в нашей жизни…» в 9 «Б» классе
Этот урок первый из цикла "Музыка в нашей жизни", показывает приминение компьютерных технологий, проектной деятельности, игровых технологий и дифференцированного подхода....
Открытый урок по биологии на тему: «Сущность жизни, живого. Гипотезы о возникновении жизни на Земле»
В данном материале рассматриваются вопросы:1. Сущность живого, жизни.2. Уровни организации живого:а) клеточныйб)тканевыйв) организменныйг) популяционно-видовойд) биогеоценотическийе) биосф...
Открытый урок обществознания и ОБЖ «Наш образ жизни. Основы здорового образа жизни.» в 6 классе.
Данный урок обществознания интегрирован с уроком ОБЖ в 6 классе. Здесь объединены две темы "Наш образ жизни." (Обществовеческое) и "Основы здорового образа жизни" (тема по ОБЖ). Это позволяет посмотре...
Открытый урок по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"
ЗАДАЧА урока - вспомнить основные ТЕМЫ, МОТИВЫ, ОБРАЗЫ романа «Мастер и Маргарита», включить его в широкий литературный контекст, отработать на фрагменте из романа наш алгоритм экзаменационного ответа...
Открытый урок по роману М.Булгакова " Мастер и Маргарита"
Трагическая судьба художника; соотношение таланта и бездарности; взаимосвязь литературы с другими видами искусства....