1.Технологическая карта урока по роману "Доктор Живаго". Самоанализ урока
методическая разработка по литературе (11 класс)

Колобова Оксана Владимировна

Урок для республиканского семинара учителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Преподаватель

Колобова О.В.

Предмет

Литература

Класс

11 «А», «Б», «Г». «М», «У»

Место урока (по тематическому планированию)

Литература XX века, 3 четверть

Тема изучения

Как образ человека, живущего в переломную эпоху, раскрывается в романе

 «Доктор Живаго»?

Номер учебного занятия  по  КТП

Урок №47

Вид занятия

Урок.

Тип урока

Итоговый урок-размышление

Педагогические  технологии

 проблемно-диалогическое обучение;

 деятельностно-поисковое обучение;

 здоровьесберегающее обучение;

Цель урока:  

1. Содержательная цель:

Формирование знаний о понятии концепт, углубленный анализ лиро-эпического произведения. Учащиеся должны овладеть понятием анализ лиро-эпического произведения на основе концептообразующих составляющих, знать его структуру, уметь   ориентироваться в историко-культурном пространстве романа. Они должны уметь интерпретировать идейно-содержательную составляющую на основе общефилософских нравственных концептов.

2. Деятельностная цель:

Развитие практических навыков: Учащиеся должны работать с художественным текстом, анализировать его, уметь строить кластеры , опираясь на хорошее знание текста. Важно создать условия для активной работы (индивидуально и в группах), что будет способствовать развитию навыков сотрудничества и критического мышления.

Задачи урока:

Образовательные: закрепить понятие концепт, сформировать умение работать с философскими понятиями, работать с дополнительной литературой, сформировать умение логически представлять понимание художественного произведения через построение структурно- логических схем;

Развивающие: способствовать развитию логического мышления;

развивать интеллектуальные исследовательские умения: анализировать, обобщать, делать выводы;

развивать умение мыслить самостоятельно;

развивать умение работать в коллективе, грамотно аргументировать свою позицию.

Воспитательные: способствовать воспитанию культуры общения;

продолжить формирование познавательного интереса к предмету;

воспитывать любовь к русскому языку через знакомство с лучшими образцами русской литературы нач . XX века 

Планируемые результаты  

Предметные:

 • Понимание ключевых проблем

изученного произведения.

• Понимание связи литературных

произведений с эпохой.

• Выявление заложенных в них

вневременных, непреходящих

нравственных ценностей и их

современного звучания.

• Умение анализировать литературное произведение

Метапредметные:

Личностные:

Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, группировать.

Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы, формировать навыки контроля и самоконтроля.

Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности в паре.

Личностные: формировать адекватную самооценку; устойчивую мотивацию к обучению, прививать интерес к познавательной деятельности

• Воспитывать умение чувствовать красоту и выразительность как поэтической, так и прозаической речи великого романа

• Стремиться к совершенствованию собственной речи.

• Воспитывать патриотизм, любовь и уважение к Отечеству, национальному языку, культуре.

• Формировать устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста

Оборудование: мультимедийная техника, художественный текст романа «Доктор Живаго», фрагменты из фильма «Доктор Живаго» - видеоряд «Свеча горела» https://youtu.be/5pgDRMSk08M?si=hBSwbi4CTQr3BvdR

План урока:

1 Мотивация к учебной деятельности

2 Актуализация знаний

3 Выявление причины затруднения понимания мировоззрения главного героя, исторического контекста произведения

4 Постановка проблемы, целеполагание

5 Реализация построенного проекта

6 Первичное афиширование результатов работы в группах

7 Самостоятельная работа с текстом

8 Включение в систему знаний через осознанное выразительное чтение

9 Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Ход урока

Тема

Как образ человека, живущего в переломную эпоху, раскрывается в романе «Доктор Живаго»?

Цель урока

  1. Содержательная цель:

Продолжить углубленное изучение романа

• Понимать ключевые проблемы

изученного произведения.

• Понимать связи литературных

произведений с эпохой.

• Выявлять заложенные в них

вневременные, непреходящие

нравственные ценности и их

современное звучание.

• Уметь анализировать литературное произведение

2. Деятельностная цель:

Развитие практических навыков: обучающиеся должны научиться понимать нравственно - философские   категории, научиться выстраивать самостоятельные умозаключения, основываясь на прочитанном тексте,    в собственной речи, анализировать их в предложениях на уроке. Важно создать условия для активной работы (индивидуально и в группах), что будет способствовать развитию навыков сотрудничества и критического мышления.

Планируемые результаты (УУД)

 Предметные:

формирование представлений о понятии концепт, историко-культурный аспект, анализ лиро-эпического произведения;

умение анализировать текст на всех уровнях лингвостилистического и проблемного анализа;

развитие навыков связной и диалогической речи обучающихся;

формирование умения выразительно читать прозаический и лирический текст;

Метапредметные:     

Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, группировать.

Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы, формировать навыки контроля и самоконтроля.

Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности в группе.

Личностные:    формировать адекватную самооценку;  устойчивую мотивацию к обучению, прививать интерес  к чтению;

Тип урока

Итоговый урок-рефлексия

Основные понятия

Концепт, историко-культурный аспект, символика

Формы обучения

Индивидуальная,    групповая

Приемы обучения

Беседа, работа в группе, индивидуальные и групповые задания.

Оборудование

ЭОР: презентация, компьютер, проектор.  Бумажные: кластер, иллюстрации по мотивам романа «Доктор Живаго»

Этапы урока

Задачи этапа

Предполагаемое время (в мин)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид работы

Универсальные учебные действия

1. Мотивация к учебной деятельности (организационный момент)

Создание благоприятного климата на уроке.

2

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Создает благоприятный психологический настрой на работу в группах.                                                                                          

Сообщают о готовности к уроку, проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

Фронтальная, индивидуальная

Личностные:

понимают значение знаний для человека, имеют желание учиться, правильно идентифицируют себя с позицией школьника старших классов

2. Актуализация знаний.

Актуализация опорных знаний и способов действий.

4

  Добрый день, дорогие 11-ники. Сегодня мы с вами собрались в несколько необычном формате: на нашем образовательном событии присутствуют представители всех шести 11-ых классов нашей гимназии №14.Поприветствуйте друг друга и наших гостей. И поводом для нашей беседы станет необыкновенно сложное произведение 20 века   это роман Бориса Леонидовича Пастернака «Доктор Живаго». В том, что произведение сложное, мы уже успели убедиться, но будем пробовать понять роман и его героя, а для этого нам придется ответить на ряд вопросов, возникающих при чтении и по окончании прочтения.

Заполняют путевые листы путешествия по роману в группах

Фронтальная, индивидуально-групповая

Личностные:

проявляют эмоциональную отзывчивость

Познавательные:

вспоминают необходимую информацию с прошлых уроков;

 

3. Целеполагание, постановка проблемы и формулирование темы урока.

 Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания обучающимися темы

5

Итак, уважаемые 11-ники, скажите, пожалуйста, о ком и о чем эта большая история?

(О докторе, о поэте, о человеке, живущем в сложное время)

Можно ли это историческое время назвать переломным?

(Да, конечно)

А значит грядут испытания. Сформулируйте, пожалуйста, сами вопрос, по поводу которого у нас с вами будет беседа

(Формулируется проблема беседы "Как образ человека, живущего в переломную эпоху, раскрывается в романе «Доктор Живаго»?

Цель нашей беседы-как образ человека, живущего в переломную эпоху, раскрывается в романе «Доктор Живаго», насколько возможно остаться верным своим нравственным принципами в сложное историческое время

Определяют главное слово в словосочетаниях, сравнивают словосочетания 1 и 2 столбика.

Отвечают по заданию, делают вывод.

Записывают тему, формулируют цель урока.

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные:

Выдвигать гипотезы, обосновывать их;

Определять цель учебной деятельности;

Ориентироваться в системе знаний;

Анализировать учебный материал на материале художественного произведения;

Коммуникативные:

- воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя;

- слушать и понимать речь других;

- формулировать свое мнение в зависимости от коммуникативной задачи;

- оформлять свои мысли в устной форме;

- высказывать свое предположение;

- сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.

Регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- принимать и сохранять учебную цель и задачи;

- организовать выполнение заданий учителя;

Открытие нового знания.

Открытие нового через учебное действие.

7

Запишем новое определение.

 

 Знакомство с понятием  «концепт»

Концепт (лат conceptus – «понятие»)-устойчивая языковая или авторская идея ,имеющая традиционное выражение. То же, что и мотив.

Определение основных концептов   в романе:

Концепт Дороги как смысла Судьбы

Концепт Призвания

Концепт Любви

Концепт Времени

Концепт Семьи

Предлагаю попытаться понять образ главного героя через понятие КОНЦЕПТ. Главный герой доктор Юрий Андреевич Живаго- значение его имени нам уже известно из анализа прошлых уроков- имя дословно обозначает Георгий Победоносец. Проходя через разные жизненные испытания, всегда ли выходит победителем? Мы попробуем пронаблюдать, как   концепты (мотивы) влияют на судьбу ГГ?

Записывают определение нового понятия, каждая группа получает свой концепт и задание для анализа с точки зрения полученного концепта

Отвечают на вопросы учителя.

Работают в картах «Путешествие по роману» вместе с учителем

Фронтальная, групповая

Личностные:

проявляют любознательность, активность и заинтересованность в познании мира

Регулятивные:

принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности

Коммуникативные:

сотрудничают с учителем и сверстниками, участвуют в диалоге, слушают и понимают других

Познавательные:

отвечают на вопросы учителя

5. Физминутка.

Снять усталость и напряжение.

2

Ребята проводят физминутку для всего класса.

Выполняют упражнения.

Фронтальная

Регулятивные:

- проводить физическую разгрузку в ходе работы.

6. Первичное закрепление материала.

Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление сложности первичного осмысления романа, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей содержания, которое им необходимо для самостоятельной работы по поэтике и проблематике романа.

7

Задание для каждой из групп:

1.Составить синквейн концепта

2.Афиширование дом. заготовки чтения фрагментов романа наизусть

3.Проанализировать   фрагмент текста, опираясь на полученный концепт, составить схему(кластер), защиту кластера аргументировать подходящими фрагментами текста

4.Афиширование домашних заготовок для «Галереи образов романа»

5. Подготовить ответ на вопрос: каким вышел Живаго из данного жизненного испытания?

Составляют синквейны по концептам

Отдельные обучающиеся готовят выразительное чтение наизусть

Устно доказывают по алгоритму, насколько работает каждый из концептов для раскрытия образов героев в романе

Отдельные обучающиеся готовят выставку для «Галереи образов»

 

Личностные:

проявляют доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника

Регулятивные:

решают проблемы поискового характера, учитывают различные мнения в сотрудничестве с целью успешного участия

Коммуникативные:

решают коммуникативные задачи

7. Включение в систему знаний. (Закрепление и обобщение)

Самостоятельная работа с афишированием результатов

5

На защиту концепта каждой группе -5 минут. На подготовку кластера и подтверждение фрагментами по 3 минуты, поскольку с текстом работа частично уже была проведена дома, остается только обобщить в аналитическую схему

Афиширование результатов. Распределяем концептосхемы  вокруг  портрета  Юрия Живаго (на доске)

Читают фрагменты из романа наизусть

Демонстрируют творческие работы по образам романа (в каждом классе работала группа художников)

Защита кластера, подтверждение выводов фрагментами текста

Групповая, индивидуальная

Личностные:

способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилием, трудолюбием

Регулятивные:

понимают и сохраняют задачи учебной деятельности, находят средства её осуществления

Коммуникативные:

умеют выражать свои мысли и строить речевое высказывание, слушают и понимают других

Познавательные:

понимают и применяют приёмы лингво -стилистического анализа текста

8.  Рефлексия учебной деятельности на уроке

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

4

Диалог учителя с 11-никами:

Что же мы имеем в  итоге?

Живаго проходит по Дороге Жизни, те свой Путь бессмысленно? Обстоятельства ломают умного, тонкого, интеллигентного человека?

Когда-то в начале романа его будущий тесть, Александр Александрович Громеко, поздравляя Юрия с окончанием медицинского университета, сказал следующие слова: «Человек, идущий по дороге правды, каждый новый день – это возможность сделаться лучше, познать истину...За истину, за ее путеводный свет, чтобы он вел тебя по дороге жизни!»

Дорога жизни   пройдена Юрием Андреевичем, мы видим, что она была очень трудной, наверно, поэтому в 43года он выглядит почти стариком.

Не всегда истина освещала дорогу Живаго, что же   ее освещало?

Время--- Время, как мы видим, разрушало , ломало героя, и будто мы видим его сломленным, даже опустившимся , особенно в последних главах

Семья--- семья не сложилась ни с одной из трех женщин. Все дети растут без Живаго

Любовь--- потеряна и   Антонина, и Лариса, и Марина

Друзья---   даже друзья стали чужими для Живаго

Призвание- призвание быть доктором остается, но сил нет на него ни моральных, ни физических. Это мы видим в конце романа.

Символическая смерть настигает героя в переполненном трамвае.

То есть получается это роман о том, как жизнь сломала интересного, глубокого, умного человека?

За что же тогда Борису Леонидовичу дали Нобелевскую премию?

Есть ли у нас основания говорить в финале о жизнеутверждающей силе пастернаковского творчества?

Почему, говоря с умирающей с Анной Ивановной Громеко, молодой Живаго говорит:

«Смерти нет.

Наше рождение и есть наше Воскресение»

В чем же воскресение для Живаго?

Осуществляют  самоконтроль, оценивают свою работу. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результат.

Групповая

Личностные:

осознают свои возможности в учении

Регулятивные:

- соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения;

- соотносить цели и результаты собственной деятельности;

- анализировать и осмысливать свои достижения, выявлять перспективы развития;

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

9.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания 

4

Ребята приходят к выводу, что воскресение для Живаго в стихах, возможно и в детях. То, что останется после нас-это новые люди и дела, которые будут им полезны, хотя бы какое-то время.

Заканчиваем урок прослушиванием стихотворения   Б.Л.Пастернака  «Свеча горела..» ( читает ученик), а в это время на экране фрагмент фильма «Доктор Живаго»

Заключительное слово учителя:

И пусть каждый из вас решит, что есть истина, освещающая нашу  жизнь...

Как сохранить веру в нее, двигаясь в любое время по дороге жизни...

• Домашнее задание:

1. Изучить интернет-ресурсы по произведению.

2. Просмотреть иллюстративный материал.

3. Изучить театральные постановки по произведению

Записывают задание.

Фронтальная, индивидуальная

Регулятивные:

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что   нужно усвоить.

Самоанализ урока русского языка в 11 классе:

Тема урока: Как образ человека, живущего в переломную эпоху, раскрывается в романе «Доктор Живаго»?

Место и роль урока в изучаемом разделе: Литература XX века, 3 четверть

Тип урока: урок открытия нового знания

Номер учебного занятия  по  КТП        Урок №47

Вид занятия        Урок.

Тип урока- итоговый урок-рефлексия

Педагогические  технологии:        

• проблемно-диалогическое обучение;

• деятельностно-поисковое обучение;

• здоровьесберегающее обучение

Цель урока: 

1. Содержательная цель:

Формирование знаний о понятии концепт, углубленный анализ лиро-эпического произведения. Учащиеся должны овладеть понятием анализ лиро-эпического произведения на основе концептообразующих составляющих, знать его структуру, уметь   ориентироваться в историко-культурном пространстве романа. Они должны уметь интерпретировать идейно-содержательную составляющую на основе общефилософских нравственных концептов.

2. Деятельностная цель:

Развитие практических навыков: Учащиеся должны работать с художественным текстом, анализировать его, уметь строить кластеры , опираясь на хорошее знание текста. Важно создать условия для активной работы (индивидуально и в группах), что будет способствовать развитию навыков сотрудничества и критического мышления.

Задачи урока:

Образовательные: закрепить понятие концепт, сформировать умение работать с философскими понятиями, работать с дополнительной литературой, сформировать умение логически представлять понимание художественного произведения через построение структурно- логических схем;

Развивающие: способствовать развитию логического мышления;

развивать интеллектуальные исследовательские умения: анализировать, обобщать, делать выводы;

развивать умение мыслить самостоятельно;

развивать умение работать в коллективе, грамотно аргументировать свою позицию.

Воспитательные: способствовать воспитанию культуры общения;

продолжить формирование познавательного интереса к предмету;

воспитывать любовь к русскому языку через знакомство с лучшими образцами русской литературы нач . XX века

Планируемые результаты  

Предметные: 

• Понимание ключевых проблем

изученного произведения.

• Понимание связи литературных

произведений с эпохой.

• Выявление заложенных в них

вневременных, непреходящих

нравственных ценностей и их

современного звучания.

• Умение анализировать литературное произведение        

Метапредметные: 

Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, группировать.

Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы, формировать навыки контроля и самоконтроля.

Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности в группе.

Личностные: формировать адекватную самооценку; устойчивую мотивацию к обучению, прививать интерес к чтению вообще, национальной классической литературы 20 века в частности

Оборудование: ЭОР: презентация, компьютер, проектор.  Бумажные: кластер, иллюстрации по мотивам романа «Доктор Живаго»

План урока:

1. Мотивация к учебной деятельности (организационный момент)

2. Актуализация знаний.

3. Целеполагание, постановка проблемы и формулирование темы урока.

Открытие нового знания.

5. Физминутка.

6. Первичное закрепление материала.

7. Включение в систему знаний. (Закрепление и обобщение)

8.  Рефлексия учебной деятельности на уроке

9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в группах.

Анализ структуры и организации урока.

1. Цели урока: Цели формулируются четко и ясно, что позволяет ученикам понять, что они должны усвоить к концу урока.

Стратегия включала как познавательные, так и практические цели, что обеспечивает комплексный подход к обучению.

2. Этапы урока: Этап мотивации важен для вовлечения учеников. Примеры из жизни и литературы помогают установить связь с ранее изученным материалом. Содержательное объяснение с понятными примерами. Демонстрация фрагментов фильма наглядно облегчает восприятие информации. Разнообразие заданий (индивидуальная работа, работа в группах) способствует активному вовлечению обучающихся и закреплению материала. Наличие различных форм работы позволяет учитывать индивидуальные особенности учеников. Построение кластеров и детальная работа с текстом ( цветные закладки, работа  с цветной маркировкой текста)  стимулируют интерес и усиливают механизмы самоконтроля, что важно для саморефлексии учащихся. Рефлексия позволяет оценить уровень усвоения темы и выявить трудности. Обсуждение результатов способствует синтезу знаний и закреплению материала.

3. Организация урока:

Время: Урок распределен по времени равномерно, что позволяет уделить внимание каждому этапу.

Динамика: Чередование различных видов деятельности поддерживает интерес и внимание учащихся, предотвращает утомление.

Интерактивность: Подходы к взаимодействию (работа в парах и группах) активизируют учащихся и создают рабочую атмосферу.

Адаптивность: Урок можно адаптировать к различным уровням подготовки учеников, добавляя более сложные задачи для продвинутых учащихся.

4. Оценка и обратная связь:

Использование различных форм контроля (афиширование построенных кластеров, обсуждение) обеспечивает объективную оценку знаний.

Важно включать не только оценку учителем, но и самооценку учащихся, что помогает развивать у них критическое мышление.

Заключение:

Структура и организация урока обеспечивают эффективное усвоение темы «Как образ человека, живущего в переломную эпоху, раскрывается в романе «Доктор Живаго»?  Урок соответствует требованиям ФГОС и способствует развитию речевых навыков, критического мышления и активного общения среди обучающихся разных классов одной параллели выпускников. В дальнейшем можно рассмотреть возможность включения дополнительных технологий (например, театрализации) для повышения вовлеченности обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики (технологическая карта урока, презентация и приложения к уроку) в 5 классе "Десятичная запись дробных чисел"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАЦели учителя: формировать сущность понятия «десятичная дробь», умения и навыки алгоритма перевода обыкновенной дроби, знаменатель которой единица с несколькими нулями, в десятичну...

Урок математики (технологическая карта урока, презентация и приложения к уроку) в 6 классе "Нахождение дроби от числа"

Учитель: Дронова Ирина Александровна, МАОУ «СОШ №1 с УИОП», г. Губкин Белгородской областиЦели педагога:·        обеспечить осознанное усвоение учащимися понятия нах...

Урок математики (технологическая карта урока, презентация и приложения к уроку) в 5 классе "Площадь. Формула площади прямоугольника"

Тип урока:  комплексного применения знаний и способов деятельности учащихся.Образовательные цели: содействовать в усвоении и обеспечении знаний и способов деятельности;помочь учащимся осознать со...

Технологическая карта урока технологии 5 класс Тема урока: «Лоскутная техника»

Планируемые результаты:·         Личностные: осознание личностной и практической значимости  учебного материала, умение мотивировать свою деятельность, осо...

Презентация , технологическая карта урока и др. материалы к уроку химии в 10 классе по теме "Аминокислоты.Часть 1"

Данный материал поможет учителям химии провести урок  по аминокислотам в 10 классе. Может быть использован при изучении химии на базовом и профильном уровне....

Технологическая карты урока литературы "Уроки французского- это уроки доброты" (про произведению В.Г.Распутина "Уроки французского"

Технологическая карта итогового урока литературы по произведению  В.Г.Распутина "Уроки французского"...

Технологическая карты урока литературы "Уроки французского- это уроки доброты" (про произведению В.Г.Распутина "Уроки французского"

Технологическая карта итогового урока литературы по произведению  В.Г.Распутина "Уроки французского"...