Открытый урок по произведению Л. Андреева "Кусака".
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Открытый урок по литературе в 7 «Г» классе 26.02.2015 г.
Учитель: Русинова Татьяна Леонидовна
Тема: Рассказ Леонида Андреева «Кусака»
Цель: показать значимость поставленных писателем проблем; совершенствовать навыки анализа текста.
Методические приемы: рассказ учителя, работа с учебником, комментированное чтение, составление плана, беседа по вопросам.
ХОД УРОКА
- Оргмомент.
Приветствие, запись темы урока
- Целеполагание
- На прошлом уроке мы с вами начали разговор о писателе Л.Андрееве. Узнали, в чем заключается своеобразие его личности и творческой манеры. Дома вы прочитали рассказ «Кусака». Цель нашего урока – проанализировав текст, сформировать отношение к событиям и героям рассказа.
-Какие чувства и переживания вызвал у вас рассказ? (ответы учащихся)
-Может быть, к концу урока ваше мнение изменится или будет дополнено.
-Лучшие произведения Леонида Андреева отличаются вниманием и сочувствием к страдающим и обездоленным. В основу многих из них легли впечатления детских и юношеских лет писателя. Главным персонажем рассказа «Кусака» становится бездомная собака. Почему собака? Сам Андреев писал об этом так: «В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо все живое страдает одним страданием»
Запишите эпиграф к уроку: «Мы в ответе за тех, кого приручили» (Антуан Де-Сент Экзюпери )
А теперь обратимся к рассказу и попытаемся найти ту истину, поисками которой был озабочен писатель и которую донес до нас в очень серьезном и щемящем душу произведении.
- Работа с текстом рассказа.
-Выражению идеи произведения помогает его композиция. Каждая глава описывает определенный период в жизни героини, помогает раскрыть внутреннее состояние Кусаки, ощутить трагичность ее судьбы.
3.1 Составление планов (простого и цитатного), беседа по вопросам.
1. Жизнь собаки до встречи с дачниками: «Она никому не принадлежала»
- Расскажите об одиночестве Кусаки. Какие слова из текста передают его особенно ярко?
(1 абзац)
- Почему Кусака перестала доверять людям? (удар человека, которому она поверила, изменил ее дальнейшую жизнь и характер)
2. Как Кусака получила свое имя.
-Что изменилось в жизни Кусаки с наступлением весны?
-Как складывались отношения с приехавшими дачниками?
- Как Кусака выражала людям свою преданность? (Бдительно сторожила дачу)
- Почему собаке «было больно от непривычной ласки, словно от удара? (Последствия перенесенных обид. Ничто не проходит бесследно.)
3. «Всей своей собачей душой расцвела Кусака»
- Что стоит за этими словами? (У нее теперь было имя, она принадлежала людям и могла им служить, она больше не была одинока)
4. Кусаку решили оставить: «Жа-а-лко»
(ребята читают по ролям диалог мамы и Лели)
- Почему дачники не взяли Кусаку в город? (некуда)
- Согласны ли вы с доводами мамы? (да, нет, аргументы)
-Какие слова Лели говорят о том, что ее сожаление было не совсем искренним? (Когда мама пообещала Леле породистого щенка, девочка снова повторила: «Ж а-а-лко», но не заплакала)
Вывод: Значит, было куда! Просто к собаке отнеслись как к вещи – без жалости и сострадания: «И только на вокзале она вспомнила, что не простилась с Кусакой»
-Как вы относитесь к Леле?
- Почему в историю Кусаки вплетается эпизод с убогим Илюшей? (Человек часто жесток не только по отношению к собакам, но и к другому человеку)
5. Снова одиночество: «Собака выла»
-Как реагировала собака на отъезд людей? Искренне доверившись людям, подарив им любовь и верность, раскрыв свою «собачью душу», могла ли Кусака думать о предательстве? (Последние строки рассказа как стон души, стон отчаяния, покорности и безнадежности, плач о невозвратности счастья).
4. Итог урока
-Какие переживания вызвал у вас рассказ? (ответы)
-Рассказ Леонида Андреева вызывает сочувствие и сострадание к «братьям нашим меньшим». Он помогает нам посмотреть на наши поступки со стороны. Писатель осуждает черствость, жестокость, безразличие ко всему живому, необременительную доброту. История Кусаки взывает: «Люди, будьте милосерднее, добрее, не жалейте своего сердца, тепла одиноким и страдающим». И помните: «Мы в ответе за тех, кого приручили»
5. Домашнее задание
Прочитать рассказ Г. Троепольского «Белый Бим, Черное ухо».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по произведению В. Г. Распутина "Уроки французского"
Открытый урок по литературе в 6б классе МБСКОУ СКОШ № 34. Тема: «Что говорит сердце… » Нравственная проблематика рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского»....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/19/picture-146955-1353332558.jpg)
Открытый урок по произведению Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"
Тема: " Истоки товарищества, героизма и предательства в произведении Н.В.Гоголя " Тарас Бульба"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/20/picture-483687-1411211501.jpg)
План открытого урока с учащимся 2-го класса "Тема урока: Работа над художественными произведениями на начальном этапе обучения в классе скрипки."
Идея этого урока в том, чтобы продемонстрировать некоторые способы работы над формированием образа, характера произведения, а также определить конкретные движения рук для наилучшей передачи задуманног...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/07/picture-337112-1383842438.jpg)
Открытый урок по произведению А. С. Пушкина " Капитанская дочка" «Пугачев и народное восстание в романе и историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке».
Дана разработка части урока по теме :«Пугачев и народное восстание в романе и историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке», прилагается презентация, раздаточный матер...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/31/picture-1004687-1517407065.jpg)
Открытый урок по произведению А. Платонова "Мир глазами детей".
Файл содержит материалы для проведения открытого урока по произведению А. Платонова "Мир глазами детей"....
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/26/picture-1374431-1640535410.jpg)
Открытый урок по произведению А.С. Пушкина " Вот север тучи, нагоняя,..."
Урок разработан по программе коррекционной школы 8 вида....