Открытый урок по произведению А. С. Пушкина " Капитанская дочка" «Пугачев и народное восстание в романе и историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке».
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме
Дана разработка части урока по теме :«Пугачев и народное восстание в романе и историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке», прилагается презентация, раздаточный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_kapitanskoy_dochke.doc | 58.5 КБ |
kartochka.doc | 25.5 КБ |
prezentatsiya_pugachev.ppt | 1.45 МБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок.(20 минут)
Тема : «Пугачев и народное восстание в романе и историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке».
Цели: расширить представления учеников о личности А. С. Пушкина как историка, способствовать формированию понятия "художественный образ", определить образ Емельяна Пугачёва как натуру противоречивую, неоднозначную в романе « Капитанская дочка» и «История Пугачёва», развивать навыки анализа текста, выразительного чтения, способствовать пониманию учениками таких нравственных категорий, как "честь", "милость", "добро", "благородство", развивать умение работать с различными источниками информации, умение обобщать и систематизировать материал.
Методические приемы: рассказ учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение, комментарии учителя.
Оборудование: текст произведения, презентация.
Ход урока.
1. Орг.момент.
- Сегодня, ребята, у нас необычный урок - урок литературы и истории одновременно, потому что речь пойдет об исторической личности и одном из героев романа А.С.Пушкина "Капитанская дочка", а именно о Емельяне Пугачеве - предводителе крестьянского восстания 1773 - 1775 гг.
Слайд
- Поднимите руку , кто слышал про Емельяна Пугачева? Какова цель у него была?
2.
История и судьба русского народа волновала Пушкина. В январе 1833 года он задумывает написать историческую повесть («Капитанскую дочку») и в то же время чисто исторический труд («История Пугачёва» или «История Пугачёвщины», как она названа поэтом в одном месте). Для обеих работ над эпохой Пугачёва Пушкину было необходимо ознакомиться с подлинными документами.
7 февраля 1833 года Пушкин обратился с письмом к военному министру А.И. Чернышёву, прося последнего разрешить ему заняться материалами из архива Генерального Штаба, касающимися генералиссимуса А.В. Суворова-Рымникского, для написания его биографии. Добивается ознакомления с документами о подавлении крестьянского восстания (само «Дело Пугачёва», строго засекреченное, оказывается недоступным).Разрешение на занятия было получено. Пушкин получил доступ к «донесениям графа Суворова» и другим материалам.
На 2 недели Пушкину были предоставлены нужные документы о событиях бунта, черновая редакция была готова через полтора месяца.
Работа продолжалась очень интенсивно и далее, дополнялась новыми материалами, исправлялась и перерабатывалась в течение всего 1833 и в начале 1834 года.
В процессе работы Пушкин обращался с письмами к очевидцам событий и счел совершенно необходимым посетить места событий. Он посещает Нижний Новгород, Казань, Симбирск, Оренбург, Уральск, опрашивает старожилов, вносит рассказы в дорожную записную книжку и работает в провинциальных архивах.
3.
Я родом из мест, где происходили исторические события , связанные с Пугачевским бунтом, я из Ульяновска., бывшего Симбирска . и Когда Пушкин посещал Симбирск, он заехал к своему старинному другу Языкову в его имение Языково. В первой половине XIX века селом владел Николай Михайлович Языков, известный поэт и переводчик, романтик, славянофил, друг Пушкина и Гоголя. Пушкин несколько раз посещал усадьбу Языково, путешествуя в Оренбург и возвращаясь назад.
4.- А чем отличается художественный образ от исторического?
- Назовите приемы создания художественного образа в литературе.
(схема: приемы создания образа (портрет, речь, поступки, пейзаж, интерьер, хронотоп, психологический анализ, прямая авторская характеристика, характеристика другими персонажами, художественная деталь, прототип).
Литературоведы отмечает, что с Пугачевым происходят метаморфозы, он предстает перед читателем в различных образах. Докажите примерами из текста.
Глава | Характеристика Пугачева |
II гл. "Вожатый" | Хладнокровный, сметливый, черная борода, сверкающие глаза. "Наружность его показалась мне замечательна. Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показалась проседь, живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары". |
VII гл. "Приступ" | "Между ими на белом коне ехал человек в красном кафтане, с обнаженной саблею в руке: это был сам Пугачев". "Пугачев сидел в креслах на крыльце комендантского дома. На нем был красивый казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза. Лицо его показалось мне знакомо". Прямо взглянул, мрачно нахмурился, протянул жилистую руку. |
VIII гл. "Незваный гость" | "Пугачев на первом месте сидел, облокотясь на стол и подпирая черную бороду своим широким кулаком. Черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого" Смотрел пристально, изредка прищуривая левый глаз с удивительным выражением плутовства и насмешливости. |
XI гл. "Мятежная слобода" | "Пугачев сидел под образами, в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбоченясь". Глаза засверкали. ":он был одет по-дорожному, в шубе и в киргизской шапке". "Лицо самозванца изобразило довольное самолюбие". "Хвастливость разбойника показалась мне забавна". |
XII гл. "Сирота" | Взглянул грозно, смягчился, устремил огненные свои глаза, лицо омрачилось, сказал смеясь. "Мы расстались дружески. Пугачев, увидя в толпе Акулину Памфиловну, погрозил пальцем и мигнул значительно; потом сел в кибитку, велел ехать в Берду, и когда лошади тронулись, то он еще раз высунулся из кибитки и закричал мне: "Прощайте, ваше благородие! Авось увидимся когда-нибудь". |
Задание распечатать!
5.Карточка с избранными репликами Пугачёва.
Хозяин вынул из ставца штоф и стакан, подошел к нему и, взглянув ему в лицо: "Эхе.- сказал он, - опять ты в нашем краю! Отколе бог принес?" Вожатый мой мигнул значительно и отвечал поговоркою: "В огород летал, конопли клевал; швырнула бабушка камушком - да мимо. Ну, а что ваши?"
- Да что наши! - отвечал хозяин, продолжая иносказательный разговор. - Стали было к вечерне звонить, да попадья не велит: поп в гостях, черти на погосте.
"Молчи, дядя, - возразил мой бродяга, - будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов. А теперь (тут он мигнул опять) заткни топор за спину: лесничий ходит. Ваше благородие! за ваше здоровье!" При сих словах он взял стакан, перекрестился и выпил одним духом. Потом поклонился мне и воротился на полати...
- Это, старинушка, уж не твоя печаль, - сказал мой бродяга, - пропью ли я ИЛИ нет. Его благородие мне жалует шубу со своего плеча: его на то барская воля, а твое холопье дело не спорить и слушаться.
Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком. Он проводил меня до кибитки и сказал с низким поклоном: "Спасибо, ваше благородие! Награди вас господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей".
Задание.
Найдите в предложенных отрывках
А) народные пословицы и поговорки;
Б) просторечные слова;
В) слова высокой лексики.
6.Вспомните калмыцкую сказку об орле и вороне.
-Какой философский смысл несет в себе калмыцкая сказка, и как она помогает понять характер Пугачева?
Пугачев знает свою судьбу. Докажите это текстом (гл.11)
7.-Симпатизирует Пушкин Пугачёву?
Авторские симпатии очевидны.
Пушкин показывает, что трагедия Пугачёва не в том, что его предали, обманули, а в том, что он обманулся сам.
Сильная, незаурядная личность, воплотившая в себе черты русского национального характера, потерялась в этом чужом мире.
8. - А как Пушкин оценивает народное восстание?
Обратимся к Пропущенной главе.
« Не приведи бог видеть русский бунт - бессмысленный и беспощадный».
9.Вывод:
1. Характер Пугачева противоречивый.
2. В "Капитанской дочке" в Пугачеве-разбойнике "одолевает человек": способен проявить милость и благодарность; способен оценить честь и мужество противника.
Учитель. Пушкинский Пугачев - человек, в душе которого живут буйные силы: огненный темперамент, яростная ненависть к врагам, неисчерпаемая энергия, властность. жестокость. Но облик Пугачева не был бы так притягателен, если бы Пушкин не открыл в нем и художественно не воплотил другую сторону его личности: доброту, доверчивость. откровенность, ПОЭТИЧНОСТЬ, веселость.
Д/З работа по карточкам.
Рефлексия. Поблагодарим друг друга за работу на уроке и скажем : «Спасибо». Я тоже благодарю вас за отличную работу на уроке!всем спасибо)
Предварительный просмотр:
Карточка с избранными репликами Пугачёва.
Хозяин вынул из ставца штоф и стакан, подошел к нему и, взглянув ему в лицо: "Эхе.- сказал он, - опять ты в нашем краю! Отколе бог принес?" Вожатый мой мигнул значительно и отвечал поговоркою: "В огород летал, конопли клевал; швырнула бабушка камушком - да мимо. Ну, а что ваши?"
- Да что наши! - отвечал хозяин, продолжая иносказательный разговор. - Стали было к вечерне звонить, да попадья не велит: поп в гостях, черти на погосте.
"Молчи, дядя, - возразил мой бродяга, - будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов. А теперь (тут он мигнул опять) заткни топор за спину: лесничий ходит. Ваше благородие! за ваше здоровье!" При сих словах он взял стакан, перекрестился и выпил одним духом. Потом поклонился мне и воротился на полати...
- Это, старинушка, уж не твоя печаль, - сказал мой бродяга, - пропью ли я ИЛИ нет. Его благородие мне жалует шубу со своего плеча: его на то барская воля, а твое холопье дело не спорить и слушаться.
Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком. Он проводил меня до кибитки и сказал с низким поклоном: "Спасибо, ваше благородие! Награди вас господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей".
Задание.
Найдите в предложенных отрывках
А) народные пословицы и поговорки;
Б) просторечные слова;
В) слова высокой лексики.
________________________________________________________________________________
Карточка с избранными репликами Пугачёва.
Хозяин вынул из ставца штоф и стакан, подошел к нему и, взглянув ему в лицо: "Эхе.- сказал он, - опять ты в нашем краю! Отколе бог принес?" Вожатый мой мигнул значительно и отвечал поговоркою: "В огород летал, конопли клевал; швырнула бабушка камушком - да мимо. Ну, а что ваши?"
- Да что наши! - отвечал хозяин, продолжая иносказательный разговор. - Стали было к вечерне звонить, да попадья не велит: поп в гостях, черти на погосте.
"Молчи, дядя, - возразил мой бродяга, - будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов. А теперь (тут он мигнул опять) заткни топор за спину: лесничий ходит. Ваше благородие! за ваше здоровье!" При сих словах он взял стакан, перекрестился и выпил одним духом. Потом поклонился мне и воротился на полати...
- Это, старинушка, уж не твоя печаль, - сказал мой бродяга, - пропью ли я ИЛИ нет. Его благородие мне жалует шубу со своего плеча: его на то барская воля, а твое холопье дело не спорить и слушаться.
Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком. Он проводил меня до кибитки и сказал с низким поклоном: "Спасибо, ваше благородие! Награди вас господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей".
Задание.
Найдите в предложенных отрывках
А) народные пословицы и поговорки;
Б) просторечные слова;
В) слова высокой лексики.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
История создания романа. Над изучением пугачёвского восстания А.С.Пушкин начал работать с середины 1832 года. Документы о восстании были выданы по личному указанию царя Николая I . Летом 1833 года посещает места, где проходили основные события пугачёвского восстания. Именно на основании материалов, собранных Пушкиным в Оренбурге, был написан роман « Капитанская дочка».
Усадьба Языково Симбирского уезда Симбирской губернии
Усадебный парк музея «Усадьба Языковых».
Пушкинская ель.
История пугачевского бунта. А.С. Пушкин опирается на фактические данные, которые пытается научно обобщить. Накануне восстания 1773-1775 годы « всё предвещало новый мятеж», но « не доставало предводителя». Предводителем оказался « дерзкий и решительный Емельян Пугачёв».
Человек- стихия, метаморфоза… Как раскрывает характер героя его портрет? Что говорит Пушкин о глазах Пугачева? Чем схожи и чем отличаются литературный герой и реальное историческое лицо?
Марина Цветаева о Пугачеве Марина Цветаева в книге “Мой Пушкин” обратила внимание на “магическую внешность” Пугачёва, “в которую сразу влюбился Пушкин. Чара - в его чёрных глазах и чёрной бороде, чара в его усмешке, чара – в его опасной ласковости, чара – в его напускной важности…”
«Не приведи бог видеть русский бунт- бессмысленный и беспощадный». « Мы проходили через селения, разоренные Пугачёвым, и поневоле отбирали из бедных жителей то, что оставлено было им разбойниками . Они не знали, кому повиноваться. Правление всюду прекращено. Помещики укрывались по лесам. Шайки разбойников злодействовали повсюду. Начальники отдельных отрядов, посланные в погоню за Пугачёвым, самовластно наказывали виноватых и безвинных. Состояние всего края, где свирепствовал пожар, было ужасно. Не приведи бог видеть русский бунт - бессмысленный и беспощадный».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок "Историческая эпоха, отраженная в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка» "
Конспект урока литературы и истории в 8 классе и презентация к нему....
Презентация к уроку изучения произведения А.С. Пушкина "Капитанская дочка" 8 класс
Является интересным наглядным дополнением к теме урока....
Открытый урок по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» «Береги честь смолоду…»
Цели урока:Образовательная: проверить знание текста повести «Капитанская дочка», освоение учащимися художественного «пространства» произведения;Развивающая: развивать твор...
Цикл уроков по произведению А. С. Пушкина "Капитанская дочка" 8 класс
В помощь учителю...
Открытый урок по произведению А.С. Пушкина " Вот север тучи, нагоняя,..."
Урок разработан по программе коррекционной школы 8 вида....
Презентация к уроку по произведению А.С. Пушкина " Капитанская дочка"
ldquo;Капитанская дочка” А.С. Пушкина — одно из первых по-настоящему сложных произведений школьной программы. Восьмиклассникам предстоит трудная работа: им нужно разобрать...
Методическая разработка урока по произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка» «Береги честь смолоду»
Предмет – литератураКласс – 8 классТема – «Капитанская дочка» - духовное завещание А.С. Пушкина.Цель и задачи урока:образовательная: способствовать вчитыванию учащихся в ...