Конспекты уроков по литературе
план-конспект урока по литературе на тему
Предлагаю для читателей конспекты проведенных мною открытых уроков по литературе. Надеюсь, что учителям понравятся предложенные разработки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
meterlink.doc | 134 КБ |
urok_literatury_9_klass_bal_v_dome_famusovyh.doc | 105.5 КБ |
urok_literatury_v_9_klasse_po_moleru.doc | 95.5 КБ |
urok_literatury_v_11_klasse_dialogi_tsvetaevoy.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 6-м классе "Дорога к счастью" по пьесе М.Метерлинка "Синяя птица"
- Гусева Галина Сергеевна, учитель русского языка и литературы
Разделы: Литература
Цели урока:
- Познакомиться с пьесой М.Метерлинка;
- Изучить жизнь и творчество писателя;
- Проанализировать идейное содержание пьесы;
- Обсудить понимание счастья учениками 6 класса;
- Оценить авторскую позицию в произведении.
Оформление урока.
- Праздничная елка, новогодние гирлянды;
- Доска: портрет писателя, годы жизни, плакаты с терминами: драма, пьеса, феерия, картина;
- Телевизор (для просмотра кадров фильма).
Ход урока
Звучит музыка Э.Грига “Утро”. Погашен свет, сверкают новогодние гирлянды.
Слово учителя:
Приближается Новый год – удивительный, любимый всеми праздник, праздник ожидания чуда, встречи со сказкой. Сегодня чудо произойдет и у нас: сказка пришла к нас в гости.
1. Инсценирование первого действия сказки “Синяя Птица”.
2. Слово учителя:
Вы прочитали пьесу Метерлинка “Синяя Птица”. В чем, по-вашему, заключается смысл заглавия этого произведения?
Ученик:
Синяя птица – это символ счастья, за которым отправились в путешествие герои сказки.
Учитель:
Какие другие названия вы придумали бы к этой сказке?
Ученик:
“Путешествие за счастьем”, “Дорога к счастью”.
Учитель:
Так и назовем наш урок: Дорога к счастью.
3. Эту сказку о счастье придумал для всех, детей и взрослых, удивительный бельгийский писатель Морис Метерлинк. О нем нам расскажет первая группа учеников.
4. Морис Метерлинк написал сказку необычного жанра, особенной композиции. Вторая группа учеников познакомит нас с особенностями этого произведения.
Ученики:
Произведение написано для постановки на сцене, относится к роду литературы – драма. Жанр – феерия, что означает театральное или цирковое представление сказочного содержания, требующее пышной постановки и сценических эффектов. В отличие от обычных театральных пьес эта сказка имеет более сложную композицию:
- В хижине дровосека;
- Страна Воспоминаний;
- Царство Ночи;
- Лес;
- Сады блаженств;
- Царство будущего;
- Возвращение.
5. Учитель:
В первом действии мы познакомились со всеми главными героями. Третья группа учеников предлагает классу игру лото. Выбери героя в одной коробочке, а в другой – найди его характеристику. (Пример: Тильтиль: мальчик лет десяти, в короткой курточке, нежно-голубого цвета, сын дровосека. Митиль: дочка дровосека, в костюме красной шапочки. Огонь: герой в красном костюме, которого боятся все животные. Тилетта: любимое животное Митиль, хитрая и коварная. Тило: любимое животное Тильтиля, верный и преданный друг. )
6. Учитель:
Герои отправляются за Синей птицей. Кому нужна эта птица?
Ученик: Больной девочке.
Учитель: Чем она больна?
Ученик: Она мечтает о синей птице, которая принесет ей счастье и здоровье.
Учитель: Итак, дети отправляются в дорогу за счастьем для больной девочки. Путешествие приводит их в страну Воспоминаний. Коротко перескажите этот эпизод. Каково представление о счастье у умерших?
Ученик: Они счастливы и оживают тогда, когда о них помнят.
Учитель: Следовательно, счастье в реальной жизни невозможно без…Начинаем выстраивать на нашем уроке дорогу к счастью. На столе разложены уроки счастья разных дорог. Выберите мудрость первого путешествия. (Два ученика выбирают табличку:
“Изучай и уважай прошлое.”
7. Следующий эпизод в путешествии героев Царство Ночи. Просмотр кадров фильма.
Учитель: С кем встречаются герои в этой части?
Ученик: С болезнями, ужасами, войнами.
Учитель: Зачем автор придумывает этот эпизод?
Ученик: В жизни много хорошего и плохого, но побеждает лишь тот, кто не боится трудностей.
Учитель: Откройте урок второй дорожки. Ученики выбирают: “Смело преодолевай препятствие.”
8. Эпизод в лесу.
Учитель: Прочитаем по ролям отрывок из этой части. На каких противоположных героев делятся деревья в лесу?
Ученики: На тех, кто ненавидит людей, и тех, кто их защищает.
Учитель: Почему деревья не любят людей?
Ученики: Лес помнит о том, что герои - это дети дровосека, который уничтожал лес.
Учитель: Какой же смысл этого эпизода?
Ученики: Дети поняли, что нужно жить в дружбе со всеми обитателями земли.
Учитель: Найдите дорожку счастья этого эпизода.
Ученики выбирают дорожку: “Человек должен жить в согласии с окружающим миром.”
9. Эпизод Сады Блаженств.
Просмотр кадров фильма.
Учитель: Почему дети не остались в Саду Блаженств?
Ученики: Им нужно было спешить за Синей птицей.
Учитель: Выберите дорожку этой части.
Ученики: “Надо жертвовать удовольствием для главного.”
10. Царство будущего.
Учитель: Перескажите этот эпизод. В чем смысл этого эпизода?
Ученики: Необходимо иметь цель в жизни, думать о будущем.
Учитель: Выберите дорожку для этого эпизода.
Ученики выбирают: “Думай о будущем.”
11. Последний эпизод – Возвращение.
Учитель: Дети возвращаются домой без Синей птицы. Но хижина дровосека волшебно преображается – все кажется новым, радостным. Что хотел сказать этим автор? Что поняли дети о том, что такое счастье?
Ученики: Счастье – это жить рядом с любимыми людьми.
Учитель: Что же стало с больной девочкой?
Ученики: Дети дарят ей Горлинку, которая кажется им синей, птица улетает, но дети счастливы, потому что они вместе, что наступает праздник, что счастье – это мечта, к которой надо стремиться.
12. Учитель: Группа учеников нашего класса провела анкету “Что такое счастье?”. Ребята познакомят вас с ее данными:
Счастье - это:
- Здоровье;
- Жизнь с родителями;
- Дружная и счастливая семья;
- Хорошо учиться и иметь возможность получать больше знаний;
- Иметь много друзей;
- Путешествовать;
- Заниматься любимыми делами.
Учитель: Давайте спросим у взрослых гостей нашего урока, что для них счастье?
13. Учитель: Каждый из вас задумался сегодня над тем, что такое счастье и какая дорога к нему ведет. Я считаю, что сказка “Синяя Птица” Мориса Метерлинка учит нас дорожить тем, что у нас есть, видеть и находить счастье рядом с собой и ценить его.
Группа учеников читает стихотворение.
Дорожите счастьем, дорожите!
Замечайте, радуйтесь, берите
Радуги, рассветы, звезды глаз –
Это все для вас, для вас, для вас.
Услыхали трепетное слово –
Радуйтесь. Не требуйте второго.
Не гоните время. Ни к чему.
Радуйтесь вот этому, ему!
Сколько песне суждено продлиться?
Все ли в мире может повториться?
Лист в ручье, снегирь, над кручей вяз…
Разве будет это тыщу раз?
На бульваре освещают вечер
Тополей пылающие свечи.
Радуйтесь, не портите ничем
Ни надежды, ни любви, ни встречи!
Лупит гром из-под небесной пушки.
Дождик, дождь! На лужицах веснушки!
Крутит, пляшет, бьет по мостовой
Крупный дождь в орех величиной!
Если это чудо пропустить,
Как тогда уж и на свете жить?!
Все, что мимо сердца пролетело,
Ни за что потом не пропустить!
Хворь и ссоры временно отставьте,
Вы их все для старости оставьте.
Постарайтесь, чтобы хоть сейчас
Эта “прелесть” миновала вас.
Пусть бормочут скептики до смерти.
Вы им, желчным скептикам, не верьте –
Радости ни дома, ни в пути
Злым глазам, хоть лопнут, - не найти!
А для очень, очень добрых глаз
Нет ни склок, ни зависти, ни муки.
Радость к вам сама протянет руки,
Если сердце доброе у вас.
Красоту увидеть в некрасивом,
Разглядеть в ручьях разливы рек!
Кто умеет в буднях быть счастливым,
Тот и впрямь счастливый человек!
И поют дороги и мосты,
Краски леса и ветра событий,
Звезды, птицы, реки и цветы:
Дорожите счастьем, дорожите!
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 9-м классе. Подготовка к сочинению "Анализ эпизода "Бал в доме"
- Гусева Галина Сергеевна, учитель русского языка и литературы
Разделы: Литература
Уроки развития речи занимают одно из самых важных мест в системе преподавания литературы в 9-м классе. Подготовка к сочинению-анализу эпизода – наиболее сложный вид работы, так как ученики впервые пишут сочинение данного жанра. Поэтому необходимо, чтобы урок прошел ярко, наглядно, познавательно, целенаправленно.
Цели урока:
- Обучающие – ученикам необходимо усвоить структуру плана-анализа эпизода и систематизировать материал к сочинению;
- Развивающие – урок литературы должен способствовать развитию монологической речи учеников, умения высказывать собственную точку зрения, работы с текстом; общению в группе, творческому воображению;
- Воспитывающие – урок предполагает воспитание эстетического чувства учеников средствами поэтического языка, художественного чтения, музыки, артистической игры.
Оборудование и материалы к уроку:
- Магнитофон, запись вальсов Штрауса.
- Оформление доски:
– эпиграф (“Ну, бал! Ну, Фамусов! Умел гостей созвать!”)
– схема – эпизод; схема: конфликт Чацкого с гостями бала; композиция, значение эпизода. - Листы – заготовки для каждого ученика.
- Бальные костюмы учеников.
ХОД УРОКА
Звучит вальс Штрауса. На фоне медленной музыки учитель читает стихи Е. П. Ростопчиной “Искушение”.
Двенадцать бьет, двенадцать бьет!..
О, балов час блестящий, –
Как незаметен твой приход
Среди природы спящей!
Как здесь, в безлюдной тишине,
В светлице безмятежной,
Ты прозвучал протяжно мне,
Беззывно, безнадежно!
* * *
И мне представилось: теперь танцуют там,
На дальней родине, навек избранной мною...
Рисуются в толпе наряды наших дам,
Их ткани легкие с отделкой щегольскою;
Ярчей наследственных алмазов там блестят
Глаза бесчетные, весельем разгоревшись;
Опередив весну, до время разгоревшись,
Там свежие цветы свой сыплют аромат...
Красавицы летят, красавицы порхают,
Их вальсы Ланнера и Штрауса увлекают
Неодолимою игривостью своей...
И все шумнее бал и танцы все живей!
* * *
... Всем женским склонностям покорна я вполне;
Я только женщина, – гордиться тем готова,
Я бал люблю!.. отдайте балы мне!
Под музыку в класс входят несколько пар в бальных костюмах, становятся кругом, одна пара танцует вальс.
Слово учителя.
Сегодня мы приглашены с вами на бал в доме Фамусова, на котором один из гостей скажет:
Ну, бал! Ну, Фамусов!
Умел гостей созвать!
Наша первая с вами задача – понять, почему с такой иронией были произнесены эти слова, что произошло на балу. Анализируя эпизод комедии Грибоедова, вспомним, как такого вида работу выполняли на уроках, соберем материал для сочинения – анализа эпизода, с жанром которого мы впервые с вами будем работать.
Беседа с классом о плане урока. На доске написано слово эпизод.
На какие вопросы нам нужно будет ответить при анализе эпизода?
В результате ответов на доске возникает схема.
Постараемся ответить на вопросы, поставленные вами для анализа эпизода. Каково же место эпизода “Бал в доме Фамусова” в комедии Грибоедова?
Ученики: – Кульминация произведения в развитии конфликта.
Учитель: – Докажите на развитии сюжетной линии, что это кульминация произведения и на развитии основной мысли произведения.
Ученик: – По сюжету комедии и развитии любовной истории Чацкий на балу хочет узнать, кого любит Софья.
Ученик: – Чацкий на балу узнает, что Софья любит Молчалина.
Развитие конфликта между Чацким и фамусовским обществом также достигает своей наивысшей точки: общество отвергает Чацкого.
Запись на выданных листах вывода.
Учитель: – Вспомним, как начинался конфликт Чацкого с фамусовским обществом, по каким вопросам разошлись Чацкий и Фамусов?
Ученик: – Служба, чинопочитание, времяпрепровождение, отношение к иностранщине, к крепостным, к учению.
Проведем словесную дуэль, вспомним цитаты из речей Чацкого и Фамусова по перечисленным темам.
Учитель: – Конфликт завязался. Какое же он будет иметь продолжение?
Звучит музыка. Мы снова в гостиной Фамусова. Инсценирование явлений 5, 6, 7, 8, 10.
Учитель: – Мы посмотрели не весь эпизод бала, а только одну его часть, первую. Как ее озаглавить? Работаем над композицией, делаем записи на листах.
Ученик: – 1) Конфликт Чацкого с гостями бала.
Учитель: – Сколько будет еще частей в эпизоде?
Ученики: – Еще 2 части.
2) Слух о сумасшествии.
3) Приговор.
Учитель: – Проанализируем I часть: Чацкий и гости, это начало бала. Спокойным ли Чацкий приходит на бал? Каково его состояние?
Ученик: – Чацкий взволнован тем, что Софья его не любит, и пытается выяснить, кто его соперник. Раздражен из-за разговора с Фамусовым. И это раздражение усиливается при встрече с гостями.
Учитель: – Понаблюдаем развитие конфликта между Чацким и гостями и отметим художественные приемы комедии, помогающие изобразить данный конфликт. Какие вы знаете приемы смешного?
Ученик:
1) ирония – скрытая насмешка;
2) сатира – высмеивание человеческих пороков;
3) юмор;
4) гротеск – сочетание в фантастической форме уродливого и смешного;
5) сарказм – едкая насмешка с обличительным смыслом.
Учитель после ответов открывает доску с записями.
Учитель: – Какие из названных приемов использованы в комедии Грибоедова?
Ученик: – Ирония, сатира, сарказм.
Учитель: – Распределимся на 4 группы и проанализируем, в чем выразился конфликт между Чацким и гостями в первой части. Для этого мы должны заполнить таблицу на листке цитатами и определить, какой художественный прием использует Грибоедов в каждой сцене. (Ученики работают по группам и заполняют следующую таблицу на листе.)
Гости бала. Конфликт. Приемы
Чацкий |
| Горичи |
“А кто любезный друг велит тебе быть праздным? В полк эскадрон дадут”. | Ирония | “Платон Михайлович здоровьем очень слаб”. |
|
| Тугоуховские |
Чацкий представлен как жених, но небогатый. | Ирония | – Богат ? |
|
| Хрюмины |
“Несчастные! Должны ль упреки несть от подражательниц модисткам?”. | Сатира | – На ком жениться мне ? |
|
| Хлестова |
“Не поздоровится от эдаких похвал”. | Сарказм | “… мне и сестре Прасковье двоих арапченков на ярмарке достал… дай бог ему здоровья”. |
Ученики защищают свои работы перед классом, вместе делаем вывод по I ч.: Чацкий, взволнованный отказом Софьи, искренне возмущается лицемерием, рабским подражанием иностранному, стремлением к богатству и чинам, жестокому крепостничеству. Тем самым конфликт между главным героем и фамусовским обществом обостряется, автор подчеркивает это в умении сатирических приемов.
Звучит музыка бала.
И мы снова в гостиной Фамусова.
Инсценирование явлений 14-21 действия 3.
Вы посмотрели 2 и 3 ч. эпизода бала.
Учитель: – Почему Софья распространяет слух о сумасшествии Чацкого?
Ученик: – Софья мстит Чацкому за злые отзывы о Молчалине.
Учитель: – Почему слух распространяется так быстро? Как это характеризует фамусовское общество?
Ученик: – Для светского общества привычна ситуация распространения слухов.
Учитель: – Какой приговор выносит фамусовское общество Чацкому?
Ученик: – Чацкого объявляют сумасшедшим и объясняют причины сумасшествия: “Ученость — вот причина”.
Учитель: – Мы на уроке посмотрели, послушали проанализировали эпизод “Бал в доме Фамусова”. Воспроизведите план нашей работы на обратной стороне листа в месте – основная часть сочинения.
Ученики работают над составлением плана, в результате на обратной стороне:
I ч. Вступление
II ч. Основная часть
- Место эпизода бала в идейном и композиционном содержании комедии
- Что предшествует эпизоду? (Начавшийся конфликт между Чацким и Фамусовым)
- Композиция эпизода
- Гости. Конфликт Чацкого с московским обществом
- Сатирические приемы в изображении гостей
- Значение слуха о сумасшествии
- Смысл приговора
III ч. Заключение
Учитель: – Мы составили план основной части нашего сочинения “Анализ эпизода”, но две части остались еще не заполненными: вступление и заключение. Подумаем, о чем можно написать во вступлении. Ваши версии.
Ученики: –
1) Время создания комедии, появление людей нового типа, стремящихся изменить общество.
2) Современность звучания комедии и ее проблем.
3) Вечная проблема отцов и детей.
Учитель: – Класс делится на группы. Каждая группа выбирает тему вступления и разрабатывает ее на листе.
Обсуждение работы учеников.
Учитель: – Какой мыслью мы должны закончить свое сочинение?
Ученик: – Каким Чацкий выходит из этого конфликта: победителем или побежденным?
Учитель: – Как вы ответите на этот вопрос?
Ученик: – Сравнение мнений А.С. Пушкина и И.А. Гончарова о значении образа Чацкого. Высказываем свое мнение.
Учитель: – Мы составили с вами подробный план сочинения “Анализ эпизода “Бал в доме Фамусова”. Выскажитесь, понятна ли вам работа над сочинением такого жанра и что дал вам наш урок.
Звучит музыка. Ученики танцуют вальс.
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 9-м классе по теме: "Традиции классицизма и своеобразие драматургического мастерства Ж.-Б. Мольера в пьесе "Мещанин во дворянстве"
- Гусева Галина Сергеевна, учитель русского языка и литературы
Разделы: Литература
Цели урока:
- проанализировать особенности жанра, композиции, системы образов, художественных приемов в произведении Мольера;
- обобщить знания о классицизме;
- воспитывать интерес к драматургическим произведениям, театральному искусству, творчеству Мольера;
- развивать монологическую речь, умение сравнивать, обобщать, делать выводы.
Оборудование
1. Доска
- портрет Мольера;
- тема (формулируют учащиеся);
- эпиграф – слова Клеонта из III действия;
- черты классицизма;
- иллюстрации к пьесе.
2. Музыкальное сопровождение к уроку
- Штраус. Сюита “Мещанин во дворянстве”;
- Луиджи Боккерини, “Менуэт”.
Ход урока
I. Слово учителя.
(Звучит музыка Штрауса из сюиты “Мещанин во дворянстве”).
Прислушайтесь к звукам музыки, и они расскажут вам о том, как жила Франция XVII века. Обратите внимание на иллюстрации к уроку и представьте себе роскошный дворец, богатых господ в пышных париках, великолепные наряды дам и особого покроя костюмы кавалеров.
Итак, менуэт, господа!
Звучит менуэт Луиджи Боккерини. Несколько пар учеников танцуют менуэт.
Рис.1
Рис.2 | Рис.3 |
Пары останавливаются для светской беседы на французском языке (класс гимназический, второй иностранный язык, изучаемый учениками – французский). Беседа о постановке в театре комедии Мольера “Мещанин во дворянстве”.
Учитель: Надеюсь, что вы поняли: сегодня в театре пьеса Мольера “Мещанин во дворянстве”. И наш урок – это тоже маленький театр, где мы будем играть, беседовать об увиденном и услышанном, учиться искусству слова у великого драматурга.
II. Запишите в тетради “ Мольер. “Мещанин во дворянстве”. С биографией драматурга мы познакомились на прошлом уроке, сегодня будем говорит о пьесе. Что необходимо знать о произведении?
(Ученики рисуют план урока в виде схемы, см. Рис.4).
Рис.4
Учитель: - Какая основополагающая линия в этой схеме?
Ученики: - Литературное направление.
Учитель: - Изучив биографию, вы ответите на вопрос, какое литературное направление господствовало во Франции в XVII веке.
Ученики:- Классицизм.
Учитель: - Учитывая это и план урока, сформулируйте основную цель урока.
Ученики: - Традиции классицизма и особенности драматургического мастерства Мольера.
III. Учитель: Чтобы найти черты классицизма в произведении Мольера, нужно вспомнить определение классицизма.
На доске:
Черты классицизма. 1. Культ разума. 2. Социальная проблематика: воспитание патриотизма, гражданственность, идеи просвещения. 3. Деление на три стиля литературных жанров. 4. Строгие требования к языку художественных произведений. 5. Триединство в драматургии. 6. Деление героев на положительных и отрицательных. |
IV. Следующий этап урока – выполнение задач, поставленных учениками.
Класс заранее распределен на четыре группы. Каждая из групп по жребию выбирает задание:
- определение жанра пьесы;
- смысл заглавия;
- композиция;
- конфликт в пьесе.
Учащиеся выполняют задания в группе в течение 10 минут.
Общее задание: определить характерные черты классицизма и особенности драматургии Мольера по конкретному вопросу.
V. Выступления групп. Защита работ.
1 группа. Работа со словарем: определение жанра комедии. Классическая комедия. Доказательство. Новое – комедия – балет.
2 группа. Работа со словарем. Смысл заглавия.
Мещанин. Дворянство.
Заглавие отражает тематику произведения. Социальная тема – черта классицизма.
3 группа. Композиция, сюжет.
V действий – как в классической комедии. Озаглавливание действий. Кульминация - действий – как в классической комедии. Озаглавливание действий. Кульминация – IV действие – посвящение в мамамуши. Сюжетных линий две:
1) Журден и его окружение;
2) Клеонт, Люссиль, Ковьель, Николь.
4 группа. Конфликт и проблематика: любовный и социальный. Любовный треугольник: Журден – Доримена – Дорант, любовные линии молодых людей; социальный – стремление приобрести звание “вымирающего” дворянского класса. Идея: слова Клеонта, 3 д., эпиграф к уроку.
Проблематика классической комедии:
- идеи просвещения (цитаты);
- идеи социального неравенства;
- нравственная деградация дворянства;
- высмеивание глупости, необразованности, чванства, стремления к обогащению.
VI. Побеседуем о героях комедии.
Выполняется ли требование классицизма о делении героев на положительных и отрицательных? ( Вопрос вызывает дискуссию, так как в большинстве образов комедии есть как положительные, так и отрицательные черты).
К каким – положительным или отрицательным – героям мы отнесем Журдена?
Чтобы ярче представить данного персонажа, посмотрим инсценировку из комедии (урок философии).
Подпишите в тетради: Образ Журдена.
Отрицательные черты: | Художественные приемы изображаемого |
Какие качества высмеиваются в Журдене? Приведите примеры. | ирония юмор сатира сарказм |
Учитель раздает отрывки из комедии группам. Вопрос: каким в этих отрывках предстает Журден?
Вывод: В Журдене мы видим не только отрицательные черты, но и много хороших черт, отличающих его от других героев: он великодушен, добр, стремится к образованию, изысканности, к галантности, он наивен, доверчив, желает видеть дочь счастливой.
(Запишите в тетради).
Данные наблюдения позволяют сделать вывод о том, что строгие рамки классицизма не могли удержать писателя т реального изображения действительности.
VII. Домашнее задание.
Написать сочинение-миниатюру, ответив на вопрос: в чем актуальность комедии в наши дни
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 11-м классе по теме: "Диалоги поэзии М. Цветаевой"
- Гусева Галина Сергеевна, учитель русского языка и литературы
Разделы: Литература
Цели урока:
- изучая поэзию М. Цветаевой, исследовать вопрос о влиянии на поэтическое кредо поэтессы ее любимых поэтов: А. С. Пушкина, А. А. Блока, А. А. Ахматовой, Б. Пастернака;
- определить этапы развития и процесс становления поэтического таланта М. Цветаевой.
Оборудование:
- компьютер, экран, диск с фотографиями М. Цветаевой;
- диск с песнями на стихи М. Цветаевой: “Хочу у зеркала”, “Монолог”;
- оформление доски: портреты М. Цветаевой, А. С. Пушкина, А. А. Блока, А. А. Ахматовой, Б. Пастернака.
Эпиграф к уроку:
Друг, разрешите мне на лад старинный
Сказать любовь, нежнейшую на свете.
Я вас люблю.
План урока
- Пушкинские традиции в поэзии М. Цветаевой.
- М. Цветаева и символисты.
- М. Цветаева и А. Ахматова.
- “Мы были музыкой во льду...”. Цветаева и Пастернак.
Ход урока
I.
1. Звучит песня из кинофильма “Ирония судьбы” “Хочу у зеркала”.
2. Слово учителя. Вслушайтесь в слова этой песни:
Я вижу мачты корабля -
И вы на палубе.
Я не случайно наш второй урок по изучению творчества М. Цветаевой начинаю с этой песни. В ее строках я слышу обращение к вам, молодым, отправляющимся в скором будущем в самостоятельный жизненный путь; в них чувствуется предостережение, ведь жизнь будет нелегкой:
Вечерние поля в росе.
Над ними – вороны.
Но благословение женщины-поэтессы, которая узнала о трудностях этой жизни не понаслышке, пусть поможет вам. Стихи, которые воспринимаются как диалог с читателем.
Да, стихи М. Цветаевой – это в большинстве случаев диалог с любимыми, родными, близкими, друзьями, учителями.
Бунтарь по натуре, сильная личность, она трудно сходилась с людьми. Но умела отличить истинное, подлинное от лживого, искусственного. Оставаясь неподражаемой, училась у гениев прошлого и преклонялась перед талантами современников, многие из которых стали ее друзьями. Какой след оставили друзья, учителя М. Цветаевой в ее жизни? Этому будет посвящен сегодня наш урок.
3. Звучит стихотворение М. Цветаевой (чтение ученика). “Вы столь забывчивы, сколь незабвенны”.
Учитель: Строки этого стихотворения послужат эпиграфом к нашему уроку:
Друг, разрешите мне на лад старинный
Сказать любовь, нежнейшую на свете. Я вас люблю.
Строки – признание в любви тем гениям, перед которыми преклонялась М. Цветаева.
II.
1. Учитель: И первый, кто вошел в ее жизнь с детства, был учитель, гений – А. С. Пушкин, которому в своем творчестве она отводит особую роль и посвящает цикл стихотворений.
2. В исполнении ученика звучит стихотворение “Поэт и царь”.
3. Учитель: Свое отношение к поэзии А. С. Пушкина М. Цветаева выразила в статье “Мой Пушкин”. В современном литературоведении существует ряд работ, исследующих вопрос о влиянии поэзии Пушкина на творчество М. Цветаевой. Задание классу: слушая сообщение “Пушкин и Цветаева”, запишите его основные мысли и сформулируйте вопросы докладчику, на ваш взгляд, не отраженные в сообщении.
4. Сообщение ученика “А. С. Пушкин и М. Цветаева.
5. Беседа с классом по материалам сообщения. Тезис: "Восхищаясь красотой стиха А. С. Пушкина и его романтическими произведениями: “К морю”; “Цыганы”, М. Цветаева находит в них отражение своих мыслей о бунтарской личности, о свободе творчества". Вопросы учеников докладчику: как отразилось влияние пушкинской поэзии на стихе М. Цветаевой?
6. Учитель: Отвечая на вопрос, проанализируйте стихотворение “Мне нравится, что вы больны не мной”.
7. Стихотворение-песня звучит в исполнении ученицы под гитару.
8. Беседа по анализу стихотворения “Мне нравится, что вы больны не мной”. Какие ассоциации вызывает у вас это стихотворение? С каким стихотворением А. С. Пушкина оно схоже по стилю и основным мыслям. Стихотворение “Я вас любил...” А. С. Пушкина. Сравним эти два стихотворения. Что общего в них?
- лиричность и музыкальность стиха;
- прозрачность мысли и чувства;
- пафос жизни и любви;
- самоотречение, благородство чувств;
- тонкий психологизм;
- умиротворенность, спокойствие;
- классический стих: восьмистрочный ямб.
III.
1. Учитель: Пушкинские традиции отразились ярче всего в юношеской лирике М. Цветаевой. Но жизнь продолжалась. Еще учась в гимназии, М. Цветаева публикует свой первый сборник стихов “Вечерний альбом” и получает похвалы в журнале В. Брюсова, теоретика символизма. А М. Волошин приходит в дом к Цветаевым, желая познакомиться с юной поэтессой. Волошин же вводит Марину Цветаеву в круг своих друзей поэтов-символистов. Она дружит с О. Мандельштамом и, как все символисты, преклоняется перед А. А. Блоком.
2. Стихотворение “Имя твое — птица в руке”.
3. Сообщение. “Цветаева и символисты. Цветаева и Блок”. Тезис (сформулированный учениками после сообщения): "многие особенности поэтического стиля символистов вызывают симпатии молодой поэтессы".
4. Учитель: Дополните тезис, проанализировав стихотворения М. Цветаевой “В огромном городе моем — ночь”, “Нежный призрак”. (Анализ стихотворений по группам). Черты символизма в стихотворении “В огромном городе моем – ночь”:
- ночь – один из любимых образов символистов, как образ таинственного поэтического мира;
- настроение безысходности;
- нереальность происходящего – сон. Музыка.
5. Стихотворение “Нежный призрак” и черты символизма:
- рыцарь небесный (так поэтесса называет А. Блока, у А. Блока –“прекрасная дама”);
- снеговой певец, голубоглазый – голубой цвет блоковских стихов;
- образ Лебедя, царство рая;
- обожествление лирического героя (обожествление “прекрасной дамы” у А. Блока).
IV.
Учитель: Да, влияние символизма на творчество М. Цветаевой бесспорно. Но можно ли отнести творчество поэтессы к символизму? Обратите внимание на названия ее стихотворений и циклов: “Я с вызовом ношу его кольцо”, “Але”, “Бабушке”, “Георгий”, “Стих к сыну”, “Ариадна” и др. Что можно сказать о стихах М. Цветаевой, судя по названиям?
Ученик: Это исповедь ее души, ее биография в стихах, ее душевные откровения.
Учитель: Земные человеческие чувства, открытость сближают поэзию М. Цветаевой с другим литературным направлением.
Ученик: Акмеизмом.
2. Чтение стихотворения “Пригвождена к позорному столбу”. Автобиографичность стихотворения.
Учитель: С акмеизмом роднит М. Цветаеву ее большая увлеченность поэзией А. Ахматовой, которой М. Цветаева посвятила цикл стихов.
3. Чтение стихотворения “Златоустой Анне”.
Сообщение “Ахматова и Цветаева”.
Вывод – стихи Ахматовой и Цветаевой близки тонким психологизмом, лиризмом, красотой образов, яркими детальными сравнениями, глубиной чувств.
V.
1. М. Цветаева имела тонкий поэтический вкус, умела отличить подлинный талант и потому, многому учась у своих кумиров, смогла создать свой мир поэзии. Еще одной страницей в ее жизни было увлечение стилем футуризма. Будучи в эмиграции поэтесса знакомится с В. Маяковским. Она покорена силой и новизной стиха Маяковского. Именно такой мужской, взрывной стих становится главным в ее стиле.
“Я не верю стихам, которые льются! Рвутся – да!”.
2. Чтение стихотворения “Челюскинцы”. Анализ художественных приемов учениками. Художественные приемы: неполные предложения, оборванность мысли, пульсирующий ритм, телеграфная лаконичность, отказ от традиционной мелодики, неологизмы. Новые мысли, идеи, образы приходят к талантливой поэтессе вместе с появлением талантливого поэта, бывшего футуриста Б. Пастернака. Несколько лет длился их роман... в письмах.
3) Сообщение “Мы были музыкой во льду”. (Инсценировка. Чтение отрывков из писем).
Чтение стихотворения М. Цветаевой “Расстояния, версты, мили”, посвященное Б. Пастернаку.
Тезис: "Б. Пастернак и М. Цветаева были очень разные по мироощущениям. Пастернак - оптимист, верящий в светлые начала жизни. Цветаева – уставшая от жизненных невзгод женщина. Но его сила и теплота чувств помогали ранимому сердцу поэтессы сохранить веру, строить планы, вернуться на Родину, продолжать заниматься любимым делом".
VI.
Учитель: Друзья, учителя, любимые... Им отдано часть души поэтессы, часть ее жизни, творчества. Но человек, умеющий отдавать, вдвое больше приобретает. Учась, общаясь, любя, М. Цветаева впитала все лучшее, что было преподнесено ей судьбой, и осталась неподражаемой, уникальной. К какому литературному направлению была ближе поэзия М. Цветаевой? На этот вопрос вы выскажете свои ответы – рассуждения на следующем уроке, анализируя стихи М. Цветаевой. Но к какому бы литературному течению вы ее ни отнесли, главное, что стихи этой талантливейшей поэтессы будут удивлять еще многие поколения глубиной чувств, необычностью видения, редким стихом. И даром любви и веры.
К вам всем, что мне
Ни в чем не знавшей меры,
Чужие и свои.
Я обращаюсь с требованием веры
И с просьбой о любви.
Звучит песня “Монолог” в исполнении А. Пугачевой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл конспектов уроков по литературе для 11 классов. Литература конца XIX - начала XX века.
Конспекты уроков созданы мною в свободной форме. Представляет собой ход урока, слова учителя и т. д.Буду рада, если подготовленные материалы кому-то помогут! Урок №1. Литературный процесс рубежа ...
конспект урока по литературе на тему "Рассказы о животных. Изображение животных в литературе. К.Г.Паустовский «Кот-ворюга».
Данный материал представляет собой конспект урока по литературе в 5 классе...
Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: "Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы"
На уроке учащиеся получат обзорную характеристику древнерусской литературы на примере "Слова о полку Игореве". Познакомятся с исслелованиями "Слова", вариантами переводов. На примере этого произведкен...
План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"
План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...
Конспект урока по литературе в 7 классе «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы. Его влияние на произведение «Задонщина».
Конспект урока по литературе в 7 классе. Задачи урока:Образовательные: систематизировать полученные в течение года сведения об изученных произведениях;доказать влияние одного произведения н...
Конспект урока по литературе: «Жанр басни в мировой литературе»
небольшой экскурс в историю оформления и развития жанра басни...
Конспект урока родной литературы (русской литературы) по теме «Эдуард Данилович Гольцман – детский поэт Кузбасса»
Методическое обоснование урокаЭтот урок является единственным по изучению творчества Эдуарда Даниловича Гольцмана в 5 классе. При постановке целей и задач урока учитывается особенность учебного ...