Конспекты уроков по литературе
план-конспект урока по литературе на тему

Гусева Галина Сергеевна

Предлагаю для читателей конспекты проведенных мною открытых уроков по литературе. Надеюсь, что учителям понравятся предложенные разработки

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6-м классе "Дорога к счастью" по пьесе М.Метерлинка "Синяя птица"

Разделы: Литература

Цели урока:

  • Познакомиться с пьесой М.Метерлинка;
  • Изучить жизнь и творчество писателя;
  • Проанализировать идейное содержание пьесы;
  • Обсудить понимание счастья учениками 6 класса;
  • Оценить авторскую позицию в произведении.

Оформление урока.

  • Праздничная елка, новогодние гирлянды;
  • Доска: портрет писателя, годы жизни, плакаты с терминами: драма, пьеса, феерия, картина;
  • Телевизор (для просмотра кадров фильма).

Ход урока

Звучит музыка Э.Грига “Утро”. Погашен свет, сверкают новогодние гирлянды.

Слово учителя:

Приближается Новый год – удивительный, любимый всеми праздник, праздник ожидания чуда, встречи со сказкой. Сегодня чудо произойдет и у нас: сказка пришла к нас в гости.

1. Инсценирование первого действия сказки “Синяя Птица”.

2. Слово учителя:

Вы прочитали пьесу Метерлинка “Синяя Птица”. В чем, по-вашему, заключается смысл заглавия этого произведения?

Ученик:

Синяя птица – это символ счастья, за которым отправились в путешествие герои сказки.

Учитель:

Какие другие названия вы придумали бы к этой сказке?

Ученик:

“Путешествие за счастьем”, “Дорога к счастью”.

Учитель:

Так и назовем наш урок: Дорога к счастью.

3. Эту сказку о счастье придумал для всех, детей и взрослых, удивительный бельгийский писатель Морис Метерлинк. О нем нам расскажет первая группа учеников.

4. Морис Метерлинк написал сказку необычного жанра, особенной композиции. Вторая группа учеников познакомит нас с особенностями этого произведения.

Ученики:

Произведение написано для постановки на сцене, относится к роду литературы – драма. Жанр – феерия, что означает театральное или цирковое представление сказочного содержания, требующее пышной постановки и сценических эффектов. В отличие от обычных театральных пьес эта сказка имеет более сложную композицию:

  1. В хижине дровосека;
  2. Страна Воспоминаний;
  3. Царство Ночи;
  4. Лес;
  5. Сады блаженств;
  6. Царство будущего;
  7. Возвращение.

5. Учитель:

В первом действии мы познакомились со всеми главными героями. Третья группа учеников предлагает классу игру лото. Выбери героя в одной коробочке, а в другой – найди его характеристику. (Пример: Тильтиль: мальчик лет десяти, в короткой курточке, нежно-голубого цвета, сын дровосека. Митиль: дочка дровосека, в костюме красной шапочки. Огонь: герой в красном костюме, которого боятся все животные. Тилетта: любимое животное Митиль, хитрая и коварная. Тило: любимое животное Тильтиля, верный и преданный друг. )

6. Учитель:

Герои отправляются за Синей птицей. Кому нужна эта птица?

Ученик: Больной девочке.

Учитель: Чем она больна?

Ученик: Она мечтает о синей птице, которая принесет ей счастье и здоровье.

Учитель: Итак, дети отправляются в дорогу за счастьем для больной девочки. Путешествие приводит их в страну Воспоминаний. Коротко перескажите этот эпизод. Каково представление о счастье у умерших?

Ученик: Они счастливы и оживают тогда, когда о них помнят.

Учитель: Следовательно, счастье в реальной жизни невозможно без…Начинаем выстраивать на нашем уроке дорогу к счастью. На столе разложены уроки счастья разных дорог. Выберите мудрость первого путешествия. (Два ученика выбирают табличку:

“Изучай и уважай прошлое.”

7. Следующий эпизод в путешествии героев Царство Ночи. Просмотр кадров фильма.

Учитель: С кем встречаются герои в этой части?

Ученик: С болезнями, ужасами, войнами.

Учитель: Зачем автор придумывает этот эпизод?

Ученик: В жизни много хорошего и плохого, но побеждает лишь тот, кто не боится трудностей.

Учитель: Откройте урок второй дорожки. Ученики выбирают: “Смело преодолевай препятствие.”

8. Эпизод в лесу.

Учитель: Прочитаем по ролям отрывок из этой части. На каких противоположных героев делятся деревья в лесу?

Ученики: На тех, кто ненавидит людей, и тех, кто их защищает.

Учитель: Почему деревья не любят людей?

Ученики: Лес помнит о том, что герои - это дети дровосека, который уничтожал лес.

Учитель: Какой же смысл этого эпизода?

Ученики: Дети поняли, что нужно жить в дружбе со всеми обитателями земли.

Учитель: Найдите дорожку счастья этого эпизода.

Ученики выбирают дорожку: “Человек должен жить в согласии с окружающим миром.”

9. Эпизод Сады Блаженств.

Просмотр кадров фильма.

Учитель: Почему дети не остались в Саду Блаженств?

Ученики: Им нужно было спешить за Синей птицей.

Учитель: Выберите дорожку этой части.

Ученики: “Надо жертвовать удовольствием для главного.”

10. Царство будущего.

Учитель: Перескажите этот эпизод. В чем смысл этого эпизода?

Ученики: Необходимо иметь цель в жизни, думать о будущем.

Учитель: Выберите дорожку для этого эпизода.

Ученики выбирают: “Думай о будущем.”

11. Последний эпизод – Возвращение.

Учитель: Дети возвращаются домой без Синей птицы. Но хижина дровосека волшебно преображается – все кажется новым, радостным. Что хотел сказать этим автор? Что поняли дети о том, что такое счастье?

Ученики: Счастье – это жить рядом с любимыми людьми.

Учитель: Что же стало с больной девочкой?

Ученики: Дети дарят ей Горлинку, которая кажется им синей, птица улетает, но дети счастливы, потому что они вместе, что наступает праздник, что счастье – это мечта, к которой надо стремиться.

12. Учитель: Группа учеников нашего класса провела анкету “Что такое счастье?”. Ребята познакомят вас с ее данными:

Счастье - это:

  • Здоровье;
  • Жизнь с родителями;
  • Дружная и счастливая семья;
  • Хорошо учиться и иметь возможность получать больше знаний;
  • Иметь много друзей;
  • Путешествовать;
  • Заниматься любимыми делами.

Учитель: Давайте спросим у взрослых гостей нашего урока, что для них счастье?

13. Учитель: Каждый из вас задумался сегодня над тем, что такое счастье и какая дорога к нему ведет. Я считаю, что сказка “Синяя Птица” Мориса Метерлинка учит нас дорожить тем, что у нас есть, видеть и находить счастье рядом с собой и ценить его.

Группа учеников читает стихотворение.

Дорожите счастьем, дорожите!
Замечайте, радуйтесь, берите
Радуги, рассветы, звезды глаз – 
Это все для вас, для вас, для вас.

Услыхали трепетное слово – 
Радуйтесь. Не требуйте второго.
Не гоните время. Ни к чему.
Радуйтесь вот этому, ему!

Сколько песне суждено продлиться?
Все ли в мире может повториться?
Лист в ручье, снегирь, над кручей вяз…
Разве будет это тыщу раз?

На бульваре освещают вечер
Тополей пылающие свечи.
Радуйтесь, не портите ничем
Ни надежды, ни любви, ни встречи!

Лупит гром из-под небесной пушки.
Дождик, дождь! На лужицах веснушки!
Крутит, пляшет, бьет по мостовой
Крупный дождь в орех величиной!

Если это чудо пропустить,
Как тогда уж и на свете жить?!
Все, что мимо сердца пролетело,
Ни за что потом не пропустить!

Хворь и ссоры временно отставьте,
Вы их все для старости оставьте.
Постарайтесь, чтобы хоть сейчас
Эта “прелесть” миновала вас.

Пусть бормочут скептики до смерти.
Вы им, желчным скептикам, не верьте – 
Радости ни дома, ни в пути
Злым глазам, хоть лопнут, - не найти!

А для очень, очень добрых глаз
Нет ни склок, ни зависти, ни муки.
Радость к вам сама протянет руки,
Если сердце доброе у вас.

Красоту увидеть в некрасивом,
Разглядеть в ручьях разливы рек!
Кто умеет в буднях быть счастливым,
Тот и впрямь счастливый человек!

И поют дороги и мосты,
Краски леса и ветра событий,
Звезды, птицы, реки и цветы:
Дорожите счастьем, дорожите!



Предварительный просмотр:

Урок литературы в 9-м классе. Подготовка к сочинению "Анализ эпизода "Бал в доме"

Разделы: Литература

Уроки развития речи занимают одно из самых важных мест в системе преподавания литературы в 9-м классе. Подготовка к сочинению-анализу эпизода – наиболее сложный вид работы, так как ученики впервые пишут сочинение данного жанра. Поэтому необходимо, чтобы урок прошел ярко, наглядно, познавательно, целенаправленно.

Цели урока:

  • Обучающие – ученикам необходимо усвоить структуру плана-анализа эпизода и систематизировать материал к сочинению;
  • Развивающие – урок литературы должен способствовать развитию монологической речи учеников, умения высказывать собственную точку зрения, работы с текстом; общению в группе, творческому воображению;
  • Воспитывающие – урок предполагает воспитание эстетического чувства учеников средствами поэтического языка, художественного чтения, музыки, артистической игры.

Оборудование и материалы к уроку:

  1. Магнитофон, запись вальсов Штрауса.
  2. Оформление доски:
    – эпиграф (“Ну, бал! Ну, Фамусов! Умел гостей созвать!”)
    – схема – эпизод; схема: конфликт Чацкого с гостями бала; композиция, значение эпизода.
  3. Листы – заготовки для каждого ученика.
  4. Бальные костюмы учеников.

ХОД УРОКА

Звучит вальс Штрауса. На фоне медленной музыки учитель читает стихи Е. П. Ростопчиной “Искушение”.

Двенадцать бьет, двенадцать бьет!..
О, балов час блестящий, –
Как незаметен твой приход
Среди природы спящей!
Как здесь, в безлюдной тишине,
В светлице безмятежной, 
Ты прозвучал протяжно мне,
Беззывно, безнадежно!

* * *

И мне представилось: теперь танцуют там,
На дальней родине, навек избранной мною...
Рисуются в толпе наряды наших дам,
Их ткани легкие с отделкой щегольскою;
Ярчей наследственных алмазов там блестят
Глаза бесчетные, весельем разгоревшись;
Опередив весну, до время разгоревшись,
Там свежие цветы свой сыплют аромат...
Красавицы летят, красавицы порхают,
Их вальсы Ланнера и Штрауса увлекают
Неодолимою игривостью своей...
И все шумнее бал и танцы все живей!

* * *

... Всем женским склонностям покорна я вполне;
Я только женщина, – гордиться тем готова,
Я бал люблю!.. отдайте балы мне!

Под музыку в класс входят несколько пар в бальных костюмах, становятся кругом, одна пара танцует вальс.

Слово учителя.

Сегодня мы приглашены с вами на бал в доме Фамусова, на котором один из гостей скажет:

Ну, бал! Ну, Фамусов!
Умел гостей созвать!

Наша первая с вами задача – понять, почему с такой иронией были произнесены эти слова, что произошло на балу. Анализируя эпизод комедии Грибоедова, вспомним, как такого вида работу выполняли на уроках, соберем материал для сочинения – анализа эпизода, с жанром которого мы впервые с вами будем работать.

Беседа с классом о плане урока. На доске написано слово эпизод.

На какие вопросы нам нужно будет ответить при анализе эпизода?

В результате ответов на доске возникает схема.

Постараемся ответить на вопросы, поставленные вами для анализа эпизода. Каково же место эпизода “Бал в доме Фамусова” в комедии Грибоедова?

Ученики: – Кульминация произведения в развитии конфликта.

Учитель: – Докажите на развитии сюжетной линии, что это кульминация произведения и на развитии основной мысли произведения.

Ученик: – По сюжету комедии и развитии любовной истории Чацкий на балу хочет узнать, кого любит Софья.

Ученик: – Чацкий на балу узнает, что Софья любит Молчалина.

Развитие конфликта между Чацким и фамусовским обществом также достигает своей наивысшей точки: общество отвергает Чацкого.

Запись на выданных листах вывода.

Учитель: – Вспомним, как начинался конфликт Чацкого с фамусовским обществом, по каким вопросам разошлись Чацкий и Фамусов?

Ученик: – Служба, чинопочитание, времяпрепровождение, отношение к иностранщине, к крепостным, к учению.

Проведем словесную дуэль, вспомним цитаты из речей Чацкого и Фамусова по перечисленным темам.

Учитель: – Конфликт завязался. Какое же он будет иметь продолжение?

Звучит музыка. Мы снова в гостиной Фамусова. Инсценирование явлений 5, 6, 7, 8, 10.

Учитель: – Мы посмотрели не весь эпизод бала, а только одну его часть, первую. Как ее озаглавить? Работаем над композицией, делаем записи на листах.

Ученик: – 1) Конфликт Чацкого с гостями бала.

Учитель: – Сколько будет еще частей в эпизоде?

Ученики: – Еще 2 части.

2) Слух о сумасшествии.

3) Приговор.

Учитель: – Проанализируем I часть: Чацкий и гости, это начало бала. Спокойным ли Чацкий приходит на бал? Каково его состояние?

Ученик: – Чацкий взволнован тем, что Софья его не любит, и пытается выяснить, кто его соперник. Раздражен из-за разговора с Фамусовым. И это раздражение усиливается при встрече с гостями.

Учитель: – Понаблюдаем развитие конфликта между Чацким и гостями и отметим художественные приемы комедии, помогающие изобразить данный конфликт. Какие вы знаете приемы смешного?

Ученик:

1) ирония – скрытая насмешка;

2) сатира – высмеивание человеческих пороков;

3) юмор;

4) гротеск – сочетание в фантастической форме уродливого и смешного;

5) сарказм – едкая насмешка с обличительным смыслом.

Учитель после ответов открывает доску с записями.

Учитель: – Какие из названных приемов использованы в комедии Грибоедова?

Ученик: – Ирония, сатира, сарказм.

Учитель: – Распределимся на 4 группы и проанализируем, в чем выразился конфликт между Чацким и гостями в первой части. Для этого мы должны заполнить таблицу на листке цитатами и определить, какой художественный прием использует Грибоедов в каждой сцене. (Ученики работают по группам и заполняют следующую таблицу на листе.)

Гости бала. Конфликт. Приемы

Чацкий

 

Горичи

“А кто любезный друг велит тебе быть праздным? В полк эскадрон дадут”.

Ирония

“Платон Михайлович здоровьем очень слаб”.
“Теперь, брат, я не тот”.

 

 

Тугоуховские

Чацкий представлен как жених, но небогатый.

Ирония

– Богат ?
– О, нет.
– Князь, князь, назад.

 

 

Хрюмины

“Несчастные! Должны ль упреки несть от подражательниц модисткам?”.

Сатира

– На ком жениться мне ?
– В чужих краях на ком ?..
Там женятся … с искусницами модных лавок.

 

 

Хлестова

“Не поздоровится от эдаких похвал”.

Сарказм

“… мне и сестре Прасковье двоих арапченков на ярмарке достал… дай бог ему здоровья”.

Ученики защищают свои работы перед классом, вместе делаем вывод по I ч.: Чацкий, взволнованный отказом Софьи, искренне возмущается лицемерием, рабским подражанием иностранному, стремлением к богатству и чинам, жестокому крепостничеству. Тем самым конфликт между главным героем и фамусовским обществом обостряется, автор подчеркивает это в умении сатирических приемов.

Звучит музыка бала.

И мы снова в гостиной Фамусова.

Инсценирование явлений 14-21 действия 3.

Вы посмотрели 2 и 3 ч. эпизода бала.

Учитель: – Почему Софья распространяет слух о сумасшествии Чацкого?

Ученик: – Софья мстит Чацкому за злые отзывы о Молчалине.

Учитель: – Почему слух распространяется так быстро? Как это характеризует фамусовское общество?

Ученик: – Для светского общества привычна ситуация распространения слухов.

Учитель: – Какой приговор выносит фамусовское общество Чацкому?

Ученик: – Чацкого объявляют сумасшедшим и объясняют причины сумасшествия: “Ученость — вот причина”.

Учитель: – Мы на уроке посмотрели, послушали проанализировали эпизод “Бал в доме Фамусова”. Воспроизведите план нашей работы на обратной стороне листа в месте – основная часть сочинения.

Ученики работают над составлением плана, в результате на обратной стороне:

I ч. Вступление

II ч. Основная часть

  1. Место эпизода бала в идейном и композиционном содержании комедии
  2. Что предшествует эпизоду? (Начавшийся конфликт между Чацким и Фамусовым)
  3. Композиция эпизода
  4. Гости. Конфликт Чацкого с московским обществом
  5. Сатирические приемы в изображении гостей
  6. Значение слуха о сумасшествии
  7. Смысл приговора

III ч. Заключение

Учитель: – Мы составили план основной части нашего сочинения “Анализ эпизода”, но две части остались еще не заполненными: вступление и заключение. Подумаем, о чем можно написать во вступлении. Ваши версии.

Ученики: 

1) Время создания комедии, появление людей нового типа, стремящихся изменить общество.

2) Современность звучания комедии и ее проблем.

3) Вечная проблема отцов и детей.

Учитель: – Класс делится на группы. Каждая группа выбирает тему вступления и разрабатывает ее на листе.

Обсуждение работы учеников.

Учитель: – Какой мыслью мы должны закончить свое сочинение?

Ученик: – Каким Чацкий выходит из этого конфликта: победителем или побежденным?

Учитель: – Как вы ответите на этот вопрос?

Ученик: – Сравнение мнений А.С. Пушкина и И.А. Гончарова о значении образа Чацкого. Высказываем свое мнение.

Учитель: – Мы составили с вами подробный план сочинения “Анализ эпизода “Бал в доме Фамусова”. Выскажитесь, понятна ли вам работа над сочинением такого жанра и что дал вам наш урок.

Звучит музыка. Ученики танцуют вальс.



Предварительный просмотр:

Урок литературы в 9-м классе по теме: "Традиции классицизма и своеобразие драматургического мастерства Ж.-Б. Мольера в пьесе "Мещанин во дворянстве"

Разделы: Литература

Цели урока:

  • проанализировать особенности жанра, композиции, системы образов, художественных приемов в произведении Мольера;
  • обобщить знания о классицизме;
  • воспитывать интерес к драматургическим произведениям, театральному искусству, творчеству Мольера;
  • развивать монологическую речь, умение сравнивать, обобщать, делать выводы.

Оборудование

1. Доска

  • портрет Мольера;
  • тема (формулируют учащиеся);
  • эпиграф – слова Клеонта из III действия;
  • черты классицизма;
  • иллюстрации к пьесе.

2. Музыкальное сопровождение к уроку

  • Штраус. Сюита “Мещанин во дворянстве”;
  • Луиджи Боккерини, “Менуэт”.

Ход урока

I. Слово учителя.

(Звучит музыка Штрауса из сюиты “Мещанин во дворянстве”).

Прислушайтесь к звукам музыки, и они расскажут вам о том, как жила Франция XVII века. Обратите внимание на иллюстрации к уроку и представьте себе роскошный дворец, богатых господ в пышных париках, великолепные наряды дам и особого покроя костюмы кавалеров.

Итак, менуэт, господа!

Звучит менуэт Луиджи Боккерини. Несколько пар учеников танцуют менуэт.

 

Рис.1

Рис.2

Рис.3

Пары останавливаются для светской беседы на французском языке (класс гимназический, второй иностранный язык, изучаемый учениками – французский). Беседа о постановке в театре комедии Мольера “Мещанин во дворянстве”.

Учитель: Надеюсь, что вы поняли: сегодня в театре пьеса Мольера “Мещанин во дворянстве”. И наш урок – это тоже маленький театр, где мы будем играть, беседовать об увиденном и услышанном, учиться искусству слова у великого драматурга.

II. Запишите в тетради “ Мольер. “Мещанин во дворянстве”. С биографией драматурга мы познакомились на прошлом уроке, сегодня будем говорит о пьесе. Что необходимо знать о произведении?

(Ученики рисуют план урока в виде схемы, см. Рис.4).

Рис.4

Учитель: - Какая основополагающая линия в этой схеме?

Ученики: - Литературное направление.

Учитель: - Изучив биографию, вы ответите на вопрос, какое литературное направление господствовало во Франции в XVII веке.

Ученики:- Классицизм.

Учитель: - Учитывая это и план урока, сформулируйте основную цель урока.

Ученики: - Традиции классицизма и особенности драматургического мастерства Мольера.

III. Учитель: Чтобы найти черты классицизма в произведении Мольера, нужно вспомнить определение классицизма.

На доске:

Черты классицизма.

1. Культ разума.

2. Социальная проблематика: воспитание патриотизма, гражданственность, идеи просвещения.

3. Деление на три стиля литературных жанров.

4. Строгие требования к языку художественных произведений.

5. Триединство в драматургии.

6. Деление героев на положительных и отрицательных.

 IV. Следующий этап урока – выполнение задач, поставленных учениками.

Класс заранее распределен на четыре группы. Каждая из групп по жребию выбирает задание:

  1. определение жанра пьесы;
  2. смысл заглавия;
  3. композиция;
  4. конфликт в пьесе.

Учащиеся выполняют задания в группе в течение 10 минут.

Общее задание: определить характерные черты классицизма и особенности драматургии Мольера по конкретному вопросу.

V. Выступления групп. Защита работ.

1 группа. Работа со словарем: определение жанра комедии. Классическая комедия. Доказательство. Новое – комедия – балет.

2 группа. Работа со словарем. Смысл заглавия.

Мещанин. Дворянство.

Заглавие отражает тематику произведения. Социальная тема – черта классицизма.

3 группа. Композиция, сюжет.

V действий – как в классической комедии. Озаглавливание действий. Кульминация - действий – как в классической комедии. Озаглавливание действий. Кульминация – IV действие – посвящение в мамамуши. Сюжетных линий две:

1) Журден и его окружение;

2) Клеонт, Люссиль, Ковьель, Николь.

4 группа. Конфликт и проблематика: любовный и социальный. Любовный треугольник: Журден – Доримена – Дорант, любовные линии молодых людей; социальный – стремление приобрести звание “вымирающего” дворянского класса. Идея: слова Клеонта, 3 д., эпиграф к уроку.

Проблематика классической комедии:

  1. идеи просвещения (цитаты);
  2. идеи социального неравенства;
  3. нравственная деградация дворянства;
  4. высмеивание глупости, необразованности, чванства, стремления к обогащению.

VI. Побеседуем о героях комедии.

Выполняется ли требование классицизма о делении героев на положительных и отрицательных? ( Вопрос вызывает дискуссию, так как в большинстве образов комедии есть как положительные, так и отрицательные черты).

К каким – положительным или отрицательным – героям мы отнесем Журдена?

Чтобы ярче представить данного персонажа, посмотрим инсценировку из комедии (урок философии).

Подпишите в тетради: Образ Журдена.

Отрицательные черты:

Художественные приемы изображаемого

Какие качества высмеиваются в Журдене?

Приведите примеры.

ирония

юмор

сатира

сарказм

Учитель раздает отрывки из комедии группам. Вопрос: каким в этих отрывках предстает Журден?

Вывод: В Журдене мы видим не только отрицательные черты, но и много хороших черт, отличающих его от других героев: он великодушен, добр, стремится к образованию, изысканности, к галантности, он наивен, доверчив, желает видеть дочь счастливой.

(Запишите в тетради).

Данные наблюдения позволяют сделать вывод о том, что строгие рамки классицизма не могли удержать писателя т реального изображения действительности.

VII. Домашнее задание.

Написать сочинение-миниатюру, ответив на вопрос: в чем актуальность комедии в наши дни



Предварительный просмотр:

Урок литературы в 11-м классе по теме: "Диалоги поэзии М. Цветаевой"

Разделы: Литература

Цели урока:

  • изучая поэзию М. Цветаевой, исследовать вопрос о влиянии на поэтическое кредо поэтессы ее любимых поэтов: А. С. Пушкина, А. А. Блока, А. А. Ахматовой, Б. Пастернака;
  • определить этапы развития и процесс становления поэтического таланта М. Цветаевой.

Оборудование:

  • компьютер, экран, диск с фотографиями М. Цветаевой;
  • диск с песнями на стихи М. Цветаевой: “Хочу у зеркала”, “Монолог”;
  • оформление доски: портреты М. Цветаевой, А. С. Пушкина, А. А. Блока, А. А. Ахматовой, Б. Пастернака.

Эпиграф к уроку:

Друг, разрешите мне на лад старинный
Сказать любовь, нежнейшую на свете.
Я вас люблю.

План урока

  1. Пушкинские традиции в поэзии М. Цветаевой.
  2. М. Цветаева и символисты.
  3. М. Цветаева и А. Ахматова.
  4. “Мы были музыкой во льду...”. Цветаева и Пастернак.

Ход урока

I.

1. Звучит песня из кинофильма “Ирония судьбы” “Хочу у зеркала”.

2. Слово учителя. Вслушайтесь в слова этой песни:

Я вижу мачты корабля -
И вы на палубе.

Я не случайно наш второй урок по изучению творчества М. Цветаевой начинаю с этой песни. В ее строках я слышу обращение к вам, молодым, отправляющимся в скором будущем в самостоятельный жизненный путь; в них чувствуется предостережение, ведь жизнь будет нелегкой:

Вечерние поля в росе.
Над ними – вороны.

Но благословение женщины-поэтессы, которая узнала о трудностях этой жизни не понаслышке, пусть поможет вам. Стихи, которые воспринимаются как диалог с читателем.

Да, стихи М. Цветаевой – это в большинстве случаев диалог с любимыми, родными, близкими, друзьями, учителями.

Бунтарь по натуре, сильная личность, она трудно сходилась с людьми. Но умела отличить истинное, подлинное от лживого, искусственного. Оставаясь неподражаемой, училась у гениев прошлого и преклонялась перед талантами современников, многие из которых стали ее друзьями. Какой след оставили друзья, учителя М. Цветаевой в ее жизни? Этому будет посвящен сегодня наш урок.

3. Звучит стихотворение М. Цветаевой (чтение ученика). “Вы столь забывчивы, сколь незабвенны”.

Учитель: Строки этого стихотворения послужат эпиграфом к нашему уроку:

Друг, разрешите мне на лад старинный
Сказать любовь, нежнейшую на свете. Я вас люблю.

Строки – признание в любви тем гениям, перед которыми преклонялась М. Цветаева.

II.

1. Учитель: И первый, кто вошел в ее жизнь с детства, был учитель, гений – А. С. Пушкин, которому в своем творчестве она отводит особую роль и посвящает цикл стихотворений.

2. В исполнении ученика звучит стихотворение “Поэт и царь”.

3. Учитель: Свое отношение к поэзии А. С. Пушкина М. Цветаева выразила в статье “Мой Пушкин”. В современном литературоведении существует ряд работ, исследующих вопрос о влиянии поэзии Пушкина на творчество М. Цветаевой. Задание классу: слушая сообщение “Пушкин и Цветаева”, запишите его основные мысли и сформулируйте вопросы докладчику, на ваш взгляд, не отраженные в сообщении.

4. Сообщение ученика “А. С. Пушкин и М. Цветаева.

5. Беседа с классом по материалам сообщения. Тезис: "Восхищаясь красотой стиха А. С. Пушкина и его романтическими произведениями: “К морю”; “Цыганы”, М. Цветаева находит в них отражение своих мыслей о бунтарской личности, о свободе творчества". Вопросы учеников докладчику: как отразилось влияние пушкинской поэзии на стихе М. Цветаевой?

6. Учитель: Отвечая на вопрос, проанализируйте стихотворение “Мне нравится, что вы больны не мной”.

7. Стихотворение-песня звучит в исполнении ученицы под гитару.

8. Беседа по анализу стихотворения “Мне нравится, что вы больны не мной”. Какие ассоциации вызывает у вас это стихотворение? С каким стихотворением А. С. Пушкина оно схоже по стилю и основным мыслям. Стихотворение “Я вас любил...” А. С. Пушкина. Сравним эти два стихотворения. Что общего в них?

  • лиричность и музыкальность стиха;
  • прозрачность мысли и чувства;
  • пафос жизни и любви;
  • самоотречение, благородство чувств;
  • тонкий психологизм;
  • умиротворенность, спокойствие;
  • классический стих: восьмистрочный ямб.

III.

1. Учитель: Пушкинские традиции отразились ярче всего в юношеской лирике М. Цветаевой. Но жизнь продолжалась. Еще учась в гимназии, М. Цветаева публикует свой первый сборник стихов “Вечерний альбом” и получает похвалы в журнале В. Брюсова, теоретика символизма. А М. Волошин приходит в дом к Цветаевым, желая познакомиться с юной поэтессой. Волошин же вводит Марину Цветаеву в круг своих друзей поэтов-символистов. Она дружит с О. Мандельштамом и, как все символисты, преклоняется перед А. А. Блоком.

2. Стихотворение “Имя твое — птица в руке”.

3. Сообщение. “Цветаева и символисты. Цветаева и Блок”. Тезис (сформулированный учениками после сообщения): "многие особенности поэтического стиля символистов вызывают симпатии молодой поэтессы".

4. Учитель: Дополните тезис, проанализировав стихотворения М. Цветаевой “В огромном городе моем — ночь”, “Нежный призрак”. (Анализ стихотворений по группам). Черты символизма в стихотворении “В огромном городе моем – ночь”:

  • ночь – один из любимых образов символистов, как образ таинственного поэтического мира;
  • настроение безысходности;
  • нереальность происходящего – сон. Музыка.

5. Стихотворение “Нежный призрак” и черты символизма:

  • рыцарь небесный (так поэтесса называет А. Блока, у А. Блока –“прекрасная дама”);
  • снеговой певец, голубоглазый – голубой цвет блоковских стихов;
  • образ Лебедя, царство рая;
  • обожествление лирического героя (обожествление “прекрасной дамы” у А. Блока).

IV.

Учитель: Да, влияние символизма на творчество М. Цветаевой бесспорно. Но можно ли отнести творчество поэтессы к символизму? Обратите внимание на названия ее стихотворений и циклов: “Я с вызовом ношу его кольцо”, “Але”, “Бабушке”, “Георгий”, “Стих к сыну”, “Ариадна” и др. Что можно сказать о стихах М. Цветаевой, судя по названиям?

Ученик: Это исповедь ее души, ее биография в стихах, ее душевные откровения.

Учитель: Земные человеческие чувства, открытость сближают поэзию М. Цветаевой с другим литературным направлением.

Ученик: Акмеизмом.

2. Чтение стихотворения “Пригвождена к позорному столбу”. Автобиографичность стихотворения.

Учитель: С акмеизмом роднит М. Цветаеву ее большая увлеченность поэзией А. Ахматовой, которой М. Цветаева посвятила цикл стихов.

3. Чтение стихотворения “Златоустой Анне”.

Сообщение “Ахматова и Цветаева”.

Вывод – стихи Ахматовой и Цветаевой близки тонким психологизмом, лиризмом, красотой образов, яркими детальными сравнениями, глубиной чувств.

V.

1. М. Цветаева имела тонкий поэтический вкус, умела отличить подлинный талант и потому, многому учась у своих кумиров, смогла создать свой мир поэзии. Еще одной страницей в ее жизни было увлечение стилем футуризма. Будучи в эмиграции поэтесса знакомится с В. Маяковским. Она покорена силой и новизной стиха Маяковского. Именно такой мужской, взрывной стих становится главным в ее стиле.

“Я не верю стихам, которые льются! Рвутся – да!”.

2. Чтение стихотворения “Челюскинцы”. Анализ художественных приемов учениками. Художественные приемы: неполные предложения, оборванность мысли, пульсирующий ритм, телеграфная лаконичность, отказ от традиционной мелодики, неологизмы. Новые мысли, идеи, образы приходят к талантливой поэтессе вместе с появлением талантливого поэта, бывшего футуриста Б. Пастернака. Несколько лет длился их роман... в письмах.

3) Сообщение “Мы были музыкой во льду”. (Инсценировка. Чтение отрывков из писем).

Чтение стихотворения М. Цветаевой “Расстояния, версты, мили”, посвященное Б. Пастернаку.

Тезис: "Б. Пастернак и М. Цветаева были очень разные по мироощущениям. Пастернак - оптимист, верящий в светлые начала жизни. Цветаева – уставшая от жизненных невзгод женщина. Но его сила и теплота чувств помогали ранимому сердцу поэтессы сохранить веру, строить планы, вернуться на Родину, продолжать заниматься любимым делом".

VI.

Учитель: Друзья, учителя, любимые... Им отдано часть души поэтессы, часть ее жизни, творчества. Но человек, умеющий отдавать, вдвое больше приобретает. Учась, общаясь, любя, М. Цветаева впитала все лучшее, что было преподнесено ей судьбой, и осталась неподражаемой, уникальной. К какому литературному направлению была ближе поэзия М. Цветаевой? На этот вопрос вы выскажете свои ответы – рассуждения на следующем уроке, анализируя стихи М. Цветаевой. Но к какому бы литературному течению вы ее ни отнесли, главное, что стихи этой талантливейшей поэтессы будут удивлять еще многие поколения глубиной чувств, необычностью видения, редким стихом. И даром любви и веры.

К вам всем, что мне
Ни в чем не знавшей меры,
Чужие и свои.
Я обращаюсь с требованием веры
И с просьбой о любви.

Звучит песня “Монолог” в исполнении А. Пугачевой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл конспектов уроков по литературе для 11 классов. Литература конца XIX - начала XX века.

Конспекты уроков созданы мною в свободной форме. Представляет собой ход урока, слова учителя и т. д.Буду рада, если подготовленные материалы кому-то помогут! Урок №1. Литературный процесс рубежа ...

Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: "Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы"

На уроке учащиеся получат обзорную характеристику древнерусской литературы на примере "Слова о полку Игореве". Познакомятся с исслелованиями "Слова", вариантами переводов. На примере этого произведкен...

План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"

План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...

Конспект урока по литературе в 7 классе «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы. Его влияние на произведение «Задонщина».

Конспект урока по литературе в 7 классе. Задачи урока:Образовательные: систематизировать полученные в течение года сведения об изученных  произведениях;доказать влияние одного произведения н...

Конспект урока по литературе: «Жанр басни в мировой литературе»

небольшой экскурс в историю оформления и развития жанра басни...

Конспект урока родной литературы (русской литературы) по теме «Эдуард Данилович Гольцман – детский поэт Кузбасса»

Методическое обоснование урокаЭтот  урок является единственным по изучению творчества Эдуарда Даниловича Гольцмана в 5 классе. При постановке целей и задач урока учитывается особенность учебного ...