Конспект урока «Урок - суд над Н.Н Гончаровой - Пушкиной»
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок - литературное расследование. (Суд над Натальей Гончаровой-женой поэта А.С. Пушкина)
Кабинет оформлен как зал судебного заседания. На доске эпиграфы:
« А душу твою я люблю еще боле…»
А.С. Пушкин
«Но какую же трудную предстоит ей нести судьбу - быть женою такого поэта, как Пушкин!»
Д.Фикельмон
Цель: Познакомить обучающихся с близким человеком, другом, которому великий Пушкин мог доверять свои заботы, сомнения, тревоги. Доказать несостоятельность нареканий по поводу совершенно равнодушного отношения Н.Н. Пушкиной к творчеству мужа, доказать ее невиновность в трагической гибели поэта.
Задачи:
- учить детей говорить, выражать свое мысли, аргументировать свое мнение.
- развивать умение самостоятельно работать с критической литературой, дневниками и письмами, отбирать необходимую информацию, развивать навыки актерского мастерства.
- вызвать интерес к творчеству великого писателя, показать внутреннюю красоту задушевных, трогательно-заботливых отношений поэта и его жены.
Исполнители судебного процесса:
Голос времени: № 1, № 2, №3
Биограф
Судья
Обвинитель
Адвокат
П.А. Осипова
М.М. Еропкина
Д.Ф.Фикельмон
Голос времени № 1: Рассказывая о людях, окружавших А.С.Пушкина, мы, по сути рассказываем о нем самом. Каждый, попавший в окружение поэта, сыграл какую – то, пусть даже самую скромную, роль в его жизни. Общение с друзьями и недругами, встречи с сослуживцами и случайными знакомыми, так или иначе, отразились в его творчестве.
Голос времени №2: Зимой 1828-1829г. На одном из московских балов А.С.Пушкин впервые увидел 16летнюю Наталью Гончарову. « Когда я увидел ее в первый раз, красоту ее едва начинали замечать в свете. Я полюбил ее, голова моя закружилась» - писал поэт. Вскоре после знакомства Пушкин сделал предложение Наталье Николаевне и получил неопределенный ответ, который, все таки не был отказом. Эта неопределенность мучила и угнетала.
Голос времени №3: Около 2 лет тянулась мучительная история сватовства. Согласие было получено в апреле 1830 года. Вскоре после помолвки поэт пишет: «Участь моя решена, я женюсь. Та, которую я любил целых 2 года, которую везде первую отыскивали глаза мои. С которой встреча казалась блаженством - Боже мой - она почти моя. Я никогда не хлопотал о счастии, я мог обойтись без него. Теперь мне нужно на двоих, а где мне взять его? «
Судья: Как печально поражает эта горестная недоверчивость Пушкина к возможности обыкновенного счастья для него, гонимого поэта с зыбким и туманным будущим.
Голос времени №1:Мир Пушкина необычно сложен. Его мир творчества – огромный и прекрасный. Она - его Мадонна- несла в себе для него тоже целый мир.( звучит стихотворенье « Не множеством картин старинных мастеров
« Украсить я готов твою обитель»
Ведущий: Итак, долгожданная свадьба состоялась. Все как будто озарилось непривычно радостным чувством. « Я женат – и счастлив: одно желание мое, чтоб ничего в жизни моей не изменилось – лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что кажется, я переоделся» Это коротенькое пушкинское письмо поэт писал в Петербург Плетневу. В жизнь его вошло то, о чем он мечтал все последние годы: уют, возвышенный покой.
Ведущий: Фантазия почитателей Пушкина набросила на облик Натальи Николаевны покрывало таинственности, загадочности. Мы решили провести литературное расследование, на котором будут заслушаны самые противоречивые свидетельства современников.
Секретарь: Господа присяжные заседатели! Сегодня Вам, представляется право присутствовать на литературном расследовании по делу жены А.С. Пушкина- Н.Н. Гончаровой. Прокурор готов?
Защита готова?
Публику в ход заседания прошу не вмешиваться. Чтобы лучше понять обвинение и защиту, следует знать историю жизни Натальи Николаевны. Слово библиографу: (детство, семья, увлечения)
Голос времени №2: Она была редкостной красавицей. В юности ее застенчивость, даже робость, придавали ей особое очарование.
Судья: Прошу в зал для свидетельства госпожу Марию Михайловну Еропкину.
Еропкина: Да, я лично знала Наталью Николаевну. Это была Сильная, ловкая девушка, необыкновенно сложена, отчего каждое движение ее было преисполнено грации. Глаза добрые, веселые, с подзадоривающим огоньком из-под длинных бархатных ресниц. Очаровательная улыбка и притягивающая простота в обращении помимо ее воли покоряли всех.
Судья: Свидетельство Марии Михайловны кажется мне особенно ценным, так как в нем отразились и черты духовного облика красавицы – доброта, приветливость, милое отношение к людям. То, что так любил в ней Пушкин.
Голос времени№ 2: « … она больше чем божественна» - с грустью признавались отвергнутые Н. Гончаровой московские студенты, когда она отдала руку Пушкину. Это событие увековечено ими в рукописном журнале Московского университета.
Обвинитель: Всю жизнь с простодушием юности верила Наталья Николаевна людям, было в этом и счастье и трагедия!!!
Всегда, еще при Пушкине преследовала ее великосветская клевета. Почему шляпки заказывает у мадам Сахлер, самой дорогой модистки? Почему шьет у самых знаменитых портных, когда мать Пушкина голодает?
Адвокат: Все неправда, все клевета. Сам Александр Сергеевич хотел, чтобы жена его не только красотой, но и « уборами» затмила всех красавиц.
Судья: Приглашается П.А. Осипова (хозяйка Тригорского, соседка Пушкиных по имению в Михайловском.)
П.А. Осипова: Вот что писал мне Пушкин: (зачитывает письмо) Хочу добавить, что Пушкин очень переживал из-за клеветы.
Судья: Благодарю, можете садиться.
Вопрос адвокату: Глубоко ли было чувство господина Пушкина к Наталье Николаевне?
Адвокат: Да, у Пушкина сердце горело. За честь жены он всегда готов был стоять насмерть. Я постараюсь доказать чувства поэта стихотвореньем: « Нет, я не дрожу мятежным наслажденьем…»
Голос времени№1: Какою же была Наталья Николаевна, горячо любимая жена Пушкина? Как женщина? Как личность? Истинный портрет ее нарисовал сам Пушкин. Из штрихов, разбросанных им в письмах жене, Можно составить точные контуры ее характера.
Адвокат: Я предлагаю Вашему вниманию письмо, датированное 3 октября 1832 г. (зачитывает)
Библиограф: Прошу слово. В семье стали появляться дети. Они были бесконечно дороги Наталье Николаевне. Долги! Долги! бесконечные долги и вечная боязнь, что потребуют их возврата. Она видела, что это угнетает мужа. Царь желает видеть Наталью Николаевну на балах, она обязана быть при дворе, так как и камерюнкер Пушкин.
Обвинитель: Прошу заслушать современников.
Судья: Приглашается Д.Ф. Фикельмон
Д.Ф. Фикельмон: Я Дарья Федоровна Фикельмон, внучка великого полководца М.И. Кутузова и жена австрийского посланника. Жена его хороша, хороша! Но страдальное выражение ее лба заставляет меня трепетать за ее будущее.
Обвинитель: Почему никто не вспоминает о том, что ко всем горестям и беспокойствам прибавилось еще одно : за Натальей Николаевной начал открыто и настойчиво ухаживать молодой француз Джордж Дантес, состоящий на русской службе. Наталья Николаевна отвечала ему взаимностью. Именно это обстоятельство послужило конфликтом между поэтом и ловким авантюристом.
Судья: Что может сказать защита?
Адвокат: Да, действительно, человек неясного происхождения- Джордж Дантес встретил самый благосклонный прием в петербургском обществе, а « несчастная страсть», его дерзкое, даже наглое поведение получили молчаливую поддержку света. Да, вокруг имени поэта и его жены поползли грязные сплетни, но они были безосновательны. После дуэли, в приступе горя и раскаяния Наталья Николаевна билась в истерике, превратилась в тень красавицы.
Обвинитель: Это субъективное мнение.
Обвинитель: Это субъективное мнение. Многие современники обвиняли Наталью Николаевну в гибели Пушкина. Послушайте письмо Е.А. и И. С. Карамзиных, которые ежедневно посещали Пушкину.(письмо)
Адвокат: Вы ошибаетесь, милейший, Пушкин любил жену, зная о ней все. Она была с Пушкиным совершенно откровенна, рассказывала ему все.
Голос времени№1: По предсмертному завету Пушкина 24-летняя Наталья Николаевна, мать четверых детей, уехала из Петербурга к брату. Почти два года она прожила в уединении.
Обвинитель: Следом за ней шла великосветская клевета.
Адвокат: разве можно обвинять человека только за его природную красоту?
Судья: Господа присяжные заседатели! На литературном расследовании были заслушаны разные мнения о госпоже Гончаровой-Пушкиной. Мы выслушали мнения защиты, обвинения, публики.
Суд постановил: Признать Н.Н. Гончарову-Пушкину свободной от клеветы «света» и современников. Благодарю адвокатов, публику. Литературное расследование считаю закрытым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект окрытого урока в 7 классе по А.С.Пушкину
Пушкин в картинах известных художников...
конспект открытого урока урока СБО 7 класс по теме"Домашняя аптечка,её состав. Термометр, правила пользования термометром".
Цель: образовательная – формирование знаний о составе, назначении домашней аптечки, о способах хранения аптечки, о видах лекарств, о термометре, правилах пользования им; формирование умени...
Конспект АМО - урока. Урок - путешествие по творчеству великого сатирика М.Е. Салтыкова - Щедрина (http://metodisty.ru).
Урок по теме «Путешествие по страницам жизни и творчества великого сатирика Салтыкова – Щедрина»определён как урок изучения биографии писателя и элементов анализа художественного текста (изучение ново...
Конспект интерактивного урока "Урок мужества".
Урк - экскурсия к мемориалу "Могила неизвестного солдата", создан для учащихся с тяжёлыми и множественными нарушениями развития....
План-конспект открытого урока урока английского языка учителя английского языка МБОУ СОШ № 27 города Шахты Устиновой Елены Сергеевны
Тема урока: “I’m going to be a doctor.” («Я собираюсь быть доктором». Знакомство с оборотом to be going to в рамках изучения раздела «Работа моей мечты»)Тип у...
План-конспект открытого урока "Уроки доброты в рассказе В.Астафьева "Конь с розовой гривой"
Этот открытый урок был проведен в рамках теоретической части Рождественских чтений, проводимых в ЦПШ". Рассказ В.Астафьева помогает учителю развить в учащихся главные духовные ценности, ука...
Конспект внеклассного урока "Урок безопасности!
Данный урок разработан для обсудения с обучающимися опасные ситуации, в которых может оказаться ребенок; научить правильно действовать в опасной ситуации....