Конспект АМО - урока. Урок - путешествие по творчеству великого сатирика М.Е. Салтыкова - Щедрина (http://metodisty.ru).
план-конспект урока по литературе по теме
Урок по теме «Путешествие по страницам жизни и творчества великого сатирика Салтыкова – Щедрина»
определён как урок изучения биографии писателя и элементов анализа художественного текста (изучение нового).
Включение АМО в различные этапы урока способствует активизации всех участников образовательного процесса и положительной мотивации в успешной учебной деятельности. Это позволяет эффективно решить все поставленные задачи и достичь целей комплексного урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_amo_-_uroka.doc | 146.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект АМО - урока
Урок - путешествие по страницам жизни и творчества великого сатирика
М.Е.Салтыкова – Щедрина
Подробный конспект урока/занятия | ||||||||||
Фаза урока (занятия) | Этап | Цели фазы и этапа | Время, продолжительность этапа | Название метода | Происхождение метода (выберите и укажите необходимое) - Авторский - Заимствованный, но измененный или адаптированный - заимствованный | Подробное описание АМО по установленной схеме: - Цели и задачи метода - Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода - Предварительная подготовка (если требуется) - Технология проведения - Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода) - Варианты проведения метода | Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО | УУД, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое) - Личностные - Регулятивные, включая действия саморегуляции - Познавательные, включая общеучебные и логические - Знаково-символические - Коммуникативные | Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое) - Информационная - Учебно-познавательная - Коммуникативная - Социальная | Как, за счет чего введенные АМО, решают задачи урока (занятия), позволяют более эффективно по сравнению с традиционным уроком достичь поставленных образовательных целей. |
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия» |
| Создать благоприятную обстанлвку | 2 минуты | Здороваемся глазами | Авторский | Цели и задачи: настрой на положительную работу. Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода: нет. Предварительная подготовка (если требуется): не требуется. Технология проведения: Преподаватель: «Сейчас я поздороваюсь с каждым из вас не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение». |
| Личностные: осознание себя как личности в коллективе. | Социальная: адаптация в коллективе. | Настраивает на сотрудничество. |
| Определение целей урока. Настрой обучающихся | 15-20 минут | Блиц-опрос | Авторский | Цели и задачи: Обеспечение мотивации обучения и осмысленности процесса обучения; продолжение формирования опыта коллективной деятельности; нахождение путей улучшения взаимодействия в группе, закрепление полученных навыков. Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода: нет. Предварительная подготовка (если требуется): формирование блиц-вопросов. Технология проведения: Преподаватель быстро задает короткие вопросы, требующие коротких ответов. Ответы содержат подсказку на формулировку задач урока. | 1). Просмотр мультфильма «Премудрый пескарь» 2). АМО-блиц-опрос: -сюжет какого произведения напомнил вам мультфильм? (сказка «Премудрый пескарь»); -кто является автором этого произведения? (сатирик Салтыков – Щедрин); -что такое САТИРА? (вид смеха, высмеивает человеческие пороки); -какие человеческие пороки высмеивает автор в сказке «Премудрый пескарь»? (трусость, «жил - дрожал, умирал-дрожал»; не имел семью, детей; нет цели в жизни, незаметная жизнь); -что вы знаете о творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина? (писал сказки); -какие еще сказки сатирика вы знаете? («Дикий помещик», «Как один мужик двух генералов прокормил» и др.). 3). Попробуйте сформулировать задачи сегодняшнего урока (возможные ответ - изучение творчества сатирика, произведений и т.д.). | Коммуникативные: доносить свою позицию до других. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Познавательный интерес к литературе (чтению). | Учебно-познавательная: развитие логического мышления, знание текста. | Активизирует образовательный процесс. Позволяет развивать навык самостоятельного освоения знаниями, коллективной деятельности, проявление творческой инициативы; умение выражать свои мысли. | |
| Выявить опасения и ожидания обучающихся | 5-10 | Что у меня на сердце. | Авторский | Цели и задачи: Самостоятельно сформулировать свои ожидания от образовательного мероприятия, узнать ожидания других участников. Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода: Бумага, трафарет сердца, ножницы Предварительная подготовка: Подготовка бумажных сердечек в соответствии с количеством обучающихся в группе Технология проведения: | Иногда мы можем услышать в общении друг с другом такие слова «у меня легко на сердце» или «у меня тяжело на сердце». Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидания напоминают нам что-то лёгкое, воздушное, а опасения – тяжёлое. Преподаватель: «Давайте определим с вами, когда и почему на уроке может быть на сердце тяжело, а когда легко, и с чем это связано. Для этого на одной стороне сердечка напишите причины, отчего у вас на сердце, сейчас тяжело, и причины, отчего у вас на сердце легко. В конце занятия мы вернёмся к этим сердечкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно на уроке». Продолжаем знакомство с жизнью и творчеством великого сатирика. | Осмысление обучающимися своей роли на уроке. | |||
Фаза 2 «Работа над темой» |
| Закрепление изученного материала. | 35 (если урок-1 пара, т.е.2 урока по 45 минут) | Транспорт | Авторский | Цель: выбрать вид транспорта и продолжить путешествие по страницам жизни и творчества великого сатирика. Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода: нет. Предварительная подготовка: не требуется. Технология проведения: По методу "Транспорт" обучающимся предлагается выбрать транспорт, с помощью которого можно добраться до конца путешествия. Этот метод эффективен тем, что здесь просматривается связь с профессией (если выберут автобус). | Должны показать знание романа Салтыкова – Щедрина «Господа Головлевы» (по мере продвижения транспорта) . | Познавательные: применение методов информационного поиска; умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Регулятивные: самоуправление и саморегуляция учебной деятельности; выделение и осознание обучающимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Личностные: осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов; ориентирование в оценках себя, своего труда и вклада в общекомандную работу. | Информационные: отбирать и анализировать информацию. Познавательные: умение учиться и оперировать знаниями; выступать устно и письменно; решать учебные и самообразовательные проблемы. Коммуникативные: владеть способами взаимодействия с окружающими людьми и событиями; выступать с устным сообщением. | Интересен метод самой формой для проведения этого этапа урока. |
| Организовать коллективную работу обучающихся в 3 этапа (например, по анализу романа "Господа Головлевы"). Прийти к ответу на проблемный вопрос. | 35 (если урок-1 пара, т.е.2 урока по 45 минут) | Кластер | Авторский | Цель: Представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся. Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода: нет. Предварительная подготовка: не требуется. Технология проведения: Он может быть использован на разных этапах урока, а также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома. Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми. Обучающийся записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другим, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. | В ходе работы над текстом появляются несколько подобных кластеров (индивидуальная и групповая работа). | Личностные: осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов; ориентирование в оценках себя, своего труда и вклада в общекомандную работу. | Познавательные: умение учиться и оперировать знаниями; владением приемами учебно-познавательных действий в нестандартных ситуациях; умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, формулировать выводы; выступать устно и письменно о результатах своего исследования; решать учебные и самообразовательные проблемы. Коммуникативные: владеть способами взаимодействия с окружающими людьми и событиями; выступать с устным сообщением, корректно вести учебный диалог; владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы. | Активизирует мыслительную деятельность обучающихся, учит мыслить нестандартно, четко формулировать ответы и графически излагать их на бумаге. | |
| Организовать групповую форму работы над проблемой | 15-30 минут | Карта группового сознания | Авторский | Цель: Анализ существующей проблемы, поиск решений Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода: Листы А4 или А3, фломастеры, скотч (магниты для крепления к доске) Предварительная подготовка: не требуется. Технология проведения: Преподаватель разделяет обучающихся на небольшие группы по 5-6 человек. Каждая группа берет лист и фломастеры. Преподаватель формулирует проблему - каждая группа записывает её в центре листа в круге. Далее обучающиеся осуждают пути решения проблемы. Все идеи записываются вокруг круга с проблемой. Чем важнее идея, тем ближе она к центру, и наоборот. Круг с проблемой и идеи соединяются лучами. Могут быть записаны и косвенные идеи, не связанные напрямую с проблемой. | Каждая группа вывешивает свою карту сознания и представляет её. Проблемы (по группам):
| Личностные: осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов; ориентирование в оценках себя, своего труда и вклада в общекомандную работу. | Познавательные: умение учиться и оперировать знаниями; владением приемами учебно-познавательных действий в нестандартных ситуациях; умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, формулировать выводы; выступать устно и письменно о результатах своего исследования; решать учебные и самообразовательные проблемы. Коммуникативные: владеть способами взаимодействия с окружающими людьми и событиями; выступать с устным сообщением, корректно вести учебный диалог; владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы. | ||
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия» |
| Привести обучающихся в бодрое настроение, снять умственное напряжение | 5 минут (Желательно проводить в середине урока) | Снежки | Авторский | Цель: Повысить уровень энергии учеников, прийти в бодрое настроение Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода: Листы бумаги (если в группе 25 человек, то 50 листов) Предварительная подготовка: не требуется. Технология проведения: Обучающиеся делятся на 2 группы, встают в 2 шеренги - напротив друг друга на некотором расстоянии. Забрасывают друг друга снежками -из бумаги, победит та команда, которая бросит как можно больше снежков за определенную черту. | Обучающиеся выполняют распоряжения преподавателя и начинают разминку. | |||
| Подвести итоги, выставит отметки | 5 минут | Четыре Я | Цель: Создать положительную эмоциональную атмосферу; завершить урок с хорошим настроением. Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода: нет Предварительная подготовка: не требуется. Технология проведения: Обучающиеся самостоятельно заканчивают фразы (по теме урока): 1.Я узнал… 2.Я научился… 3.Я проявил себя… 4.Я смогу применить… | Обучающиеся продолжают предложения (на доске или слайде): 1.Я узнал … (много интересного на уроке, о фамилии Головлевых, значении прозвища Иудушки, семейных узах и др). 2.Я научился … (строить генеалогическое древо, составлять кластер, анализировать эпизод романа и т.д.). 3.Я проявил себя … (в знании содержания романа «Господа Головлевы», я проявил себя знатоком биографии и творчества великого сатирика и др.). 4.Я смогу применить … (полученные знания на других уроках литературы, при выполнении практических заданий, при анализе текстов художественных произведений и т.д.). -Выставление отметок. -Домашнее задание (ответить на вопросы – карточки). | Регулятивные: соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. Познавательные: ориентироваться в системе знаний; перерабатывать информацию (анализировать, оценивать, обобщать, сравнивать). Коммуникативные: доносить свою позицию до других, владея приёмами речи; понимать другие позиции (взгляды, интересы); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды. Личностные: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; осмысление обучающимися значимости решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями | Информационные: выступать устно и письменно о результатах своей работы; связывать воедино и использовать отдельные части знания; извлекать пользу из образовательного опыта; принимать на себя ответственность. Коммуникативные: владеть различными видами речевой деятельности; владеть навыками совместной деятельности в группе; самовыражать себя в литературном произведении. Социальные: способность к сотрудничеству; навыки взаимопонимания; развитие личностных качеств, саморегулирования; вступать в дискуссию и вырабатывать свое собственное мнение. справляться с неопределенностью и сложностью. | Позволяет развивать навык, коллективной деятельности, проявление творческой инициативы; умение выражать свои мысли; оценивать, подводить итоги, анализировать. |
Аналитическая информация | |
Обоснование целесообразности использования технологии АМО для: а. выполнения целей и задач урока /занятия (содействие раскрытию темы и освоению содержания урока / занятия);
b. выполнения ФГОС (ФГТ) (в этом разделе педагог пишет свой прогноз выполнения стандартов) - т.е., системное целеполагание и объективное обоснование, почему использована технология АМО, а не другая технология
| Урок по теме «Путешествие по страницам жизни и творчества великого сатирика Салтыкова – Щедрина» определён как урок изучения биографии писателя и элементов анализа художественного текста (изучение нового). Включение АМО в различные этапы урока способствует активизации всех участников образовательного процесса и положительной мотивации в успешной учебной деятельности. Это позволяет эффективно решить все поставленные задачи и достичь целей комплексного урока. Применение АМО содействует изучению нового, обобщению и систематизации изученного материала, который «отрабатывается» в ходе путешествия, формируют умение применять полученные знания в новой учебной задаче; весь ход урока и АМО направлены на развитие интереса к литературе; содействуют развитию логического мышления, внимания и сообразительности. Обучающие задачи заключаются в совершенствовании умений применять полученные знания на практике: анализировать эпизод произведения, составлять генеалогическое древо, кластер, решать проблемные вопросы. Развивающие задачи решаются в специфике технологии АМО, предусматривающей в эмоционально насыщенной атмосфере урока активизировать все виды деятельности обучающихся: индивидуальные, (парные), групповые. Воспитательные: коллективная работа на определенных этапах урока учит самостоятельно принимать решения, развивает взаимовыручку, а также толерантность (терпимость) Работа в группах развивает коммуникативные компетенции обучающихся, их умение выражать и отстаивать свою точку зрения. Разработанные АМО обращены как к образному, так и логическому мышлению обучающихся. Они вырабатывают УУД и компетенции в соответствии с требованиями ФГОС (в системе НПО и СПО – с требованиями ФГОС и ОПОП). |
Ожидаемые/полученные результаты урока/занятия Предметные и метапредметные результаты: обучения, воспитания, развития и социализации обучающегося анализ реализации запланированных образовательных целей, ЗУНов и качеств обучающихся (на каких этапах урока с помощью решения каких практических задач образовательные цели и задачи урока были выполнены, ЗУНы и качества актуализированы/приобретены/закреплены). | Предметные: Знать биографию М.Е.Салтыкова –Щедрина, содержание романа «Господа Головлевы». Уметь анализировать произведение, составлять характеристики героев, составлять таблицу, отвечать на проблемный вопрос. Личностные: Закрепить навыки работы в коллективе. Метапредметные: Уметь работать с разными источниками информации. Определять связь литературы с другими предметами. Творчество Салтыкова – Щедрина изучается в курсе литературы среднего звена школы и представлено изучением сказок. С биографией писателя в целом обучающиеся не знакомились. Знание биографии писателя определены требованиями государственного стандарта по литературе. Поэтому урок строился таким образом, чтобы обучающиеся имели представление о биографии писателя на основе ранее полученных знаний и новых сведений в целом, активизировали свои знания по прочитанным произведениям и закрепили знания, полученные на уроке, что соответствует структуре урока новых знаний (практически, на всех этапах урока при выполнении разных видов работ). |
Анализ степени реализации принципов современного образования (духовно-нравственного развития, компетентностного, индивидуального и деятельностного подходов, здоровьесбережения). | На уроке реализовывался компетентностный подход в образовании, направленный на формирование ключевых компетентностей обучающихся: коммуникативной и учебно-познавательной. Использование на уроке мультфильма, мини-проекта, домашнего сочинения, сборника работ, презентации формировало эмоциональность и эстетические чувства обучающихся, обращение к тексту романа и его анализ, ответы на проблемные вопросы формировало нравственную культуру. Работа над темой в сочетании групповой и индивидуальной работы обеспечивала деятельностный подход в обучении. Смена видов деятельности, игровые ситуации обеспечивали элемент здоровьесберегающих технологий. Чтобы погрузить обучающихся в мир Салтыкова, в начале урока предложен просмотр мультфильма «Премудрый пескарь». Проблемные вопросы после просмотра мультипликационного фильма предлагались для включения обучающихся в активную деятельность. А на вопрос по включению эпиграфа в урок, ответ должен прозвучать как вывод в конце урока, и всё содержании урока служило ответом на данный вопрос. Это привлекает внимание обучающихся к решению серьёзных задач. Для того чтобы процесс познания проходил активно, обучающиеся в процессе прослушивания и просматривания презентации по жизни и творчеству писателя, делали пометки в рабочем листе, вносили дополнительный материал. Эстетическим завершением изучения жизни и творчества Салтыкова явился сборник работ обучающихся «Учись учиться». |
Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь за счет использования технологии АМО | У обучающихся развивается познавательный интерес, творческая активность. Они получают опыт объединения предметов при изучении других тем. |
Методическая ценность урока/занятия | Апробации новой технологии АМО. |
Дополнительная информация | |
Указание приложений к уроку/занятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы. |
|
Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок). | Копилочка АМО. Мой университет. Образовательный портал. Википедия- свободная энциклопедия. http://ru.wikipedia.org/wiki/ Факультет «Реформа образования» http:// www.edu-reforma.ru/ Активные методы обучения. Электронный курс. |
Примечания автора/ов | Данный конспект АМО - урока послужит образцом для разработки уроков изучения биографии писателя и элементов анализа художественного текста (изучение нового). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект повторительно-обобщающего урока по истории на тему "Великая Отечественная война" в стиле телепередачи "Как это было"
Повторительно-обобщающий урок по теме "Великая Отечественная война" в стиле телепередачи "Как это было"...
Конспект урока литературы в 7 классе по произведению М.Е.Салтыкова - Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"
Тип урока: урок закрепления знаний.Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа текста, просмотр презентации к уроку.Цели урокаобразовательные: рассмотреть ...
Урок литературы по творчеству А.И.Куприна. Преподаватель: Пересыпкина Галина Анатольевна ( http://metodisty.ru).
Методическая разработка урока литературы по творчеству А.И. Куприна. Приложение: брошюра - план, рабочий лист обучающегося...
Конспект урока литературы в 7 классе по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"
Урок на тему "Взгляд современного читателя на сказку М.Е.Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Цель урока: выяснить актуальность произведения в эпоху его со...
урок литературы в 7 классе по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"
Урок-путешествие с привлечением ЭОР...
Разработка урока. Урок-игра "Путешествие по Древней Греции"
Урок-игра "Путеществие по Древней Греции"...
Урок по литературе. 7 класс. "Забытые" истины в сказке Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик прокормил двух генералов"
Литература. 7 класс. Тема : "Забытые" истины в сказке Салтыкова -Щедрина "Повесть о том, как один мужик прокормил двух генералов". Изучая данную сказку, ученики учатся размышлять о...