Конспект окрытого урока в 7 классе по А.С.Пушкину
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 7 класс) по теме
Пушкин в картинах известных художников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Otkrytyy_urok_po_A._S._Pushkinu.docx | 25.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по изобразительному искусству в 7 классе «А. С. Пушкин в произведениях художников первой половины Х I Х - века» Учитель: Нерсесова Лада Сергеевна
Тема урока: «А. С. Пушкин в произведениях художников первой половины Х I Х - века».
Цели и задачи урока.
1. Дать объяснение жанру портрета. 2. Познакомить с выдающимися произведениями портретной живописи. 3. Развить культуру восприятия, научить грамотно читать портрет. 4. Научить применению терминов изобразительного искусства при чтении портретов и выявлению средств художественной выразительности. Оборудование урока: тетрадь по изобразительному искусству, ручка, репродукции с портретов О. А. Кипренского, В. А. Тропинина, П. Ф. Соколова, И. Л. Линёва, компьютер, мультимедийный проектор. Ход урока. На уроке театра и литературы вы вели разговор о А. С. Пушкине, пытались постичь эту многогранную, загадочную, необыкновенно озарённую личность. Мы продолжаем нашу работу, связанную с именем А. С. Пушкина. Тема сегодняшнего нашего урока называется «А. С. Пушкин в произведениях художников первой половины Х I Х - века». Личность А. С. Пушкина будет центральной и на нашем уроке. Каким же он всё - таки был? Кто лучше всех знал его? А знали его лучше всех близкие люди современники (поэты, музыканты, художники). Четыре репродукции портретов А. С. Пушкина, написанные наиболее известными художниками того времени, представлены сегодня перед вами. Попытаемся определить, чьей кисти принадлежат эти портреты? Может, вы знакомы с некоторыми из них? (Дети пытаются сами назвать авторов портрета, причём, фамилия автора и год создания портрета закрыты белым листом бумаги. После того, как дети высказали своё мнение, белый лист под каждой репродукцией удаляется. И они могут определить, кто из них оказался прав. При этом подчёркивается, что все авторы этих четырёх портретов были близко знакомы с поэтом). И прежде, чем начать разговор о портретах, я предлагаю вам поближе познакомиться с каждым из этих художников. (Далее следует краткое сообщение детей). 1. Орест Адамович Кипренский. Выдающийся русский живописец и график О. А. Кипренский окончил Петербургскую Академию художеств по классу исторической живописи, но портрет с самого начала становиться ведущим в его творчестве. В 18816-1822 г. Кипренский работал в Италии. Вернувшись на родину, он через 6 лет – в 1828 г. снова и навсегда уезжает в Италию. Великая французская революция, наполеоновские войны в Европе, Отечественная война 1812 г., восстание декабристов события, оказавшие огромное влияние на творчество художника. Его герои люди очень разные, со своей судьбой, с глубокими чувствами и переживаниями. У него было пристрастие к детским и юношеским образам. Автопортрет занимает важное место в его творчестве. Кипренский – подлинный создатель русского карандашного портрета. Графический стиль художника отмечен изумительной непринуждённостью, быстротой, бархатистой воздушностью штриха при поразительной точности и ясности формы и красоте силуэта. Живопись его отличалась незнакомой искусству ХVIII в. артистической свободой, любовью к контрастам освещения и цвета. 2. Василий Андреевич Тропинин. В. А. Тропинин стал самым знаменитым московским портретистом, отразившим в образах современников гармонию и противоречивость московской жизни. Родился в семье крепостного графа Моркова. Он был крепостным до 1824 года, когда стал свободным. С этого времени живёт в Москве, никогда не уезжает. Карл Брюллов как то сказал обращаясь к москвичам: «У вас есть свой собственный превосходный художник». Первые работы художника – это опоэтизированные образы украинских девушек – поселянок: сначала художник жил на Украине. Тип жанрового портрета оставался излюбленным на протяжении всего его творческого пути. Тропинин любил Москву. Он писал портреты простых горожан и выдающихся москвичей. Прекрасно выполнена серия портретов в «халатном жанре». В его работах заметна естественность поз, отсутствие приукрашенности, он находил красоту в обыденной, привычной обстановке и помещал в неё свои натуры. 3. Пётр Фёдорович Соколов. П. Ф. Соколов мастер камерного акварельного портрета. Закончил Академию художеств в Петербурге по классу исторической живописи, нашёл себя в жанре портрета. Среди ранних работ значительное место занимают карандашные портреты, восходящие к альбомным рисункам и утвердившиеся как жанр графического портрета в творчестве Кипренского и Орловского. Спрос на акварели Соколова в ту пору был очень велик, в сущности они заняли нынешнюю фотографию. 4. А завершаем мы своё сообщение биографией менее известного художника И. Л. Линёва. И. Л. Линёв, человек одного с Пушкиным круга, почитатель его таланта. Он никогда не был профессиональным живописцем, а был боевым офицером, участником многих сражений, кавалером воинских наград. Был в дружеских отношениях с Тургеневым, Жуковским. Видимо, Жуковский и уговорил Пушкина позировать Линёву. Сохранились две записки в которых Жуковский просил Пушкина прийти к нему домой и попозировать одному из живописцев. Эти документы были известны давно, но до последнего времени не знали, о ком идёт речь. Теперь в историю пушкинской иконографии вошло ещё одно имя. После проделанного сообщения о художниках внимание детей ещё раз заостряется на том, что: 1. Тропинин писал простых людей. 2. Кипренский известных, знаменитых. 3. Соколов – график – акварелист. 4. Линёв не профессионал. Вот какие разные люди, с разными пристрастиями в изобразительной деятельности. Известно, что портретист не просто изображает внешний облик человека, а выражает существенные черты его внутреннего мира, его личности. Разные художники изображая одного человека, сделают это по – разному: и потому, что они – разные люди, и потому, что многогранна сама человеческая душа. Многие из художников пытались запечатлеть образ поэта в своих работах. А каким же педставлен А. С. Пушкин художниками своего времени. На каком портрете А. С. Пушкин более созвучен вам с вашими представлениями о нём, как о Человеке? Почему? Но прежде чем ответить на эти вопросы и перейти к чтению портретов, давайте сначала выясним что же такое портрет. Слово «портрет» берёт начало от латинского глагола, означающего «извлекать на поверхность», «обнаруживать», «выявлять». Достоевский говорил: «В лице человека на портрете закрепляется не та минута, когда он сидит перед живописцами, а вся жизнь человека, всё пережитое, передуманное, поэтому можно сказать, что портрет – своеобразная биография человека». Итак, в портрете главное не внешний облик, а внутренний мир человека. Именно этим умением и определяется художественная ценность работ в жанре портрета. Давайте посмотрим отвечает ли этим требованиям представленные здесь портреты А. С. Пушкина. Но для этого необходимо умение читать портрет как произведение искусства. Начнём с ответов о вашем общем впечатлении. – Какой он портрет и изображенный на нём человек? - Какие мысли напрашиваются и возникают у вас, когда вы смотрите на портрет. (В классе идёт коллективная работа над поэтапным чтением портрета А. С. Пушкина, написанный Кипренским с использованием художественных терминов (репродукция, композиция, фон, колорит, акварель)). При этом детям задаются наводящие вопросы: 1.Какие мысли, настроение возникают у вас когда вы смотрите на портрет? 2. Что можно сказать о композиции картины? 3. Ваше мнение о фоне полотна? 4. Что можно сказать об отношении художника к изображаемому? 5. Цветовое решение темы. 6. Описание человека, изображенного художником: внешний вид, характер, социальное положение. 7. Какова основная мысль портрета? 8. Ваша оценка произведения. Ответы детей должны прозвучать на следующем уровне. Пушкин, написанный Кипренским выглядит спокойным и задумчивым. Но эти непослушные волосы, большой, светлый лоб, устремлённый вдаль взгляд ясных голубых глаз, лёгкий поворот головы – всё говорит о внутренней взволнованности, которая никогда не оставляет поэта. Сложенные на груди руки, поза романтического героя, переброшенный через плечо клетчатый плащ, наглухо застёгнутый сюртук подчёркивает официальность, бронзовая фигура Музы, богини- покровительницы поэзии, с лирой в руке стоящая за его плечом, делают образ Пушкина ещё более возвышенным. В образе можно увидеть след печали «не о своём горе» - поэт пасмурен, рот напряжённо сжат, изгиб губ выражает горечь. Физультминутка. 1. Исходное положение – стоя, ноги вместе, руки вытянуты в стороны. Выполнить круговые движения руками. 2.Исходное положение – стоя, ноги вместе. Вытянуть левую руку вверх, прогнуться вправо, стараясь дотянуться до какого – либо предмета (стул, стена, подоконник), вернуться в исходное положение, затем выполнить упражнение в другую сторону. 3. Потренируем мышцы глаз: сидя, медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно (голова неподвижна). 4. Частые моргания в течение 15 – 30 секунд. Второе задание заключается в том, чтобы дать сравнительную характеристику двух портретов авторами которых являются Тропинин и Кипренский. Дети узнают, что эти два портрета были написаны в один год и что не смотря на это Пушкин на них разный. Иначе быть не могло. Пушкин был очень сложный человек. И каждый художник мог найти в Пушкине такое, что именно для этого художника оказывалось самым интересным и дорогим. Каждый из них открыл в Пушкине, что ему было понятнее и ближе. Оба автора вложили в портрет Пушкина часть самого себя. На портрете выполненном Тропининым Пушкин представлен во всей огромности своего значения для России и её народа. Портрет передаёт величие духа поэта, гигантскую широту его чувств и дум, непринуждённость и свободу его манеры держаться, даёт почувствовать моральное и нравственное превосходство гения над окружающими людьми, далеко однако от велеречивого гонора или спеси. Тропинин тщательно и обдуманно использует всё богатство средств и форм художественной выразительности. Наряду с портретом Кипренского Тропининский портрет считается одним из наиболее полно передающим и внешность, и духовную сущность поэта. У Тропинина Пушкин в определённой степени проще, демократичнее, естественнее и непринуждённее, хотя и тут - несмотря на подчёркнуто «домашний» вид - художник в полной мере передаёт значительность личности поэта, то ощущение неразрывной сопричастности его к числу общественных деятелей. Кипренский же показывает Пушкина в состоянии душевного подъёма, озарённого вдохновением замысла. У Тропинина поэт написан в наиболее убедительном ракурсе, достаточно традиционном повороте (в три четверти), позволяющем выявить своеобразие пластики лица. Но и вся поза – немного откинутый назад корпус, правая рука, лежащая поверх стопки исписанных листов, и одежда – халат, складки которого задрапированы так, словно на плечи поэта наброшена царственная мантия, и отсутствие аксессуаров, характеризующих сословное и общественное положение – всё это в совокупности воспринимается отражением глубоко осознанной создателем портрета значимости величайшего поэта России, его гражданственных устремлений и определяющей характер его личности, внутренней свободы. Художник выверяет и продумывает всё до мельчайших деталей, исключая что – либо нарочитое и случайное. Даже колористическое решение портрета несёт, эмоционально – смысловую характеристику гениального поэта. Тропинин использует краски небесного простора и земли, избегая чрезмерно звучной цветовой гаммы (халат коричнево – синий с серо – синими отворотами, тёмно – каштановые волосы на сероватом фоне, ясно – синие глаза и белая, но не вырывающаяся в виде оглушительного пятна рубашка с распахнутым воротом). В заключение сравнительной характеристики двух портретов задаётся вопрос. Как вы думаете, какой портрет больше понравился поэту? Высказав своё мнение, дети узнают, что портрет, написанный Тропининым поэт недолюбливал, так как выглядел на нём слабым, беззащитным, одиноким. Поэтому он и является для нас самым дорогим. Быть может в жизни чаще всего он был именно таким (живым). А портрет выполненный кистью Кипреского явился для него самым дорогим. Глядя на него Пушкин сказал: «Себя как в зеркале я вижу». Эта строчка была взята из стихотворения, которое А. С. Пушкин посвятил Кипрескому. (Один из учеников зачитывает это стихотворение вслух). Далее перед детьми ставиться задача определить, с помощью каких выразительных средств другой художник П. Ф. Соколов попытался рассказать о своём горе. В работе Соколова присутствует изящная мягкость, полёт грусти, элегантность, аристократизм, скромная простота, миловидность. На портрете изображён светский человек, черты лица которого сглажены (приукрашены), губы сердечком, нет арапского профиля, арапского безобразия. Его работе присуща прозрачность и изящество. И завершаем сегодняшнее чтение портретов репродукцией Линёва. Это один из последних портретов написанных при жизни Пушкина. А написан он был за год до его смерти. В то время ловкие люди искусно раздували общее недоброжелательство к нему, против него была пущена в ход клевета. Вот почему так реальны печальные как бы омытые слезами глаза, измученное лицо, эта подавленность и растерянность в его облике. Вероятно, Пушкин не любил этот портрет, который обнаружил, извлёк на поверхность трагедию, скрытую глубоко внутри. Прочитав ряд портретов и убедившись, что Пушкин на всех них разный, вам предлагаются три стихотворения, зачитав которые вы должны определить какие из этих стихотворений написанные А. С. Пушкиным созвучны данным портретам. (После высказанных мнений подводится итог урока. Дети сами пытаются определить, что же нового они смогли открыть для себя побывав на этом уроке, не забывая о том, что это произошло благодаря такой личности, как А. С. Пушкин, который остаётся огромной загадкой для всех нас, ведь он унёс с собой огромную тайну, а наша задача и задача последующих поколений состоит в том, чтоб продолжать разгадывать эту тайну).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект 83 урока, 9 класс,УМК Биболетовой М.З.
4 четверть9 классUnit 4. Make your choice, make your lifeSection 1. it’s time to think about your future career.Урок № 83(1)Тема «Модальные глаголы»Цели: развитие навыков устной речи и навыков а...
План-конспект открытого урока. 2 Класс. Тема: "учимся играя."
План-конспект открытого урока. Тема: Учимся играя. Класс: 2 «А» УМК М.З.Биболетова «EnjoyEnglish-1» Lesson39...
Конспект открытого урока 5 класс "School"УМК "Enjoy English"
Конспект открытого урока 5 класс "School"УМК "Enjoy English" ...
окрытый урок 2 класс Spotlight "My toys"
урок по учебнику Spotlight module 10a "My toys"...
Конспект открытого урока 8 класс
Открытый урок в 8 классе Тема урока: «Колокольные звоны на Руси» Цели урока: • восприятие образного содержания музыкальных произведений русских компо...
Конспект интегрированного урока 4 класс
Конспект интегрированного урока по математике и трудовому обучению для учащихся 4 класса по теме "Круг. Окружность."...
Конспект открытого урока по классу баян/аккордеон на тему «Развитие технических навыков игры на баяне на материале гамм, упражнений и этюдов в младших классах ДШИ»
Тема урока: «Развитие технических навыков игры на баяне на материале гамм, упражнений и этюдов в младших классах ДШИ».Цель урока: развитие технических навыков. Освоение техники игровых дви...