Приемы создания комического - урок внеклассного чтения 6 класс.
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Представлена технологическая карта урока внеклассного чтения в 6 классе на тему "Приемы создания комического".
Данная разработка будет уместна при проведении уроков литературы в 6 классе при изучении темы "комическое".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_sozdaniya_komicheskogo_tk.docx | 27.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урок внеклассного чтения. ФГОС. 6 класс
Технологическая карта
Предмет: литература
Класс: 6
Тип урока: урок-исследование
УМК: программа В.Я. Коровиной и др. (М. : Просвещение, 2013)
Тема | Приемы создания комического в рассказах А. Гиваргизова | |||||
Цель | Анализ рассказов А.Гиваргизова «Педсовет», «Памятник кошке» | |||||
Задачи | обучающие – формировать умения анализа эпического произведения, понимание приёмов создания комического, закрепить значение ряда терминов развивающие – стимулировать у учащихся желание проявлять инициативу, учить жить в окружающем мире свободно и самостоятельно воспитательные – формировать у учащихся понятия о чувстве собственного достоинства, принципиальности, порядочности | |||||
Формируемые УУД | Личностные: принимать и сохранять учебную цель и задачу. Регулятивные: способность ставить новые учебные цели и задачи Познавательные: способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования, развитие речевых навыков. Коммуникативные: умение аргументировать свою точку зрения | |||||
Основные понятия | Биография, прием, комическое, юмор | |||||
Ресурсы | Основные: Литература 6 класс: Учбеник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1 / [авт.-сост. В.П. Полухина и др.] / М.: Просвещение, 2009. – 319 с. Тексты рассказов «Педсовет», «Памятник кошке» А.Гиваргизова. Дополнительные: http://vvv96.narod.ru/mat/gok/z3.html#kk Сайт А. Гиваргизова. Википедия. | |||||
Организация пространства | ||||||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | ||
Предметные | УУД | |||||
Цель: включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне | Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку | Приветствуют учителя, настраиваются на урок. | ||||
| Обсуждает с обучающимися ранее изученное, делает акцент на основных моментах. Вопросы для обсуждения: Давайте вспомним, что такое юмор? Смех? комическое? Какие приемы создания комического использует А.П. Чехов в рассказе «Хамелеон»? | Обучающиеся дают определение понятие комического, приводят примеры комического из произведений, изученных ранее. | Работа с копилкой. Работа с электронным вариантом «Голубой книги» находят приемы создания комического в рассказе А.Чехова (http://vvv96.narod.ru/mat/gok/z3.html#kk) | Владение научной терминологией, ключевыми понятиями | Формирование аналитического мышления, умения обосновать свою точку зрения, целеполагание, умение ставить учебную цель и задачи. | |
| Постановка проблемы: мы научились определять комическое в тексте А.П. Чехова начала 20 века, как в текстах современного детского писателя проявляется прием комического? Учитель предлагает обучающимся сформулировать тему урока. | Обучающиеся заполняют первые вопросы анкеты (образец см. в Приложении 4), рассуждают о том, что такое смешное, юмористическое в современном понимании, отличается ли современное понимание комического от понимания его в 19-20 вв.? После чего обучающиеся формулируют тему и цель урока. | Работа с анкетой. | Владение навыками устного аргументированного высказывания | Способность ставить цели и задачи | |
| Учитель предлагает обучающимся разбиться на группы и дает задание каждой из групп: после прочтения текста, пользуясь общей схемой, составляют вопросы к тексту различных типов: 1 группа: Вопросы: кто сделал? Что сделал? Где происходило? При каких обстоятельствах? Уточняющие вопросы: если я правильно понял, то..? 2 группа: вопросы о причинах и следствиях: почему?зачем? что из этого получилось? Вопросы – предположения о возможных вариантах развития событий и поступков действующих лиц, предвосхищение: что бы изменилось бы, если бы… 3 группа: опросы, направленные на определение эмоций и чувств, испытываемых героями: какие чувств испытывает герой в такой-то момент, в такой-то ситуации? Оценочные вопросы, направленные на оценку событий, характерных черт действующих лиц: правильно ли поступил …? Почему что-то хорошо, а что-то плохо? Чем один герой отличается от другого? 4 группа: Вопросы на выявление личного эмоционального отношения к событиям и героям: понравился ли вам …? Понравилось ли вам …? Вопросы, требующие постановки себя на место героя художественного произведения: как бы вы поступили на месте …? | Составление обучающимися различных видов вопросов к текстам А.Гиваргизова | Обучающимся предлагается разбиться на группы и провести самостоятельное исследование на заданную тему. Работа с текстами А. Гиваргизова. Работа с выдержками из инструкций по составлению вопросов. | Поиск и выделение необходимой информации, сопоставление и обобщение | Определение основной и второстепенной информации для каждого конкретного вопроса. Выдвижение гипотез и их доказательство. Выбор основания для вопроса. | |
| Работа в парах сильный-слабый. Учитель предлагает задание «Слова-ключики»: подчеркнуть ключевые слова, фразы или предложения, которые вызывают смех в каждом из рассказов, объяснить свой выбор, обосновать, с помощью какого приема автор создает смешное в каждом из выделенных предложений. | Обучающиеся представляют результаты своей работы, отвечают на вопросы учителя и одноклассников. | Предлагается обучающимся рассказать о результатах своего исследования, с опорой на записи в тетради, копилке и т.п. (Слабый отвечает, сильный ученик добавляет и комментирует, отвечает на вопросы учеников и учителя) | Навыки отображения учебного материала, выделения существенного, формирование обобщенных знаний. Осуществление познавательной рефлексии в отношении действий по решению учебных и познавательных задач. | ||
| Учитель предлагает обучающимся создать алгоритм: «Как находить комическое в текстах А. Гиваргизова?» | Оформляют алгоритм в виде блок-схем с последующим прочтением их вслух (демонстрацией) и обсуждением нескольких работ. | Самостоятельная творческая работа | Создание алгоритма, его представление | Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач | |
| Рефлексия ученическая и учительская | Оценивают свою работу на уроке | Заполнение рефлексивной карты. «Сегодня на уроке я…»: Что получилось и что не получилось? Достигли ли цели, поставленной в начале урока? Если нет, что необходимо сделать для ее достижения? Какие вопросы возникли в конце урока? | Формирование навыков рефлексии | ||
| Задание 1 уровня: Ответить на вопрос: Почему рассказ «Педсовет», «Памятник кошке» можно назвать смешными? Задание 2 уровня: Выбрать любой рассказ А. Гиваргизова и проанализировать средства создания комического. | Записывают домашнее задание в дневник, определяют, задание какого уровня они хотят выполнить. | Записать домашнее задание на следующий урок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы создания комического в художественном произведении.
«Мир уцелел, потому что смеялся».Приемы создания комического в художественном произведении. Цель урока:овладение знаниями о приемах создания комического в литературном произведении.Задачи:1)...
Научная работа по теме "Приемы создания комического в произведениях Гоголя"
Вопрос о сущности комического является одним из самых сложных в литературоведении. Над разрешением проблемы комического работали многие известные ученые и филос...
Урок внеклассного чтения на тему: «Виды камней Тувы» (интегрированный урок можно провести после чтения и обсуждения рассказа А.Куприна «Гранатовый браслет» в 11 классе)
Рисунок на скале, в какие временаНанёс своим резцом тебя арат иль воин?Какие времена, какие семенаНесёшь ты в наши дни, бесстрастен и спокоен?.. Рисунок на скале, в моём воспрянув сне,Явили снова...
Конспект урока литературы в 8 классе по теме «Комическое в пьесе Н.В. Гоголя "Ревизор". Приемы создания комического»
Конспект урока литературы в 8 классе по теме «Комическое в пьесе Н.В. Гоголя "Ревизор". Приемы создания комического» ...
Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).
Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...
Урок внеклассного чтения в 7 классе "Много ли человеку надо?" Чтение с остановками рассказа В.П.астафьева "Приветное слово".
quot;Чтение с остановками" способствует критическому мышлению, поиску здравого смысла. Школьники учатся рассуждать объективно и поступ...
Разработка урока «Любить, мечтать и верить…» (урок внеклассного чтения в 6 классе по повести-феерии А. Грина "Алые паруса" с применением методов и приемов критического мышления и исследовательской деятельности).
Урок внеклассного чтения в 6 классе по повести-феерии А. Грина "Алые паруса" с применением методов и приемов критического мышления и исследовательской деятельности...