Использование технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках литературы
опыты и эксперименты по литературе на тему
Данная работа может быть полезна не только педагогам, работающим по этой технологиии, но и всем (родителям учеников, молодым педагогам), кто заинтересован в "качестве" уроков литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovaya_rabota.docx | 133.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Введение …………………………..3
1. Основные цели, особенности технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»……………………………………………………………….6
2.Стадии и методические приёмы технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»…………………………………………………………... 14
3. Этапы работы по использованию технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках литературы ………………………. 22
4. Результативность использования технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках литературы…………………………………….25
Заключение ………………………….28
Литература ………………………….30
Приложения ………………………….31
Введение
Современное общество выдвигает новые требования к школе, к образовательной среде в целом. Наряду с формированием культурной идентичности учащихся как граждан России; сохранением единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы и других, остро стоит вопрос воспитания компетентной личности, способной эффективно действовать в нестандартной ситуации, на основе целостного восприятия мира.
Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».
Поэтому перед школой стоит задача сформировать метаумения:
• Теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.);
• Навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);
• Критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.);
• Творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми).
• Качества мышления (гибкость, антиконфоризм ( неприятие общепринятого порядка, норм, ценностей, традиций или законов), диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.)
Стержнем развития интеллектуальных умений является критическое мышление.
Организация учебного процесса в новой информационно-образовательной среде основана на современных педагогических технологиях, и учитель свободен в их выборе. В этой связи наиболее актуальной становится «Технология развития критического мышления через чтение и письмо».
Одна из задач уроков литературы - воспитание талантливого читателя, читателя-собеседника, соавтора. Перед учителем, формирующим такого читателя, возникает вопрос: как построить урок, чтобы научить ученика размышлять над прочитанным, задавать вопросы и находить ответы, совершать открытия и радоваться процессу поиска? На помощь учителю могут прийти приёмы технологии развития критического мышления. Урок в технологии развития критического мышления поможет организовать диалог читателя и автора, погрузить ребёнка в мир художественного текста.
В своей работе мы будем рассматривать технологию «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (далее РКМЧП).
Цели моей работы следующие:
1)Обобщить и систематизировать материал по данной теме;
2)Попытаться апробировать на практике приемы технологии РКМЧП;
3)Наработать методические разработки уроков как возможные варианты.
Задачи работы:1)изучить и систематизировать литературу; 2)отобрать тексты для анализа; 3)наметить темы и разделы работы; 4)составить планирование уроков; 5)осуществить разработки уроков; 6)апробировать свои уроки на практике; 7)провести анкетирование учащихся; 8)провести мониторинг учащихся; 9)подвести итоги работы.
Новизна моей работы заключается в следующем: 1) представлен опыт работы в данной технологии; 2) разработаны и представлены разработки собственных уроков; 3) проведено анкетирование учащихся; 4) проведен мониторинг учащихся; 5) подведены итоги работы в данной технологии и намечены дальнейшие пути освоения технологии РКМЧП.
- Основные особенности, цели, задачи технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Первой целью технологии РКМЧП является формирование у школьников аналитического мышления.
Эта технология решает задачи образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала; повышения культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров; повышения информационной грамотности: развитие способности самостоятельной аналитической и оценочной работы с информацией любой сложности; повышения социальных компетентностей: формирование коммуникативных навыков и ответственности за знания.
Второй целью технологии РКМЧП является возможность научить школьников такому чтению, в процессе которого информация, имеющаяся в тексте, понималась, осмыслялась, сопрягалась с собственным опытом и, в конце концов, на ее основе формировалось бы собственное аналитическое суждение.
Основные особенности технологии РКМЧП можно сформулировать следующим образом:
- Не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.
- Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.
- Коммуникативно-деятельный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми.
Критическое мышление, таким образом, не отдельный навык, а комплекс навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания (говоря привычным языком, самостоятельно устанавливают внутрипредметные и межпредметные связи). Кроме того, учащиеся должны научиться (а педагоги должны помочь им в этом) подвергать сомнению достоверность и авторитетность информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для использования теоретического знания, принимать решения, изучать причины и последствия различных явлений и т.д. Систематическое включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности.
Характерными особенностями развитого критического мышления являются оценочность, открытость новым идеям, целостное рассмотрение ситуации, поиск альтернатив, выбор точки зрения.
В процессе применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо:
появляется возможность объединения отдельных дисциплин;
создаются условия для вариативности и дифференциации обучения;
формируется направленность на самореализацию.
Базовая модель технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
В технологии выделяют три стадии:
1. Стадия вызова.
2. Стадия осмысления новой информации.
3. Стадия рефлексии.
Итак, стадия вызова. На уроках литературы традиционная схема «проверка домашнего задания – объяснение нового – закрепление», на мой взгляд, совершенно не даёт возможности для создания атмосферы вокруг писателя, эпохи, произведения. А вот рекомендации по организации стадии вызова для меня стали «родными». Подобный приём я использовала и раньше, а изучив статьи о технологии РКЧМП, поняла, что на верном пути. Так каково же содержание стадии вызова? Учитель создаёт проблемную ситуацию, вызывая у учеников воспоминания, связанные с темой, обращаясь к их собственному опыту. Эта стадия состоит из двух элементов – мозгового штурма и создания кластера. Мозговой штурм – своеобразная умственная разминка, совместный поиск группового решения. Кластер же как графический систематизатор показывает несколько различных типов связи между объектами или явлениями. Именно в кластере с помощью стрелок обнаружатся связи между рассматриваемыми понятиями. В изученной мной литературе кластеры предлагаются в форме таблицы, однако предполагается, что могут использоваться и схемы (мне это напомнило приём составления опорных конспектов).
В 5 классе в начале урока литературы «Н.А.Некрасов. Начало творческого пути. Стихотворение «На Волге» читаю отрывки из стихотворения «На Волге» (для детей лучше заранее обозначить в тексте эти отрывки, чтобы они могли быстро ориентироваться):
1 отрывок
Я рос, как многие, в глуши,
У берегов большой реки,
Где лишь кричали кулики,
Шумели глухо камыши,
Рядами стаи белых птиц,
Как изваяния гробниц,
Сидели важно на песке;
Виднелись горы вдалеке,
И синий бесконечный лес
Скрывал ту сторону небес,
Куда, дневной окончив путь,
Уходит солнце отдохнуть.
2 отрывок.
…О Волга!.. колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Один, по утренним зарям,
Когда ещё всё в мире спит
И алый блеск едва скользит
По тёмно-голубым волнам,
Я убегал к родной реке.
3 отрывок.
О, горько, горько я рыдал,
Когда в то утро я стоял
На берегу родной реки,
И в первый раз её назвал
Рекою рабства и тоски!..
Что я в ту пору замышлял,
Созвав товарищей-детей,
Какие клятвы я давал –
Пускай умрёт в душе моей,
Чтоб кто-нибудь не осмеял!
Безусловно, после каждого отрывка необходимы небольшие паузы для осмысления и перехода к следующему. Важно и то, насколько эмоционально прочитаны строки стихотворения.
Задаю вопросы:
- Что объединяет эти отрывки? (Чувства связаны с рекой Волгой)
- Каковы чувства, переданные в этих строфах? (В первом отрывке – приятные воспоминания, во втором – любовь к родной реке, в третьем – боль, страдание, разочарование) Создаём схему, в центре которой «Волга», а перечисляемые чувства записываем вокруг.
Обращаю внимание ребят на то, что эти чувства отражены в одном стихотворении, и это чувства одного и того же поэта. В схеме в центре рядом со словом «Волга» появляется слово «поэт». Все эти понятия при анализе лирического произведения известны ученикам.
Тогда возникает вопрос:
- Почему же так контрастны чувства поэта?
И тогда пятиклассники понимают, что без дополнительных знаний о судьбе поэта, о времени, ответить на этот вопрос невозможно. Все предположения будут лишь домыслами.
Необычайно внимательно тогда слушали рассказ о жизни поэта. И вчитывались в строки стихотворения, уже многое понимая и зная. Значит, работа на стадии вызова была эффективной.
Стадия осмысления предполагает знакомство с новой информацией. На этом этапе используется такой приём работы с текстом, как инсерта. Инсерт – приём маркировки текста, когда учащиеся отмечают то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, о чём хочется узнать более подробно.
На уроках литературы работа с текстом крайне важна, но в старших классах, ввиду недостаточного количества часов, всё-таки большую часть урока ведём аналитическую беседу. И если дети не приучены ЧИТАТЬ, то на беседу времени просто не остаётся, потому что мне приходится возвращаться к тексту вновь и вновь, обращая внимание на пропущенные детали, показывая, как за СЛОВОМ обнаруживается смысл. Поэтому, убеждена, что учиться читать нужно как можно раньше. Так «маркировка» на уроках литературы, особенно при работе с лирическими произведениями, перерождается в подробнейший анализ. Например, на уже упомянутом уроке знакомства со стихотворением «На Волге» стадия осмысления предполагает заполнение таблицы и указание языковых средств, передающих чувства поэта (о лирическом герое, я думаю, говорить ещё рано). Приведу незначительную часть этой таблицы, где первые три колонки отражают уже известное, их заполнение осуществляется с опорой на полученные ранее знания.
№ | План | Чувства | Известные мне средства | Важные слова, но неизвестные средства |
1 | Волга в воспоминаниях. | Ощущение величия | Сравнение «как изваяния гробниц», олицетворение «уходит солнце отдохнуть» | |
2 | Волжские пейзажи в настоящем. | Величие Волги, горечь. | Эпитеты: ты «светла», «величава». |
Эпитеты «убитых» сил, «прожитых» лет, «трепет прежних дней»
Подобная работа помогает мне учить анализу стихотворения, что даётся не каждому ученику. Когда заполнена таблица, остаётся только связать её составные в единый текст. Кроме того, записи в последней колонке побуждают к знакомству с новыми средствами изобразительности не по учебному плану, а по мере необходимости. Я убедилась ещё и в том, что при выполнении данного задания у ребят развивается языковое чутьё.
Заключительная стадия урока – стадия рефлексии (или размышления). Это «момент истины», когда становится ясно, правильно ли была организована работа, получены ли ответы на вопросы, появившиеся на стадии вызова. Например, на рассмотренном выше уроке литературы в 5 классе возвращаемся к вопросу о том, почему строки Некрасова о Волге наполнены такими противоречивыми чувствами. А далее обсуждается вопрос, каким образом ему удалось передать состояние души.
Немаловажно, что литературы должны проходить в коммуникативно – деятельностной форме с использованием активных методов обучения, причем весь процесс отработки необходимо осуществлять на базе конкретного, жизненного, практического материала. Осуществить это поможет в первую очередь технология критического мышления.
- Стадии и методические приёмы технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Технология развития критического мышления предлагает определенные методы, приемы и стратегии, объединяющие процесс обучения по видам учебной деятельности в пошаговой реализации каждой стадии занятия.
Формы урока РКМЧП отличаются от уроков с традиционным обучением. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока, они думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное.
Предложенные далее приемы отражают лишь небольшую часть имеющихся методических разработок в этой области и направлены на общее ознакомление педагогов с технологией развития критического мышления , которая позволяет учителю, используя универсальную модель обучения и систему эффективных методик, помочь учащимся стать более самостоятельными, мыслить критически, ответственно и творчески относиться к учебе. Она дает реальную возможность создать в классе (группе) атмосферу партнерства. Учитель, получающий в руки технологию, а не готовые рецепты хороших уроков, обучается работать в режиме творческого соавторства, в готовности к обоснованным изменениям, принятию нестандартных и ответственных решений.
- Этапы работы по использованию технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках литературы
Впервые с технологией РКМЧП познакомилась в 2004 году , когда выбирала новую тему самообразования. Теоретические положения технологии достаточно хорошо были мне известны. Далее следовал выбор: на каких уроках начать апробировать приёмы данной технологии.
Главной проблемой в моей работе было развитие речи учащихся.
Развитая речь учащегося – это показатель его высокой читательской культуры, а также умственных способностей.
Технология РКЧМП как раз и направлена на развитие речи учащихся, умение вести беседу, вступать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения. Поэтому было решено начать использовать технологию «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках литературы.
В ходе практической подготовки появились первые затруднения. Литература предоставляет большие возможности, как в плане подбора материала к занятиям, так и в плане используемых методик. Именно с выбором материала к занятию и возникли первые трудности, т.к. было очень сложно отобрать из « моря» информации то, что нужно. Вторая трудность состояла в выборе используемых приёмов. Казалось бы, всё просто, бери готовые приёмы, суть которых уже ясна, подбирай к ним нужный материал, и занятие готово. Но на практике всё оказалось не таким уж лёгким. В итоге моё первое занятие получилось похожим на традиционный урок, но с элементами технологии РКМЧП.
Далее я попыталась сравнить предложенные в литературе модели занятий с традиционным опытом проведения уроков. В технологии РКМЧП занятие состоит из 3 стадий: стадия вызова напоминает проблемные уроки: сначала формируется проблема, исследование которой предлагается для самостоятельного изучения. Отличается же стадия вызова поставленными целями и ожидаемым результатом обучения.
Далее идет обычная учебная работа – чтение и обсуждение текста. Новым явилось графическое оформление материала, т.е. различные таблицы. И, конечно же, новыми были цели обучения, формы подачи материала и виды работы учащихся.
После прочтения текста всегда возникают противоречивые мнения и новые вопросы, и ни одна идея не останется без внимания, записываются все мысли, идеи и предложения учащихся.
Вызов способствует появлению у учащихся мотивации в познании нового. Этап осмысления предполагает ввод новой информации. Последний этап – рефлексия – является особо значимым, т.к. именно здесь происходит творческое развитие ребенка, осознание им уже вновь обретенной информации. Все этапы не просто взаимосвязаны, но и взаимозависимы.
Пришло понимание, что осознанное использование предложенных технологией РКМЧП приемов и методов даст положительные результаты в процессе развития критического мышления обучаемых, если каждый учитель решит для себя две проблемы : : 1)какие методы, приемы следует применить для эффективной реализации определенной цели занятия?
2)как правильно организовать осмысление учебного материала?
Первая проблема тесно связана со второй. Учитель в процессе участия в обучении учится определять: подходит ли данный прием для решения конкретной педагогической задачи или нет, в какой логике нужно выстроить приемы, чтобы решить эти задачи. А, значит, благодаря технологии РКМЧП в учебном процессе происходит соединение навыков различных видов интеллектуальной деятельности с искусством общения.
После того, как мною было проведено сравнение традиционного обучения с обучением в технологии РКМЧП, я пришла к выводу, что с помощью приемов технологии критического мышления, можно значительно повысить эффективность уроков литературы.
Поэтому следующим этапом моей работы стало введение отдельных элементов, приемов технологии РКМЧП, таким образом, учащиеся имели возможность познакомиться с «правилами игры», т.е. с приемами работы. Было сразу же заметно, что такая форма работы на уроках учащимся очень нравится. Мною было принято решение разработать собственное занятие (приложение2).
Закономерно, что следующим шагом стало тематическое планирование занятий по литературе в 5 и 9 классах с использованием технологии РКМЧП.
На основе составленного тематического планирования были разработаны конспекты уроков литературы, структура которых опирается на базовую модель технологии критического мышления, т.е. состоит из 3 фаз технологии и опирается на основные принципы построения уроков
Конечно, можно спорить об эффективности структуры и приемов технологии РКЧМП, применимости технологии вообще для уроков литературы, но технология РКЧМП – стоящее дело, если хорошо разобраться в сути того, что и зачем делаешь. Технология не является способом раскрасить урок, сделать уроки интересными для себя. Эта технология разработана для ученика, для того, чтобы приблизить его к процессу познания, чтобы он получил удовольствие от использования игровых приемов, групповых форм работы, частой смены деятельности. Внедрение технологии РКЧМП обеспечивает качественный уровень языкового образования: овладение нормами литературного языка, обогащение словарного запаса и грамотного строя речи учащихся.
- Результативность использования технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках литературы
Использование технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы позволяет формировать у учеников такую междисиплинарную компетентность, как коммуникативная, благодаря которой будущий выпускник будет социально мобилен, адаптирован к требованиям современного общества. Кроме указанных приёмов технологии РКМЧП, я включила в практику и работу по созданию интеллект-карт в процессе работы над отдельным текстом или над целой темой.
В 2005-2011 годах в рамках школьной проблемно-творческой группы мы с коллегами друг на друге учились использовать те или иные приёмы технологии, делились опытом их практического использования на уроке. В конце учебного года(2011) мною был проведён открытый урок, получивший положительные отзывы. Но для меня важнее не это. Важнее тот рост интереса к изучению предмета, который я наблюдала в течение года.
Каким образом я отслеживала повышение мотивации к изучению предмета? Основным инструментом для меня стало наблюдение. Что же изменилось за прошедший учебный год у моих девятиклассников? Во-первых, заметно разнообразились формы работы на уроке и формат домашнего задания, что повысило интерес ребят к его выполнению. Вопрос: «А что дома делать будем?» - звучит уже с большим интересом, нежели раньше.
Во-вторых, в два раза снизилось время выполнения долгосрочного домашнего задания. Если на работу над сочинением ребята обычно просят до нескольких дней, то, например, «колесо проблем», синквейн и другие письменные задания готовы к следующему уроку. Отчасти это связано с заметно меньшим объёмом работы, отчасти – с оригинальной формой.
В-третьих, заметно улучшился эмоциональный фон на уроке. Ведь не секрет, что хотя по литературе экзамен и не обязателен, объём материалов для изучения и заданий (текстов для чтения, стихов для заучивания, письменных работ и т.д.) велик. На школьников это давит. Учителей держит в напряжении.
Данная технология помогает решить эту проблему.
Также для отслеживания ситуации дважды было проведено анкетирование учащихся: в начале учебного года и в конце. На вопросы отвечали 30 учащихся 9-х классов, с которыми я работала. Результаты анкетирования – в таблице 1.
Результаты анкетирования учащихся 9-х классов
Таблица 1
| Начало учебного года | Конец учебного года |
| Да – 21 (70%) | Да – 25 (83%) |
| Да – 12 (40%) | Да – 20 (67%) |
А.Не хочу получить «2» |
А – 13 (44%) |
А – 10 (34%) |
| Да – 12 (40%) | Да – 17 (57%) |
По результатам анкетирования можно сделать ряд выводов:
- интерес к урокам вырос на 13%;
- рост интереса к домашнему заданию составил 27%;
- изменение мотивации сместилось в пользу интереса на 12%;
- желание больше заниматься предметом увеличилось на 17%.
Возможно, это результаты того, что учащиеся впервые столкнулись с такими приёмами работы и в дальнейшем динамика будет не столь заметной, но на данном этапе я считаю задачу успешно выполненной.
Таким образом, наработанный практический опыт и положительные результаты деятельности предопределили для меня нишу и на этот учебный год. Меня интересует, каково влияние приёмов технологии РКМЧП на качество знаний.
Заключение
Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.
Технология критического мышления дает ученику:
-повышение эффективности восприятия информации;
-повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
-умение критически мыслить;
-умение ответственно относиться к собственному образованию;
-умение работать в сотрудничестве с другими ;
-повышение качества образования учеников;
-желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
Технология критического мышления дает учителю:
-умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
- стать практиком, который умеет грамотно анализировать свою деятельность;
- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо выделяется среди инновационных педагогических идей удачным сочетанием проблемности и продуктивности обучения с технологичностью урока, эффективными методами и приемами. Используя технологию «Критическое мышление через чтение и письмо» на уроках литературы, учитель развивает личность ученика, в результате чего происходит формирование коммуникативной компетенции, обеспечивающей комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования. Учитель стимулирует интересы ученика, развивает у него желание практически использовать знания по этому предмету, а также учиться, делая тем самым реальным достижение успеха в овладении предметом.
Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо» помогает готовить детей нового поколения (в соответствии с новыми стандартами образования), умеющих думать, общаться, слышать и слушать других. Школьникам становится интересно учиться. Знания, полученные в рамках этой технологии, становятся актуальными для них, повышается качество образования и, самое главное, в центре внимания - личность ученика.
Литература
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст]/В.П. Беспалько.-М.: Педагогика, 1989. –143 с.
- Богданова О.Ю. и др. Методика преподавания литературы [Текст]/: учеб. для студентов пед. вузов /О.Ю.Богданова, С.А.Леонов, В.Ф.Чертов.-. М.: Академия, 2002. - 397с.
- Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика [Текст]: учеб.-метод. пособие/А.В.Бутенко, Е.А.Ходос. -М.: Мирос, 2002. – 176 с.
- Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития [Текст]/И.О.Загашев, С.И.Заир-Бек. – СПб.: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. – 284с.
- Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически [Текст]/И.О.Загашев, С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская. – СПб.:Издательство «Альянс «Дельта», 2003. – 192 с.
- Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы [Текст]/С.И.Заир-Бек // Директор школы.- 2005. -№ 4. – С. 66 – 72.
- Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке [Текст]/С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская.- М.: Просвещение, 2004. – 175 с.
- Сластенин В.А. Педагогика [Текст]/А.А.Сластенин. – М.: Магистр, 1997. – 224 с.
Приложение1
Нами активно использовались следующие приемы технологии РКМЧП :
- Составление ассоциативных цепочек
Пример 1: урок «Неизвестный Грибоедов», стадия вызова интереса.
Задание: Неизвестный – какие ассоциативные связи возникают у вас с этим словом и именем Грибоедова? (неизвестные страницы биографии – год рождения (1790-1795 ?), неизвестные произведения, не дошедшие до нас). – ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ
Пример 2: урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», стадия реализации смысла.
Задание: Давайте попробуем вместе "расшифровать" заглавие. Сначала мы еще раз обратим внимание на дату, которую поэт поставил в конце: 19 октября 1836 г. Очевидно, что это своеобразное посвящение, хотя и находится не в начале произведения: любимый лицей, дорогие сердцу друзья и наставники – лицейское братство. Повесть часто называют и прозаическим завещанием поэта: он рассказал в ней о том, что считал подлинными ценностями в жизни человека.
Запишем в тетрадях два слова: капитанская и дочка.
- Запишите к каждому слову ассоциации.
- А теперь вспомним основные события повести и распределим их между двумя столбиками. Нам помогут кластеры, приготовленные ребятами команд. Давайте рассмотрим, что у них получилось.
- Прогнозирование по портрету
Пример: урок «Неизвестный Грибоедов», стадия реализации смысла.
Задание: Если внимательно всмотреться в портреты писателя, созданные в разное время и разными художниками, может невольно прийти мысль: один ли это человек изображен на них?
- Прогнозирование
Пример: урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», стадия вызова
Задание: Предположите, чем мы сегодня будем заниматься на последнем уроке, посвященном этому произведению? (вспоминать, повторять, обобщать все, углубим знания по этому произведению).
- Прием «ИНСЕРТ»
Пример: урок «Неизвестный Грибоедов», стадия реализации смысла.
Задание: прочтите текст о личности писателя, делая пометки карандашом.
Способ ИНСЕРТ: + «знаю», ! «интересно», - «не знаю, думал иначе», ? «не понял».
- Прием «Кластер»
Пример 1: урок «Неизвестный Грибоедов», стадия реализации смысла.
Задание: 3, 4 , 5 группы читают материал, вычленяя ключевые слова для построения кластеров – схем, где в центре имя «Неизвестный Грибоедов», вам нужно пририсовать лучи.
Задание: прочтите текст о творчестве Грибоедова, выделите ключевые слова, постройте кластер – фишбоун (рыбная кость)
Вопрос: Грибоедов – творец одного произведения? – голова
Доказательства: Произведения Грибоедова – скелет
Ответ: Путь Грибоедова – от классицизма до тенденций реализма - хвост
Пример 2: урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», стадия реализации смысла.
Задание: составить кластер на тему «События повести, которые ассоциируются со словом «Капитан» (подсказка: связь с героями-офицерами).
- Прием «Корзина идей»
Пример 1: урок «Неизвестный Грибоедов», стадия реализации смысла.
Задание: А как вы понимаете выражение "душа чувствительная" (дискуссия с учащимися).
Вынести на доску идеи учащихся.
Пример 2: урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», стадия реализации смысла.
Задание: Главным действующим лицом повести Пушкина, по крайней мере, одним из главных действующих лиц, является Гринев. Это видно и из ваших кластеров. Очевидно, к нему относится и эпиграф повести – «Береги честь смолоду». Почему же повесть называется «Капитанская дочка»? (корзина идей)
- Прием «Двухчастный дневник»
Пример: урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», стадия вызова.
Задание: Итак, я предлагаю вам приступить к вдумчивому размышлению над прочитанными страницами повести «Капитанская дочка» — вершинного произведения пушкинской художественной прозы. Тем более, что вы заранее по ходу изучения произведения фиксировали свои размышления о заинтересовавших вас моментах произведения в «Двойных дневниках». Сейчас вам предлагается обсудить в группе ваши записи в дневнике (каждый из вас выбирает самую интересную на ваш взгляд запись, представляет своим одногруппникам, затем в группе вы выбираете одну наиболее интересную, необычную, новую на ваш взгляд запись, представляете классу).
|
|
В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление, такие цитаты, на которых они "споткнулись".
- Прием «тонких» и «толстых» вопросов
Пример: урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», стадия вызова.
Задание: Итак, мы узнали с вами, что больше всего заинтересовало ребят по ходу чтения повести. А сейчас, давайте определим, насколько хорошо вы помните содержание произведения. Проведем небольшую разминку. И здесь нам поможет прием Толстых и Тонких вопросов. Я попрошу команды придумать по одному тонкому и толстому вопросу. В помощь вам таблица-помощница. Карточку получает игрок, который ответит быстрее в команде.
|
|
|
|
Примеры вопросов учащихся:
- Почему повесть называется «Капитанская дочка»?
- Почему у Гринева и Пугачева сложились такие хорошие отношения?
- Почему Екатерина II не сразу согласилась помочь Маше и Гриневу в отличие от Пугачева?
- Почему Пушкин выбрал для своего произведения тему именно Пугачевского восстания? Почему его так волнует тема предательства?
- Почему в конце произведения стоит конкретная дата? и др.
- Прием «Верные - неверные утверждения»
Пример 1: урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», стадия реализации смысла.
Задание: По ходу изучения повести мы не акцентировали внимание на времени написания произведения. Давайте попробуем предположить сейчас, когда мы уже многое знаем и о повести, и об авторе, и об истории создания произведения. Как вы думаете, когда была написана автором повесть? Я вам предлагаю утверждения, а вы выберите, на ваш взгляд, верные и обоснуйте, используя материал, который вам уже известен:
- Повесть «Капитанская дочка» написана А.С.Пушкиным сразу после окончания Царскосельского лицея.
- Повесть «Капитанская дочка» написана А.С.Пушкиным после окончания Отечественной войны с Наполеоном.
- Повесть «Капитанская дочка» написана А.С.Пушкиным в последние годы жизни писателя.
Пример 2: урок по теме «М.Е.Салтыков – Щедрин. Очерк жизни и творчества».
Задание: просмотреть видео лекцию, проставить +/- напротив утверждений.
Конспект лекции.
|
- Прием «Эссе»
Пример: урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», стадия рефлексии.
Задание: «Капитанская дочка» - послание Пушкина потомкам. В чем смысл этого послания? Что хотел нам сказать Пушкин своим романом? Сочинение – эссе «Послание Пушкина А.С. потомкам».
- Прием «психорисунок»
Пример: урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», стадия рефлексии.
Задание: Нарисовать обложку к повести «Капитанская дочка», не забыв при этом отобразить ключевые моменты, затронутые на нашем уроке.
- Прием «Продвинутая лекция» (конспект-опора с пропусками ключевых слов)
Пример 1: урок по теме «Л.Н.Толстой. Начало творческого пути», 10 класс.
Задание: просмотреть видео лекцию. Заполнить конспект-опору ключевыми словами. Обменяйтесь конспектами, исправьте недочеты.
Конспект-опора
|
Приложение 2
Урок изучения теории литературы в 5 классе
Понятие о драме как роде литературы. Художественные условности драматического произведения.
Задачи образовательные:
-дать определение драмы и её жанров;
-выявить художественные особенности драматического произведения;
-заинтересовать учащихся драматическим родом литературы.
воспитательные:
-формировать у детей навыки совместной деятельности, самоанализа и самооценки;
-формировать умение слушать друг друга, уважать чужое мнение.
развивающие:
-развивать устную и письменную речь учащихся;
-развивать умение работать с текстом.
Ход урока:
Стадия вызова.
Учитель: Мы приступаем к необычным урокам, потому что главной особенностью литературных произведений, с которыми мы познакомимся, является не столько чтение, сколько их воспроизведение со сцены. Как вы думаете, о каком роде литературного произведения пойдёт речь?
Ученики: Драматическом.
Учитель: Известно крылатое выражение, что вся жизнь – театр, и человек в ней – актёр. Действительно, ведь в реальной жизни мы играем разные социальные роли: то вы ученики, то дети, то друзья, то прохожие, то внуки. И в каждой ситуации человек выбирает определённый тон и линию поведения, форму общения.
Но есть в обществе группа людей, для которых каждый день играет какую-то роль для зрителей – это профессия. Я говорю о театре, древнейшем виде искусства и об актёрах.
А театр начинается с литературы. Драматический, эстрадный, оперный – ни один из них не обойдётся без слов.
Итак, начнём.
Приём – составление списка известной информации.
- Я попрошу вас прочитать небольшую статью об одном из родов художественной литературы, о драме. Однако, перед тем, как читать, давайте немножко подумаем о драме. Возьмите лист бумаги и ручку. В течение 3-х минут запишите всё, что вы думаете о драме. Важно писать всё, что придёт на ум. Не имеет значения, правильно ли то, что вы записали или нет. Важно писать как можно больше. Начинайте.
(Разбиваю учащихся на пары)
Приём – «дискуссия в парах»
- Теперь повернитесь к своему соседу и спросите друг друга, что вам известно о драме. Даже если у вас возникнут определённые разногласия, тем не менее, запишите соображения, причём отметьте разногласия, исходя из того, что статья, возможно, прояснит некоторые из них.
- А теперь поделитесь своими знаниями о драме.
(По ходу ответов веду записи на листе бумаги)
2. Стадия осмысления.
Приём «ИНСЕРТ»
- Теперь пора подготовиться к чтению статьи. Пока вы её читаете, вы одновременно должны делать пометки на полях статьи. Их четыре: «V», «+», «?», "-":
Поставьте «V» («да») на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете или думаете, что знаете;
Поставьте «-» («минус»), если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знаете или думаете, что знаете;
Поставьте «+», если то, что вы читаете, является для вас новым;
Поставьте «?», если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
Эти обозначения должны соответствовать вашим знаниям и пониманию. Совсем необязательно помечать каждую строчку или каждую предлагаемую идею. В конечном счёте, вы отразите своё представление о драме в целом. Теперь начните читать статью, не забывайте при этом делать пометки.
Драма – как один из родов художественной литературы существенно отличается от критики и эпоса, прежде всего тем, что она предназначена для исполнения на сцене. Её содержание составляют речи, разговоры действующих лиц в форме диалога (разговор двух или более персонажей) и монолога (речи, рассказа, выражения мыслей и чувств от первого лица). Речь действующих лиц сопровождается ремарками – авторскими указаниями об обстановке действия и внутреннем состоянии героев, их мимике и жестах. Кроме того, искусство слова дополняется режиссёрской трактовкой драматического произведения, актёрской игрой: мы слышим героев, видим их действия, являемся свидетелями протекающей на наших глазах жизни персонажей драмы. Сценическая обстановка (декорации, костюмы, свет, бутафория, музыка, шумы) усиливает впечатления от спектакля.
Греческой слово drama означает «действие». В драматическом произведении движение событий, столкновение и борьба противоположных сил, характеров протекают особенно остро и напряжённо. В то же самое время сами события могут быть очень просты и обыкновенны. Но каждое слово, каждое движение раскрывает характер персонажа, его пробуждения, общественное лицо, место в жизни.
Основные виды драматических произведений – трагедия, драма (как вид, жанр, а не род художественной литературы, о котором здесь идёт речь), комедия. В комедии осмеиваются все стороны общественной жизни, отрицательные черты и свойства в характерах людей.
Стадия рефлексии.
Приём – «дискуссия»
- Статья прочитана. Подумайте о том, что вы прочитали. Теперь возьмите список всего, что вы знали, или думали, что знаете о драме. Какие знания подтвердились? Какие представления подтвердились? (учащиеся просматривают материал)
- Снова перечитайте статью и посмотрите на свои пометки. С чем вы согласны? Почему? (выслушиваются мнения)
- С чем не согласны? Почему? (выслушиваются мнения)
- Что вам было известно о драме?
- Что явилось для вас новым?
Приём - «сопоставление плана статьи»
(Работа в парах)
- Просмотрите ещё раз статью и, объединившись в пары, составьте её план, озаглавив его «Художественные особенности драмы как рода».
- Каковы художественные особенности драмы как рода? (отвечает один из пары). Если другие с чем – то не согласны, то после ответа они могут задать вопросы.
Д/З:
Составить синквейн, в основе которого будет слово «драма»;
Прочитать материал учебника на стр. 248 – 249;
Ответить на вопросы со стр. 249;
Выучить определение драмы и её художественные особенности.
Урок анализа художественного текста в 5 классе
«Стихи русских поэтов 19 века о Родине и природе».
ВОЛШЕБНИЦА ЗИМА
(мастерская слова)
Тип урока: Урок-обобщение.
Вид урока: Интегрированный (литература, музыка, компьютерные технологии).
Цели урока:
1) Образовательные:
-обобщение материала по данной теме;
-формирование умений и навыков применения образно – выразительных средств языка (олицетворений, эпитетов) в устной и письменной речи;
-реализация творческих заданий с применением выразительных средств языка;
2) Воспитательные:
-развитие культуры речи;
-развитие умений работать в группах, парах;
-развития умения слышать и чувствовать собеседника;
-воспитание эстетического вкуса.
3) Развивающая:
-развитие образного мышления, способности реализовывать свои чувства, настроения, ассоциации через систему творческих заданий.
Подготовка урока, оборудование: диск с записью произведений П.И. Чайковского, Г.В. Свиридова, Ф.Шопена, А.Моцарта. Репродукции картин на тему «Зима», интерактивная доска.
Ход урока:
I. На доске — стихотворение Владимира Соколова.
Как я хочу, чтоб строчки эти
Забыли, что они слова,
А стали: небо, крыши, ветер,
Сырых бульваров дерева!
Чтоб из распахнутой страницы,
Как из раскрытого окна,
Раздался свет, запели птицы,
Дохнула жизни глубина.
II. Слово учителя
За окном зима. Мы поплотнее закрываем окна, чтобы стало тепло в доме. Тем самым отгораживаем себя от удивительного мира — волшебно красивого мира зимы.
Наши окна затянуты инеем, но если подышать на стекло, можно что-то увидеть… Итак, давайте распахнём окно в зиму. Пусть это окно станет символом сегодняшнего урока… Открытое окно…
— Какие ассоциации вызывает это словосочетание? (Новый взгляд, свежий воздух)
— как вы думаете, какие слова с точки зрения средства художественной выразительности входят в эти словосочетания? (эпитеты)
— а какие еще средства выразительности языка вы знаете? (олицетворение, метафора)
(На доске открывается тема: «Волшебница зима» мастерская слова)
Сегодня мы вместе с поэтами, художниками и композиторами будем учиться создавать чудо, чудо словотворчества. Вот поэтому сегодня у нас не просто урок, а мастерская, мастерская слова!
С некоторыми средствами выразительности языка мы уже знакомы. Давайте посмотрим, насколько хорошо.
(Каждому ученику или паре учеников даётся вопрос, напечатанный на листочке, на который они должны дать экспресс-ответ.)
Варианты заданий:
1. К данным определениям подберите слово синоним, название образно – выразительного средства языка:
яркое, образное определение предмета или явления (эпитет);
перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства (метафора);
изображение одного явления с помощью сопоставления с другим (сравнение).
2. Определите вид образно – выразительного средства языка:
“опять серебряные змеи через сугробы поползли”;
“утром всё зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило”;
“по зеркальной воде, по кудрям лозняка от зари алый свет разливается”;
“только и слышались, что рассыпчатые голоса жаворонков”.
III. Слово учителя
Давайте заглянем в творческую лабораторию художника слова. У любого поэта или писателя есть свои записные книжки. Будут они и у вас.
(Каждому ученику выдаётся планшет.)
Зима в метафорах:
Я вижу: …….
Я слышу: …….
Я чувствую: ……
Работа над произведением начинается с определённого настроения. Приглашаем вас в картинную галерею, где вы сможете увидеть зиму в самых разных проявлениях. Выберите ту картину, которая вам больше всего понравилась, и на планшете в графе «Я чувствую» опишите свои эмоции.
(На интерактивной доске ученики просматривают репродукции и определяют картины, которые произвели на них особое впечатление. Это даёт возможность разделить учащихся на группы “по настроению”.)
IV. Слово учителя:
Художнику слова важно уметь не только смотреть, но и видеть. Говорят, что один смотрит в лужу и видит лужу, а другой — небо, которое в ней отражается.
Давайте опять посмотрим в окно. Что можно увидеть в нём зимой, если “включить” воображение? Запишите на планшете в графе «Я вижу».
V. Работа в группах
Поделитесь своими “видениями” с товарищами и нарисуйте одну общую картину.
(Один человек от группы зачитывает работу.)
— Какие выразительные средства языка вы использовали?
Волшебная метафора позволяет создать образ, который можно не только увидеть, представить, но и услышать. Как это ни странно, но и зима наполнена звуками. А умеете ли слышать вы?
(Звучит музыка.)
VI. Составление синквейна.
Синквейн — белый стих со строго заданной формой.
1 строка — любое существительное
2 строка — два прилагательных — эпитета
3 строка — три глагола движения
4 строка — крылатое выражение, смысловая фраза
5 строка — усиливающее содержание слово (предложение)
Завыванье ветра, скрип наста, гомон мальчишек, играющих в снежки, музыка, под которую снежинки танцуют в хороводе. А что ещё можно услышать зимой? Представьте свои ощущения в виде синквейна и запишите их в графу «Я слышу». Обсудите в группах, создайте один, самый яркий.
(Выступления заслушиваются.)
А сейчас мы обратимся к прекрасным стихам, в которых удивительная метафора помогает ощутить красоту окружающего мира, передаёт самые разные чувства и мысли поэта.
(Стихи выведены на интерактивную доску и звучат в записи (фонохрестоматия к учебнику «Литература 5 класс» авторы – составители В.Я Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин). Ребята выписывают метафоры, распределяя их по графам планшета «Я вижу», «Я слышу», «Я чувствую».)
- А теперь прочтите, что вы выбрали.
— А теперь выберите одно словосочетание или
целое предложение, которое вам больше всего запомнилось, и запишите его в ваш планшет. Пусть это будет названием вашего будущего мини-сочинения (эссе).
(На доске для справки написано определение эссе.
Эссе — разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций.)
В качестве творческого напутствия хочу вернуться к стихотворению, с которого мы начинали урок .(см. начало урока)
На работу над эссе даётся 15–20 минут, затем написанные тексты своих эссе ребята читают(2-3). Странички отпечатаем и оформим в сборник «Мгновения зимы».
Урок «В мастерской художника слова» (обобщающее повторение) в 5 классе
Фрагмент урока.
Использование приёма «колесо проблем» при изучении темы
«В творческой мастерской: Сочиняем сказку»
Тема: «В творческой мастерской: «Сочиняем сказку»
Приём – «колесо проблем»
Фаза – осмысление
Учитель: Теперь мы приступаем к интереснейшему делу. Результатом работы сегодняшнего урока должно стать сочинение –сказка по всем правилам фольклора. Но сначала давайте определим задачи сказки, заполнив «Колесо проблем» и попробовав свои творческие способности.
«Колесо проблем»
на какие классы
делятся
каковы цели
какие бывают герои сказок
СКАЗКА
каковы художественные
признаки
какова композиция
какие художественные
пространства
(Заполняется учениками при помощи учителя в процессе ответов)
Учитель: С чего начнём работу? Давайте вспомним, на какие классы делятся фольклорные сказки? (На волшебные, про животных и социально-бытовые).
Учитель: Что является обязательным в любых сказках? (сказочный художественный мир)
Учитель: Какие герои встречаются в сказках? (животные, люди)
Учитель: Какую роль играют животные в волшебных сказках, в сказках про животных? (роль помощника, роль героя)
Учитель: Какое художественное время в сказках: прошлое, настоящее или будущее? Чем вы можете доказать, подтвердить, что в фольклорных сказках время всегда прошлое? (сказки передаются из поколения в поколение; слова употребляются в прошлом времени: «жили-были», «на пиру был», «мёд-пиво пил» и т.д.)
Учитель: Какое художественное пространство может быть в фольклорной сказке? (любое, в разных сказках – разное)
Учитель: Чем отличается художественное пространство бытовой сказки и волшебной сказки?
Учитель: Какие люди бывают в сказках?
Как делятся герои?
Что воплощают положительные герои?
Какие качества народ считал идеальными?
Где и как эти главные герои эти качества проявляют?
Какая художественная условность волшебной сказки способствует тому, чтобы герой проявил свои лучшие качества? (уход из дома).
Кроме героев ещё какие-нибудь люди могут быть в сказках?
В каких образах ещё могут быть волшебные помощники?
Какие художественные признаки фольклорных сказок мы не назвали? (троекратное повторение, олицетворение, постоянные эпитеты)
Какова композиция сказок? (зачин, …)
Какова цель фольклорной сказки?
Какие названия сказок вам известны? (приводят примеры)
В чём их особенность? Какие по объёму могут быть названия?
Что должно отражать название сказки?
Урок внеклассного чтения
Тема: «Вы их не жалейте, люди…»
Цели:
Образовательные | 1) знакомство с рассказом Полин Джонсон «Лебединая песня»; 2) Овладение навыками анализа художественного текста. |
Развивающие | 1) Развитие образного, логического, критического мышления, речи, памяти. 2) Развитие творческих способностей. |
Воспитательные | 1) Воспитание чувства ответственности за свои поступки; |
Этапы урока
Этапы урока | Цели этапа | Приёмы и методы | Цели приёмов и методов |
Вызов | Активизация каждого ученика; Актуализация знаний; Развитие связанной речи; Развитие логического мышления. | Анализ заголовка по особым вопросам; Подобрать определение заголовку; Рассказ-предположение. | Активизация каждого ученика; Расширение словарного запаса, умения давать характеристику; Развитие мышления, устной и письменной речи |
Осмысление | Организация активного восприятия текста; Направление усилий на степень понимания текста | Чтение с остановками; Заполнение двухчастного дневника; Постановка вопросов разного типа; Открытый финал. | Организация активного чтения; Отслеживание уровня понимания текста; Развитие образного мышления. |
Рефлексия | Обобщение и систематизация приобретённого читательского опыта; Обобщение на уровне личностных впечатлений | Написание синквейна; Написание сочинения-размышления. | Развитие умения выделять главное; Обобщение на уровне личностных впечатлений. |
ХОД УРОКА:
Стадия вызова
- Ребята, представьте, пожалуйста, себе лебедя. Что вы можете сказать об этой птице? Подберите эпитеты для того, чтобы её описать. (красивые, белоснежные, великолепные, чудесные и т.д.)
- Если со словом «лебедь» образовать словосочетание «лебединая песня», то какое определение можно дать рассказу с названием «Лебединая песня»? Обоснуйте своё предположение. (печальный, трагический, грустный; Лебедь поёт один раз в жизни перед смертью. Песня означает близкую смерть.)
- Попробуйте спрогнозировать сюжетную канву по опорным, ключевым словам:
Джимми – Ниагарский водопад – как в чудесном сне – белоснежные лебеди – смертельно устали – гигантский поток – крик – каменные сердца – добивали – двадцать долларов – один-единственный.
- Послушаем, что у вас получилось. (Зачитываются версии, сравниваются)
Стадия осмысления
(Раздаётся текст, разделённый на остановки, самостоятельное чтение текста до первой остановки. Задаются вопросы к тексту)
Джимми никогда не видел Ниагарский водопад, и отец, едущий по делам в Буффало, взял его с собой. Отец кончил дела, и в два часа они уже стояли на самом краю пропасти.
Столб туманной мглы, сверкающие радуги, гигантские потоки воды – всё кружилось перед глазами Джимми, как в чудесном сне. Вдруг до него донеслось далёкое, но чистое музыкальное эхо, словно свист сотни ртов. Это летели птицы. На спокойные воды, обманчиво притихшие над водоворотами, опускались одни за другим прекрасные белоснежные лебеди. Они смертельно устали, а притаившийся поток готовил им западню. «Джимми! – закричал отец, - они погибли! Они не видят опасности, а если бы увидели, у них не хватило бы сил подняться выше».
- Какими вы представляете себе героев рассказа?
- Опишите, каким вы видите Ниагарский водопад?
- Какое слово помогает увидеть Ниагарский водопад?
(Читается текст до второй остановки. Предлагается заполнить таблицу)
Бешеный гигантский поток подхватил доверчивых птиц и с неистовой силой увлёк их к самому краю водопада. Мальчик зажмурился и бросился ничком на камни. Когда он открыл глаза, река была пуста.
Отец с сыном опустились к ледяному мосту. Перекрывая яростный шум водопада, нёсся жалобный предсмертный крик белоснежных птиц и возгласы собравшихся зрителей.
На ледяном обрыве лежала истекающая кровью, перебитая стая – всё, что осталось от великолепного отряда. Их искалеченные тела, предсмертные судороги могли бы растворить даже каменные сердца.
Ключевые слова, словосочетания Бешеный гигантский поток Жалобный предсмертный крик Возгласы собравшихся зрителей Искалеченные тела Каменные сердца | Толкование Огромная скорость воды, предостережение; Лебеди погибали, становится их жаль; Люди пытаются им помочь |
- Какие у вас возникают вопросы?
- Какого развития событий вы ожидаете после этих строк? (Большинство ожидает, что люди бросятся им на помощь и постараются спасти тех, кого ещё можно спасти)
(Чтение текста до третьей остановки. Заполнение таблицы)
Толпы людей, кто с камнями, кто с палками добивали беспомощных птиц. Они выхватывали их друг у друга, ссорились. Джимми заметил, что несколько лебедей не пострадали, но прежде, чем он успел до них добраться, взрослые люди забили их насмерть. «Перестаньте! - кричал Джимми. – Отпустите их!» - «Как бы не так! – рявкнул здоровенный мужчина. – Эти птицы стоят двадцать долларов за штуку! Я заберу их всех!» Последние из тех, что пытались подняться, одна за другой падали на землю, пока не остался один-единственный лебедь. Джимми кинулся к жертве и загородил её своим худеньким детским телом от занесённой дубинки.
Кто? | Какой? | Что делает? |
Лебеди Джимми Люди | Беспомощные, Искалеченные… Добрый, худенький… | Погибают… Защищает, помогает… |
(Чтение текста до четвёртой остановки)
Так случилось, что спасти эту прекрасную птицу удалось маленькому мальчику. Он завернул её в свою куртку, привёз домой и раздвинул прутья клетки, чтобы она свободно могла гулять во дворе. Многие жители городка советовали Джимми посадить лебедя за решётку или отдать в музей.
- Что нового вы можете сказать о характере Джимми?
- Закончите историю о мальчике Джимми.
(Работают самостоятельно, пишут концовку рассказа, затем в классе обсуждаются варианты ответов, читается окончание, сравнивается)
(Открытый финал)
Он не соглашался. Шли дни, а лебедь оставался у Джимми и казался довольным. Но в один особенно яркий майский день лебедь расправил свои царственные крылья и поплыл вверх. Джимми следил за ним глазами, полными печали, но и несказанной радости, пока лебедь не исчез в вышине.
Стадия рефлексии
(Ситуация актуализации и осмысления приобретённого читательского опыта, обобщение на уровне личностных впечатлений. Учащимся предлагается выполнить следующее задание: подчеркните одной чертой те наблюдения, которые у вас не вызывают протеста, осуждения, а двумя – те, что вы не можете принять. Ученики обсуждают в парах результаты выполненного задания)
- Какие два мира противопоставлены в сюжете рассказа? (природа и люди)
(Далее подбираются слова, которыми можно охарактеризовать образ зла в каждом из этих миров)
- Сформулируйте идею рассказа.
- Назовите проблемы, которые затрагивает автор.
- Напишите синквейн, в котором бы вы отразили идею или показали бы героев рассказа.
Люди
Жестокие, бессердечные
Калечат, губят, разрушают
Всё живое на своём пути
Варвары.
Д/З: Напишите сочинение-размышление, выразив в нём своё отношение к проблемам, затронутым в данном рассказе.
Тема: Царственные слова (6 класс)
Цель урока: Выявление учащимися особенностей художественной речи.
Задачи:
1. Углубить знания учащихся о тропах; формировать умение находить их в тексте;
2. Развивать навыки выразительного чтения; развивать интерес к предмету;
3. Воспитывать культуру общения.
Ход урока:
Этап урока
2. Сообщение темы урока | Деятельность учителя
В начале урока учитель читает отрывок из какого-нибудь стихотворения или отрывок из любого учебника. Основной вопрос для размышления: чем художественная речь отличается от нехудожественной? Один из ответов – наличием тропов. Мы не случайно выбрали для примера стихи, поскольку доля тропов в них часто бывает очень высокой. Именно работа над художественными средствами в стихотворной речи и станет основной на нашем уроке. | Деятельность учеников Ученики слушают и отвечают на поставленный учителем вопрос | |||||||
Приёмы понимающей деятельности: 1) Внимание к слову; 2) Вопрос на понимание. | |||||||||
3. Объяснение нового материала | Учитель предлагает обучающимся поработать с текстом и выполнить задания на понимание новой темы | Учащимся для индивидуальной работы раздается текст «Как простые слова становятся царственными»(см. приложение №1). Шестиклассники читают его и делают на полях пометки √ (знал); + (новое); ? (не понял). Затем в тетради оформляется и заполняется таблица.
| |||||||
Приёмы: 1)Выделение опорных слов; 2)Составление таблицы; 3) Внимание к тексту. | |||||||||
4. Изучение нового материала | Учитель предлагает ученикам поработать группами и изучить более подробно один из художественных приёмов | Далее идет работа в группах. Учащиеся делятся на четыре группы. Каждая самостоятельно осваивает материал об одном из художественных средств: об эпитете, метафоре, олицетворении – и готовится рассказать о прочитанном материале одноклассникам (см. приложение №2). | |||||||
Приёмы: 1) определение основной мысли; 2) Работа с понятием; 3) Перефразирование | |||||||||
5. Рефлексия | Учитель предлагает обучающимся обменяться полученной информацией, составить краткий конспект в тетради, задать возникшие по ходу слушания вопросы, распределить роли в группе, оценить деятельность членов группы | После работы учащиеся вновь делятся на группы таким образом, чтобы в каждой новой группе был представитель из ранее образованных групп. Он должен сообщить остальным полученную информацию (то есть один рассказывает о метафоре, другой – о сравнении, третий – об олицетворении, четвертый – об эпитете). После обмена информацией учащиеся в группе работают над анализом текста стихотворения, затем один из членов группы выступает с кратким сообщением. Задание для всех групп одинаково(см.приложение №3).
Завершая работу в группах, ученики придумывают синквейн на одну из тем – «Зима», «Школа», «Урок», «Одноклассники», - используя тропы, о которых шла речь на уроке. | |||||||
Приёмы: 1) приём наложения хорошо известного процесса на другой; 2)Составление опорных конспектов; 3)составление синквейна | |||||||||
6. Итог урока | Учитель оценивает деятельность каждого ученика на уроке, задаёт домашнее задание: написать сочинение-миниатюру «Осенний ( весенний, летний, зимний) день с использованием тропов | Ученики задают оставшиеся непонятными вопросы | |||||||
Приёмы: 1) резюмирование |
Приложения к уроку
Как простые слова становятся царственными?
Н.В.Гоголь восхищался эмоциональной, образной речью, которая не оставит никого равнодушным – ни читателя, ни слушателя. «Метко сказанное русское слово» живёт веками в памяти поколений, сохраняя свежесть и остроту.
Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти всё готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней царственное слово.
(А.А.Ахматова)
Царственное слово – это, несомненно, не то, что слетает с наших уст в будничной суете, когда мы спешим обменяться необходимой информацией. Царственное слово является вдохновленному поэту в минуты его творческого взлёта и остаётся на века, сохраненное памятью многих поколений. И этому царственному слову обязана красотой и образностью художественная речь.
В языке художественной литературы образность речи получает наиболее полное проявление. В чём же особенность использования богатств языка писателями? Как им удаётся достичь живости, наглядности, красочности описаний?
Образность речи очень часто достигается благодаря употреблению слов в переносном значении. Например, К.Паустовский описывает грозу: «Грозовая туча курилась пепельным дымом и быстро опускалась к земле. Вся она была однообразного аспидного цвета. Но каждая вспышка молнии открывала в ней желтоватые зловещие смерчи, синие пещеры и извилистые трещины, освещенные изнутри розовым мутным огнём. Пронзительный блеск молний сменялся в глубине тучи полыханием медного пламени». Выделенные слова, выступающие в образных значениях, помогают нам живо представить картину грозы.
Слова, используемые писателями в переносном значении, называются тропами ( от греч. тропос – «образ, поворот, оборот»). Тропы нужны художнику слова для наглядности изображения тех или иных предметов, явлений.
Как писатели используют тропы в художественной речи? Писатели обращаются к ним в пейзажных зарисовках: «Тёплый бархат ночи богато расшит, украшен голубым серебром огней…»(М.Горький).
Тропы помогают писателям несколькими штрихами нарисовать портрет человека, подчеркнув его индивидуальные, неповторимые черты.
И всё же не следует думать, что чем больше поэт использует образных средств, тем ярче будут нарисованные им картины. В иных случаях предмет описания требует экономии речевых красок, особой строгости применения тропов. Например, А.С.Пушкин в романе «Евгений Онегин» не использует тропов в таком описании: «Был вечер. Небо меркло. Воды струились тихо. Жук жужжал…». Единственным выразительным средством речи является звукоподражание: в последнем словосочетании слышится ж-ж-ж. Но можно ли отказать в художественности зарисовки? Безусловно, нет!
Если образное слово начинает повторяться, то теряется его новизна, язык становиться бедным, невыразительным. Поэтому не учитесь повторять кем-то придуманные образные выражения: ими вы не обогатите свой стиль. Создание тропов требует творчества, и только творчества.
Метафоры
Метафора означает перенос названия предмета (действия, качества) на основании сходства. Метафоры по праву могут претендовать на главенствующую роль среди всех тропов.
В основе любой метафоры лежит неназванное сравнение одних предметов с другими.
В саду горит костёр рябины красной,
Но никого не может он согреть.
С.Есенин
Огненный цвет гроздьев рябины поэт сравнил с пламенем, и родилась метафора: горит костёр рябины красной, которую можно заменить сравнением. Оно выглядело бы так: гроздья рябины краснеют, как пламя, и осеннее дерево словно костёр.
Художники слова любят использовать метафоры, их употребление придаёт речи особую выразительность, эмоциональность. При описании природы используются метафоры, построенные на основании сходства предметов в цвете: в багрец и золото одетые леса (А.С.Пушкин).
Но не всегда метафоры украшают нашу речь. Неумелое использование метафоры может сделать высказывание не красивым, а смешным, как в одном случае у неумелого автора: «сел в поезд и поехал по тяжёлой дороге жизни».
Подготовьте сообщение по плану:
- Что такое метафора?
- Зачем она используется в художественной речи?
- К чему приводит неумелое использование метафор?
Олицетворение
Под пером писателей окружающие нас предметы оживают: море дышит полной грудью; волны бегут, ласкаются к берегу; лес настороженно молчит… А в одной песне даже поётся про остроконечных елей ресницы над голубыми глазами озёр!
Все эти превращения в художественных произведениях обязаны замечательному стилистическому приёму – олицетворению. Олицетворением называется наделение неживых предметов человеческими чувствами, мыслями, поступками, речью.
При олицетворении описываемый предмет может внешне уподобляться человеку: «Зелёная причёска, //Девическая грудь, //О, тонкая берёзка, //Что загляделась в пруд?» Ещё чаще неодушевлённым предметам приписываются действия, которые доступны только людям: Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами; плачут вербы, плачут тополя.
Особенно часто писатели обращаются к олицетворению, описывая картины природы. Мастерски использовал этот троп Сергей Есенин. В его поэзии «Заря окликает другую; Спит черёмуха в белой накидке; Цветы мне говорят прощай».
Подготовьте сообщение по плану:
- Что такое олицетворение?
- На чём основано олицетворение?
- Когда писатели чаще всего обращаются к олицетворению?
Сравнение
Сравнение – это сопоставление одного предмета с другим, придающее описанию особую наглядность, изобретательность.
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
С.А.Есенин
Сравнение способствует образному описанию самых различных предметов, их признаков, качеств, действий. Очень часто сравнения уточняют цвет, например: глаза, как небо, голубые; листья жёлтые, как золото.
Чаще всего сравнения выступают в форме сравнительного оборота и присоединяются с помощью союзов как, точно, будто, словно, как будто. Часто встречается форма сравнения, выраженного существительным в творительном падеже: «Змейкой мчится по земле белая позёмка; Под голубыми небесами великолепными коврами. Блестя на солнце, снег лежит.
Художественная сила сравнения зависит от того, насколько оно неожиданно, ново, например: «Был он рыжий, словно апельсины на снегу».
И мало кого удивит сравнение глаз с небом. Если же мы будем неумело использовать сравнения, то можем оказаться в смешном положении, как автор, написавший: как саранча летел он на свиданье.
Подготовьте сообщение по плану:
- Что такое сравнение?
- Чем может быть выражено сравнение?
- От чего зависит художественная сила сравнения?
Эпитеты
Среди художественных средств языка наиболее часто встречаются эпитеты (от греч. эпитетон – приложение). Так называются слова, которые художественно определяют предмет или действие.
Чаще всего эпитеты – это красочные определения, выраженные прилагательными в полной форме.
Интересно выделение постоянных эпитетов, которые характерны для народного поэтического творчества. Конь всегда добрый, солнце – красное, ветер – буйный. В произведениях народного творчества солнце всегда называется красным, даже если упоминается осенний пасмурный день; море всегда синее, даже если упоминается буря (Почернело синее море; Вот идёт он к синему морю, // Видит, на море чёрная буря). В этом особенность употребления постоянных эпитетов.
Поэты нашего времени ищут яркие речевые краски в эпитетах иного рода – изобразительных. Они дают нам возможность увидеть предметы и действия такими, какими их видел писатель, создавая своё произведение. Например, К.Паустовский так описывает белую ночь на Онежском озере:
«Я не знаю, как назвать томительный свет белой ночи. Загадочным? Или магическим?
Эти ночи всегда кажутся мне чрезмерной щедростью природы – столько в них бледного воздуха и призрачного блеска фольги и серебра».
В поэзии употребляются и эмоциональные эпитеты, которые передают чувства, переживания автора. Например, у С.Есенина цветовые эпитеты розовый, голубой, синий, золотой и другие обозначают радостные, светлые чувства.
Эпитеты чёрный, серый и подобные передают мрачные, тягостные переживания: « Вечер чёрные брови насопил…»
В роли эпитетов могут выступать не только прилагательные, но и наречия, которые живописно рисуют действия. В пушкинских строчках: Сквозь волнистые туманы пробирается луна. // На печальные поляны льёт печально свет она – первые два (волнистые, печальные) определяют предметы, последний эпитет – печально – характеризует действие.
Подготовьте сообщение по плану:
- Что такое эпитет?
- Чем эпитеты чаще всего выражаются?
- Какие виды эпитетов существуют?
- Зачем их употребляют в художественной речи?
***
В синем небе плывут над полями
Облака с золотыми краями;
Чуть заметен над лесом туман,
Тёплый вечер прозрачно румян.
Вот уж веет прохладой ночною;
Грезит колос над узкою межою;
Месяц огненным шаром встаёт,
Красным заревом лес обдаёт…
И.С.Никити
***
Под звёздным ласковым свеченьем
В качающейся полумгле
Скрипят шаги мои вечерние
По накрахмаленной земле.
Искрится снег на узкой улочке.
Всё звонче, звонче тишина,
Луны осколок, что блесна
На волоске рыбацкой удочки.
С.Новиков
***
Пройдёт зима холодная,
Настанут дни весенние,
Теплом растопит солнышко,
Как воск, снега пушистые.
Листами изумрудными
Леса зазеленеются,
И вместе с травкой бархатной
Взойдут цветы душистые.
С.Д.Дрожжин
***
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя:
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по крыше обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
А.С.Пушкин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо "Японское хокку. Своеобразие, идеи"
Представлен подробный конспект урока литературы с использованием инновационной технологии РКМЧП. Урок был дан в рамках Фестиваля педагогического мастерства на III городской ярмарке-выставке инно...
Разработка урока литературы по произведению А.В.Костюнина «Рукавичка» ( с использованием приема критического мышления через чтение и письмо)
Урок внеклассного чтения разработан по произведению А.В.Костюнина "Рукавичка" для 5-7 классов( с использованием приемов критического мышления)...
«Использование технологии критического мышления через чтение и письмо на интегрированных уроках литературы и курса по международному гуманитарному праву «Вокруг тебя – Мир…»
Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на интегрированных уроках литературы и курса по Международному гуманитарному праву «Вокруг тебя – ...
Использование технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка
Некоторые выводы по использованию ТРКМЧП на уроках русского языка...
Конспект урока литературы в 5-ом классе с использованием технологииразвития критического мышления по отрывку из летописи "Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича".
В данном уроке использована технология медленного чтения....
технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» урок 8кл. МОРЯ РОССИИ.
Урок в 8 кл. Тема : Моря России. Цели урока - Познакомить учащихся с особенностями морей и океанов, омывающих территорию России. Рассмотреть природные ресурсы морей России и их хозяйственное зна...
Преподавание литературы с использованием современных технологий. Технология ЧПКМ (чтение – письмо – критическое мышление, или чтение фрагментами). Развитие критического мышления через чтение и письмо
В презентации обозначены: суть данной технологии, задачи, которые педагог может решить, используя данную технологию, положительные стороны формы урока - чтение фрагментами. Представлен урок - чтение ф...