Разработка урока литературы по произведению А.В.Костюнина «Рукавичка» ( с использованием приема критического мышления через чтение и письмо)
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Урок внеклассного чтения разработан по произведению А.В.Костюнина "Рукавичка" для 5-7 классов( с использованием приемов критического мышления)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka__literatury_po_proizvedeniyu_a.docx20.42 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока  литературы по произведению А.В.Костюнина «Рукавичка»

( с использованием приема критического мышления через чтение и письмо)

Цель урока:

 познакомить учащихся с творчеством карельского писателя А.В.Костюнина;

формирование умения вдумчивого чтения; соавторства, умения составлять прогноз;

воспитание чувства сострадания, сопереживания.

Оборудование: текст рассказа, презентация, проектор, интерактивная доска.

Ход урока:

  1. Стадия вызова

Н а доске записано    «А.В.Костюнин  « Рукавичка»»

1.Слово учителя: Ребята, сегодня на уроке мы прочитаем с вами рассказ  карельского писателя  Александра Викторовича Костюнина «Рукавичка».

 (Презентация) - Родился  он в Карелии. Окончил художественную школу в г. Медвежьегорске. Костюнин А.В. Является председателем Совета директоров ОАО «Судостроительный завод «Авангард», членом Экспертного Совета по обороне при Председателе Совета Федерации.

А.В.Костюнин – человек талантливый, увлекается живописью, фотографией и литературным творчеством .

«Жизнь коротка, но мы вправе выбирать, на что потратить данное время. На что обменять каждый час, каждый подаренный день. Когда я меняю свою жизнь не на творчество – считаю, что прогадал». (А.Костюнин)

- Как вы думаете , о чем  рассказ «Рукавичка»?

( Учащиеся строят прогнозы)

-Что конкретно? (О рукавичке, варежке, может быть это был подарок и он потерялся..)

2. Учитель читает эпиграф к рассказу (высказывание из Евангелия)

- О чем высказывание?  

 На доске записаны ключевые слова и словосочетания.

Учитель:  Ребята, прочитайте слова и словосочетания, попробуйте составить сюжет рассказа.

Я не был отличником,

язык карельский,

в первом классе,

Алла Ивановна Гришина,

экскурсия в кабинет уроков труда,

оформленные альбомы,

пропала рукавичка,

недобрая пауза,

колготки оказались с дыркой,

крестик серебряный,

раздевали до трусов,

Юрка Гуров,

 вор,

он стал изгоем,

 биологическая потребность.

Задание: Изгой – подобрать синоним (Изгой – человек, отвергнутый обществом Синоним – отщепенец)

  1.   1.Составить 3-5 предложений по предложенным словам и словосочетаниям:

Например: Когда мы учились в первом классе, произошел такой случай. Алла Ивановна Гришина, наш классный руководитель, привела нас в кабинет уроков труда на экскурсию…

   2. Учитель читает текст до слов «…Оглядываясь на альбом, мы в полном замешательстве                                             покинули класс…»

 - Что будет дальше?  (Учащиеся продолжают составлять прогнозы).

             3. Составление таблицы по ходу чтения:

Образ учительницы

Одноклассники

Гуров

Зло процедила;

«Как совершать преступление,…»;

«Раздевайся!» - хлестко скомандовала;

«Как она у тебя оказалась? Отвечай!»;

«Ты украл ее. Вор!»

« Я не брал, Алла Ивановна..»;

«Плюнуть в Юркину кружку с компотом, высыпать вещи из портфеля в холодную осеннюю лужу…-считается подвигом»;

«Все задорно смеялись»…

«Миня эн тийе!..»-лепетал запуганный Юрка;

«…старался не смотреть на нас…»;

«Юрка в школе ничего больше не крал….»;

«он стал изгоем…»

( В таблицу записываются реплики, описание внешности, фразы и т.д.)

        4. Читается фрагмент текста.

           III.  Составление сюжета рассказа.

  1. Почему рассказ называется «Рукавичка»?

( Отвечая на вопрос, учащиеся должны выйти на проблему произведения).

IV.Подведение итогов

 -  Итак, ребята, мы прочитали с вами рассказ Александра Викторовича Костюнина.

- Чему сегодня мы научились?

       (Мы научились быть сострадательными, не оставаться равнодушными всему, что происходит вокруг нас, уметь защищать слабых)

Учитель: Сегодня в нашем мире, где в полную силу денежные отношения вытеснили другие, много зла, люди утратили способность  бескорыстно помогать друг другу, быть добрыми и отзывчивыми. Рассказы А.В.Костюнина помогают нам стать добрыми; быть рядом, когда нужна помощь; быть справедливыми и умению прощать.

Домашнее задание: написать отзыв по рассказу «Рукавичка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению уроков с использованием приема « чтение с остановками» технологии « Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Методические рекоммендации к проведению уроков литературы с применением элемента методики РКМЧП " Чтение с остановками". Разработка урока литературы в : 6 классе по рассказу Л.Н. Толстого " Бедные люд...

"Использование на уроках литературы и русского языка приемов технологии компетентностного подхода «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Материал является опытом работы по внедрению технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Даны разработки заданий к разным типам уроков по русскому языку  и литературе  с...

«Использование технологии критического мышления через чтение и письмо на интегрированных уроках литературы и курса по международному гуманитарному праву «Вокруг тебя – Мир…»

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на интегрированных  уроках литературы  и курса по Международному гуманитарному праву  «Вокруг тебя – ...

Использование технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка

Некоторые выводы по использованию ТРКМЧП на уроках русского языка...

Использование приемов технологии Развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы

Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо любым учителем-предметником. Технология универсальная и очень интересная. Защищалась по ней на 1 категорию....

Описание опыта работы "Модель использования методических приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо в условиях сельской школы"

Помещаемый материал содержит  описание опыта на тему  "Модель использования методических приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо в условиях сельской школы"...

Преподавание литературы с использованием современных технологий. Технология ЧПКМ (чтение – письмо – критическое мышление, или чтение фрагментами). Развитие критического мышления через чтение и письмо

В презентации обозначены: суть данной технологии, задачи, которые педагог может решить, используя данную технологию, положительные стороны формы урока - чтение фрагментами. Представлен урок - чтение ф...