Конспект урока по теме "Японская литература. Хокку"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Разработка открытого урока по литературе в 7 классе. Ученики получают представление о японской культуре и литературе, подробно рассматриваются особенности жанра хокку. Ученики развивают свои творческие способности путём создания хокку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_urokahokku.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Японская поэзия. Хокку.
Цели урока: дать представление о японской культуре;
- дать понятие о жанре хокку;
- выявить особенности лирического мира японского
поэта;
- познакомить с творчеством М.Басё;
-развитие творческого воображения и творческих
способностей учащихся.
Оборудование урока: музыкальное сопровождение( композиция
«Японец» М.Кабалье,Ф Меркьюри);
-репродукции с гравюр японских художников;
-фото цветущей сакуры, горы Фудзияма;
-БЭС с фото городов Японии, театра кабуки;
-распечатанный дидактический материал;
-элементы японской культуры: зонт, хризан-
тема.
Опережающее задание: подобрать слова-ассоциации к понятию «Япония»; небольшое сообщение о Японии.
Ход урока: I.Вступительная беседа.
Звучит музыкальная композиция, японская мелодия.
У: Сегодня мы погрузимся в необычный мир, культуру и литературные традиции
далёкой и загадочной страны Японии.
Что же вы уже знаете об этой стране, какие ассоциации у вас возникают при сло-
ве Япония?
Ответы: икэбана,сумо,суши, кимоно,самурай, оригами,сакура,бабочка, барабаны,шёлк, чай, зонтик, рис и др.
(Даётся толкование всех понятий самими учениками)
( Просмотр иллюстраций в книгах и фото на доске)
У: Итак, мы в общих чертах создали образ Японии. А теперь прослушаем небольшой официальный комментарий об этой стране.
Ученик сообщает информацию о Японии( география, население, строй, производство, ремёсла).
(См. приложение № 1)
У: Отметим, что происходит взаимопроникновение культур, и некоторые явления культуры Японии вошли в нашу жизнь, а вместе с этим наш язык обогащается японской лексикой.
II. Объяснение нового материала через сопоставительный анализ.
У: А сегодня мы познакомимся ещё с одним японским словом и понятием литера-
туры «ХОККУ»
( делается запись в тетради: Японская поэзия. Хокку)
У: Сравните два стихотворения (см. приложение №2).Что общего и есть ли различия? Это стихи японского поэта Басё и В.А.Жуковского.
Учитель читает их, тексты перед глазами учащихся.
Ответы: тема одна: оба о весне, жаворонке; одно маленькое, другое больше и подробнее; первое без рифмы, второе – с рифмой.
У: Верные наблюдения. При чтении какого стихотворения легче представить картину весны и почему?
Ответы: При чтении стихотворения В.Жуковского, т.к. в нём больше конкретных образов: лес,долина.солнце,пар, есть эпитеты.
У: Каков эмоциональный фон стихотворений?
Ответ: Радость, восторг.
У: А что же тогда передаётся в первом стихотворении? Как представить весну в Японии?
Ответы: В японском стихотворении только один образ и чувство радости от наступившей весны.
При сопоставлении учитель попутно составляет на доске таблицу:
Общее Различное
Тема: весна Размер
Образы: жаворонок Рифма и её отсутствие
Настроение: радость Количество образов
Художественные средства
У: Да, ребята, в этом и особенность японской поэзии: при скудном образном строе
передаётся определённое настроение, а картины у каждого читателя могут возникать разные. Т.е., требуется большая работа воображения, японскому поэту
нужно сотворчество читателя.
Итак, запишите в тетрадь:
Хокку (или хайку) – жанр японской поэзии, форма трёхстрочной лирической миниатюры без рифмы.
Хокку изображает жизнь природы и человека в их слитности и единстве.
Хокку – поэтическая картина, набросанная 1-2 штрихами.
Задача японского поэта – заразить читателя лирическим волнением, разбудить его воображение.
Строение хокку: 3 строки. 1 строка -5слогов, 2 строка -7 слогов, 3строка -5слогов.
Но это не строгое правило( количество слогов)
У: Искусство хокку существует уже много веков ( с 8 века).Хокку писали многие поэты, но самым знаменитым их автором является великий поэт Японии Мацуо Басё.
III. Краткое сообщение учащегося о жизни и творчестве М.Басё.
( См. приложение № 3).
- А)Чтение хокку М.Басё
У: Ребята, почитаем стихи знаменитого поэта, попробуем увидеть традиционные образы для японской поэзии и попытаемся разбудить своё воображение.
Чтение ребятами хокку
( См. приложение № 4)
Ответы: Эти зарисовки проникнуты какой-то непонятной грустью
Миниатюры загадочны
Образы птиц и насекомых
Не очень понятные стихи
У: А теперь попробуем поработать с нашим воображением, проникнуть в загадки хокку.
Б) Творческое задание:
Представьте, что вы режиссёр и вам надо снять зарисовку об одном из хокку.
Напишите историю, сценарий по любому из понравившегося хокку.
Учащиеся самостоятельно работают минут10-15.
У: Зачитаем, что у вас получилось, какие истории вы увидели за этими штрихами хокку.
Зачитываем 3-4 варианта, взаимная оценка.
(См. приложение № 5 – лучшие варианты с точки зрения ребят и учителя)
V. Этап развития творческих способностей
У: А сейчас вы сами попробуете стать поэтом. Вам даны тексты хокку с пропущенной последней строкой. Закончите хокку, помня об особенностях образов, настроения хокку. Смотрите на репродукции гравюр, может, они навеют определённые идеи.
Учащиеся самостоятельно работают 8-10 мин.
У: Зачитаем получившиеся варианты и сверим с авторскими
(См. приложение № 6 )
VI. Итоги урока:
А)У: Итак, сделаем выводы.
В чём особенность хокку? - загадочность, недосказанность, сотворчество.
О чем пишет Басё? - о птицах, животных, растениях и человеке.
Каков лирич. герой японской поэзии? – человек, понимающий природу,
родственный ей, видящий каждую
деталь.
Какими настроениями пронизаны стихи Басё? – радость, восторг, светлая
грусть.
У: Подготовимся к выполнению домашнего задания .
Надо написать хокку о цветке.
Перед вами белая хризантема – любимый цветок в Японии. Подберём сейчас
эпитеты, сравнения, метафоры, которые помогут создать образ этого цветка.
Ответы: звезда, белая шапка, сияющий шар, нежная, горделивая, стройная,
застенчивая, одинокая, многолистная, терпко пахнет, солнце на земле,
свежая, чистота и др.
Б) Оценки за урок.
VII. Домашнее задание:
Написать хокку о цветке(любом);
Сообщение по теории о японской поэзии ( записи в тетради и материалы
учебника, стр. );
Анализ хокку из ученика, стр. .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл конспектов уроков по литературе для 11 классов. Литература конца XIX - начала XX века.
Конспекты уроков созданы мною в свободной форме. Представляет собой ход урока, слова учителя и т. д.Буду рада, если подготовленные материалы кому-то помогут! Урок №1. Литературный процесс рубежа ...
конспект урока по литературе на тему "Рассказы о животных. Изображение животных в литературе. К.Г.Паустовский «Кот-ворюга».
Данный материал представляет собой конспект урока по литературе в 5 классе...
Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: "Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы"
На уроке учащиеся получат обзорную характеристику древнерусской литературы на примере "Слова о полку Игореве". Познакомятся с исслелованиями "Слова", вариантами переводов. На примере этого произведкен...
Конспект урокапо теме "Уравнения. Решение задач с помощью уравнений"
В работе представлен конспект интегрированного урока "математика+физика+химия+литература"....
План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"
План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...
Конспект урокапо чтению и развитию речи "Стихотворение Д.Берестова "Знакомый", стихи об учебных предметах"
Конспект урокапо чтению и развитию речи "Стихотворение Д.Берестова "Знакомый", стихи об учебных предметах"...
План-конспект открытого урока по хоккею на траве
Место проведения: спортзал МОУ СОШ № 11 Задачи урока: 1) Изучить и совершенствовать ведение мяча в хоккее на траве и индорхоккее 2) Способствовать развитию скоростно-силовых качеств 3) Спосо...