Применение ИКТ при выполнении проектной работы
статья по литературе на тему
Статья опубликована в альманахе "Таланты России" (имеется свидетельство о публикации, 20015г)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_iktv_proekte.docx | 18.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение ИКТ при выполнении
проектной работы
Шубунова Валентина Ивановна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ №422 Кронштадтского района
Г. Санкт-Петербурга
Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Устные экзамены в 9-х и 11-х классах предполагают защиту проекта как один из видов итоговой аттестации. Таким образом, проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников. На мой взгляд, наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации школьников к учению выступает исследовательская деятельность, основной функцией которой является инициирование учеников к познанию мира, себя и себя в этом мире. Под исследовательской деятельностью я понимаю творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом.
В процессе разработки моей программы «Ученик — исследователь», я определила три методических блока, значимых при создании системы исследовательской деятельности в школе:
1 – педагогическое мастерство учителя, формирование исследовательских умений и навыков с учётом возрастных особенностей школьников;
2 – создание структурных подразделений для организации исследовательской работы (творческие мастерские);
3 – регламентация исследовательской деятельности, структурирование взаимоотношений ученика и учителя (учебный, календарный, тематический планы).
Я считаю, что вся практика по организации исследовательской деятельности должна быть направлена на разработку этих блоков, составляющих единое целое при решении главной задачи: рождение и воспитание молодого исследователя.
Исследовательская работа в то же время в основном направлена практические основные исследовательские умения и навыки:
1 - выявление (понимание) проблемы;
2 - формулирование проблемы;
3 - формулирование предмета как объекта исследования и постановка цели;
4 - объяснение неясных вопросов;
5 - формулирование гипотезы;
6 - планирование и разработка учебных действий;
7 - выбор методов исследования;
8 - сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств);
9 - проведение исследования;
10 - анализ и синтез собранных данных;
11 - сопоставление полученных данных и умозаключений;
12 - обработка результатов;
13 - проверка гипотез;
14 - подготовка, написание работы;
15 - структура текста;
16 - публичная защита.
Безусловно, ещё до принятия документов ФГОС, думаю, каждый учитель готовил к своим урокам презентации, применяя ИКТ, ученики тоже проявляли инициативу на этом поприще. Сегодня задача школы суметь заинтересовать и привлечь учащихся к работе над проектом по любому предмету. Работая над Программой и планом, а также изучая предыдущие презентации учеников, я пришла к мысли о необходимости формирования исследовательских умений и навыков у учащихся 5-9 классов, а именно:
- умение под руководством педагога выбирать тему учебного исследования;
- формулировать цели и задачи исследования;
- умение определять возможные методы решения несложной проблемы;
- умение подбирать литературу, источники, которые относятся к исследуемому вопросу;
- умение составления БД (базу данных);
- умение составления раздела «Состояние вопроса» (рассуждения и доказательства).
- умение определять возможные методы исследования;
- умение написать тезисы по учебному исследованию;
- умение защитить результаты работы на школьной конференции.
Программа «Ученик — исследователь»
Наименование | Содержание | |||
Предмет исследования | Формирование исследовательских умений и навыков учащихся | |||
Формы занятий при формировании исследовательских умений и навыков учащихся | Урок, проектный урок, спец. курс «Введение в научное исследование» | |||
Контингент учащихся | 5-9-е классы | |||
Формы защиты исследовательской работы | Доклад, творческая работа, исследовательская работа, проект, диплом. | |||
Участие в конкурсах и олимпиадах | Школьные, районные, городские проектные конкурсы |
Исследовательская работа в то же время в основном направлена на такие практические умения, как: поставить и сформулировать проблему исследования; умение выдвинуть и теоретически обосновать гипотезу; наметить план работы; провести исследование; обработать и проинтерпретировать данные; написать научный доклад или статью; публично защитить основные тезисы исследования (более подробно написано выше). Конечно, каждый учитель, работая с учеником или группой, рассчитывает на хорошие результаты, поэтому я определила три этапа работы, подобно композиции сочинения.
Ожидаемые результаты по этапам выполнения проектно-исследовательской работы:
Этап 1. Подготовительный. Изучение состояния вопроса:
1) подбор, просмотр литературы, относящейся к исследуемому вопросу, составление библиографической картотеки;
2) выбор источников, требующих детального изучения;
3) обобщение источников и литературы, составление раздела «Состояние вопроса».
Рекомендации: вначале изучаются опубликованные литература и источники, затем используется система «Интернет» для информационного анализа. По рекомендации руководителя изучаются монографии по данному вопросу; при работе с литературой и источниками рекомендуется составление базы данных в виде картотеки или на компьютере.
Карточка: 1 – заголовок (главная мысль текста); 2 – текст из литературного источника; 3 – ссылка, откуда взят текст (автор, название произведения, название журнала, год издания, номер журнала, страницы текста).
Результат I этапа:
1 – составляется обзор литературы, который представляет собой самостоятельный раздел проектно-исследовательской работы;
2 – обзор литературы должен содержать краткое изложение результатов, их критический анализ, а также выводы о возможности использования этих результатов в собственных исследованиях;
3 – формулируются цель и задачи исследования, рабочая гипотеза.
Этап II. Разработка и организация выполнения работы:
1 – поиск аналогов научного и технического решения данной проблемы с помощью руководителя темы;
2 – анализ особенностей объекта исследования;
3 – выбор и обоснование методов исследования при решении поставленных задач (теоретических, сравнительных и др.);
4 – организация и проведение экспериментальной части (если она присутствует в исследовании).
Результаты II этапа работы:
1 – составление плана;
2 – уточнение цели, задач и гипотезы исследования;
3 – уточняются ожидаемые результаты.
Этап III. Составление и оформление работы. План работы над проектом.
Эта работа может быть промежуточным отчётом (докладом), рефератом, творческой работой.
1. Промежуточный отчёт. Основное содержание доклада – отчёт об определённом этапе работы с выступлением ученика и научного руководителя (актуальность исследования, его целесообразность, уровень подготовки).
2. Реферат. Реферат может рассматриваться как информационный обзор по теме, в которой присутствуют анализ, обобщение, обработка материала и сделаны собственные выводы. Хороший реферат – тоже научная работа. Ценность реферата в его полноте и качестве предварительного изучения научной литературы и ее критическом анализе.
Умения и навыки учащихся, требуемые при работе с литературой:
1) умение использовать рациональные приёмы в работе с литературой;
2) умение определять структуру и логику изложения научного содержания исследования;
3) умение формулировать выводы и предложения.
Целевое назначение сбора материала и его основные функции:
1 - информативная (какая основная информация заключена в проекте);
2 - индикативная (описание первичного материала);
3 - функция поиска информации и документов;
4 - ознакомительная (источник для получения справочных данных).
Учащиеся должны четко усвоить структуру оформления презентации исследовательской работы, а именно, что после титульного листа публикуется план исследовательской работы:
Введение (один–два машинописных листа): обоснование темы, её актуальность, значимость, перечисление вопросов, рассматриваемых в работе, определяются цели и задачи работы, приводится обзор источников и литературы.
Основная часть: основная часть имеет название, выражающее суть исследования, может состоять из двух – трех разделов, которые тоже имеют название. В основной части: глубоко и систематизировано излагается состояние изучаемого вопроса; обсуждаются противоречивые мнения, содержащиеся в различных источниках, анализируются и оцениваются с особой тщательностью.
Заключение (выводы и предложения): формулируются результаты анализа эволюции и тенденции развития рассматриваемого вопроса; даются предложения, как решить существенные вопросы лучше и иначе, чем до сих пор.
Объём работы в среднем составляет 20 файлов.
Библиография.
Я глубоко убеждена в том, что информационно-компьютерные технологии, применяемые в работе над проектом, повышают интерес к изучаемому предмету, активизируют познавательную деятельность учеников, развивают их творческий потенциал, позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу, способствуют совершенствованию практических умений и навыков школьников, повышают качество образования (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации), включают школьников и педагогов в современное информационное пространство, способствуют самореализации и саморазвитию личности ученика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические приемы, облегчающие применение сказок в психологической работе
Методические приемы работы с текстами сказок в сказкотерапии можно разделить на три группы в соответствии с задачами....
АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
рассказ о работе летней конференции Турнира городов руководителя команды г. Жуковского Гайфуллиной Г.И....
Применение проектной методики в работе студенческого научно-исследовательского кружка
Данная работа освещает вопрос использования проектной методики в организации внеклассной работы по предмету....
Применение интеграционных технологий в работе над культурологическим комментарием при изучении историко-литературного материала
Статья учителя русскогя языка и литературы, опубликованная в сборнике материалов Всероссийской конференции "Интеграционные технологии в преподавании филологических дисциплин"(2011)...
Применение арт-терапии в работе с детьми
В работе раскрывается понятие арт-терапии, ее задачи, одной из которых является восстановление нарушенных связей между чувствами и разумом, развитие целостной личности, обнаружение личностных смыслов ...
Применение песочной терапии в работе с детьми с ОВЗ
Игры на песке одна из форм естественной деятельности ребёнка. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих, коррекционных целях. Строя фигурки из песка с использо...
Применение интегративных связей в работе над музыкальным произведением (на примере вокально-хоровой и фортепианно-исполнительской деятельности.
В данной статье, исходя из определения понятия интеграция, анализа общих предпосылок, описывается возможность интегративных связей вокально-хоровой и фортепианно-исполнительской деятельности. На каждо...