Применение интеграционных технологий в работе над культурологическим комментарием при изучении историко-литературного материала
статья по литературе (8 класс) по теме
Статья учителя русскогя языка и литературы, опубликованная в сборнике материалов Всероссийской конференции "Интеграционные технологии в преподавании филологических дисциплин"(2011)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kozhina_irina_aleksandrovna_2011.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение интеграционных технологий в работе над культурологическим комментарием при изучении историко-литературного материала
Кожина И. А.
учитель русского языка и литературы
высшей категории
МОУ лицея № 82
Сормовского района
города Нижнего Новгорода
«Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся»,- писал поэт Ф.И.Тютчев. Учитель - словесник, увлечённый лирикой поэта и способный увлечь ею своих учеников, не может, входя в класс, руководствоваться глубинными смыслами начинающегося этой строкой стихотворения… Предугадать, смотивировать, научить – вот цель учителя. Ученик, говорящий: «А я так воспринимаю», имеет полное право на интерпретацию текста, вос-при-нимаемого им. Хуже, если он делает это механистически, не утруждая себя размышлением над прочитанным. Важно, чтобы поле восприятия постоянно совершенствовалось, «заселялось» такими критериями, культурологическими реалиями, которые впоследствии расширяли бы возможности адекватно интерпретировать текст. Задача учителя знакомить своего ученика с научной, литературно - критической, художественной интерпретацией таким образом, чтобы в старших классах появился осознанный навык мотивировать своё восприятие художественного текста социальными, историческими, эстетическими причинами.
Важную роль в формировании подобного навыка по-прежнему призван играть прежде всего школьный учебник. Время корректирует лишь подходы к работе с этим универсальным инструментом. Задача, стоящая перед учителем, - смотивировать ученика на осознанное изучение материала учебника.
На мой взгляд, достаточно сложным для восьмиклассника является восприятие материала, предваряющего изучение лирики А.С.Пушкина 1817-1820 годов. В программе доктора педагогических наук, профессора В.Г.Маранцмана этот период творчества поэта вынесен из девятого в восьмой класс для достаточно полного изучения. Безусловно, в силу возрастных особенностей, обилие культурологических реалий текст может испугать ученика. А между тем в программе написано: « Школьное литературное образование не претендует на подготовку литературоведов, литературных критиков и деятелей искусства, но знакомит учеников с научными, литературно- критическими и художественными интерпретациями произведений словесного искусства. Эти интерпретации в школьном изучении литературы играют роль ориентиров, помогают созданию установки на чтение и анализ текста».[1] Без серьёзного знакомства со статьёй, предваряющей изучение лирики А.С.Пушкина, нельзя приступать к чтению стихотворений поэта. Не случайно тема учебного курса литературы в восьмом классе – «Герой и время»: образ лирического героя мы вписываем в контекст исторического времени.
Первая реакция иного восьмиклассника, открывающего статью «Прогулка по Петербургу (1817-1820)» - «Ужас!» Десять страниц печатного текста, где для преподавателя за каждым именем стоит образ в разной степени известного ему поэта, писателя, исторической личности. Батюшков, Веневитинов, А.И.Тургенев, Н.И.Тургенев, П.Я.Чаадаев, А.Н.Голицын, Яков Толстой… А ученику восьмого класса о чём говорят эти имена? А если к этому далеко не полному списку добавить топонимы, известные лишь петербуржцу?.. Нет, текст замечательный! Он вызывает у восьмиклассника «ужас» не на уровне отторжения, а скорее удивляет многогранностью, обилием культурных реалий в рамках одной статьи. Удивление психологи характеризуют как когнитивную эмоцию, возникающую в неожиданной ситуации. Это «адекватная реакция на отклонение от нормы. Если неожиданная ситуация окажется опасной, то удивление переходит в испуг. Если неожиданная ситуация окажется безопасной, то удивление переходит в интерес»[2]. Ещё Аристотель писал: «Познание начинается с удивления»[3]. А именно оно должно возникнуть в первой фазе работы над текстом: удивление -→ интерес-→познание.
В современной образовательной ситуации в практике преподавания литературы актуальными становятся интеграционные технологии, способствующие формированию ученика как личности. И прежде всего интегративный культурологический комментарий с использованием ИКТ.
Интеграция - (лат) - восстановление, восполнение, объединение частей в целое (integer - целый), причем, не механическое соединение, а взаимопроникновение, взаимодействие, взаимовидение. Задача интегрирования - дать ученикам представление о единстве окружающего нас мира. Ученик познаёт мир, вписывая себя, свой способ познания мира, своё «Я», в мир как текст.
Цели использования ИКТ на таком уроке:
- структурно-организационная
- иллюстративная.
Урок строится по принципу технологии развития критического мышления[4]. Ученики, работая по группам, составляют в тетради культурологический комментарий в форме таблицы:
1 группа: имена;
2 группа: топонимы, памятники архитектуры города;
3 группа: слова с семантикой исторического времени, особо отмечаются слова с неизвестным лексическим значением.
известное | новое |
В.Кюхельбекер А.Дельвиг В.А.Жуковский И.А.Крылов … | П.В.Анненков Гнедич Плетнёв Ринальди Всеволожский Фёдор Глинка … |
Например, первая группа выписывает в таблицу имена собственные, встречающиеся в тексте. Так ученики выписали 71 имя, распределив их по столбикам:
Вторая группа выписала 38 слов, рисующих архитектурный портрет города.
- Фаза осмысления содержания (на примере первой группы):
В группе анализируются способы ввода имён собственных, например, 1) с прямым комментарием: «министр иностранных дел И.А.Каподистрия, архитектор Ринальди …»;
2) названы лишь имена из круга общения А.С.Пушкина;
3) названы имена деятелей культуры – современников или предшественников поэта.
К именам составляется комментарий. Учитель – в роли консультанта. Обсуждается занесённое в таблицы. К фазе рефлексии группы могут подходить по-разному: после структурирования собранного материала намечаются пути дальнейшей работы. Учащиеся не только составляют сноски, которых, кстати, нет к тексту, но и выбирают одну из тем проекта:
- Какие места Санкт-Петербурга были дороги А.С.Пушкину?
- Один из петербургских знакомых А.С.Пушкина.
- Друзья-лицеисты.
- Интерес поэта к театру.
- Словарь пушкинской эпохи.
Форма проекта выбирается каждым самостоятельно: он может быть как групповым, так и индивидуальным. А вот форму подачи материала группой выбирают коллегиально.
- Переход к фазе рефлексии осуществляется в соответствии с её функциями: 1) коммуникационная (обмен мнениями о новой информации);
2) информационная (приобретения нового знания);
3) мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению
информационного поля);
4) оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся
знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).[5]
В соответствии с целями использования ИКТ на уроке защита проектов
восьмиклассников сопровождается:
- зрительным (иллюстративным) рядом: памятники архитектуры, скульптурные изображения, портреты, репродукции картин,
- звуковым (музыкальным) рядом: вальсы А. С. Грибоедова, романс на стихи А.Дельвига «Соловей», романсы на стихи А.С.Пушкина, в том числе и современные.
Звучат и стихотворения А.С.Пушкина с элементами культурологического анализа.
В результате применения мультимедийных технологий выстраивается активный диалог ученика с текстом, показывающий:
- умение отбирать информацию разной семантики:
историко-биографической,
историко-литературной,
религиозно-философской,
лингво-семиотической,
структурно-функциональной;
- умение ориентироваться в информации:
репрезентация данного материала средствами других искусств.
Интегративный культурологический комментарий текста - один из способов формирования общекультурной компетентности учащихся, способствующий воспитанию «человека культуры».
***
Вернёмся к вопросу о собственном, индивидуальном восприятии текста художественного произведения. Ярким примером подобного эксперимента стал проект, вылившийся в двухтомное издание под названием «Литературная матрица», где собраны эссе известных современных писателей об их собственном восприятии классиков русской литературы. Чем не пример для школьника, ищущего ответ на вопрос: каким надо быть, чтобы так понимать русскую литературу?
[1] Программа общеобразовательных учреждений по литературе. Под редакцией В.Г.Маранцмана. М, «Просвещение», 2004, стр. 6
[3] http://www.aphorism.ru/702.shtml - афоризмы
[4] Формирование критического мышления обучающихся. Методические рекомендации для преподавателей вуза, учителей общеобразовательных школ,Н.Н.,2004
[5] *Формирование критического мышления обучающихся. Методические рекомендации для преподавателей вуза, учителей общеобразовательных школ,Н.Н.,2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
рассказ о работе летней конференции Турнира городов руководителя команды г. Жуковского Гайфуллиной Г.И....
Интеграционные технологии в работе учителя – словесника при изучении творчества А.Н.Островского
Статья из сборника Всероссийской конференции "Интеграционные технологии в преподавании русской словесности"....
Кожина ИА Интеграционные технологии в работе учителя словесника. Презентация Microsoft Office PowerPoint
Авторская презентация учителя представляет собой иллюстративный материал к статье "Интеграционные технологии в работе учителя-словесника при изучении творчества А.Н.островского в 10 классе", опу...
Проектная деятельность на уроке литературы при изучении историко-литературного материала
Презентация является приложением к статье "Проектная деятельность на уроке литературы при изучении историко-литературного материала", содержит иллюстративный материал....
Применение здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога с детьми раннего и дошкольного возраста и их родителями.
Здоровье – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым....
Применению дистанционных технологий в работе с одаренными детьми
В докладе раскрывается опыт работы учителя химии общеобразовательной средней школы по применению дистанционных технологий в работе с одаренными детьми по подготовке их к научно - исследовательской дея...
Доклад. Применение здоровьесберегающих технологий при работе с детьми, находящимися на индивидуальном обучении
ДокладПрименение здоровьесберегающих технологий при работе с детьми, находящимися на индивидуальном обучении.Образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому се...