Применение проектной методики в работе студенческого научно-исследовательского кружка
методическая разработка на тему

Лазарева Наталия Николаевна

Данная работа освещает вопрос использования проектной методики в организации внеклассной работы по предмету. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задача подготовки творческого учителя, владеющего исследовательскими умениями и навыками, способного ориентироваться в по токе научной информации, современных педагогических технологи ях, продиктована современным состоянием образования. Учитель, вла деющий профессиональными исследовательскими умениями и на выками, способный активно и независимо мыслить, умеющий творчески решать различные педагогические задачи, сможет органи зовать процесс обучения на должном уровне. Одной из современных педагогических технологий является проектная методика, которую мы успешно используем в своей научно-исследовательской работе.

 Метод проектов был разработан в начале XX века американским ученым Дж. Дьюи с целью ориентирования обучения на целесообразную деятельность детей с учетом их личных интересов. В 1905году русский педагог С. Т. Шацкий пытался использовать проектный метод в преподавании. Позднее, в 20-ых годах метод проектов широко внедрялся в советской общеобразовательной школе в качестве основного направления обучения учащихся, но уже к 1931 году был сделан вывод о том, что с помощью этого метода невозможно увеличивать знания учащихся по общеобразовательным предметам. И советская общеобразовательная школа была полностью переведена на традиционное обучение. В зарубежной педагогике метод проектов, получил дальнейшее развитие, в него были включены все прогрессивные элементы обучения, успешно проверенные на практике. Возникнув из идеи свободного воспитания, в настоящее время метод проектов встроен в структуру системы образования. Но сущность идеи остается прежней - стимулировать интерес детей к обучению путем организации их самостоятельной деятельности, постановки перед ними целей и проблем, решение которых ведет к появлению новых знаний и умений.

В зарубежной педагогике метод проектов получил широкое распространение и развитие в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем в совместной деятельности учащихся. Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Основой метода проектов является развитие познавательных умений учащихся, обучение их: умению конструировать свои знания.

Метод проектов является ядром в подготовке бу дущих творческих специалистов. В основе метода проектов лежит раз витие познавательных навыков студентов, умений самостоятельно кон струировать свои знания и ориентироваться в информационном про странстве. Поэтому если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения цели через детальную разработку про блемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в ре альной практической деятельности. Чтобы добиться такого результа та, необходимо научить студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных об ластей, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, устанавливать причинно-следственные связи.

Учебный  процесс, ориентированный на обучаемого, предполагает, что студенты сами определяют цели и задачи своей деятельности, отбирают нужный материал, пользуясь разнообразными источниками, планируют содержание этой деятельности и осуществляют ее, добиваясь искомого результата. В таком случае определенный уровень автономии является необходимым психологическим условием успешной деятельности студента. Эффективность обучения тем выше, чем в большей мере ситуация стимулирует студентов к свободному общению. Автономное учение предполагает более последовательную ориентацию на самостоятельность учебного труда студентов. Все это принято обозначать как способность и желание учащихся принимать на себя определенную долю ответственности за ход и результаты процесса овладения иностранным языком.

Под учебным проектом понимается совместная обоснованная спланированная и осознанная деятельность обучаемых - партнеров, которая организована на основе телекоммуникационных технологий, имеет общую проблему, цель, согласованные методы и которая направлена на формирование у них определенной системы интеллектуальных и практических умений.

Проект – это исследование конкретной проблемы, ее практическая или теоретическая реализация.

В проект в качестве его составных компонентов входят:

-  формулирование цели (что и почему надо сделать),

-  разработка или выбор путей выполнения проекта,

-  работа над проектом,

-  оформление результатов,

-  обсуждение результатов работы.

Целью метода проектов является 1) развитие самообразовательной активности у студентов. В результате своей творческой практической деятельности обучаемые создают конечный продукт в виде новых знаний и умений; 2) развитие коммуникативных навыков. В нем сочетаются индивидуальная, самостоятельная форма работы студентов с групповыми занятиями.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

  Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.

Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик.

Для метода проектов очень существенным является вопрос практической, теоретической и познавательной значимости предполагаемых результатов.

Работа над проектом тщательно планируется преподавателем и обсуждается с учащимися. При этом проводится подробное структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов и сроков представления результатов "общественности", то есть другим учащимся группы или, например, "внешним" пользователям Интернет, не имеющим прямого отношения к процессу обучения.

В основе учебных проектов лежат исследовательские методы обучения. Вся деятельность учащихся сосредотачивается на следующих этапах:

 - определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;

- выдвижение гипотезы их решения;

- обсуждение методов исследования;

- проведение сбора данных;

- анализ полученных данных;

- оформление конечных результатов;

 - подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода "мозгового штурма", "круглого стола", статистических методов, творческих отчетов, просмотров и пр.).

Не владея достаточно свободно исследовательскими, проблемными, поисковыми методами, умением вести статистику, обрабатывать данные, не владея определенными методами различных видов творческой деятельности, трудно говорить о возможности успешной организации проектной деятельности учащихся.

В последние годы в отечественном образовании наблюдается возросший интерес к этой форме организации обучения, позволяющей обучить детей умению получать знания через свою деятельность. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучаемых, роль преподавателя заключается в постоянной консультативной помощи.

С помощью метода проектов возможно обучить студентов:

-    выявлять и формулировать проблемы;

-    проводить их анализ;

-    находить пути их решения;

-   большое значение имеет умение работать с информацией;

-   находить необходимый источник, например, данные в справочной литературе или в средствах массовой информации;

-    применять полученную информацию для решения поставленных задач.

 К организации образовательных проектов предъявляют следующие требования:

1)    проект должен быть включен в процесс обучения и воспитания студентов,

2)    учащиеся должны обсуждать реальные проблемы и ставить актуальные задачи, деятельность студентов должна иметь целесообразный характер;

3)    работа студентов должна быть осмысленной и активной:

4)    учащиеся должны уметь четко формулировать свои мысли в письменном виде, анализировать поступающую информацию, участвовать в создании новых идей;

5)    для взаимодействия студентов используется групповая форма работы.

Как показывает опыт последних лет, наибольшая эффективность наблюдается в случае проведения проектов по следующим направлениям:

-   сбор данных в разных странах, регионах, городах сопоставление наблюдений за природными и социальными явлениями;

-  сравнительное изучение событий, фактов для выявления определенной тенденции, разработки предложений и принятия решений;

 -    совместная познавательная деятельность.

Повышению эффективности способствуют быстрые ответы на полученную информацию, интерес к чужому мнению.

Во время работы над  проектом постоянно возникают педагогические проблемы; которые следует решать преподавателю, проводящему этот проект.

Таким образом, проектная деятельность требует для своего осуществления большой предварительной подготовки и хорошей подготовленности преподавателей.

Поскольку учебный проект является компонентом системы образования и призван решать учебно-воспитательные задачи, определяемые стандартами содержания, программой и учебным планом, следует не упускать из вида, что работа над проектом должна быть включена в конкретный образовательный контекст.

Преподавание в педагогическом колледже заставило нас использовать в своей деятельности краеведческие данные исторической, экономической и социальной направленности. Основной задачей был отбор и организация краеведческого материала в соответствии с интересами и возрастными особенностями студентов. Второй задачей было обеспечить целенаправленную взаимосвязь лексических и грамматических тем с выбранными краеведческими темами.

 Для студентов 4 и 5 курсов специальности 050303 « Иностранный язык» в соответствии с учебным планом предусмотрен цикл уроков под названием « Теоретические основы регионоведения», где предполагается изучение истории, традиций и обычаев родного края. Поэтому во внеклассной работе мы решили продолжить изучение данной темы в рамках студенческого научно-исследовательского кружка.

Опыт работы с краеведческим материалом в проектной методики убедил нас, что использование в обучении иностранному языку информации, сведений, связанных с реальной жизнью, стимулируют не только их интерес к изучению иностранного языка, но и самостоятельность, активность, воспитывает ответственное отношение к делу, способствует становлению личности.

                  Проектная работа  «Мой родной город Усмань»

Цель данного проекта – привлечь внимание учащихся к изучению истории и традиций родного края. Данный проект предназначен для развития творческих способностей учащихся: предполагает развитие образного и логического мышления при решении поставленных проблем, нацеливает на самостоятельную исследовательскую деятельность, формирует навыки перевода разговорной речи, помогает осознать причины и увидеть следствия трудностей, возникающих при переводе  на русский язык, активизирует учащихся к работе в предполагаемых «творческих мастерских» и созданию собственных творческих работ. 

Основополагающий вопрос: У  России есть Усмань недаром? 

Вопросы учебной темы: “The First Settlements” (Первые поселения), “Development and building in the 19th century” (Развитие и строительство в 19 веке).

Учебные предметы: история, краеведение, английский язык.

Участники: студенты 4 и 5 курса специальность 050303.

Информационные ресурсы: личные архивы, материалы библиотеки и музеев.

Темы самостоятельных исследований:

-Foundation of Usman (Основание города Усмани ).

-Usman district in the first half of the 19th century ( Усманский район в первой половине 19 века).

-My native town nowdays ( Мой город сегодня).

Результаты исследований студентов были представлены в  презентациях «Foundation of Usman», «Development and building in the 19th century»; в буклете «My native town nowdays ».

Практическим выходом данной проектной работы было издание методического пособия на английском языке об истории, традициях и обычаях Усмани и Усманского района, которое в дальнейшем может быть использовано на уроках  блока «Теоретические основы регионоведения».

Название нашего проекта: Мой колледж: традиции и история.

Наша работа посвящается празднованию 90 летней годовщины нашего учебного заведения. Цель нашей проектной работы – изучить  историю и традиций нашего учебного заведения. Данный проект предназначен для развития творческих способностей студентов, предполагает развитие образного и логического мышления при решении поставленных проблем, нацеливает на самостоятельную исследовательскую деятельность, формирует навыки перевода разговорной речи, помогает осознать причины и увидеть следствия трудностей, возникающих при переводе  на русский язык, активизирует учащихся к работе в предполагаемых «творческих мастерских» и созданию собственных творческих работ. Методические задачи работы:

научиться грамотно оценивать достоверность полученной информации;

научиться устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное, обобщать, систематизировать; научиться лаконично излагать свои мысли в рамках предложенного стиля; приобрести навыки проектной деятельности;

oбучение ознакомительному виду чтения с кратким изложением содержания текста. В работе над проектом использовались следующие методы исследования:

Мы работали по следующим вопросам  учебной темы:

  1. История нашего колледжа, его традиции (My College: its history and traditions).
  2. Главный символ колледжа («The action of the…bear») .

Учебные предметы: английский язык, краеведение.

Участники: студенты 4 курса специальность 050303.

Результаты нашей работы были представлены:

- в презентации «Му College: its history and traditions»;

- в буклете «The action of the…bear».

В своей работе мы использовали материалы музеев и личных архивов горожан.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика включения учащихся в научно-исследовательскую деятельность

Программа направлена на решение следующих задач: сохранение и укрепление здоровья, развитие физических качеств детей и двигательных способностей; формирование навыков самосовершенствования...

Применение проектных методик в обучении английскому языку

Методические рекомендации по применению проектов в начальной школе....

Применение проектной методики на уроках и внеклассных мероприятиях по английскому языку

Применение проектной методики на уроках и внеклассных мероприятиях по английскому языку. Типология проектов, методы работы с проектами разных типов....

Применение проектной методики – это ключ к успешному изучению английского языка.

Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержат...

Применение проектной методики в практической работе педагога в условиях введения требования ФГОС

Проектная деятельность обучающихся – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающийся созданием про...

Применение проектной методики в учебной деятельности на уроках английского языка (из опыта работы).

В этой публикации содержится описание применения проектной методики на уроках английского языка. Метод проектов ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания,...

Темы проектных работ для научно-исследовательской конференции (7кл)

Темы проектных работ для научно-исследовательской конференции (7кл)...