Применение проектной методики в работе студенческого научно-исследовательского кружка
методическая разработка на тему
Данная работа освещает вопрос использования проектной методики в организации внеклассной работы по предмету.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Задача подготовки творческого учителя, владеющего исследовательскими умениями и навыками, способного ориентироваться в по токе научной информации, современных педагогических технологи ях, продиктована современным состоянием образования. Учитель, вла деющий профессиональными исследовательскими умениями и на выками, способный активно и независимо мыслить, умеющий творчески решать различные педагогические задачи, сможет органи зовать процесс обучения на должном уровне. Одной из современных педагогических технологий является проектная методика, которую мы успешно используем в своей научно-исследовательской работе.
Метод проектов был разработан в начале XX века американским ученым Дж. Дьюи с целью ориентирования обучения на целесообразную деятельность детей с учетом их личных интересов. В 1905году русский педагог С. Т. Шацкий пытался использовать проектный метод в преподавании. Позднее, в 20-ых годах метод проектов широко внедрялся в советской общеобразовательной школе в качестве основного направления обучения учащихся, но уже к 1931 году был сделан вывод о том, что с помощью этого метода невозможно увеличивать знания учащихся по общеобразовательным предметам. И советская общеобразовательная школа была полностью переведена на традиционное обучение. В зарубежной педагогике метод проектов, получил дальнейшее развитие, в него были включены все прогрессивные элементы обучения, успешно проверенные на практике. Возникнув из идеи свободного воспитания, в настоящее время метод проектов встроен в структуру системы образования. Но сущность идеи остается прежней - стимулировать интерес детей к обучению путем организации их самостоятельной деятельности, постановки перед ними целей и проблем, решение которых ведет к появлению новых знаний и умений.
В зарубежной педагогике метод проектов получил широкое распространение и развитие в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем в совместной деятельности учащихся. Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Основой метода проектов является развитие познавательных умений учащихся, обучение их: умению конструировать свои знания.
Метод проектов является ядром в подготовке бу дущих творческих специалистов. В основе метода проектов лежит раз витие познавательных навыков студентов, умений самостоятельно кон струировать свои знания и ориентироваться в информационном про странстве. Поэтому если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения цели через детальную разработку про блемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в ре альной практической деятельности. Чтобы добиться такого результа та, необходимо научить студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных об ластей, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, устанавливать причинно-следственные связи.
Учебный процесс, ориентированный на обучаемого, предполагает, что студенты сами определяют цели и задачи своей деятельности, отбирают нужный материал, пользуясь разнообразными источниками, планируют содержание этой деятельности и осуществляют ее, добиваясь искомого результата. В таком случае определенный уровень автономии является необходимым психологическим условием успешной деятельности студента. Эффективность обучения тем выше, чем в большей мере ситуация стимулирует студентов к свободному общению. Автономное учение предполагает более последовательную ориентацию на самостоятельность учебного труда студентов. Все это принято обозначать как способность и желание учащихся принимать на себя определенную долю ответственности за ход и результаты процесса овладения иностранным языком.
Под учебным проектом понимается совместная обоснованная спланированная и осознанная деятельность обучаемых - партнеров, которая организована на основе телекоммуникационных технологий, имеет общую проблему, цель, согласованные методы и которая направлена на формирование у них определенной системы интеллектуальных и практических умений.
Проект – это исследование конкретной проблемы, ее практическая или теоретическая реализация.
В проект в качестве его составных компонентов входят:
- формулирование цели (что и почему надо сделать),
- разработка или выбор путей выполнения проекта,
- работа над проектом,
- оформление результатов,
- обсуждение результатов работы.
Целью метода проектов является 1) развитие самообразовательной активности у студентов. В результате своей творческой практической деятельности обучаемые создают конечный продукт в виде новых знаний и умений; 2) развитие коммуникативных навыков. В нем сочетаются индивидуальная, самостоятельная форма работы студентов с групповыми занятиями.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.
Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик.
Для метода проектов очень существенным является вопрос практической, теоретической и познавательной значимости предполагаемых результатов.
Работа над проектом тщательно планируется преподавателем и обсуждается с учащимися. При этом проводится подробное структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов и сроков представления результатов "общественности", то есть другим учащимся группы или, например, "внешним" пользователям Интернет, не имеющим прямого отношения к процессу обучения.
В основе учебных проектов лежат исследовательские методы обучения. Вся деятельность учащихся сосредотачивается на следующих этапах:
- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
- выдвижение гипотезы их решения;
- обсуждение методов исследования;
- проведение сбора данных;
- анализ полученных данных;
- оформление конечных результатов;
- подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода "мозгового штурма", "круглого стола", статистических методов, творческих отчетов, просмотров и пр.).
Не владея достаточно свободно исследовательскими, проблемными, поисковыми методами, умением вести статистику, обрабатывать данные, не владея определенными методами различных видов творческой деятельности, трудно говорить о возможности успешной организации проектной деятельности учащихся.
В последние годы в отечественном образовании наблюдается возросший интерес к этой форме организации обучения, позволяющей обучить детей умению получать знания через свою деятельность. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучаемых, роль преподавателя заключается в постоянной консультативной помощи.
С помощью метода проектов возможно обучить студентов:
- выявлять и формулировать проблемы;
- проводить их анализ;
- находить пути их решения;
- большое значение имеет умение работать с информацией;
- находить необходимый источник, например, данные в справочной литературе или в средствах массовой информации;
- применять полученную информацию для решения поставленных задач.
К организации образовательных проектов предъявляют следующие требования:
1) проект должен быть включен в процесс обучения и воспитания студентов,
2) учащиеся должны обсуждать реальные проблемы и ставить актуальные задачи, деятельность студентов должна иметь целесообразный характер;
3) работа студентов должна быть осмысленной и активной:
4) учащиеся должны уметь четко формулировать свои мысли в письменном виде, анализировать поступающую информацию, участвовать в создании новых идей;
5) для взаимодействия студентов используется групповая форма работы.
Как показывает опыт последних лет, наибольшая эффективность наблюдается в случае проведения проектов по следующим направлениям:
- сбор данных в разных странах, регионах, городах сопоставление наблюдений за природными и социальными явлениями;
- сравнительное изучение событий, фактов для выявления определенной тенденции, разработки предложений и принятия решений;
- совместная познавательная деятельность.
Повышению эффективности способствуют быстрые ответы на полученную информацию, интерес к чужому мнению.
Во время работы над проектом постоянно возникают педагогические проблемы; которые следует решать преподавателю, проводящему этот проект.
Таким образом, проектная деятельность требует для своего осуществления большой предварительной подготовки и хорошей подготовленности преподавателей.
Поскольку учебный проект является компонентом системы образования и призван решать учебно-воспитательные задачи, определяемые стандартами содержания, программой и учебным планом, следует не упускать из вида, что работа над проектом должна быть включена в конкретный образовательный контекст.
Преподавание в педагогическом колледже заставило нас использовать в своей деятельности краеведческие данные исторической, экономической и социальной направленности. Основной задачей был отбор и организация краеведческого материала в соответствии с интересами и возрастными особенностями студентов. Второй задачей было обеспечить целенаправленную взаимосвязь лексических и грамматических тем с выбранными краеведческими темами.
Для студентов 4 и 5 курсов специальности 050303 « Иностранный язык» в соответствии с учебным планом предусмотрен цикл уроков под названием « Теоретические основы регионоведения», где предполагается изучение истории, традиций и обычаев родного края. Поэтому во внеклассной работе мы решили продолжить изучение данной темы в рамках студенческого научно-исследовательского кружка.
Опыт работы с краеведческим материалом в проектной методики убедил нас, что использование в обучении иностранному языку информации, сведений, связанных с реальной жизнью, стимулируют не только их интерес к изучению иностранного языка, но и самостоятельность, активность, воспитывает ответственное отношение к делу, способствует становлению личности.
Проектная работа «Мой родной город Усмань»
Цель данного проекта – привлечь внимание учащихся к изучению истории и традиций родного края. Данный проект предназначен для развития творческих способностей учащихся: предполагает развитие образного и логического мышления при решении поставленных проблем, нацеливает на самостоятельную исследовательскую деятельность, формирует навыки перевода разговорной речи, помогает осознать причины и увидеть следствия трудностей, возникающих при переводе на русский язык, активизирует учащихся к работе в предполагаемых «творческих мастерских» и созданию собственных творческих работ.
Основополагающий вопрос: У России есть Усмань недаром?
Вопросы учебной темы: “The First Settlements” (Первые поселения), “Development and building in the 19th century” (Развитие и строительство в 19 веке).
Учебные предметы: история, краеведение, английский язык.
Участники: студенты 4 и 5 курса специальность 050303.
Информационные ресурсы: личные архивы, материалы библиотеки и музеев.
Темы самостоятельных исследований:
-Foundation of Usman (Основание города Усмани ).
-Usman district in the first half of the 19th century ( Усманский район в первой половине 19 века).
-My native town nowdays ( Мой город сегодня).
Результаты исследований студентов были представлены в презентациях «Foundation of Usman», «Development and building in the 19th century»; в буклете «My native town nowdays ».
Практическим выходом данной проектной работы было издание методического пособия на английском языке об истории, традициях и обычаях Усмани и Усманского района, которое в дальнейшем может быть использовано на уроках блока «Теоретические основы регионоведения».
Название нашего проекта: Мой колледж: традиции и история.
Наша работа посвящается празднованию 90 летней годовщины нашего учебного заведения. Цель нашей проектной работы – изучить историю и традиций нашего учебного заведения. Данный проект предназначен для развития творческих способностей студентов, предполагает развитие образного и логического мышления при решении поставленных проблем, нацеливает на самостоятельную исследовательскую деятельность, формирует навыки перевода разговорной речи, помогает осознать причины и увидеть следствия трудностей, возникающих при переводе на русский язык, активизирует учащихся к работе в предполагаемых «творческих мастерских» и созданию собственных творческих работ. Методические задачи работы:
научиться грамотно оценивать достоверность полученной информации;
научиться устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное, обобщать, систематизировать; научиться лаконично излагать свои мысли в рамках предложенного стиля; приобрести навыки проектной деятельности;
oбучение ознакомительному виду чтения с кратким изложением содержания текста. В работе над проектом использовались следующие методы исследования:
Мы работали по следующим вопросам учебной темы:
- История нашего колледжа, его традиции (My College: its history and traditions).
- Главный символ колледжа («The action of the…bear») .
Учебные предметы: английский язык, краеведение.
Участники: студенты 4 курса специальность 050303.
Результаты нашей работы были представлены:
- в презентации «Му College: its history and traditions»;
- в буклете «The action of the…bear».
В своей работе мы использовали материалы музеев и личных архивов горожан.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика включения учащихся в научно-исследовательскую деятельность
Программа направлена на решение следующих задач: сохранение и укрепление здоровья, развитие физических качеств детей и двигательных способностей; формирование навыков самосовершенствования...
Применение проектных методик в обучении английскому языку
Методические рекомендации по применению проектов в начальной школе....
Применение проектной методики на уроках и внеклассных мероприятиях по английскому языку
Применение проектной методики на уроках и внеклассных мероприятиях по английскому языку. Типология проектов, методы работы с проектами разных типов....
Применение проектной методики – это ключ к успешному изучению английского языка.
Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержат...
Применение проектной методики в практической работе педагога в условиях введения требования ФГОС
Проектная деятельность обучающихся – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающийся созданием про...
Применение проектной методики в учебной деятельности на уроках английского языка (из опыта работы).
В этой публикации содержится описание применения проектной методики на уроках английского языка. Метод проектов ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания,...
Темы проектных работ для научно-исследовательской конференции (7кл)
Темы проектных работ для научно-исследовательской конференции (7кл)...