Методические приемы, облегчающие применение сказок в психологической работе
материал по психологии по теме

Кириченко Татьяна Викторовна

 

Методические приемы работы с текстами сказок в сказкотерапии можно разделить на три группы в соответствии с задачами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические приемы, облегчающие применение сказок

в психологической работе

Методические приемы работы с текстами сказок в сказкотерапии можно разделить на три группы в соответствии с задачами.

1.Прием «разогрева» группы или настройки клиента

Для «сказочного» настроения, позволяющего вести глубокую, заинтересованную работу со сказками, необходим «разогрев». Для «разогрева» могут использоваться тексты сказок, игры, предметы, создающие соответствующую обстановку.

•  При переходе к работе над сказкой психолог может «изменить» внешность, добавив какую-либо «сказочную» деталь, или обыграть любой имеющийся предмет как сказочный. Можно предложить группе изменить обстановку в помещении, создав из мебе ли или любых перегородок «лес», «замок», «город» или подготовить надписи, обозначающие место действия. Можно выделить из участников группы «глашатая», «герольда» или Другой персонаж, обозначающий перемену места действия. Этот же персонаж может пе редавать указания психолога, который может и сам сыграть этот персонаж (или любой другой).

•  Если сказкотерапия проходит в течение нескольких занятий, распределённых во времени, то можно сделать «пропуск в сказку», который участники группы должны получить каким-либо необычным способом (по жребию, на нитке воздушного шарика, пойманного каждым участником, сорвать с «древа желаний» и т. п.). Возврат «пропуска» в начале следующего занятия возвра щает группу в ту точку, в которой она находилась в конце преды дущего занятия. «Пропуск в сказку» может быть индивидуальным или групповым.

•  Призывание сказки. Группу можно попросить «позвать сказку», что можно сделать, например, мелодичным, чуть моно тонным пением; минутой внутреннего сосредоточения в тишине, когда каждый зовет сказку про себя; придумыванием эпитетов и ласковых слов для сказки, когда каждый участник добавляет что-либо: «Мы ждем сказку...Какую? — Ласковую, увлекатель ную, чуть-чуть страшную, мудрую, неизвестную, справедливую и т.д.».

•  До работы с основной сказкой можно выбрать какую-либо другую, всем хорошо известную и попробовать с ней «поиграть». В качестве игры можно применить изложение сказки с другой точки зрения. Сказку о репке можно попросить рассказать с по зиции внучки, мышки или репки. Можно поиграть в «осовреме нивание» сказки или замену персонажей.

•  Отгадывание сюжета или персонажей. Можно выбрать одну и ту же «разогревающую» сказку, предложить выбрать в ней ка кой-либо персонаж или предмет и описать происходящее с этим персонажем так, чтобы нельзя было догадаться сразу. Например, участник группы, выбравший «хвост ослика Иа» из сказки о Вин ни-Пухе, может сказать: «Я сначала вишу, а потом теряюсь». Груп па задает вопросы. Загадку может представить психолог, перечис ляя персонажей и спрашивая: «Кого еще в сказке не хватает?» или «Что это за сказка?».

•  Превращение в сказку любой жизненной истории. Можно рассказать любую историю на темы взаимоотношений, работы, даже погоды, и попросить группу превратить эту историю в вол шебную сказку. При этом возможно разбиение группы на под группы и сравнение получившихся сказок, желательно с выделе нием сходства, а не различий.

•  Сочинение сказки экспромтом. Каждый участник группы добавляет по нескольку фраз. Получившийся текст, кстати, до некоторой степени проецирует проблемы участников и страте гию их поведения в группе.

• Использование игр на тему предполагаемого обсуждения.

2. Приемы, используемые для работы с текстом

Знакомство группы или клиента со сказкой может осуществ ляться разными способами, главное — не разрушить сказочную атмосферу.

1.  Экземпляры текста сказки психолог раздает участникам группы, и они читают сказку до начала занятия. (Правда, этот способ может снизить интерес к занятию.)

2.  Психолог читает сказку вслух, по возможности выразитель но, с паузами для обсуждения. Возможно чтение не до кон ца, с тем, чтобы группа пыталась угадать, чем она закончит ся. Лучше, когда сказка не столько читается, сколько рас сказывается.

3.  Сказка читается в группе различными участниками отрыв ками, с тем, чтобы она «раскрывалась» по частям.

4.  Сказка прочитывается по ролям, обязательно читается и текст от автора.

5. Сказка играется как спектакль, экспромтом. Психолог рас пределяет роли (назначает, распределяет по жребию, вызы вает желающих и т. п.), обрисовывает игровую ситуацию и просит сочинять монологи, либо произносить текст с до лей импровизации, выступая в роли «суфлера». Желатель но, чтобы все участники группы получили какую-либо роль (даже неодушевленных предметов) и участвовали в спек такле. Стены замка, деревья, городские ворота могут также играть свои роли, иногда со словами, иногда без слов. Ни же будет представлено описание такого спектакля-экспром та по «Сказке о забывчивой фее».

3. Приемы, используемые для анализа сказки

•  Группа или клиент, обратившийся за индивидуальной кон сультацией, анализируют сказку, опираясь на вопросы, задавае мые психологом. Анализ сказки может быть и «домашним зада нием», которое будет обсуждаться на следующем занятии. (Ниже будут предложены возможные вопросы к каждой сказке.)

•  Анализ сказки ведется от лица ее героев. Если сказка разыг рывалась как спектакль, то те, кто играл какую-либо роль, могут говорить о своих чувствах по отношению к обстоятельствам или героям сказки. Желательно, чтобы возможность высказаться име ли все персонажи, даже те, кто играл немые роли. Это делает ана лиз более разносторонним.

•  Анализ сказки для группы делает психолог. Группа имеет возможность дискутировать, причем последнее слово не обяза тельно остается за психологом.

•  Анализ сказки начинается с рисунка, который может укра шать помещение заранее или может быть показан после чтения сказки. Группа анализирует рисунок, постепенно подходя к ана лизу сказки. Этот способ анализа желателен в тех случаях, когда знакомство со сказкой выявило чрезмерно сильную эмоциональ ную вовлеченность участников.

•  Группа создает рисунки к сказке, устраивается «вернисаж» с обсуждением (конечно же, не качества рисунков, а концепций художников).

•  Группа придумывает рисунки и обсуждает их. «Я бы хотел нарисовать по поводу этой сказки такую картину......

•  При знакомстве со сказкой устраивается перерыв (или не сколько перерывов) для обсуждения. Обсуждаются варианты по ведения героя, либо варианты дальнейшего развития сюжета или окончания сказки.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и применение групповой формы работы на уроках изобразительного искусства с целью психологической совместимости учащихся для эффективного и результативного образования

-Специфика организации и применения групповых форм работы на уроках изобразительного искусства- Внедрение разных способов  деления учащихся на группы.- Формирование  опыта организации совмес...

Некоторые приемы, облегчающие процесс автоматизации и дифференциации звуков.

Процесс автоматизации и дифференциации звуков требует терпения и систематического подхода. Но часто эта работа идет как «под гипнозом» практической направленности. Ребенку дается установка: «Повтори п...

Методическая разработка "Эффективность применения групповой формы работы на уроках истории"

Методическая разработка "Эффективность применения  групповой формы работы на уроках истории" представляет методику использования на уроках организации работы в группах....

Применение методических приемов технологии развития критического мышления на уроках английского языка

Обобщение педагогического опыта "Применение методических приемов технологии развития критического мышления на уроках английского языка"...

Методическая разработка "Методические приемы применения игровых технологий на уроках биологии."

В моем опыте работы я применяю уроки, где фрагментарно ввожу игровые моменты, и уроки, где игра – ведущий метод....

Методические рекомендации по применению арт терапевтических приемов в развитии учащихся с ОВЗ .

 Арт-терапевтические методы дают возможность раннего выявления группы риска развития эмоциональных и поведенческих нарушений и применения в отношении них программ раннего вмешательства. Кр...

Применение методического приема «Кластеры» на уроках геометрии в 7 – 9 классах

Данный материал подготовлен в рамках конкурса «ПЕТЕРБУРГСКИЙ УРОК».«Математика – это сложно». Последнее время эту фразу слышат очень многие учителя математики. Возни...