Классный час "Искусство быть другим"
методическая разработка (7 класс) по теме
Что такое искусство общения, талант общения? Это умение общаться с людьми, а дар общения – это умение пользоваться речью (вести беседу, спорить, пользоваться формулами речевого этикета). На этом классном часе речь пойдет об эмпатии, о том, от чего зависит способность понимать других людей, можно ли научиться сочувствию? Сочувствие - великая человеческая способность и потребность, благо и долг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_iskusstvo_byt_drugim.docx | 19.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час на тему «Искусство быть другим»
Подготовительный этап: заполнение анкет, написание сочинений, индивидуальные задания.
Оборудование: тексты произведений Л. Н. Толстого, В. Железнякова.
Ход занятия:
-Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас, надеюсь, наша встреча будет для вас интересной и полезной. Классный час мы посвятим разговору на тему «Искусство быть другим». Давайте обратимся к анкетам. Вы отвечали на вопрос: что такое искусство общения, талант общения. Большинство из вас ответили, что это умение общаться с людьми, а дар общения – это умение пользоваться речью (вести беседу, спорить, пользоваться формулами речевого этикета). Видимо, вы исходили из того, что язык – главное средство общения. И в этом я с вами согласна. Но предлагаю прочитать отрывок из романа Л. Н. Толстого «Война и мир», т. 1, глава 17, ч. 1. Выполним это задание по ролям.
Следующий отрывок мы возьмём из книги В. Железнякова «Чучело». Заранее подготовленный ребёнок пересказывает отрывок из произведения.
-А теперь ответьте, пожалуйста, о ком из героев можно сказать, что у него дар общения? И почему? Дети высказывают своё мнение.
-Вот об эмпатии мы и поведём сегодня речь. Узнаем, от чего зависит способность понимать других людей, подумаем о том, можно ли научиться сочувствию? Давайте проверим. Вот тест-задача про карлика. Карлик жил на втором этаже. Каждый день он поднимался на лифте до десятого этажа, а оттуда шёл вниз пешком. Почему? Дети отвечают.
-Правильно. Карлик мал ростом и мог дотянуться только до кнопки десятого этажа. Чтобы решить эту задачу, надо поставить себя на место человека маленького роста и увидеть мир его глазами, а мы обычно делаем всё наоборот – ставим кого-то на своё место: мы как бы прикидываем, а что могло бы нас самих заставить поступить таким же образом. Но больше всего мне о вас рассказали ваши сочинения на тему «Самый несчастный день в моей жизни». Давайте проанализируем их. Кто-то из вас считает самым несчастливым днём , когда получил одну тройку в четверти, кто-то – когда испытали чувство страха или боль (болезнь, травма, несчастный случай). Ещё были несчастны те ребята, когда им пришлось по причине переезда расстаться с друзьями, и несколько человек несчастливы от того, что плохо было не только им, а кому-то рядом с ними (здесь и гибель любимого животного, и смерть близких людей). Я могу сказать определённо, что эти ребята способны на высокое чувство – сострадание. У Александра Сергеевича Пушкина есть стихотворение «Элегия». Послушайте отрывок.
Читает заранее подготовленный ребёнок.
- Вдумайтесь в слова: «Жить – это мыслить и страдать». Почему поэт ставит рядом эти два слова «жить и мыслить»?
Дети высказывают своё мнение.
- Животное тоже может мучиться, испытывать боль и страх, холод и голод, но страдает только человек, потому что он мыслит. Мыслящий человек не может не страдать, он глубоко чувствует людское горе, он видит зло. Страдание – это просветлённое разумом мучение. Оно делает нас способными к сопереживанию: мы понимаем, что так же может страдать и другой человек. И это заставляет нас делать то, на что способен человек – лечить, утешать, любить, уступать, жертвовать, даже отдавать свою жизнь, и всё это во имя жизни. Можно ли научиться сочувствию?
Дети отвечают.
- Можно ли развить в себе способность к состраданию?
Дети высказывают своё мнение.
-Ребята, соблюдайте следующие правила: 1. Научись ставить себя на место другого, видеть мир глазами других, понимать его так же, как они. 2. В каждом умейте видеть его достоинства. Любите людей. А теперь давайте поиграем, используя первое правило. Игра называется «Чужая роль». Владимир Леви, известный психолог, определил искусство общения как искусство быть другим. Попробуем это сделать. Задание 1: улыбнитесь так, как улыбается вежливый японец, кот на солнышке, мать младенцу. Задание2: не сходя со стула, посидите так, как сидит наказанный Буратино, побитая собачка, наездница на лошади.
Дети выполняют задания.
- Спасибо, ребята. Теперь скажите мне, как выразить своё доброе отношение к человеку?
Дети предлагают: словом, поступком, жестом, мимикой.
-Проведём аукцион «Кто больше знает формул благодарности?»
Проводим аукцион.
-А сейчас послушаем замечательную песню Булата Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты».
После прослушивания дети участвуют в игре «Альтруист на минуту».
- Выразите доброе отношение к присутствующим, одну минуту побудьте в роли Доброго Ангела.
Проходит игра.
-У французского писателя А. Сент-Экзюпери есть прекрасная сказка «Маленький принц». Готовясь к нашей встрече, вы её прочитали. Скажите, о чём она?
Ответы детей: о человеческих отношениях, о нежности и ответственности.
-Как же автору удалось донести до своих читателей мысль о том, что самое главное глазами не увидишь, что зорко одно лишь сердце.
Ответы детей.
Л. Н. Толстой сказал: «Милосердие начинается дома. Если для проявления милосердия нужно куда-то ехать, то это едва ли милосердие». Сочувствие - великая человеческая способность и потребность, благо и долг. Ф. И. Тютчев писал: «Если вы хотите, чтобы вас окружали хорошие люди, чтобы вас любили, сами учитесь сочувствию и состраданию. Да, таким людям живётся труднее и беспокойнее, но их совесть чиста». А сейчас я хочу проверить, чему вас научил наш разговор. Послушайте это письмо. «Мы учимся в 7 классе. Класс шумный, на уроках болтаем, иногда срываем уроки. Если на русском языке, математике, географии у нас тишина, так как там учителя строгие, то на остальных уроках настоящий разгром. Наша учительница Нина Николаевна старается отдать нам свои знания, пытается сделать интересными уроки. Но, к сожалению, у неё больные ноги и ей трудно ходить .Этим пользуются некоторые. Другим классам Нина Николаевна рассказывает интересные истории на английском языке, а нам из-за плохой дисциплины не успевает объяснить даже необходимый материал. Мы говорили с мальчишками, которые срывают уроки английского языка – не помогло. Разве это героизм – обижать слабого? Это подлость! Немногие понимают, что наша учительница – человек сильной воли. Другая на её месте давно бы бросила наш класс и ушла, а она по-прежнему учит нас, вкладывает в своё дело всю душу. А безобразия продолжаются. Мы хотим помочь Нине Николаевне. Но как?»
Напишите дома ответы авторам письма. Наш классный час окончен. Ваши письма мы обсудим в следующей беседе.
Всем спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок "Искусство быть другим"
Цель урока: объяснить, от чего зависит способность понимать людей, как можно на учиться любить людей; научить выражать свое доброе отношение к людям....
Роль толерантности в современном обществе.Позволь другим быть другими.
Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах. Толерантность предполагает принять других такими, какими они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. К такому выводу пришли ученик...
Занятие-практикум:"Искусство быть другим."
Поможет педагогам обучить несовершеннолетних конструктивным способам выхода из проблемных ситуаций...
Эссе "Быть другой"
Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но, прежде всего и больше всего-люди.Из них на первом месте родители и педагоги.А.С.Макаренко...
Классный час "Нелегко быть другом"
Цель: формирование коллектива, обсуждение и принятие правил жизнедеятельности класса, установление благоприятного психологического микроклимата в классе....
Урок по развитию речи в 7 классе "Искусство быть другим".
Мы все живем среди людей. Общаемся. Высказываем свое мнение и прислушиваемся к чужому. Стараемся понять собеседника, по возможности помочь кому-то. Данный урок позволит объяснить ученикам, от ч...
Презентация к классному часу на тему : "Легко ли быть другом?"
Презентация к классному часу на тему: "Легко ли быть другом?" содержит определения следующих понятий: друг, дружба, товарищ, а так же рядпроблемных ситуаций для обсуждения....