Разработка урока по русской литературе в 7 классе "Трудный хлеб"(смотреть)
презентация к уроку по литературе (7 класс) на тему
Тип урока: урок изучения и анализа литературного произведения.
Цель урока:
обучающая – обобщить представления о творчестве Е. Носова;
услышать нравственное звучание рассказа;
показать роль человека в жизни четвероногих друзей;
развивающая – развивать устную речь учащихся, самостоятельность
мышления, умения сопоставлять и сравнивать; воспитательная – воспитывать в детях «чувства добрые»: любви к
природе, ко всему живому, доброту, милосердие,
чуткость; подвести учащихся к мысли об
ответственности каждого из нас за тех, кого мы
приручили, за то, что происходит вокруг.
Предмет изучения: Евгений Иванович Носов «Трудный хлеб».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Предмет изучения: Евгений Иванович Носов «Трудный хлеб». | 1.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русской литературе в 7 классе (от 20.04.2010 года).
Тема: Люблю всё живое, живых люблю…
Тип урока: урок изучения и анализа литературного произведения.
Цель урока:
обучающая – обобщить представления о творчестве Е. Носова;
услышать нравственное звучание рассказа;
показать роль человека в жизни четвероногих друзей;
развивающая – развивать устную речь учащихся, самостоятельность
мышления, умения сопоставлять и сравнивать; воспитательная – воспитывать в детях «чувства добрые»: любви к
природе, ко всему живому, доброту, милосердие,
чуткость; подвести учащихся к мысли об
ответственности каждого из нас за тех, кого мы
приручили, за то, что происходит вокруг.
Предмет изучения: Евгений Иванович Носов «Трудный хлеб».
Оборудование и оформление: портрет писателя, выставка его книг, стенд
« Собака – преданность до последнего вздоха», выставка рисунков детей «Мой питомец», плакаты с цитатами, кукла, магнитофон, запись песни «Просьба».
Эпиграф к уроку: …Всё живое имеет одну и ту же душу,
всё живое страдает одними и теми же страданиями…
Леонид Андреев.
Афоризмы на доске: Мы в ответе за тех, кого приручили…
А.Экзюпери.
Лучший способ сохранить своих друзей – не предавать их.
У. Мизнер
Не богатство – друг, а друг – богатство.
И. Стобей.
Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой.
Ю.Яковлев.
Собака – преданность до последнего вздоха.
А.П. Чехов.
Ход урока:
- Вступление (установочная беседа: дискуссия по газетной статье, анкета).
- Чтение рассказа Е.И. Носова (выборочное, в исполнении учителя).
- Анализ прочитанного рассказа (беседа по заданным заранее вопросам).
* Творческая работа (сочинение в форме письма-отклика).
- Слово об авторе и его произведениях (обобщение изученного):
- Высказывание о Носове Е.И., реклама его книг (учитель представляет);
- сообщения 3-х учащихся о прочитанных рассказах Е.И.Носова (сюжет);
- сравнительно-сопоставительный анализ рассказов:
«Трудный хлеб» Носова и «Арктур – гончий пёс» Ю. Казакова /Попова М./
Е.И. Носов «Кукла» и «Трудный хлеб» /Третьякова Ю./
/ самостоятельные исследования учениц /;
Стихотворение К.Случевского «Кукла» /как вывод к последнему выступлению/
- * Командная игра-конкурс.
- Заключение урока (выводы)
- о чём же мы сегодня говорили? (учащиеся и учитель)
- песня «Просьба» (или «Раненая птица»).
8. Домашнее задание: прочитать рассказ Ю. Яковлева «Багульник», подготовить
- устный отзыв /Мингалёв Е., Дёмин П., Нехорошев С./
- сюжет /Шомысов А., Шебырев Б., Мингалёв А./
- сравнительный анализ с рассказами
Е.И.Носова, Л.Андреева «Кусака»,
Ю. Казакова «Арктур – пёс гончий» /Попова М., Третьякова Ю./
Конспект урока:
Вступительное слово учителя:
- Мы не раз замечали, что писатели, поэты (впрочем, как любые творческие люди)
часто обращают наше внимание на то, чему мы просто не придаём значения в повседневной жизни; им, как никому другому, дан дар – умение всматриваться, вслушиваться, проникать в тайные причины поступков, высвечивать то, что остаётся незамеченным другими.
Сегодня мы продолжим знакомство с одним из таких писателей. Имя его нам уже известно – это Евгений Иванович Носов. «Трудный хлеб» (запись числа, темы).
1). Чтение фрагмента газетной статьи учителем. Обсуждение:
- Мне очень хочется знать ваше отношение к поступку охотника.
Учитель организовывает и руководит небольшой дискуссией, стремясь к тому, чтобы в классе звучали разные точки зрения, обязательно обоснованные, чтобы ребята сами пришли к заключению, которое совпадёт с продолжением статьи.
Далее звучат ответы анкеты, проведённой на предыдущем уроке: «Собака, которую вы держали, постарела или потеряла зрение, или стала хромой, т. е. стала профессионально непригодной. Что делать?»
Читается продолжение газетной статьи.
Знакомство с мнениями бывших учащихся:
- я бы отнёс в приёмник-питомник для собак;
- дал бы объявление в газете, чтобы найти доброго хозяина, которому нужен товарищ;
- предложил бы друзьям, соседям, возможно, среди них нашлись бы любители собак;
- уговорил бы родителей не губить собаку, верного нашего друга, а оставить доживать (как сивого мерина из рассказа К.Г.Паустовского).
2). Чтение рассказа Е.И.Носова «Трудный хлеб»
Перед чтением рассказа учитель просит учеников после знакомства с рассказом подумать и ответить на вопрос: «Что объединяет этот рассказ с тем фрагментом из газеты, который обсуждали в начале урока?»
3). Анализ прочитанного. Беседа.
- Что объединяет этот рассказ с газетной статьёй? (И в рассказе, и в отрывке речь идёт об охотнике и их собаках. Обе собаки не были безупречными помощниками своих хозяев. Оба охотника вынуждены для себя решать проблему: что делать с собакой, от которой на охоте мало проку.)
- Как хозяин Чанга обращался с ним во время охоты? (Он давал собаке команды спокойным, даже ласковым голосом; «ласково провёл ладонью по чёрному шелковистому жилету спаниеля».)
- Ощущалось ли со стороны, что собака была слепа? (Нет, она только на первый взгляд казалась новичком на охоте.)
- Давал ли охотник почувствовать собаке, что она теперь – неполноценный помощник своего хозяина? (Нет, хозяин спокойно давал уточняющие команды, подбадривая собаку похвалой, называл его дружищем, золотой собакой.)
- Как смогла сложиться судьба Чанга, окажись он у другого хозяина? (Его могли бросить, выгнать из дома, превратить в бездомного пса; самое худшее его могли убить, усыпить; сдать на воротник, сшить из его шкуры шапку или сделать коврик у порога.))
- Почему охотник продолжал брать Чанга на охоту, а не оставлял его дома? (Варианты ответов: собака тосковала бы дома без хозяина; хозяину с собакой в лесу не так скучно; хозяин Чанга очень хотел, чтобы пёс чувствовал себя настоящей охотничьей собакой; хозяин любил свою собаку и всячески поддерживал своего друга.)
- А согласны ли вы с таким аргументом, что хозяин брал его на охоту, потому что считал, что должна быть хоть какая-то польза от собаки? (Разве мы любим своих питомцев: кошек, собак, попугаев, хомяков, а также постаревших своих бабушек, дедушек за то, что они нам полезны? В качестве аргумента зачитать слова эпиграфа.)
- Как вы думаете, почему рассказчик уже не жалел убитую птицу после того, как узнал историю Чанга? (Убитая пара крохалей, уток, - это не просто очередная дичь, трофей для охотника; это трудный, честно заработанный Чанга хлеб, это доказательство спаниеля на профессиональную пригодность, на его полноценность как охотничьей собаки, в конце концов, доказательство его права на жизнь.)
- Как вы понимаете смысл названия рассказа? С каким названием изученного нами ранее рассказа ассоциируется оно? (трудный, значит заработанный в поте лица, путём усилий и стараний, заработанный самим, а не дармовой; не лёгкий, т.е. полученный в качестве подарка или наследства или попросту украденный, а добытый честным трудом. Ассоциируется с названием рассказа К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб», где слово «тёплый» означает не просто вынутый недавно с печи, а смешанный любовью, лаской, уважением, протянутый человеком от чистого сердца, от души.)
- Какой из данных афоризмов более всего соответствует главной мысли рассказа Носова? Выберите понравившийся и запишите.
* Творческая работа /смотреть по времени/.
- Напишите письмо-отклик на газетную статью, которую мы обсудили в начале нашего разговора о рассказе Е. Носова как вывод по уроку. Что бы вам хотелось сказать в защиту собак? Кому оно будет адресовано?
- Хозяину убитой собаки.
- Детям охотника.
- Коллективу редакции газеты.
5). Слово об авторе.
Учитель: краткое слово об авторе и реклама книг /книжная выставка/.
Сообщения учащихся:
«Кукла»:
«Живое пламя»
«В чистом поле за просёлком»:
Самостоятельные исследования учащихся:
- Что объединяет 2 рассказа Е.И.Носова – «Кукла» и «Трудный хлеб»?
Звучит стихотворение «Кукла» поэта Случевского в исполнении ученика.
- Сравнить и сопоставить рассказы двух разных авторов: «Трудный хлеб» и «Арктур – гончий пёс» /Е.И. Носов и Ю. Казаков/.
- С какими произведениями, прочитанными за последние уроки, перекликается этот рассказ и почему? (Оформление таблицы было дано в качестве д/з)
Таблица. Идейно-смысловая связь произведений.
Изученные литературные произведения | «Трудный хлеб» |
- Тетради учащихся в конце урока собираются
- Домашнее задание: прочитать ещё один рассказ на эту тему - «Багульник» Ю.Яковлева.
6). Заключение.
- О чём же, очень важном, мы сегодня говорили? (о доброте, об ответственности человека за четвероногих своих питомцев, о верности собаки, о сходстве собак и других живых существ с человеком, о милосердии, об отношении ко всему живому. Зачитывается эпиграф к уроку и тема.)
- Ю.Яковлев, чей рассказ я попросила прочесть к следующему уроку, утверждал: «Человек начинается с детства». Действительно, это так. А мне хотелось бы добавить к его словам ещё одну истину:
- Через отношение человека к кошке, лошади, собаке, птице, даже к кукле, ведь она имеет человеческий облик, - видно, как через призму, через лупу, какой это человек и как он относится к людям.
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы.
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Завершим наш урок знакомой нам песней.
Звучит песня «Просьба».
Сценарий урока составлен Шабельниковой Г.П.
Урок дан 20.04.2010 года в 7 классе.
Слушали: Третьякова Л.И.______________
Шебырева М.А.____________ Сенькина Л.И.__________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
5 класс разработка урока Песня русская в березах, песня русская в хлебах
Урок в 5 классе по программе Е.Д.Критской...
Разработка урока по русскому языку и литературе «Лингвистический анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Листок"
Принципиальным отличием современного подхода к обучению в школе является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметны...
Разработка урока по русскому языку и литературе «Лингвистический анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Листок"
Принципиальным отличием современного подхода к обучению в школе является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметны...
Разработка урока на тему: К.Паустовский "Теплый хлеб"
Можно использовать для уроков литературы в 5 классе + на классный часах...
Разработка урока по русской литературе 10-11кл
урок по русской литературе для 10-11 кл...
Разработка урока по русской литературе 7 кл
урок по русской литературе...
Конспект урока по русской литературе на тему "Русская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы" 10 класс
Развёрнутый конспект урока литературы в 10 классеРусская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы(с использованием технологий проблемного обу...