Разработка урока на тему: К.Паустовский "Теплый хлеб"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Можно использовать для уроков литературы в 5 классе + на классный часах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teplyy_hleb_-_5_kklass-_literatura.docx | 26.72 КБ |
teplyy_hleb.pptx | 771.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок литературы в 5 классе
«Почувствуйте вкус слова «доброта» по сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»»
Шепеленко Оксана Владимировна, учитель русского языка и литературы
Дата проведения: 15 декабря 2011 года
Цели урока:
- развивать умение вслушиваться и всматриваться в слово художественного произведения;
- воспитывать доброту и чуткость через восприятие произведения;
- обогатить лексикон учащихся, расширить представление детей о доброте с точки зрения нравственного смысла.
Оборудование урока: презентация, портрет писателя, иллюстрации учащихся к сказке «Теплый хлеб», цветные карандаши, музыкальное сопровождение.
Словарная работа: настроение, «трудность добра», «охлаждение сердца».
План урока
- Организационный момент.
- Кроссворд.
- Защита рисунков учащихся. Пересказ сказки по иллюстрациям (прием повторного чтения).
- Работа с эпиграфом урока (презентация).
- Работа с произведением К.Г. Паустовского «Теплый хлеб».
- Минута релаксации.
- Формула и портрет доброты.
- Психологический этюд «Мой путь к доброте» (презентация).
- Подведение итогов урока.
Ход урока
- Организационный момент.
Слово учителя: “Как сделать так, чтобы меня понимали? ”. Такой вопрос вы часто задаёте и себе, и родителям, и учителям. Одни хотят, чтобы им помогали психологи, взрослые. Другие хотели бы послушать мнение ровесников. Мне кажется, ребята, что с этим вопросом вам лучше обратиться к самим себе, поискать ответ в своём отношении к людям, к окружающему миру.
- Кроссворд
Перед вами кроссворд. Решив его, вы определите главное, ключевое слово нашего урока.
Вопросы: По горизонтали.
Что всегда ищут в сказках разбойники и жадные люди? (Клад).
Какой маленький волшебный предмет помогает герою сказки перенестись в другие земли? (Кольцо).
Где пряталась сила Черномора? (Борода).
Особый небольшой предмет, внешне доказывающий, что это король. (Корона).
Чем внешне Баба Яга отличается от других сказочных героев? (Нога).
К | Л | А | Д | ||||||
К | О | Л | Ь | Ц | О | ||||
Б | О | Р | О | Д | А | ||||
К | О | Р | О | Н | А | ||||
Н | О | Г | А |
Ответ по вертикали: “Добро”.
Вопрос: Как вы понимаете ключевое слово «добро»?
- Ребята, вы знакомы со сказкой К.Г. Паустовского «Теплый хлеб», мы с вами разгадали кроссворд, как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (ответы учащихся)
- Защита рисунков учащихся. Пересказ сказки по иллюстрациям (прием повторного прочтения).
- Дороги мои, дома вы готовили рисунки к произведению К.Г. Паустовского «Теплый хлеб». Как вы думаете, ключевым словом прочитанного текста является какое слово? Что вы изображали на своих рисунках.
- Расскажите по своим рисункам, как вы понимаете и представляете слово «добро» (учащиеся защищают свои рисунки, на которых изображены тёплый летний дождь в капельках “добро”; яркий букет цветов; колоски на поле, хлеб на столе; дятел, который “лечит” дерево, мальчик, помогающий старушке, и другие).
- Дети, какие цвета помогли вам в своих рисунках раскрыть тему добра и зла? (добра цвета яркие: красные, розовые, голубые, зелёные, а зло всегда бывает страшным, чёрным).
- Работа с эпиграфом (презентация)
Немало встречается злого
В любой человечьей судьбе.
А скажут лишь доброе слово –
И легче на сердце тебе.
Но доброе слово такое
Не каждый умеет найти,
Чтоб справиться другу с тоскою,
Невзгоды осилить в пути.
Нет доброго слова дороже,
Заветного слова того,
Но редко, друзья мои, все же
Мы вслух произносим его.
- Эти стихи Марка Шехтера станут эпиграфом нашего урока.
- Ребята, так о чем же мы будем говорить на уроке? (О добре)
- Верно. Сегодня мы поговорим о добре, о «трудности» добра и о тех, кого как магнитиком притягивает это слово.
- Работа с произведением К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»
- Я предлагаю вам преодолеть увлекательный путь к Доброте, по-настоящему почувствовать, ощутить вкус этого светлого, красивого слова. А помощниками на этом пути нам будут герои сказки К.Г.Паустовского «Теплый хлеб».
- Предлагаю вам вспомнить несколько эпизодов прочитанного произведения.
– Кто мне назовет героев этой сказки? Кто из них главный? Почему?
– Теперь нам нужно разобраться в понятиях «трудность добра», «охлаждение сердца».
- Почему Филька ударил коня?
- Как описывает Паустовский лютый холод, обрушившийся на Бережки?
- Какую историю бабушка рассказала Фильке? В чем ее мудрость?
- Почему тот человек, о котором вспомнила бабушка, умер, а Филька нет?
- Переохлаждение сердца…. Как это понять?
- Скажите, можем мы прожить без доброты? Докажите. (Доброта всегда приносит радость окружающим людям. Она как волшебное лекарство вылечивает от многих недугов. Люди стремятся к добру и ненавидят зло. Надо научиться быть добрыми ко всему окружающему. На все хорошее, что для нас делается людьми, нужно тоже отвечать добром. Детское сердце не должно «охлаждаться», ибо все – и хорошее и плохое начинается с детства).
- К.Г. Паустовский назвал свое произведение сказкой? Почему? Все ли в нем похоже на сказку? А что в нем от реальной жизни?
- В чем смысл названия сказки «Теплый хлеб»? (Все от рук человеческих, его труд, его сердце. Хлеб – это жизнь, которую можно сохранить добром, любовью и трудом. Название символическое).
- Ребята, как вы думаете, творить зло легко? Неужели делать добро труднее? (Совершить зло очень легко, а вот осознать содеянное, раскаяться и исправиться доступно лишь немногим. Цель писателя – помочь в этом.)
- Минута релаксации
- Ребята, вы устали? Хотите отдохнуть?
– Тогда сядьте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте себе добро. У всех оно разное. Нарисуйте его мысленно, используйте только яркие краски. Оно как солнышко нам светит. А теперь поднимите руки вверх и потянитесь к добру. Но что это? На вашем пути вдруг выросли густые заросли, колючие кустарники. Вам необходимо преодолеть все препятствия и прикоснуться к добру. Вот оно. Такое нежное, ласковое, теплое, как руки мамы. Все дотянулись? Возьмите его в руки. Приятно держать добро в руках? А теперь медленно опустите руки, прижмите их к сердцу и откройте глаза. Пусть добро навсегда поселится в вашем сердце и никогда не охладится. Побеждайте зло добром.
- Формула и портрет доброты.
- Ребята, как вы думаете, чтобы другие люди чувствовали ваше тепло, что должно исходить от вас? – выведем формулу доброты (добрые поступки и добрые слова):
ПОСТУПКИ + СЛОВА=ДОБРОТА
Давайте с вами составим портрет Доброты (совместно составляем портрет добро ты).
- Давайте составим основные правила, которые пригодятся в жизни, чтобы оставаться добрыми, заботливыми, вежливыми, внимательными к окружающим вас людям.
Ученики (по очереди). Не бойся предлагать помощь другим, помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным. Не мешай окружающим тебя людям работать и отдыхать.
Будь вежливым, добрым, внимательным к другим, оказывай уважение старшим. Будь терпим к другим людям, но никоим образом не мирись с их неправильным поведением.
- Однако портрет еще не полный – для того, чтобы наши души были добрыми, что еще должно быть реализовано кроме добрых поступков? (Ответ учащихся. Конечно, добрые слова).
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого... (спасибо)
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит… (добрый день)
Мальчик, вежливый и развитый (отвечают хором)
Говорит, встречаясь.... (здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим ... (извините, пожалуйста)
И в России и в Италии
На прощанье говорят ... (до свидания)!
– Научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы. Поэтому человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках и о сказанных словах. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к Доброте.
- Психологический этюд «Мой путь к доброте» (презентация).
- А сейчас попытайтесь в графической форме, используя различные знаки, символы, условные обозначения, изобразить свой путь к Доброте с помощью цветных карандашей. (Звучит музыка, учащиеся рисуют на листах «Мой путь к доброте».
- Кто попытается объяснить свой путь к Доброте? (Ответы учащихся)
- Молодцы! У каждого из вас нелегкий и тернистый путь. Но вы все преодолеете и придете к поставленной цели.
- Вы все почувствовали вкус слова доброта? (Ответы учащихся)
- Подведение итогов урока
- Я благодарю вас за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. Все хорошее в этом мире – от доброты людской, от щедрости их сердец. А завещанием вам прозвучат слова писателя: «Мне хочется хотя бы маленькой, но светлой памяти о себе. Такой же слабой, как мимолетная улыбка. Улыбнитесь мне напоследок, я приму эту улыбку как величайший дар».
- Своим необычайно ярким и неповторимым творчеством К.Г.Паустовский заслужил эту улыбку. Эту улыбку заслужили и вы своими достойными ответами.
9. Домашнее задание.
- В заключение мне хочется сказать:
Добрые сердца – это сады.
Добрые слова – корни.
Добрые мысли – цветы.
Добрые дела – плоды.
- Так заботьтесь о своей душе и не позволяйте ей зарастать сорняками, наполняйте душу солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами. Спешите делать добро, пока не стало поздно. С добром надо спешить, а то оно может остаться без адреса. Спасибо за урок.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
КОНСТАНТИН ГЕОРГИЕВИЧ ПАУСТОВСКИЙ
Нарисуй свой путь к ДОБРОТЕ…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»
Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...
Разработка урока по теме "К.Г.Паустовский "Теплый хлеб"
С темой ответственности человека за свои поступки, которую поднимает писатель, ученики уже встречались в сказках А. С. Пушкина, А. Погорельского, а также в рассказах Л. Н. Толстого; затем её пр...
«МОЯ СОВЕСТЬ ПРОДОЛЖАЛА ВОСПАЛЯТЬСЯ…» Методическая разработка урока по рассказу В.Тендрякова "Хлеб для собаки"
«МОЯ СОВЕСТЬ ПРОДОЛЖАЛА ВОСПАЛЯТЬСЯ…»Урок литературы, 9 класс...
Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта
Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...
Технологическая карта урока по теме «Злаки(Мятликовые)-хлеб человечества».
Методическая разработка урока по теме "Злаки(Мятликовые)-хлеб человечества....
Методическая разработка по геометрии (8 класс) по теме: Разработка урока по теме "Параллелограмм".
План-конспект урока по геометрии для 8 класса.Урок разработан учителем математики Шунаевой Т.А. Тема урока: Параллелограмм. Решение задач.Цели урока Продолжить формирование умений решать задачи н...
Разработка урока по теме "Хлеб и хлебобулочные изделия"
Изложена характеристика продуктов входящих в состав теста, указаны питательные вещества хлеба и хлебобулочных изделий, предложена лабораторная работа по качеству продуктов входящих в состав тест...