Конспект урока "Мечта подняться в небо стала реальностью. (По очерку А.И. Куприна «Мой полет»)".
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Конспект открытого урока в 5 классе по очерку А.И.Куприна "Мой полет".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
martynenko_anastasiya_nikolaevna.docx | 30.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема:Мечта подняться в небо стала реальностью. (По очерку А.И. Куприна «Мой полет»).
Класс:5 «А».
Дата: 27.02.2015 год.
Учитель: Мартыненко Анастасия Николаевна
Цель: формировать начальные умения анализа художественного произведения; развивать устную речь, логическое мышление, творческие способности учащихся; воздействовать на материале очерка на морально-нравственную сферу личности учащихся: воспитывать чувство долга, ответственности за слова и поступки; прививать интерес и любовь к родному слову, заинтересовывать чтением.
- Основное содержание темы, термины и понятия:
Основное содержание очерка
Ввести в мир писателя, развивать речь учащихся.
Планируемые результаты:
Личностные: развитие познавательной активности учеников; повышение интереса к изучению литературного наследия классиков, уважительное отношение к великому прошлому России, формирование у детей доброты, щедрости души, уверенности в себе, умении наслаждаться окружающим миром.
Предметные:
- В познавательной (интеллектуальной) сфере:
понимание связи произведения с эпохой его написания, выявление заложенных в нем вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
В ценностно-ориентационной сфере:
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской классической литературы;
В сфере физической деятельности:восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог.
Метапредметные
- Познавательные:расширить представление детей о творчестве А.И. Куприна; воспитывать думающего, неравнодушного человека и читателя; формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное.
- Регулятивные: формирование способности принимать учебную цель и задачи, планировать их реализацию, прогнозировать.
- Коммуникативные: продолжение работы по формированию умения выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, формирование навыка монологической речи и умения отвечать на поставленные вопросы.
Межпредметные: история, русский язык.
Тип урока: Урок формирования умений и навыков.
Основные методы обучения:
Частично-поисковый
Словесный
Самоконтроль
Наглядно-вербальный
Диалогический
Эвристический
Творческий
Оборудование: проектор, экран
Эпиграф к уроку:
«Ты-репортер жизни…
Суйся решительно в всюду…влезь в самую гущу жизни».
А.И. Куприн
Ход урока.
- Орг. момент.
- Ребята, вчера, готовясь к нашему уроку, я написала стихотворение. Послушайте его. (слайд 1)
- О чем стихотворение? Какие ассоциации оно у вас вызвало? Как бы вы его назвали?
Ребята, как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? Сформулируйте тему урока.Мечта подняться в небо стала реальностью. (По очерку А.И. Куприна «Мой полет»).(слайд 2)
Скажите, чем мы будем заниматься на уроке? (слайд 3)
- Познакомиться с творчеством А.И. Куприна.
- Научиться анализировать очерк.
- Рассказ о творчестве А.И. Куприна.(слайд 5)
В маленьком городке Наровчате в Пензенской губернии в семье мелкого чиновника 26 августа 1870 г. родился Александр Иванович Куприн.
Отец его вскоре умер. Семья, оставшись без средств к существованию, переехала в Москву. Мать поселилась с сыном во Вдовьем доме. Так началось пребывание Куприна в казённых заведениях, продолжавшееся 17 лет.
О Вдовьем доме Куприн впоследствии рассказывал: «Моя мать была единственной молодой женщиной, попавшей в этот дом, все окружавшие меня были пожилые женщины или старухи. Говоря о них, мать всегда называла их «вдовушками». Меня они баловали. Все они были очень богомольные и постоянно говорили о божественном. Меня они не только учили молитвам, но и рассказывали мне длинные истории о святых и угодниках».
Когда Саше исполнилось 7 лет, мать отдала мальчика в Разумовский пансион.
А в 10 лет он обучается уже во Второй московской военной академии.
Через 7 лет Куприн поступил в московское Александровское военное училище.
После его окончания, Александр Иванович переехал в Петербург, где познакомился с литераторами и начал печататься в журналах.
Кажется, что по своему характеру Александр Куприн должен был стать не писателем, а скорее одним из своих героев - цирковым силачом, авиатором, или, может быть, усмирил бы свой неистовый нрав где-нибудь в монастыре. Культ физической силы, склонность к азарту, риску отличали молодого Куприна. Да и позже он любил помериться с жизнью силами: в сорок три года вдруг начал учиться стильному плаванию; вместе с первым русским летчиком Сергеем Уточкиным поднимался на воздушном шаре; опускался в водолазном костюме на морское дно; со знаменитым борцом и авиатором Иваном Заикиным летал на самолете «Фарман»... Однако искру Божью, как видно, не погасишь.
- Сегодня эпиграфом к нашему уроку являются слова А.И. Куприна: «Ты-репортер жизни…
Суйся решительно в всюду…влезь в самую гущу жизни». (слайд 4)
Как вы поняли эпиграф? Как вы думаете, почему он взят для нашего урока?
Дома вы прочитали очерк Куприна. А знаете ли вы, что такое очерк? Давайте познакомимся с этим понятием. Обратите внимание на слайд. Санин Павел прочитает вслух определение.
В каких средствах массовой информации можно встретить очерк?(слайд 6)
- «Мозговой штурм» (работа в группах). (слайд 7)
- Рассмотрите внимательно картинки на слайде.
- Какие ассоциации они у вас вызывают?
- Как можно одним словом назвать то, что на них изображено.
- Оформите свои ассоциации на ватмане, на котором изображено солнце. Напишите на его лучах слова, ассоциирующиеся с полетом.
Выполнившая раньше всех группа озвучивает свои ассоциации слова «полет», а две другие дополняют.
- Работа с текстом.
А теперь поработаем с текстом. На листах для каждой группы подготовлено задание. Необходимо письменно дать ответ на вопрос. (слайд 8)
1 группа: «Как автор очерка стал участником полета?»
2 группа: «Опишите «критическую секунду полета»».
3 группа: «Какие личные качества проявили участники полета?»
- «Письмо по кругу».
Ребята, а вам было бы страшно взлететь высоко над облаками? Среди нас много храбрых . Но давайте сейчас дадим совет тем ребятам, которые испытывают страх при мысли о полете.
Продолжите устно предложение: «Чтобы не испытывать страха перед полетом, следует…». (слайд 9)
(Передавать от группы к группе. Каждый читает свое высказывание).
- Рефлексия. (слайд 2)
Вернемся к эпиграфу нашего урока: «Ты-репортер жизни…
Суйся решительно в всюду…влезь в самую гущу жизни». (слайд 3)
Как вы понимаете этот эпиграф после анализа очерка?
Ребята, а в толково-фразеологическом словаре русского языка, составленного педагогом Морицем Ильичем Михельсоном записана пословица: «За все браться — ничего не сделать».
Как вы понимаете ее смысл?
Какого мнения придерживаетесь вы после анализа очерка?
Подведение итогов.
Оцените свою работу на уроке. Более 3 смайликов - я отлично поработал на уроке; менее 3 смайликов – я хорошо работал и 1 смайлик - мне еще нужно работать.
- Домашнее задание:(слайд 10)
Ребята, на следующем уроке, мы попытаемся создать проектную работу на тему: «Покорившие небо». Для этого вам нужно дома собрать информацию о родственниках или знакомых, которые были летчиками, либо о знаменитых летчиках, живущих в Ростовской области.
Приложение № 1
***
Над землей, взлетая в небо,
Искупаюсь в лоне света,
И крылом своим несмело,
Оживлю все краски лета.
Подружившись с облаками,
За волшебность неземную,
Высоко под небесами,
Ветром нежно расцелую.
Буду я летать над миром,
Оседлав порывы ветра,
Наслаждаясь каждым мигом,
В море радужного цвета.
Приложение № 2
В маленьком городке Наровчате в Пензенской губернии в семье мелкого чиновника 26 августа 1870 г. родился Александр Иванович Куприн.
Отец его вскоре умер. Семья, оставшись без средств к существованию, переехала в Москву. Мать поселилась с сыном во Вдовьем доме. Так началось пребывание Куприна в казённых заведениях, продолжавшееся 17 лет.
О Вдовьем доме Куприн впоследствии рассказывал: «Моя мать была единственной молодой женщиной, попавшей в этот дом, все окружавшие меня были пожилые женщины или старухи. Говоря о них, мать всегда называла их «вдовушками». Меня они баловали. Все они были очень богомольные и постоянно говорили о божественном. Меня они не только учили молитвам, но и рассказывали мне длинные истории о святых и угодниках».
Когда Саше исполнилось 7 лет, мать отдала мальчика в Разумовский пансион.
А в 10 лет он обучается уже во Второй московской военной академии.
Через 7 лет Куприн поступил в московское Александровское военное училище.
После его окончания, Александр Иванович переехал в Петербург, где познакомился с литераторами и начал печататься в журналах.
Кажется, что по своему характеру Александр Куприн должен был стать не писателем, а скорее одним из своих героев - цирковым силачом, авиатором, или, может быть, усмирил бы свой неистовый нрав где-нибудь в монастыре. Культ физической силы, склонность к азарту, риску отличали молодого Куприна. Да и позже он любил помериться с жизнью силами: в сорок три года вдруг начал учиться стильному плаванию; вместе с первым русским летчиком Сергеем Уточкиным поднимался на воздушном шаре; опускался в водолазном костюме на морское дно; со знаменитым борцом и авиатором Иваном Заикиным летал на самолете «Фарман»... Однако искру Божью, как видно, не погасишь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальная композиция "Человек поднялся в небо"
Литературно-музыкальная композиция "Человек поднялся в небо" разработана в рамках проведения недели, посвященной Дню космонавтики....
Конспект общешкольного мероприятия "Наркотики - миф или реальность"
Общешкольный классный час...
«Мечта подняться в небо стала реальностью». (По очерку А.И. Куприна «Мой полет»).
Интересные методические разработки по литературе и краеведению....
Материалы интегрированного занятия "Человек поднялся в небо"
Материалы включают в себя подробный конспект занятия из учебного плана 1 года обучения по предметному модулю "Умелые ручки. Азбука вежливости", проводимого в апреле ежегодно ко Дню космонавт...
План-конспект классного часа на тему: "Я. Реальность. Мое будущее"
План-конспект классного часа на тему: "Я. Реальность. Мое будущее" предназначен для кольников, которые определяются и выбирают свою будущую профессию. Цели классного часа:расширить пред...
Конспект урока по теме "Мечта и реальность в повести-феерии А.Грина "Алые паруса"
Цель: Образовательная: сформировать представление о концепции повести А. Грина «Алые паруса», способствовать формированию представления об А.С. Грине как талантливом русском писателе...