Материалы интегрированного занятия "Человек поднялся в небо"
методическая разработка
Материалы включают в себя подробный конспект занятия из учебного плана 1 года обучения по предметному модулю "Умелые ручки. Азбука вежливости", проводимого в апреле ежегодно ко Дню космонавтики. Дети знакомятся с планетами Солнечной системы, знаменитыми людьми современной Российской космонавтики.
В поддержку представлена компьютерная презентация в качестве дидактического и наглядного материала занятия.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект комплексного занятия для 1 года обучения (5-6 лет),
посвящённого Дню космонавтики
Тема: «Человек поднялся в небо»
Цель: расширять и углублять знания дошкольников о космосе.
Задачи:
- познакомить детей с планетами солнечной системы;
- познакомить с историей создания первой космической ракеты, первым космонавтом Ю.А. Гагариным;
- расширить кругозор детей и развить их воображение;
- воспитать чувство патриотизма и гордости за Отечество.
Оборудование: ноутбук, компьютерная презентация.
Ход занятия:
Педагог: ребята, знаете ли вы, какой праздник отмечает весь мир 12 апреля? (Ответы детей)
Педагог: правильно, День космонавтики. А что такое КОСМОС? Что вы знаете о космосе? (Ответы детей)
Педагог: понятие «космос» равнозначно понятию «Вселенная».
(Демонстрация презентации)
Космос – это звёзды и планеты, кометы и астероиды, различные космические светила и межзвёздное пространство. Всё это взаимосвязано между собой и существует, подчиняясь только им известным законам, которые человек пытается и будет пытаться разгадать всю свою жизнь. Еще космос – это всё пространство за пределами Земли со всеми его составляющими.
Космическое пространство условно разделено на ближний космос (или околоземное пространство) и дальний космос.
По мнению учёных, весь космос состоит из множества галактик. Само слово «галактика» произошло от греческого galaktikos – молочный, что превратилось в название нашей звёздной галактики «Млечный путь».
Каждая галактика в свою очередь имеет своё специфическое строение. Наша Галактика, называемая Солнечной системой, состоит из «главной» звезды (Солнца) и планет, которые вокруг неё вращаются, а также из множества разнообразных космических тел и пыли. Всё это «держится» и вращается вокруг Солнца благодаря его мощному магнитному притяжению. Планеты движутся вокруг Солнца каждая по своему пути, называемому орбитой. И у многих планет есть свои спутники, которые в свою очередь вращаются вокруг них.
На современном этапе Солнечная система включает в себя восемь планет. Из них четыре планеты называют внутренними или планетами земной группы (Земля, Венера, Меркурий, Марс), и четыре внешних планеты или газовые гиганты (Сатурн, Юпитер, Нептун, Уран). Газовые гиганты значительно крупнее планет земной группы.
Рассмотрим характеристики каждой планеты в отдельности.
Начнем с главного компонента Солнечной системы – Солнца.
Солнце
Солнце – одна из самых больших и ярких звезд нашей галактики. Она дала начало существованию Солнечной системы. Оно собрало вокруг себя планеты, их спутники, метеориты, кометы, астероиды и космическую пыль.
Солнце представляет собой раскаленную плазменную сферу и имеет массу более чем в 300 тыс. раз больше массы Земли. Температура поверхности - более 5000 град. К,
Меркурий
Меркурий – первая планета вблизи Солнца, является самой маленькой планетой системы, у неё нет спутников и она расположена ближе других планет к Солнцу.
На поверхности Меркурия находится множество кратеров (ямок), возникших, когда более 3,5 млрд. лет назад на планету падали многочисленные огромные метеориты. Встречаются кратеры с диаметром более чем 1000 км.
Так как планета находится не далеко от Солнца, ее поверхность раздувается солнечным ветром. Жизнь там невозможна, потому что температура поверхности Меркурия колеблется от -180 до +440 С.
Венера
Венера – вторая от Солнца планета. По своим размерам Венера почти такая же как Земля, поэтому ее еще называют «сестрой Земли».
Атмосферу составляет углекислый газ с примесями кислорода и азота. Давление воздуха на планете в 35 раз больше, чем земное.
Венеру называют «самой горячей планетой». Температура ее поверхности достигает 460°С. Это вызвано тем, что углекислый газ вызывает парниковый эффект, атмосфера уплотненная, а близость Солнца нагревает ее.
Земля
Земля – это третья от Солнца планета и единственная во Вселенной, где на сегодняшний день обнаружена жизнь. Этим она отличается от всех других планет Солнечной системы. На Земле есть атмосфера, которую составляет азот, кислород, углекислый газ, аргон и водяной пар. Наличие атмосферы сглаживает и температурные колебания днем и ночью. Естественный спутник Земли – Луна.
Марс
Его еще называют «Красной планетой» из-за большого количества оксида железа в грунте. Есть у Марса два спутника.
Поверхность Марса тоже как у Меркурия покрыта кратерами и вулканами, есть пустыни, а также ледяные полярные шапки наподобие земных. Марс знаменит самой высокой горой в Солнечной системе – это потухший вулкан Олимп высотой 27 км.
Юпитер
Юпитер - самая крупная планета Солнечной системы. Она в 318 раз тяжелее Земли, и в 2,5 раза крупнее, чем все наши планеты вместе взятые. По составу он похож на Солнце – состоит в основном из водорода и гелия и излучает огромное количество тепла. Но для того, чтобы стать звездой, Юпитеру не хватает массы, он должен быть еще в 80 раз тяжелее.
Сатурн
Сатурн всем известен своей системой колец, которая на самом деле состоит из различных ледяных частиц, горных пород и пыли.
Спутников у Сатурна 62. Скорость ветра на планете может достигать 1800 км/ч.
Уран
Уран стал первой планетой, обнаруженной при помощи телескопа. Он единственный оборачивается вокруг Солнца «лежа на боку».
Состоит планета из большого количества льда, поэтому её «ледяные гиганты». Уран – самая холодная планета, минимальная температура которой – это -224°С.
Нептун
Нептун – удивительная планета, которую, прежде чем увидеть в телескоп, ученые вычислили с помощью математических расчетов. На этой планете дуют самые быстрые ветра Солнечной системы со скоростью 2200 км/ч.
Нептун очень похож на Уран, поэтому он является еще одним «ледяным гигантом».
Динамическая пауза:
Космическая считалка (для запоминания планет).
(Дети встают со стульев в круг, педагог –ведущий встаёт в середину круга и начинает игру. Педагог повторяет считалку от двух до четырех раз, потом вызывает ребенка, который лучше всего запомнил этот стишок и меняется с ним ролями, ребенок становится ведущим)
На Луне жил звездочёт
Он планетам вёл учёт:
Меркурий — раз,
Венера — два-с,
Три — Земля,
Четыре — Марс,
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
Восемь — Нептун.
Девять — дальше всех Плутон,
Кто не видит — выйди вон. (дети садятся на свои места)
Педагог: Прошло много веков, прежде чем человечество нашло способ преодолеть земное притяжение и подняться в космическое пространство. Ребята, вспомните сказки и легенды. На чем только не летали сказочные герои!
Ответы детей: (На летучих мышах и орлах, на коврах-самолетах и бородах волшебников, на Коньке-Горбунке и волшебных стрелах...).
Педагог: Еще несколько столетий назад никому и в голову не могло прийти, что самый быстрый «транспорт» для перемещения — это ракета. Раньше в военном деле применялись пороховые мини-ракеты для устройства фейерверков или подачи сигналов. В середине прошлого века в России, боевую функцию ракете придал генерал артиллерии К.И. Константинов. Его ракеты могли преодолеть расстояние до трех километров.
Первым, кто увидел в ракете снаряд, способный вынести землян в межпланетные пространства, был великий русский ученый К.Э. Циолковский. Он так говорил по этому поводу: «Земля — наша колыбель, но нельзя жить вечно в колыбели». Ракете не нужен воздух, значит, она может летать в пустоте, в космосе, и развить там огромную скорость. Создать первую ракету стоило многих трудов. Ее построили русские ученые, рабочие, инженеры. Именно в нашей стране был запущен первый искусственный спутник Земли. Ребята, а вы знаете, кто был первым космонавтом? Что вы знаете об этом человеке? Когда был совершен первый космический полет?
Педагог выслушивает ответы детей, задает уточняющие вопросы.
Педагог: Солнечное утро 12 апреля 1961 г. Ракета «Восток-1» стремительно рванула в небо, оставляя за собой огненный след сгорающего топлива. Так с космодрома «Байконур» стартовал первый в истории космический корабль с человеком на борту. А первым космонавтом Земли стал наш соотечественник Юрий Алексеевич Гагарин.
Его позывной «Кедр» узнали все жители нашей планеты. Хотя Гагарин и пробыл в космосе всего 108 минут, совершив при этом лишь один виток вокруг Земли, но это было только начало — начало освоения человеком космического пространства. С тех пор прошло полвека, но за это время в космосе побывали космонавты многих стран, как мужчины, так и женщины. Первый полет человека в космос открыл дорогу для освоения космоса беспилотными международными космическими станциями, которые смогли долететь ближайшие к Земле планеты — Марс и Венеру, взять образцы грунта на них.
Чтобы внести разнообразие в беседу, проводится
дидактическая игра «Подбери рифму»
1.Среди поля голубого Яркий блеск огня большого. Не спеша огонь тут ходит, Землю-матушку обходит, Светит весело в оконце. Ну конечно, это ... (солнце). | 2.Ясными ночками Гуляет мама с дочками. Дочкам не твердит она: — Спать ложитесь, поздно! — Потому что мать — луна, А дочурки ... (звезды). | 3. Буква А, буква А — Алфавита голова. Знает Вова, знает Света, «А» похожа на ... (ракету). |
Педагог: Сегодня космические полеты стали для нас, жителей Земли, совершенно привычным делом. Верится, что не за горами и освоение других планет, на которые сможет высадится человек. Но начало этому было положено нашим русским космонавтом. Американский астронавт Нил Армстронг, первый из землян, побывавший на Луне, так сказал о полете Юрия Гагарина: «Он всех нас позвал в космос».
Практическая часть занятия.
Звучит песня в исполнении Ю. Гуляева «Знаете, каким он парнем был...» (муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова), во время которой дети выполняют практическое задание. Обучающиеся в технике «пластилинография» выполняют панно «Ракета».
(Задание для детей с ускоренным темпом работы – по окончании работы слепить фигурку космонавта, который вышел в открытый космос)
Материалы:
картон (крышечка от какой-либо банки) - подставка для работы;
кусочки фольги; паетки;
пластилин разноцветный.
Вопросы для повторения
- Как называется планета, на которой мы живем?
- Что такое Солнечная система?
- Какие планеты ты знаешь в Солнечной системе? Какая из них самая большая?
- Какую планету называют красной? Почему?
- Какая планета находится ближе всех к Солнцу?
- Как называется спутник Земли? Что ты о нем знаешь?
- Кто был первым космонавтом Земли?
- Когда впервые человек полетел в космос?
- Какие стихи ты знаешь о космосе?
- Ты бы хотел стать космонавтом? Почему?
- Как ты считаешь, какими качествами должен обладать космонавт?
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Вопросы про космос для дошкольников 5-6 лет:
- Шарик золотой заглянул в оконце, и танцуют зайчики. Что же это? (Солнце).
- Ночью на небе видна бледнолицая … (Луна).
- Быстрая, словно комета, в космос взлетает… (Ракета)
- Что видим мы, взглянув в оконце, нам ярким светом светит … (солнце)
- Золотые горошины в ночное небо подброшены. (Звезды).
- Летит вокруг Солнца планета, в леса и горы одета. Мелькают моря и поля. Зовется она … (Земля).
- Как называется снаряжение космонавтов? (Скафандр)
- У ракеты есть водитель, невесомости любитель. По-английски: «астронавт», а по-русски … (космонавт)
- Чтобы глаз вооружить и со звездами дружить, млечный путь увидеть чтоб нужен мощный … (телескоп)
РЕФЛЕКСИЯ для старших дошкольников (6-7 лет):
- Какого числа отмечается день космонавтики? (12 апреля 1961 год)
- Почему этот день так назвали? (В этот день впервые в космос полетел человек)
- Какие животные уже побывали в космосе? (обезьяны, крысы, собаки)
- Какие звери летали в космос до людей и благополучно вернулись? (Белка и Стрелка)
- Самый первый в космосе, летел с огромной скоростью отважный русский парень, наш космонавт … (Гагарин)
- Как звали человека, который первый вышел в открытый космос? (Алексей Архипович Леонов)
- Как звали первую женщину, летавшую в космос? (Валентина Терешкова)
- А как люди передвигаются в космосе? (в невесомости)
- Как космонавты кушают в космосе? (вся пища находится в тюбиках)
- Какие планеты вы знаете? (Юпитер, Сатурн, Венера, Марс, Уран, Меркурий, Земля, Нептун)
- Какими чертами характера должен обладать космонавт? (сильный, смелый, выносливый, храбрый, талантливый, умный, быстрый)
- Как звали человека, который заинтересовался и основал космос? (Циолковский)
Космическая викторина «Да или нет»
Еще один вид вопросов, которые можно использовать при проведении викторин. Дети могут отвечать Да или Нет, в зависимости от вопроса.
- Солнце — это звезда? (Да).
- Солнце больше по размеру, чем другие звезды. (Нет).
- Звезды такие крошечные, потому что они находятся очень далеко. (Да).
- Абсолютно все звезды излучают свет. (Да).
- Греческое слово «планета» означает «блуждающая звезда»? (Да).
- «Вселенная» и «Галактика» — это одно и то же? (Нет).
- Только наша планета имеет свой спутник? (Нет).
- Не только Солнце имеет свою систему, но и другие звезды. (Да).
- Люди уже были на Марсе. (Нет).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальная композиция "Человек поднялся в небо"
Литературно-музыкальная композиция "Человек поднялся в небо" разработана в рамках проведения недели, посвященной Дню космонавтики....
Интегрированный урок чтения и изобразительного искусства "Уж небо осенью дышало" А.С. Пушкин", "Изображение осенних листьев различной формы"
интегрированный урок чтения и изобразительного искусства для учащихся 3 класса...
Интегрированный урок "Звёзды на небе науки"
Интегрированный урок по теме "Научно-технический прогресс" способствует расширению знаний учащихся о великих учёных мира....
Конспект урока "Мечта подняться в небо стала реальностью. (По очерку А.И. Куприна «Мой полет»)".
Конспект открытого урока в 5 классе по очерку А.И.Куприна "Мой полет"....
«Мечта подняться в небо стала реальностью». (По очерку А.И. Куприна «Мой полет»).
Интересные методические разработки по литературе и краеведению....
Материалы интегрированного занятия "Самый родной мой человек"
Конспект интегрированного открытого занятия из учебного графика 2 года обучения подпрограммы «Азбука вежливости. Умелые ручки»...
Материалы интегрированного занятия "Зимующие птицы"
Занятие разработано в рамках учебного плана предметного модуля "Умелые ручки. Азбука вежливости" для детей 6-7 лет, обучающихся на 2 году обучения по программе подготовки к шеоле "Млая ...