Технологическая карта урока литературы в 6 классе
учебно-методический материал по литературе (6 класс) на тему
Технологическая карта урока литературы в 6 классе.
Тема урока. Тропа Насти
(по сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта урока литературы | 31.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Урок: ЛИТЕРАТУРА
Тема урока. Тропа Насти
(по сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»)
Дата проведения урока:17.02.2014 г.
Класс: 6
Учитель-предметник: Яркова И.В.
УМК 1. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева «Литература:6кл.»Баласс 2013.
Цели для ученика Обучающие: 1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. 2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. . Развивающие: 1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную. 2. Пользоваться изучающим видом чтения. 3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема). 4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением. 5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно. 6. Пользоваться словарями, справочниками. 7. Осуществлять анализ и синтез. 8. Устанавливать причинно-следственные связи. 9. Строить рассуждения . Воспитывающие: 1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. 2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства. | Цели для учителя Образовательные: Развивающие: создать мотивационную основу для восприятия учебного материала, развития речи учащихся, мышления, способствовать обучению самостоятельно работать с текстом (сравнение, анализ, наблюдение, систематизация). Воспитательные: 1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. 2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства. |
Тип урока Комбинированный | Форма урока Традиционная |
Опорные понятия, термины Литературное произведение Литературный герой Характеристика литературного героя, в том числе сравнительная Конфликт Проблема текста | Новые понятия |
Формы контроля Учебный диалог Работа в группах Самоконтроль | Домашнее задание В качестве домашнего задания учащиеся должны выделить в тексте повести все эпизоды, связанные с образом Митраши, и ответить на вопрос 3 (учебник, с. 82). |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества) |
I. Оргмомент. | Включение в деловой ритм. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. | Подготовка к работе. | Словесная форма | Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Психологический настрой учителя и учащихся. |
II. Работа с текстом. 1.Работа с текстом до чтения. Формулирование темы урока. 2.Анализ текста. 3.Работа текстовым фрагментом. 4.Анализ текстового фрагмента. 5. Работа с текстовым фрагментом. 6.Анализ текстового фрагмента. 3.Рефлексия 4. Домашнее задание. | На данном уроке: мы говорим о смыслах сказки-были «Кладовая солнца». Ведёт беседу Задает вопросы Предлагает вопросы для анализа фрагмента Центральный вопрос данного фрагмента. Попробуйте на него ответить). Объясняет задание. Организует работу в парах Мотивирует на написание индивидуальной работы Организует рефлексию Чему учит нас автор, изображая в повести путь Насти? Объясняет домашнее задание. | Формулируют тему урока Анализируют текст Приложение 1 Читают текст и отвечают на вопросы Приложение 2 Анализируют фрагмент текста по предложенным учителем вопросам, делают выводы Приложение 3 Выполняют упражнения.). Приложение 4 Сочиняют внутренний монолог Насти в момент, когда она опомнилась и вспомнила о брате (индивидуальная работа). Делают вывод, обобщение. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Аналитическая беседа с учащимися. Работа по группам Иллюстративно-словесный метод. Исследовательский метод Приём познавательной активности через творческое задание Способность к оценочным действиям | 1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. 2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. 3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. 4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека. 5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра. 6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. 7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. Личностные: - смыслообразование 2. Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование. |
Приложение 1
Вопросы для обсуждения
- Ответьте на предложенные вам ниже вопросы.
- В начале повести рассказчик называет Настю «золотой курочкой». Объясните, какой смысл скрывается в этих словах.
- Почему М.М. Пришвин постоянно подчёркивает, что Настя всё делает так, как делала её покойная мать? Чему научилась Настя от мамы в области быта, домашнего хозяйства?
- Настя, как известно, была старше Митраши. Как она относилась к упрямству брата, к его попыткам показать своё мужское превосходство? Чем она всякий раз побеждала брата?
- Как Настя готовилась к походу за клюквой? Чей опыт вновь пришёл ей на помощь?
- Что взяла с собой Настя, собираясь за клюквой? Выпишите в столбик (индивидуальная работа).
- Опишите, как выглядела Настя, когда пошла на болото?
Приложение 2
- Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Пока дети так говорили и утро подвигалось все больше к рассвету, борина
Звонкая наполнялась птичьими песнями, воем, стоном и криком зверьков. Не все они были тут, на борине, но с болота, сырого, глухого, все звуки собирались сюда. Борина с лесом, сосновым и звонким на суходоле, отзывалась всему.
Но бедные птички и зверушки, как мучились все они, стараясь выговорить какое-то общее всем, единое прекрасное слово! В (Какое?) О И даже дети, такие простые,(Почему автор называет детей «простыми»?) как Настя и Митраша, понимали их усилие. Им всем хотелось сказать одно только какое-то слово прекрасное.
Видно, как птица поет на сучке, и каждое перышко дрожит у нее от усилия. Но все-таки слова, как мы, они сказать не могут, и им приходится выпевать, выкрикивать, выстукивать.
- Тэк-тэк! - чуть слышно постукивает огромная птица глухарь в темном лесу.
- Шварк-шварк! - дикий селезень в воздухе пролетел над речкой.
- Кряк-кряк! - дикая утка кряква на озере.
- Гу-гу-гу... - красивая птичка снегирь на березе.
Бекас, небольшая серая птичка с носом длинным, как сплющенная шпилька, раскатывается в воздухе диким барашком. Вроде как бы "жив, жив!" кричит кулик кроншнеп. Тетерев там где-то бормочет и чуфыркает, белая куропатка, как будто ведьма, хохочет.
Мы, охотники, давно, с детства своего, и различаем и радуемся, и хорошо понимаем, над каким словом все они трудятся и не могут сказать. Вот почему мы, когда придем в лес ранней весной на рассвете и услышим, так и скажем им, как людям, это слово:
- Здравствуйте!
Приложение 3
Вопросы для анализа фрагмента
• Ответьте на вопросы.
- Как ведёт себя природа по отношению к Насте и Митраше?
- Почему автор называет «здравствуйте» единым и прекрасным для всех словом?
- Какую мысль о человеке и природе доносит до нас М.М. Пришвин?
- Как изменяется природа после ссоры детей? Почему.
- Почему Настя без рассуждений выбирает широкую тропу? (Приведите аргументы в пользу Насти и в пользу Митраши (парная работа).
- За что Настя рассердилась на Митрашу до такой степени, что не нашла для него ни одного ласкового слова и даже плюнула ему вслед? (Здесь надо обратить внимание на фразу Митраши: «...ты иди по своей тропе, куда все бабы ходят за клюквой...»)
- Как случилось, что Настя позабыла о брате, с которым привыкла перекликаться каждый час?
- Что, по мнению автора, способно убить или по крайней мере заглушить в человеке чувство любви и сострадания?
- Почему в сцене с лосем М.М. Пришвин называет Настю «прежняя золотая курочка», пишет, что лось смотрит на собирающую клюкву девочку не как на человека, а как «на всякую ползающую тварь»?
Приложение 4
Работа в парах
- Привести аргументы в пользу Насти
- Что помогло Насте обрести прежний облик?
- Как повлияла на неё встреча со змеёй и Травкой?
- Какие чувства испытала Настя, вспомнив о брате?
- Напишите внутренний монолог Насти в момент, когда она опомнилась и вспомнила о брате (индивидуальная работа).
- Могло ли быть другое окончание у данной истории? Какое? Спрогнозируйте.
- Почему Настя отдала всю клюкву детям, вывезенным из блокадного Ленинграда?
- Что мучило Настину совесть?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературы: 6 класс (ЗПР) школы для глухих детей.
Конспект урока по теме: "Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Бородино". Тип урока: обобщение пройденного материала....
Технологическая карта урока литературы 8 класс
Тема: Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». ТДЦ: Обучающий аспект: расширить знания...
Технологическая карта урока литературы. 10 класс. Л.Н.Толстой "Война и мир"
Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС с использованием АМО ( активных методов обучения)...
Технологическая карта урока литературы 6 класс.
Технологическая карта составлена в соответствии ФГОС. Тип урока - урок "открытия" нового знания. На уроке используется самостоятельная работа по группам и индивидуальная....
технологическая карта урока литературы 8 класс
технологическая карта урока литературы по роману В.А.Каверина "Два капитана" к фрагменту видеоматериала...
технологическая карта урока литературы 5 класс
Данная технологическая карта составлена к уроку литературы в 5 классе "Басня - к мудрости ступенька". Карта учитывает требования ФГОС. Технологическая карта была использована на открытом уроке....
Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»
Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...
- Мне нравится (1)