Интегративный урок "Что за прелесть эти сказки!" (по сказкам А.С.Пушкина)
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему
Урок «Что за прелесть эти сказки?» (по сказкам А.С.Пушкина) целесообразно проводить в 5 классе после изучения на уроках литературы творчества А.С.Пушкина. Перед проведением урока учитель ставил следующие цели:
развитие познавательных интересов учащихся;
развитие выразительной речи;
закрепление знаний по литературе, музыке, мировой художественной культуре;
развитие воображения, памяти, быстрой реакции, умения коллективно решать проблемы, личной инициативы ребят.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.21 МБ |
![]() | 19.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Организация учебно-воспитательного процесса в современной школе требует от современного учителя совершенствования практической деятельности путем поиска новых технологий и новых ценностных приоритетов в определении целей, форм и методов построения учебной деятельности учащихся. Педагогами разрабатываются различные методики, учебные программы и применяются на практике новые виды уроков, которые активизируют мыслительную деятельность учащихся, формируют познавательный интерес и носят развивающий характер. Среди таких уроков выделяется интегративный урок, который играет очень важную роль в педагогическом процессе.
Интегративный урок – особый тип урока, на котором изучается взаимосвязанный материал двух или нескольких предметов. Такие уроки используются в тех случаях, когда знание материала одних предметов необходимо для понимания сущности процесса, явления при изучении другого предмета.
Идея интеграции в обучении имеет глубокие корни. Впервые об этом заговорил классик мировой педагогики Я.А.Коменский: «Всё, что находится во взаимосвязи, должно преподаваться в такой же взаимосвязи».
В основе интегративного обучения лежат следующие принципы:
- учебный материал разбит на тесно связанные между собой фрагменты;
- активизация познавательной деятельности учащихся;
- учет индивидуальных особенностей каждого обучаемого.
Благодаря этим принципам в интегративном обучении появляется систематическая, постоянная обратная связь между учителем и учениками, на основании которой они самосовершенствуются.
Интегративные уроки положительно влияют на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся, способствуют всестороннему развитию личности, активизации мыслительных процессов у учащихся, побуждать их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам, ведь урок – это часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершиться на уровне высокой общественной культуры. Сорокапятиминутный момент жизни – это продолжение домашней, уличной жизни, «кусок истории личностной судьбы ребенка».
В нашей школе интегративные уроки начали проводиться с 2004 года. За это время накоплен большой опыт. Проведено много уроков, которые смогли увидеть и оценить не только учителя нашей школы, но и родители. С 2008 года мы ввели в практику проведение открытых выездных интегративных уроков, когда представляется элемент урока для сотрудников музея (например, в музее-мастерской скульптора А.С.Голубкиной). Очень хорошо такие уроки воспринимают ученики.
Предлагаемый урок «Что за прелесть эти сказки?» (по сказкам А.С.Пушкина) – интегративный урок литературы – музыки – мировой художественной культуры – изобразительного искусства. Этот урок целесообразно проводить в 5 классе после изучения на уроках литературы творчества А.С.Пушкина. Перед проведением урока учитель ставил следующие цели:
- развитие познавательных интересов учащихся;
- развитие выразительной речи;
- закрепление знаний по литературе, музыке, мировой художественной культуре;
- привитие любви к предметам;
- развитие воображения, памяти, быстрой реакции, умения коллективно решать проблемы, личной инициативы ребят.
Учитель предполагал решить следующие задачи:
- повторить имеющиеся у учащихся сведения об А.С.Пушкине;
- расширять круг знаний о художниках, композиторах;
- обогащать словарный запас учащихся;
- побуждать к самостоятельной работе с текстами произведений;
- воспитывать любовь к русской литературе, музыке, интерес к языку, любовь к родному слову.
Поставленные цели были достигнуты, задачи решены. Это отчетливо проявилось на уроке, когда проводилась рефлексия.
Во время проведения урока «Что за прелесть эти сказки?» использовались технические средства:
- телевизор;
- видеомагнитофон;
- видеокассеты с записью мультфильмов по сказкам А.С.Пушкина; фильма А.Птушко «Руслан и Людмила» (1972 год);
- диапроектор для просмотра слайдов;
- экран для просмотра слайдов;
- магнитофон с записью: 1) увертюра к опере М.И.Глинки «Руслан и Людмила»; 2) балет Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»;
- фортепиано
- это было необходимо для более полного усвоения материала, развития познавательного интереса учащихся. После проведения этого урока ребятам была предложена анкета со следующими вопросами:
- Понравился ли вам урок?
- Одобряете ли вы идею проведения уроков в такой форме?
- С какими еще предметами вы хотели бы видеть интегративные уроки литературы?
- Какими вы были на уроке?
Всем ребятам очень понравился урок. Только 3 человека ответили, что они были не слишком активны, все остальные подтвердили обратное, что можно было увидеть по результатам проведения урока. А результаты впечатляющие! Литературу ребята хотели бы видеть в интеграции с историей и информатикой.
Первые три вопроса были также заданы родителям, которые высоко оценили работу учителя и своих детей. Чувствовалась заинтересованность.
Работники музея-мастерской скульптора А.С.Голубкиной, а также посетители музея отметили, что подобное мероприятие проводится у них впервые (в музее был показан только урок-концерт). Идея им понравилась, поэтому когда возникла мысль провести там же урок по творчеству М.Ю.Лермонтова (6 класс), администрация сразу же согласилась.
Что же дают интегративные уроки? Во-первых, это ликвидация дублирования тем и снятие излишней перегрузки учащихся; во-вторых, знания (даже если они и предлагаются в форме концерта и игры) даются на более высоком уровне обобщения и в то же время концентрируются; в-третьих, подобные мероприятия развивают речь и интеллект учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по чтению и развитию речи для специальной (коррекционной) школы VIII вида "Что за прелесть эти сказки!"(по сказкам А.С.Пушкина)
В ходе урока старшеклассники инсценировали отрывки из сказок А.С.Пушкина для младших школьников, что не только пробуждало интерес к чтению, но и воспитывало ответственность и заботливое отношение дете...
Урок литературы в 5 классе по теме «В.А. Жуковский. Личность поэта. Сказка «Спящая царевна». История создания произведения. Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои сказки».
Урок литературы в 5 классе по творчеству В.А. Жуковского с применением различных педагогических технологий....
викторина "Что за прелесть эти сказки!" (Мир героев А. С. Пушкина)
внеклассное мероприятие по литературе для 5 - 6 классов...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/20/picture-568728-1421747942.jpg)
Методическая разработка урока внеклассного чтения «Что за прелесть эти сказки…» ( по сказкам А.С.Пушкина)
Показать учащимся (на примере сказок А. Пушкина) прелесть чтения, научить их любить книгу для того, чтобы через литературу они воспринимали "разумное, доброе, вечное"....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/08/picture-362887-1386448019.jpg)
Конкурс "Что за прелесть эти сказки."( по сказкам А.С. Пушкина)
Основной целью мероприятия является обобщение и систематизрование знанияй учащихся о сказках А.С.Пушкина. Воспитание интереса к чтению....
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/22/picture-399732-1558552828.jpg)
Урок внеклассного чтения «Что за прелесть эти сказки!» по сказкам А. С. Пушкина.
Цели:1. Образовательные:закрепить знания сказок А.С. Пушкина;совершенствовать навык беглого, выразительного, осознанного чтения;обогащать словарный запас. 2. Коррекционно - развивающие:коррекция ...