Урок внеклассного чтения «Что за прелесть эти сказки!» по сказкам А. С. Пушкина.
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Назарова Елена Александровна

Цели:

1. Образовательные:

  • закрепить знания сказок А.С. Пушкина;
  • совершенствовать навык беглого, выразительного, осознанного чтения;
  • обогащать словарный запас.

 

2. Коррекционно - развивающие:

  • коррекция устной речи, внимания, памяти;
  • развивать умение слушать, давать полные ответы, анализировать и    обобщать, делать выводы;
  • развивать диалогическую и монологическую речь.

 

3. Воспитательные:

  • воспитывать любовь к литературному творчеству А.С. Пушкина;
  • воспитывать чувство коллективизма в работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения «Что за прелесть эти сказки!»

по сказкам А. С. Пушкина

Цели:

1. Образовательные:

  • закрепить знания сказок А.С. Пушкина;
  • совершенствовать навык беглого, выразительного, осознанного чтения;
  • обогащать словарный запас.

2. Коррекционно - развивающие:

  • коррекция устной речи, внимания, памяти;
  • развивать умение слушать, давать полные ответы, анализировать и    обобщать, делать выводы;
  • развивать диалогическую и монологическую речь.

3. Воспитательные:

  • воспитывать любовь к литературному творчеству А.С. Пушкина;
  • воспитывать чувство коллективизма в работе.

   Оборудование:

компьютер, медиапроектор, книжная выставка «Сказки А.С. Пушкина», презентация о творчестве А.С.Пушкина, выставка рисунков по сказкам А.С.Пушкина, кроссворд «Кто автор этих сказок?», раздаточный материал.

 

ХОД УРОКА:

І  Организационный момент.

1.Создание эмоционального настроя.

Итак, начинаем урок внеклассного чтения. А начнем мы его с просмотра отрывка из фильма «Сказка о рыбаке и рыбке».

( Чтение стихотворения А.С.Пушкина «У лукоморья дуб зеленый»)

 (лукоморье - морской залив, берег)

II Актуализация темы.

-Ребята, сегодня у нас необычный урок – урок внеклассного чтения по сказкам А.С.Пушкина. Мы с вами побываем в волшебной стране пушкинских сказок, вспомним их героев, будем угадывать, придумывать и сочинять.
Урок внеклассного чтения будет сказочным и поэтичным. Я желаю вам успехов на уроке!
 

Слайд 1

 «Что за прелесть эти сказки», - говорил своей няне когда – то А.С.Пушкин.

       Тема нашего урока: «Что за прелесть эти сказки».

 III Работа над темой.

а) рассказ учителя о А.С. Пушкине

Слайд 2.

  Пушкин… Его портрет всем знаком – всякий, взглянув на это лицо с живыми ясными глазами, на эти вьющиеся волосы, скажет: это Пушкин.

 Родился он в Москве. Стихи начал сочинять еще в детстве. В то время в дворянских семьях говорили по-французски. В семь лет он уже свободно говорил и читал на французском и русском языках.  Пушкин – самый любимый писатель у нас в стране. Его все знают, книги его все читают; многие его произведения перечитываются по нескольку раз. Его стихи заучиваются наизусть.

 

б) Чтение учащимися стихов А.С.Пушкина.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит».

 

«Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора.

Стоял ноябрь уж у двора.

 

 «Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса».

 

 «Зимний вечер»

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

 

в) создание  А.Пушкиным сказок, герои сказок

Слайд 3.

 

-215 лет прошло со дня рождения А.С.Пушкина. Великий поэт оставил более тысячи стихов, повестей, рассказов и сказок. А где же создавал он  свои сказки?    

 (В селе Болдино Нижегородской губернии).

В 1830 году написаны «Сказка о попе и  работнике его Балде», там же «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», и возник замысел «Сказки о золотом петушке».

 

Слайд 4.

 -Кого только не встретишь на его сказочных дорожках? Здесь можно  встретить и гордого Гвидона, и белую царевну лебедь, и бойкого Балду.

 

г) рассказ ученика о няне Арине Родионовне

Слайд 5.

     В детстве  маленький Саша очень любил слушать сказки. У него была удивительная няня. Звали ее Арина Родионовна. Маленький Саша очень любил свою няню, любовно называл ее «мамушкой». Сказок  Арина Родионовна знала множество. Перед сном милая  няня приходила к Саше и рассказывала сказки. Он просил, чтобы няня повторяла одни и те же сказки по многу раз. И запоминал их -  навсегда. Известно, что поэт записал в своих черновиках семь няниных сказок, которые потом передал в своих стихах.

                     «Сказка о царе Салтане»

                    «Сказка о золотом петушке»

                    «Сказка о попе и  работнике его Балде»

                    «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

                    «Сказка о рыбаке и рыбке»

 Слайд 6.

 Всю жизнь няня была для Пушкина дорогим и близким человеком.

     Через много лет, вспоминая добрую сказочницу, поэт  посвятил ей стих:

 ( «Няне»).

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь:

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь.

IV Литературная разминка

Слайд 7.

-Ребята, а сейчас мы с вами проведем литературную разминку по сказкам        А.С.Пушкина.

 (За каждый правильный ответ  дети получают рыбки – фишки, баллы).

Слайд 8

 /Инсценировка эпизода из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане»/

Звучат строчки из сказок:

Три девицы под окном

Пряли пряжу вечерком

«Кабы я была царица,-

Говорит одна девица,-

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир. («Сказка о царе Салтане».)

   Слайд 9.

Царь с царицею простился.

В путь – дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна. («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Слайд 10.

Пошел, сел у моря;

Там он стал веревку крутить,

Да конец ее в море мочить. («Сказка о попе и работнике его Балде»).

Слайд 11 

Царь к востоку войско шлет.

Старший сын его ведет.

Петушок угомонился,

Шум утих, и он забылся. («Сказка о золотом петушке»).

V Конкурс знатоков.

  1. Кроссворд:

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 2

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 5

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1.  В кухне злится   ………….., (повариха)

     Плачет у станка ткачиха.

               2. –Посади ты эту птицу,-

                     Молвил он царю, - на спицу;

                     ………… мой золотой (петушок)

                     Будет верный сторож твой.

3.  Подари ты мне девицу,

     …………. девицу, – (шамаханскую)

     говорит мудрец в ответ.

               4.Свет мой, ………, скажи (зеркало)

                   Да всю правду доложи.

5. А сидит в нём князь ……..(Гвидон)

    Он прислал тебе поклон.

            6.Раз он в море закинул …….(невод)

               Пришёл……. с одною тиной.

Ключевое слово  Пушкин.

 

2) Составь из слов  название сказки. (Приложение 1)

3)  Составь из слогов сказочное слово. (Приложение 2)

 

VI  Работа по «Сказке о рыбаке и рыбке».

Слайд 12.                       Слайд 13.

     

 ( Просмотр  часть эпизода из сказки А.С.Пушкина

 «Сказка о рыбаке и рыбке»

Ответы на вопросы.

1.  С каким великим чудом встретился старик?

2.  Как он поступил?

3.  Чего захотела старуха?  (Только ли корыто она хотела иметь?)

/корыто, дом, стать столбовой дворянкой, вольною царицей, владычицей морской/.

4.  А как менялось море с приходом старика?

/слегка разыгралось, помутилося синее море, оно неспокойно, почернело, на море черная буря/.

 

VII  Физкультминутка. Игра «Море волнуется».

VIII Выставка рисунков по сказкам А.С.Пушкина

 

1. «Сказка о рыбаке и рыбке»

2. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

3. «Сказка о золотом петушке».

4. «Сказка о царе Салтане».

5. «Сказка о попе и  о  работнике его Балде»

6.  Все сказки. (Тест по сказкам: «Сопоставь литературных героев со сказкой»)

 IX.  Подведение итогов.

 

В сказках:

прославляется                          осуждается

 

доброта                                           трусость

мужество                                        предательство

трудолюбие                                    жадность

подвиги                                           корысть

 

Вывод:   - В сказках осуждается трусость, предательство, жадность, корысть. А прославляется доброта, мужество, трудолюбие, подвиги.

 

              Релаксация. 

              Информационный анализ урока.

-Что я до сих пор знал…

- Что я узнал…

- Что я хочу узнать…

Выставление оценок.

Домашнее задание.

Прочитать сказки А.С. Пушкина.

Приложение 1.

 

1. Сказка, рыбаке, рыбке, и.

2. О, сказка, царе, Салтане.

3. Золотом, о, сказка, петушке.

4. О, царевне, мёртвой, сказка, и, богатырях, семи.

 5. О, И, РАБОТНИКЕ, ПОПЕ, БАЛДЕ, СКАЗКА, ЕГО.

  

Приложение 2. 

БО-ГА-ТЫРЬ    ЦА-РЕВ-НА  САЛ-ТАН   Е-ЛИ-СЕЙ

ГВИ-ДОН    ЧЕР-НО-МОР    ЗВЕЗ-ДО-ЧЁТ

 

Предполагаемые результаты.

В ходе урока используются разные виды сенсорной модальности (основного канала восприятия информации). В результате одни учащиеся легче усваивают видеоинформацию (визуалы), для других важную роль играет звук (аудиалы), третьим для закрепления информации необходима мышечная активность (кинестетики). Такое объединение средств обеспечивает качественно новый уровень восприятия информации: обучающийся с ОВЗ не просто пассивно созерцает, а активно участвует в происходящем.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Ахматова А А Последняя сказка Пушкина «Сказка о золотом петушке» и «Царь увидел пред собой...» //Ахматова А. А. Сочинения: В 2т. - М., 1990.-Т. 2.- С. 18—51.

2. Бойко С. Волшебная свирель Арины Родионовны // Жили-были

3. Новиков И. А. Александр Сергеевич Пушкин: Жизнь и творчество.- М.,-1954.

4. Читаем, учимся, играем.-2006.-8

5. pushkin.niv.ru/images/mesta/mesta_12_1.jpg

6. lib.ru Библиотека Мошкова.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по сказкам А. С. Пушкина в 5 классе по теме “Мои любимые сказки А. С. Пушкина”

Обобщение и дополнение знаний учащихся, которые пятиклассники получили на уроках литературы по творчеству А.С. Пушкина....

Урок внеклассного чтения по сказкам А.С.Пушкина

Урок по сказкам Пушкина в форме командной игры для 5 класса...

Урок внеклассного чтения в 5 классе. "По следам сказочных героев А.С. Пушкина"

Урок направлен на повышение знаний учащихся о писателях и поэтах 19 века. Осмысление прочитанных произведений  в рамках последовательного вдумчивого чтения и анализа....

Методическая разработка урока внеклассного чтения «Что за прелесть эти сказки…» ( по сказкам А.С.Пушкина)

Показать  учащимся (на примере сказок А. Пушкина) прелесть чтения, научить их любить книгу для того, чтобы через литературу они воспринимали "разумное, доброе, вечное"....

Урока внеклассного чтения в 7 классе « Сравнительный анализ литературной сказки П. Бажова и русских народных сказок»

В материале представлен урок по внеклассному чтению, где показаны сходства и отличия литературной и народных сказок....

Конспект урока внеклассного чтения по литературе в 5 классе по сказке В.М. Гаршина "Attalea princeps"

Конспект урока внеклассного чтения "Любовь к жизни" по сказке В.М. Гаршина "Attalea princeps"....