Открытый урок литературы в 5 классе .Тема: "Недаром помнит вся Россия..."
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Открытый урок литературы в 5 классе ,посвященный стихотворению М.Ю. Лермонтова "Бородино"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
borodino_konspekt.docx | 26.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Недаром помнит вся Россия…
Цель: показать, что эпизоды Бородинского сражения, лежащие в основе стихотворения ,основаны на реальных событиях.
Задачи: выработка выразительного чтения стихотворения у уч-ся;
анализ композиции стихотворения;
воспитание патриотических чувств.
Ход урока.
Организационный момент : приветствие уч-ся и гостей учителем.
Вас, конечно, всех интересует вопрос, о чем мы будем говорить на уроке и мы на этот вопрос непременно ответим, после повторения знаний пройденнного материала. Итак, обратите внимание на доску(проекторную) и ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы (вопросы на экране )
Фамилию какого поэта вы видите на каждом слайде ?
Лермонтова М.Ю.
-Значит мы будем сегодня говорить о ком?
- 1.о Лермонтове Михаиле Юрьевиче
-В произведении какого автора говорится о событиях войны 1812 года?
- В произведении Крылова И. А. « Волк на псарне»
- Кто из приведенных авторов является участником ОВ?
-Антоний Погорельский(Алексей Перовский)
Т.е во 2-х мы сегодня еще будем говорить и о событиях войны 18 12 года.
И в 3-их , откройте все свои учебники на с. 4 и прочитайте, какое произведение Лермонтова мы будем сегодня изучать?
-Бородино ! Записываем в тетрадь тему нашего урока М Ю . Лермонтов « Бородино» И главный вопрос ,на который мы сегодня должны ответить : « Почему вся Россия помнит про день Бородина?» В эти дни ,особенно в октябре ,когда у М. Ю. Лермонтова юбилей , наша вся страна отмечала 200-летие со дня рождения Лермонтова.
-нераспустившимся цветком русской поэзии назвал Лермонтова известный критик. Почему его так назвали вы мне ответите ,когда назовете годы его жизни.
Наши ребята подготовили сообщения о М. Ю. Лермонтове. Из сообщения Саши мы узнаем о том ,какое невеселое детство было у нашего поэта. Давайте внимательно послушаем!
Катя подготовила нам следующее сообщение, в котором говорится о том, какие страдания пришлось испытать поэту.
Дмитрий расскажет нам об увлечениях Лермонтова М.Ю.
Вика расскажет о следующих талантах Лермонтова.
Прежде чем мы познакомимся с стихотворением, проведем словарную работу: улан-
Драгун-
Картечь-
(запись слов на доске).
Выразительное чтение стихотворения сначала учителем ,а затем учениками.
-Как построено стих.? Сколько строф в этом стих.? 14. Строфа-это часть стих, объединенная в одно целое ритмом., рифмой ,темой. От чьего лица ведется рассказ?
Поработаем с таблицей №2. Цель нашей работы: выяснить как отразились исторические факты в стихотворении? Задание: соотнесите исторические данные с текстом стихотворения Лермонтова, выделите в стих. Нужные части, подберите цитаты, заполните таблицу.
- А с исторической справкой выступит Руслан от имени участника сражения(в костюме). Я участник великого сражения. Сейчас я вам расскажу все что помню. Бородинское сражение - крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской и французской армиями. Оно произошло 7 сентября 1812 года у села Бородино, которое находится западнее Москвы. А до этого мы долго отступали, после оставления города Смоленска русская армия отходила к Москве.
- Да, и вот наш главнокомандующий Михаил Илларионович Кутузов выбрал место боя. 3 сентября мы расположилась у села Бородино, на заранее избранной позиции, где решил Кутузов дать армии этого супостата Наполеона решительное сражение. К началу сражения у нас была большая армия: 120 тысяч человек и 640 орудий. А у французов еще больше:135 тысяч человек, а орудий у них было чуть меньше: 587.
- До главного сражения 5 сентября был бой за Шевардинский редут.
- В течение 6 сентября и мы, и французы готовились к главному сражению.
- На рассвете 7 сентября артиллерийской канонадой с обеих сторон началось Бородинское сражение.
- Решающие бои развернулись за Багратионовы флеши и батарею Раевского. французам удалось их захватить,потеряли много людей и орудий. Но сил идти дальше у них не было. Наполеон отвел войска на исходные позиции.
Цитаты из исторической справки | Цитаты из стихотворения |
Я участник великого сражения. Сейчас я вам расскажу все что помню. Бородинское сражение - крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской и французской армиями. Оно произошло 7 сентября 1812 года у села Бородино, которое находится западнее Москвы. А до этого мы долго отступали , после оставления города Смоленска русская армия отходила к Москве. | 3 строфа: Мы долго молча отступали, |
Да , и вот наш главнокомандующий михаил илларионович Кутузов выбрал место боя. 3 сентября мы расположилась у села Бородино, на заранее избранной позиции, где решил Кутузов дать армии этого супостата Наполеона решительное сражение. К началу сражения у нас была большая армия: 120 тысяч человек и 640 орудий. А у французов еще больше:135 тысяч человек, а орудий у них было чуть меньше: 587. | 4 строфа: И вот нашли большое поле: |
До главного сражения 5 сентября был бой за Шевардинский редут. | Строфа 6: Два дня мы были в перестрелке… |
В течение 6 сентября и мы и французы готовились к главному сражению | Строфа 7 Прилег вздремнуть я у лафета… |
на рассвете 7 сентября артиллерийской канонадой с обеих сторон началось Бородинское сражение. | Строфа 8: И только небо засветилось, |
Решающие бои развернулись за Багратионовы флеши и батарею Раевского. французам удалось их захватить, потеряли много людей и орудий. Но сил идти дальше у них не было. Наполеон отвел войска на исходные позиции. | Строфа 13: Вот смерклось. Были все готовы |
Таблица №2 для учителя
Вывод: Основные эпизоды Бородинского сражения, описанные в стихотворении, полностью совпадают с исторической справкой. Следовательно, поэт в основу стихотворения положил реальные исторические факты.
Анализ ху
Таблица№2(прилагаетс
Подготовленный ученик в костюме гусара от лица участника Отечественной войны рассказывает о Бородинском сражении.
Я участник Бородинского сражения. Наполеон вторгся на территорию России без объявления войны. Рус. войска на тот момент были разделены на 3 армии и Наполен захотел воспользоваться этим и разгромить их , зажав каждую из них по отдельности. Русские же , в свою очередь планировали заманить в ловушку наполеоновскую армию и разгромить ее . Но ни русскому ,ни французскому планам не суждено было сбыться.
Во главе русской армии становится генерал Кутузов. Его первый приказ был « Отступать», Но затем в 125 км. От Москвы ,близ села Бородино Кутузов решил дать генеральное сражение ,кот. Началось 26 августа по старому календарю и 7 сентября по- новому.
3-й ученик
Бородинская битва –одна из самых величайших битв в истории ,это самый важный этап в ходе войны 1812 года. Бородино- великое поражение Наполеона, начало его заката и гибели его непобедимой армии, которая в то время захватила почти всю Западную Европу. В этом сражении с наивысшей силой проявился патриотический дух не только русской армии , но и всего русского народа.
Бородино-отклик на 25-ую годовщину Бородинского сражения. Впервые в отечественной литературе историческое событие увидено глазами рядового воина.
Огромный размах в России приобретает партизанское движение. Отступавшие французские войска подвергались нападению партизан, кот. Уничтожали их или брали в плен.
На картине Верещагина « Не замай- дай подойти» изображена засада партизан, поджидающих отступающую вражескую колонну. Обратите внимание, партизаны- это простые крестьяне, объединившиеся против общего врага. Эти люди вооружены топорами и, но несмотря на это они настроены очень решительно.
-Ребята,как вы понимаете слова: «Не замай – дай подойти»?
Запись в тетрадь: не замай(простор.)- не трогай, не задевай, оставь в покое кого-нибудь.
Т.е.Мудрый старый партизан удерживает приятелей от поспешных действий словами не замай.
И еще обратимся к картине Прянишникова И.М. « В 1812Г.» Она посвящена действиям партизанских отрядов. Здесь художник подчеркнул величие подвига русского народа ,изгнавшего захватчика из родной земли. Обратите внимание, как по заснеженному полю бредут уныло жалкие и оборванные в женских шубах и шалях «завоеватели». Их конвоируют крестьяне с вилами и топорами. Крестьяне спокойны и уверены, они выполняют священный долг_ очищают землю от врагов.. На этой картине видно. Что на защиту земли родной поднялись не только мужчины, но и женщины.
Из истории мы знаем. Что русская армия оставила Москву, но это не обозначает поражение, это своеобразная хитрость. С военной точки зрения оборона Москвы была невозможна. Это понимал только Кутузов.
На картине Кившенко А.Д.»Военный совет в Филях» мы видим избу, в которой было принято решение оставить Москву. Художник правдиво воспроизводит обстановку Совета. Посмотрите,как решительно отстаивает свою точку зрения Кутузов,одни офицеры смотрят на него недоуменно, другие – снисходительно,третьи-негодующе. Но Кутузов доказал свою правоту, и Москва досталась французам. Войдя в город. Наполеоновская армия увидела,что почти все население покинуло город вслед за армией,а следовательно французы не нашли здесь ни пропитания, ни лошадей.
Теперь, когда мы с вами узнали об исторических событиях, которые легли в основу произведения Лермонтова перейдем к изучению самого стих.
Учитель выразительно читает стих. , дети следят.
Как построено стих.? Сколько строф в этом стих.? 14. Строфа-это часть стих, объединенная в одно целое ритмом., рифмой ,темой. От чьего лица ведется рассказ?
Поработаем с таблицей №2. Цель нашей работы: выяснить как отразились исторические факты в стихотворении? Задание: соотнесите исторические данные с текстом стихотворения Лермонтова, выделите в стих. Нужные части, подберите цитаты, заполните таблицу.
А с исторической справкой выступит Руслан от имени участника сражения(в костюме).
Таблица№2(прилагается)
Выводы: Основные эпизоды Бородинского сражения ,описанные в стих. ,полностью совпадают с исторической справкой. Следовательно, поэт в основу стихотворения положил реальные исторические факты.
Анализ художественных средств стих.
-Но чем отличается исторический рассказ от стихотворного?( в стих. нет дат. названий, фамилий; речь в стих. образная ,выразительная.)
Работа с таблицей №3 в парах. Цель: найти в тексте средства художественной выразительности. Речь в стих. Лермонтова богата сравнениями , метафорами. Выпишите их
Вывод: использование метафор, сравнений, делают речь в стих. Более образной, ярче. Итог урока:
С какой целью Лермонтов обращается к теме бородинского сражения?
- Что важнее для автора: передать правду истории или прославить подвиг солдат, сражавшихся на поле битвы?
-Что он хотел донести до читателя ,до будущих поколений?
Рефлексия: что я узнал на уроке?
Проводится игра: «верные и неверные утверждения»:
Я считаю ,что Наполеон Бонопарт проявил в войне 12 года хитрость , смекалку и почти выиграл войну…
-Я с вами не согласен. Потому что …
-Русские войска потерпели поражение и с позором оставили Москву …
Слово учителя. Нас и сегодня волнует стих. Лермонтова Бородино и события , описанные в нем. Война не может восхищать, потому что это кровь, ужас, смерть, но подвиг русских солдат, не пощадивших жизни ради спасения Отечества будет жить вечно и этот подвиг недаром помнит и будет помнить вся Россия .
Оценки учащимся.
Д.з./подготовить выразительное чтение наизусть отрывок стих.Бородино.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок литературы 10 класс. ТЕМА: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет.
ТЕМА: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет. Тип урока: урок изучения нового материала. ЦЕЛЬ:...
Открытый урок Литература 5 класс Тема: А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. История рождения сюжета. Система образов с инсценирование фрагментов сказки. Добро и зло. Система образов.»
Цели: рассказать об истоках рождения пушкинской сказки; выявить систему образов сказки; развивать навыки сопоставительного анализа ; воспитывать эстетическое восприятие художественного произведе...
Разработка открытого урока в 5 классе по теме: «Выдающиеся люди России, Англии и США».
Открытый урок по теме «Выдающиеся люди России, Англии и США» был разработан для учащихся 5 класса. Он входит в серию уроков, посвященных одной большой теме "So many countries, so many customs" и постр...
Открытый урок 8-9 класс конспект по дисциплине история России
Открытый урок по истории для обучающихся 1-9 классов....
Открытый урок литературы 7 класс. "Тихая моя Родина".
Форма проведения: урок-мастерская. Педагогическая технология: личностно-ориентированное обучение. Тема: «Тихая моя Родина»...
Открытый урок. Литература. 11 класс. Урок - читательская конференция по рассказам В.М. Шукшина.
Активизируя познавательную деятельность учащихся, создаю на уроке чувство новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно работать, решать поставленную задачу. В своей работ...
Открытый урок Литература 9 класс М.Цветаева . "Прохожий "
Особенности поэтики Марии Ивановны Цветаевой..(Стихотворение «Прохожий »)с переводом на тувинский язык .Сравнение выразительных средств языка.познакомить с биографией пис...