Конспект урока по литературе. Сказка о рыбаке и рыбке А.С.Пушкина.
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Добрый день, мои дорогие друзья. Мне очень приятно находиться сегодня, первого сентября,  в окружении настоящих читателей, обладающих не только умом, воображением, но и чутким сердцем. 2015 год в России назван годом русской литературы. Скажите имя какого поэта, писателя известно вам с самого детства? (А.С.Пушкин). А какое произведение великого поэта  читали вам мамы, папы, бабушки, когда вы еще не умели читать? («Сказка о рыбаке и рыбке»)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 2 рабочего поселка Хор муниципального района имени Лазо Хабаровского края

Литература.

А.С.Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке».

Противоборство добрых и злых сил в сказке.

Урок подготовлен учителем русского языка и литературы первой квалификационной категории МБОУ ООШ № 2   р.п. Хор муниципального района имени Лазо

Хабаровского края Чегодаевой Л.В.

Рекомендовано для учащихся 2-5 классов.

Цели урока.

  1. Содержательная. Рассмотреть образы героев сказки в их сопоставлении.
  2. Деятельностная.  Помочь учащимся научиться анализировать текст сказки. Развивать навыки монологической, диалогической речи и выразительного чтения. Формировать умения сравнивать, обобщать. Формировать прочную нравственную позицию, положительные ориентации на распознавание истинной красоты.

Планируемые результаты.

Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям.

Метапредметные УУД.

Личностные: положительно относиться к учению, познавательной деятельности, имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно)  необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных задач.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Оборудование урока. Компьютер. Мультимедийный проектор. Презентация к уроку. Раздаточный материал. Портрет А.С.Пушкина.

Ход урока.

1-ый этап.  Самоопределение к деятельности.

Вступительное слово учителя.

Добрый день, мои дорогие друзья. Мне очень приятно находиться сегодня, первого сентября,  в окружении настоящих читателей, обладающих не только умом, воображением, но и чутким сердцем. 2015 год в России назван годом русской литературы. Скажите имя какого поэта, писателя известно вам с самого детства? (А.С.Пушкин). А какое произведение великого поэта  читали вам мамы, папы, бабушки, когда вы еще не умели читать? («Сказка о рыбаке и рыбке»)

 Девиз нашего урока: « Наблюдать, слушать, думать, находить, доказывать, запоминать»

Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы  меня слушать и слышать.

2-ой этап.  Постановка учебной задачи.

Учитель рассказывает притчу.  

- Когда-то давным-давно жил Человек на свете и не знал, что существует на земле Добро и Зло. Отправился человек в дорогу, встретилась ему на пути гора. На вершине горы стояли  два сосуда. Один  сосуд был наполнен Добром, другой – Злом. Заинтересовало Человека содержимое сосудов, решил он заглянуть  вовнутрь и узнать, что же такое  Добро и Зло. Разбил он кувшины, перемешалось всё их содержимое.  Наполнило содержимое кувшинов душу человека. Живёт человек и не знает,  так что же такое добро и зло, чего в его душе больше.

- Так о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

Ученики отвечают, что мы  будем говорить о добрых и злых героях  в сказке А.С.Пушкина, о старухе,старике, золотой рыбке будем сравнивать их.

- Правильно, молодцы.  Вот вы и сформулировали цель нашей работы – раскрыть значение  терминов «добро» и «зло» на примере анализа сказки А.С.Пушкина. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.

                                                   Работа с эпиграфом к уроку.

                                                Лишь добро одно бессмертно.

                                                 Зло подолгу не живет.

                                                                                 Шота Руставели.

- Как вы думаете, так ли это?

- Отвечают.

- Сразу тяжело ответить  на этот вопрос.  Предлагаю проверить, анализируя сказку А.С.Пушкина.

3-ий этап. Актуализация знаний и пробного учебного действия.

Нам всем хорошо знакомо выражение: «В сказках Добро  всегда  побеждает Зло».

Работа в парах. Посоветуйтесь с соседом по парте и ответьте, что же такое Добро, а что такое Зло. Слушаем ответы.

- Хорошо, ребята, молодцы.  Заглянем в словари и дадим определение этим понятиям.

4-ый этап.  Работа над темой урока. Построение проекта выхода из затруднения.

- Образы каких героев в сказке, по – вашему, самые яркие, самые запоминающиеся?

-  Старухи и старика, рыбки.

- Вспомним кто в сказке совершает добрые дела (старик, рыбка) Ученики рассказывают отрывки из сказки, где они заметили проявление добрых качеств героев.

- Мы встретились в сказке не только с положительными, но и с отрицательными героями. Кого отнесём к отрицательным героям?  ( Старуха).

Работа с иллюстрациями, на которых изображены рыбка и старуха.                                                                                                         - Почему иллюстрация с изображением рыбки обведена жёлтым, а  старухи – чёрным. Как вы думаете, почему?

( Рыбка – положительный герой, она олицетворяет доброту. Старуха – отрицательный герой, олицетворяющий злые силы, жадность).

Работа с литературными понятиями: противопоставление = антитеза.

5-ый этап. Первичное закрепление

Работа над образом старухи.

Работа в группах по заданному плану.

План.

  1. Представление сказочного персонажа.
  2. Описание внешности.
  3. Черты характера.
  4. Отношение к окружающим.
  5. Отношение окружающих к героине.
  6. Кому героиня противопоставлена в сказке?

Учитель распределяет задания по группам. Учащиеся готовятся и выступают.

Работа над образом рыбки.

Ученик подготовил мини – проект по образу рыбки. Выступает только с выводами.

Составление сравнительной характеристики. Заполнение таблицы.

Отмечают сходства и различия.

Снятие утомления с глаз. Физическая зарядка.                                                     

6-ой этап.  Самостоятельная работа с проверкой.

1.Анализ эпизода из сказки.

Работа в парах. Составить вопросы по эпизоду и ответить на них.

Почему рыбка много раз выполняет желания старухи?

Прослушивание фонограммы «Финал сказки».  

Учащиеся делают выводы, что зло не может победить.. Добро побеждает зло, жадность.

Составление КЛАСТЕРА  «Желания старухи» из открыток – иллюстраций.

7-ой этап.  Рефлексия деятельности.

- Какой урок мы извлекли из  «Сказки о рыбаке и рыбке?

Какими нельзя быть?

Итог урока.                                                                  

Оцените свою работу на уроке по оценочной лестнице.  Выставляют себе оценки, учитель контролирует.

Покажите мне смайлик, соответствующий вашему настроению в конце урока.

На  «Золотых» рыбках, подаренных учителем учащимся, дети пишут добрые пожелания близким, одноклассникам, учителям … и озвучивают их.

Д/З    На выбор: 1. Написать желание (только одно)  Золотой рыбке.

                            2.  Приготовить инсценировку из сказки (работа в группе).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по литературе «Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина как синтез его творчества».

Данный конспект урока предназначен для учителей, работающих в 10 классе. В  разработке урока содержится материал, который знакомит учащихся с биографией писателя, а также анализ некоторых ск...

Автоматизация и дифференциация звуков р и р*на основе сюжета сказки А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке".

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей д...

Конспект урока по литературе в 6 классе по повести А.С. Пушкина «Метель». Особенности композиции и сюжета.

Конспект урока по литературе в 6 классе по повести А.С. Пушкина «Метель». Особенности композиции и сюжета....

Конспект урока по литературе для 8 класса по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

Цели изучения романа:-- заинтересовать учащихся исторической прозой А.С. Пушкина;-- проследить жизненный путь Петра Гринева, формирование его характера;-- раскрыть нравственную красоту Маши Мироновой ...

Литературная инсценировка по сказке А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Литературная инсценировка по сказке А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»...

Конспект урока. Иллюстрация к "Сказке о рыбаке и рыбке"

Цель урока: создание иллюстрации к «Сказке о рыбаке и рыбке»познакомить учащихся  с художниками-сказочниками, видами композиции и иллюстрации.Данный урок предназначен для уроков изобр...

Конспект урока по литературе в 9 классе по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

Конспект урока содержит изучение 2 главы романа "Евгений Онегин"...