Конспект урока по литературе для 8 класса по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Цели изучения романа:
-- заинтересовать учащихся исторической прозой А.С. Пушкина;
-- проследить жизненный путь Петра Гринева, формирование его характера;
-- раскрыть нравственную красоту Маши Мироновой – капитанской дочки;
-- продолжить обучение написанию сравнительной характеристики двух литературных героев на примере образов Гринева и Швабрина;
-- раскрыть особенности композиции, языка, образной системы романа как литературного произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_kapitanskaya_dochka_i.g.docx | 18.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературе по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка» в 8 классе.
Система образов романа.
Учитель: Мидзяновская Ирина Георгиевна
Цели изучения романа:
-- заинтересовать учащихся исторической прозой А.С. Пушкина;
-- проследить жизненный путь Петра Гринева, формирование его характера;
-- раскрыть нравственную красоту Маши Мироновой – капитанской дочки;
-- продолжить обучение написанию сравнительной характеристики двух литературных героев на примере образов Гринева и Швабрина;
-- раскрыть особенности композиции, языка, образной системы романа как литературного произведения.
Ход урока
- Проверка знаний. Викторина (учащиеся получают вопросы на первом уроке по изучению романа)
Повесть Пушкина «Капитанская дочка» отличается необычайным художественным лаконизмом и обстоятельностью. Как отмечают исследователи, редкая вещь, однажды упоминаемая автором, не появляется потом вторично или даже в третий раз в каком-нибудь новом значении. Достаточно вспомнить, какую роль в развитии сюжета играет заячий тулуп. Почти ни один даже второстепенный персонаж не исчезает бесследно в повествовании.
Попробуем ответить на вопросы:
- При первом своем приезде в Белогорскую крепость Гринев увидел «старую чугунную пушку». В дальнейшем повествовании эта пушка упоминается еще три раза. Где?
- Впервые войдя в дом капитана Миронова, Гринев заметил на стене «диплом офицерский за стеклом и в рамке». Где и когда он вновь упоминает об этом дипломе?
- В первой главе повести говорится о придворном календаре, любимом чтении старика Гринева. Где снова сказано об этом календаре?
- Екатерина II вручила дочери капитана Миронова письмо для ее «будущего свекра». В каком месте повести вновь появляется это письмо?
- Расставаясь при выезде из Симбирска с Зуриным, Гринев «и не думал с ним уже когда-нибудь встретиться». Однако встретился. Когда? Зачем понадобился в этих обстоятельствах Зурин?
- Когда и при каких обстоятельствах в повести дважды появляется изувеченный башкирец?
- Где и когда дважды упоминается князь Б., дальний родственник Гриневых?
- В главе IV Гринев рассказывает об уряднике, который был послан комендантом «разведать хорошенько обо всем по соседним селениям и крепостям». В каких местах повести урядник появляется вновь? При каких обстоятельствах?
- Слово учителя.
На уроке мы постараемся выяснить роль и особенности взглядов рассказчика и в какой-то мере – позиции автора, постараемся рассмотреть идейно-художественную структуру романа, готовиться к написанию характеристик персонажей «Капитанской дочки».
Выбор фигуры повествователя не случаен. Известна длительная работа Пушкина над вариантами романа, связанная с определением угла зрения на действительность. Стремясь к достоверности и объективности, поэт остановился на фигуре среднего дворянина, у которого под влиянием исторических событий понятие чести расширяется до границ двух прекрасных качеств – доброты и благородства
На фоне грозных событий развиваются истории героев и автора в первую очередь интересуют человеческие отношения. Даже Пугачев (историческое лицо) представлен устроителем судьбы врага, который по-человечески ближе, чем сподвижники.
Следующий этап работы связан с отбором материала по составлению характеристик героев. Учащиеся делятся на группы, каждая из которых работает с текстом романа, отбирая материал для характеристики героев.
- Домашнее задание. Продолжить работу по отбору материала для характеристики героев, составить свои планы характеристики героев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по литературе (8 класс)
разработка урока по творчеству Л.Н.Толстого...
Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"
Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....
План-конспект урока по литературе(6 класс) с презентацией по повести А.С. Пушкина "Барышня-крестьянка"
План-конспект урока по литературе(6 класс) с презентацией по повести А.С. Пушкина "Барышня-крестьянка" , который может вам пригодиться в вашей работе....
Конспект урока по литературе, 8 класс. Истоки формирования Петра Гринёва в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
Данный урок в системе изучения повести - второй. Задача: проследить по тексту истоки духовного становления Петра Гринёва и в ходе изучения повести увидеть те изменения, которые происходят в душе героя...
Конспект урока по литературе 8 класс "История создания "Капитанской дочки"А. С. Пушкина "
Тема: История создания «Капитанской дочки».Цель: Исследовать историческую эпоху, показанную Пушкиным в романе “Капитанская дочка”, представить исторический труд Пушкина, посвященный этой эпохе.Задачи:...
Конспекты уроков по литературе. 9 класс. Тема: "Система образов в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (Первый урок - в обычном учебном режиме, второй - с использованием ЭОР)
Данный урок предполагает изучение нового материала (усвоение новых знаний : знакомство с историей создания романа, с героями, их взаимоотношениями; систематизация полученного нового материала ...