Конспект урока по литературе для 8 класса по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Мидзяновская Ирина Георгиевна

Цели изучения романа:

-- заинтересовать учащихся исторической прозой А.С. Пушкина;

-- проследить жизненный путь Петра Гринева, формирование его характера;

-- раскрыть нравственную красоту Маши Мироновой – капитанской дочки;

-- продолжить обучение написанию сравнительной характеристики двух литературных героев на примере образов Гринева  и Швабрина;

-- раскрыть особенности композиции, языка, образной системы романа как литературного произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_kapitanskaya_dochka_i.g.docx18.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка» в 8 классе.

Система образов романа.

Учитель: Мидзяновская Ирина Георгиевна

Цели изучения романа:

-- заинтересовать учащихся исторической прозой А.С. Пушкина;

-- проследить жизненный путь Петра Гринева, формирование его характера;

-- раскрыть нравственную красоту Маши Мироновой – капитанской дочки;

-- продолжить обучение написанию сравнительной характеристики двух литературных героев на примере образов Гринева  и Швабрина;

-- раскрыть особенности композиции, языка, образной системы романа как литературного произведения.

Ход урока

  1. Проверка знаний. Викторина (учащиеся получают вопросы на первом уроке по изучению романа)

Повесть Пушкина «Капитанская дочка» отличается  необычайным художественным лаконизмом и обстоятельностью. Как отмечают исследователи, редкая вещь, однажды упоминаемая автором, не появляется потом вторично или даже в третий раз в каком-нибудь новом значении. Достаточно вспомнить, какую роль в развитии сюжета играет заячий тулуп. Почти ни один даже второстепенный персонаж не исчезает бесследно в повествовании.

Попробуем ответить на вопросы:

  1. При первом своем приезде в Белогорскую крепость Гринев увидел «старую чугунную пушку». В дальнейшем повествовании эта пушка упоминается еще три раза. Где?
  2. Впервые войдя в дом капитана Миронова, Гринев заметил на стене «диплом офицерский за стеклом и в рамке». Где и когда он вновь упоминает об этом дипломе?
  3. В первой главе повести говорится о придворном календаре, любимом чтении старика Гринева. Где снова сказано об этом календаре?
  4. Екатерина II вручила дочери капитана Миронова письмо для ее «будущего свекра». В каком месте повести вновь появляется это письмо?
  5. Расставаясь при выезде из Симбирска с Зуриным, Гринев «и не думал с ним уже когда-нибудь встретиться». Однако встретился. Когда? Зачем понадобился в этих обстоятельствах Зурин?
  6. Когда и при каких обстоятельствах в повести дважды появляется изувеченный башкирец?
  7. Где и когда дважды упоминается князь Б., дальний родственник Гриневых?
  8. В главе IV Гринев рассказывает об уряднике, который был послан комендантом «разведать хорошенько обо всем по соседним селениям и крепостям». В каких местах повести урядник появляется вновь? При каких обстоятельствах?
  1. Слово учителя.

На уроке мы постараемся выяснить роль и особенности взглядов рассказчика и в какой-то мере – позиции автора, постараемся рассмотреть идейно-художественную структуру романа, готовиться к написанию характеристик персонажей «Капитанской дочки».

Выбор фигуры повествователя не случаен. Известна длительная работа Пушкина над вариантами романа, связанная с определением угла зрения на действительность. Стремясь к достоверности и объективности, поэт остановился на фигуре среднего дворянина, у которого под влиянием исторических событий понятие чести расширяется до границ двух прекрасных качеств – доброты и благородства

На фоне грозных событий развиваются истории героев и автора в первую очередь интересуют человеческие отношения. Даже Пугачев (историческое лицо) представлен устроителем судьбы врага, который по-человечески ближе, чем сподвижники.

Следующий этап работы связан с отбором материала по составлению характеристик героев. Учащиеся делятся на группы, каждая из которых работает с текстом романа, отбирая материал для характеристики героев.

  1. Домашнее задание.  Продолжить работу по отбору материала для характеристики героев, составить свои планы характеристики героев.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по литературе (8 класс)

разработка урока по творчеству Л.Н.Толстого...

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

План-конспект урока по литературе(6 класс) с презентацией по повести А.С. Пушкина "Барышня-крестьянка"

План-конспект урока по литературе(6 класс) с презентацией по повести А.С. Пушкина "Барышня-крестьянка" , который может вам пригодиться в вашей работе....

Конспект урока по литературе, 8 класс. Истоки формирования Петра Гринёва в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Данный урок в системе изучения повести - второй. Задача: проследить по тексту истоки духовного становления Петра Гринёва и в ходе изучения повести увидеть те изменения, которые происходят в душе героя...

Конспект урока по литературе 8 класс "История создания "Капитанской дочки"А. С. Пушкина "

Тема: История создания «Капитанской дочки».Цель: Исследовать историческую эпоху, показанную Пушкиным в романе “Капитанская дочка”, представить исторический труд Пушкина, посвященный этой эпохе.Задачи:...

Конспекты уроков по литературе. 9 класс. Тема: "Система образов в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (Первый урок - в обычном учебном режиме, второй - с использованием ЭОР)

Данный урок предполагает изучение нового материала (усвоение новых знаний : знакомство с историей создания романа, с героями, их взаимоотношениями; систематизация полученного нового материала ...