Москва литературная. Урок - ПРОЛОГ «НА ВСЕ ВРЕМЕНА, ДЛЯ ВСЕХ ПОКОЛЕНИЙ». (Урок в 7 классе)
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Паломничество в места, связанные с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_prolog_po_tv-_vu_lermontova.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Москва литературная. Урок - ПРОЛОГ «НА ВСЕ ВРЕМЕНА, ДЛЯ ВСЕХ ПОКОЛЕНИЙ». (Урок в 7 классе, Бурдуковская И.А., учитель высшей категории, ГБОУ школа СОШ 1996)
(ПАЛОМНИЧЕСТВО В МЕСТА, СВЯЗАННЫЕ
С ЖИЗНЬЮ И ТВОРЧЕСТВОМ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА)
ЦЕЛИ: 1. Познакомить учащихся с личностью поэта, с лермонтовскими
местами в Москве.
- Развивать монологическую речь учащихся, их память, навыки выразительного чтения.
3. Привлечь внимание учащихся к жизни и творчеству поэта, обратить внимание на личностные качества.
ТСО – Видеофильмы: « М.Ю.Лермонтов», «Тарханы», дом-музей в Москве, презентация
- Пролог - это вступительная часть литературного, театрального и музыкально-сценического произведения.
Сегодня на уроке мы совершим паломничество в священные места, связанные с жизнью и творчеством М.Ю.Лермонтова - Что такое паломничество? (Паломничество - странствие верующих к « святым местам»)
Для читателей святыми местами являются те, где жил, мечтал, страдал, творил поэт и где покоится его тело.
В нашем знакомстве с Лермонтовым-человеком и Лермонтовым-поэтом помогут мемуары.
Мемуары (от французского - воспоминания) - разновидность документальной литературы, литературное повествование участника общественной, литературной, художественной жизни о событиях и людях, современником которых он был.
- О ЗНАЧЕНИИ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА КЛАССИКА
С 16 до 27 неполных лет он прожил колоссальную по возможностям и великую по свершениям жизнь.
Лермонтова был назван наследником Пушкина Л.Толстой говорил: ‘’Если бы этот мальчик прожил подольше, ни мне, ни Чехову нечего было бы делать в русской литературе’’
Этот мальчик... этот великий поэт... Создатель противоречивого героя времени... ‘’ Демон самолюбия, страдания, ’’ – считал Гоголь.
- Кто же он? Изгой общества, средоточие грозового облака своей эпохи, сгусток ее мыслей, энергии или талантливый человек?
- (Презентация). C парадного портрета Будкина на нас смотрит спокойный, благообразный гвардеец с правильными чертами лица : удлиненный овал, высокий лоб, строгие карие глаза, прямой, правильной формы овал, щегольские усики над пухлым ртом. В автопортрете Лермонтов подчеркивает не внешнюю красоту, а напряженную духовную жизнь: на лице затаенная дума, ‘’ огромные печально взволнованные ‘’ глаза выражают душевную мягкость и доброту. ‘’ Он был небольшого роста, плотного сложения, имел большую голову, крупные черты лица, широкий и большой лоб, глубокие, умные и пронзительные черные глаза, невольно приводившие в смущение того, на кого он смотрел долго ‘’
- Давайте совершим паломничество в лермонтовские места (видео 1, Тарханы )
Видео 2, дом – музей в Москве.
Прогулки по Москве доставляли ему истинное удовольствие.
Кто видел Кремль в час утра золотой,
Когда лежит под городом туман,
Когда меж храмов с гордой простотой,
Как царь, белеет башня-великан.
1831
2. Чтение фрагментов юношеского сочинения «Панорама Москвы» (раздать тексты).
- Какие выводы делает юный поэт? (Любит, любуется, черпает вдохновение, интересуется историей, но… жизнь светского общества пуста, грязна, полна интриг…)
Слушаем лирику этого периода и думаем, какова тематика стихотворений: «Жалобы турка», «Монолог»
Летом 1832 года Лермонтов уезжает из Москвы, надеясь закончить образование в Петербурге. Уезжает полным надежд на новую жизнь, еще не зная, что родную Москву ему суждено будет увидеть лишь на пути в ссылку.
- СЛОВО УЧИТЕЛЯ
Кавказ…горцы…народ и природа, которые притягивали поэта. Величавая природа Кавказа сродни энергичному характеру Лермонтова?
Видео 3. (Горные вершины). Именно там были написаны его последние стихотворения (чтение учениками) 1) «Сон»
В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая еще дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.
Лежал один я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их желтые вершины
И жгло меня — но спал я мертвым сном.
2) «Смело в пире жизни надо...»
Смело в пире жизни надо
Пить фиал свой до конца.
Но лишь в битве смерть - награда,
Не под стулом, для бойца.
- Назовите произведения и героев, которые в битве защищают честь и достоинство семьи, Родины?
Наше паломничество заканчивается у подножия памятника М.Ю.Лермонтову в Москве.
- УЧЕНИК :
Памятник Лермонтову, выполненный скульптором И.Д.Бродским (архитекторы Н.Н.Миловидов, Г.Е.Саевич ), был открыт в сквере на Лермонтовской площади в июне 1965 года. Площадь стала называться Лермонтовской в 1941 году в связи со столетием со дня гибели великого русского поэта. Пьедестал увенчан бронзовой фигурой молодого человека в форме поручика Тенгинского пехотного полка. ‘’ Михаил Юрьевич Лермонтов. 1814 - 1841 ‘’ начертано на голубовато-сером граните постамента. Поэт изображен в военном мундире, голова гордо вскинута, ветер чуть приподнял полу сюртука. Во взгляде поэта чувствуются мятежность, гордость, непокорность и сила духа. На бронзовой решетке изображен одинокий парус, сцена битвы Мцыри с барсом.
У входа на площадку - стела; на ней выбиты строки из поэмы ‘’Сашка ‘’:
Москва, Москва! ... люблю тебя, как сын,
Как русский, - сильно, пламенно и нежно!
Люблю священный блеск твоих седин
И этот Кремль…
Москва вошла в жизнь и творчество Лермонтова как символ родины, она душа и жизнь поэта.
УЧЕНИК ЧИТАЕТ СТИХОТВОРЕНИЕ Я.СМЕЛЯКОВА
О, этот Лермонтов опальный,
Сын нашей собственной земли,
Чьи строки, как удар кинжальный,
Под сердце самое вошли,
Он, этот Лермонтов могучий,
Сосредоточась, добр и зол,
Как бы светящаяся туча,
По небу русскому прошел.
Кто же он? Изгой общества, средоточие грозового облака своей эпохи, сгусток ее мыслей, энергии или талантливый человек? Наше паломничество в лермонтовские места завершилось, но не заканчивается разговор о Лермонтове. Он будет продолжен на уроках …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку в 6 классе «Заочная экскурсия по Москве» (Обобщающий урок по теме «Имя числительное»)
Представляется методическая разработка урока русского языка по теме:«Заочная экскурсия по Москве» (Обобщающий урок по теме «Имя числительное»). Эт...
Урок – пролог в 10 классе(лекция с элементами беседы) на тему: «Ф.М.Достоевский. Художественный мир писателя».
О таком писателе, как Ф.М. Достоевский говорить трудно и ответственно. Это писатель чрезвычайно индивидуальный. У него своё, очень отличное от классиков русской литературы открытие мира, отбор жизненн...
Литературно-музыкальная гостиная "Любовь к Отечеству всех доблестей дороже..."
Гостиная была проведена для учащихся 10-х классов, изучающих роман Л.Н. Толстого "Война и мир", в связи с 200-летием войны 1812 года....
Моя малая Родина. Москва литературная
Цели:• привить чувство патриотизма и гордость за свою Родину;• воспитывать чувство любви и гордости за с...
Классный час «Москва литературная»
Цель мероприятия: Познакомить с некоторыми литературными музеями Москвы; • Продолжить развитие познавательного интереса учащихся; • Продолжить воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою при...
Рабочая программа литературного кружка "Москва Литературная"
Учебная программа кружка "Москва Литературная" знакомит учащихся с жизнью и творчеством писателей и поэтов, с их произведениями, а также с теми местами города, где разворачиваются сюжеты их книг...
Урок – пролог к творчеству А.В. Вампилова
Урок – пролог к творчеству А.В. Вампилова состоит из двух частей: монолога учителя «У портрета драматурга и высказываний и сообщений учащихся.Задачи урока:1. Открыть А.В. Вампи...