Урок – пролог к творчеству А.В. Вампилова
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Урок – пролог к творчеству А.В. Вампилова состоит из двух частей: монолога учителя «У портрета драматурга и высказываний и сообщений учащихся.
Задачи урока:
1. Открыть А.В. Вампилова, писателя – драматурга и человека.
2. Ввести учащихся в его художественный мир.
3. Показать смысл творчества А.В. Вампилова – «Не хлебом единым жив человек»
Показать, что Вампилов писал свои пьесы совсем не для того, чтобы зритель со спокойной душой отдыхал в театре. Вампилов не признавал искусства, созданного для отдохновения. Показать, что вместе с Вампиловым в театр пришли искренность и доброта – чувства давние, давние, как хлеб, и, как хлеб, необходимые как для нашего существования, так и для искусства. Показать, что тайна бытия человечества не в том, чтобы только жить. А в том, для чего жить. Показать, что театр Вампилова – проповедь добра, открытое добродетельное чувство к залу, нравственное созидание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vampilov.docx | 23.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – пролог к творчеству А.В. Вампилова
К Вампилову, знакомому и незнакомому,
но сегодняшнему, живому.
Урок – пролог к творчеству
А.В. Вампилова: «Писать надо о том,
от чего не спится по ночам».
Задачи урока:
- Открыть А.В. Вампилова, писателя – драматурга и человека.
- Ввести учащихся в его художественный мир.
- Показать смысл творчества А.В. Вампилова – « не хлебом единым жив человек».
Оформление доски:
Портрет драматурга.
Выставка книг с произведениями А.В. Вампилова.
Слова:
Русский гений издавна венчает
Тех, которые мало живут…
Н. Некрасов.
Экспозиция урока состоит из двух частей: монолог учителя « У портрета драматурга», высказываний и сообщений учащихся.
- « У портрета драматурга» - монолог учителя:
- О Вампилове теперь пишут много и охотно.
Критики спорят о его героях и говорят настолько разное, что появилось даже выражение «восторженное непонимание Вампилова». Непонимание это идет от предпосылок искусства, а не от предпосылок жизни, с которыми всякий раз начинал творить своё искусство Вампилов. Его герои вечерами выходят на сцену чуть ли не каждого большого театра страны, и его же герои, не всегда ведая, что это они и есть, смотрят на себя из зала и смеются … Впрочем не только смеются, этого было бы слишком мало: Вампилов писал пьесы совсем не для того, чтобы зритель со спокойной душой отдыхал в театре, он не признавал искусства, создаваемого для отдохновения. Зритель, приходя в театр на Вампилова, невольно попадает под нелёгкое нравственное испытание, своего рода исповедь – его зрителя, исповедь, в которую он, один раньше, другой позже, так или иначе вовлекается ещё во время спектакля и которая долго продолжается после спектакля, - в этом незаменимая, но удивительная сила и страсть его таланта.
Вместе с Вампиловым в театр пришли искренность и доброта – чувства давние, как хлеб, и, как хлеб же, необходимые для нашего существования и для искусства.
Год рождения Вампилова был годом столетия со дня смерти Пушкина, в честь которого он и был назван Александром.
На фотографии – почти мальчишеское, простое лицо: копна густых волос, лезущих на лоб, уши торчат, рот чуть приоткрыт, рубашка простенькая без галстука. Слесарь – практикант или студент, парнишка из стройотряда?
А это писатель, один из лучших драматических писателей наших дней.
Александр Вампилов родился в 1937 году в старинном сибирском посёлке Кутулик Иркутской области. Впоследствии о своей малой родине писатель скажет так: « Деревянный, тыльный, с огородами, со стадом частных коров, но с гостиницей, милицией и стадионом. Кутулик от деревни отстал, но и к городу не пристал. Словом, райцентр с головы до пят. Райцентр, похожий на все райцентры России, но на всю Россию всё – таки один – единственный».
« После школы, помню, уезжал я без сожаления, рвался в город… Но, отдаляясь, не чаще ли я стал возвращаться сюда в своих мыслях?» - читаем в очерке Вампилова « Прогулки по Кутулику», написанном 30 – летним человеком, за плечами которого уже был Иркутский университет, поездки по России, Высшие литературные курсы в Москве.
Не о тех ли же чувствах поведал нам Н. Рубцов, с которыми дружил А. Вампилов, встречаясь в Москве, в общежитии Литинститута.
Чтение учащимся стихотворения Н. Рубцова
« Родная деревня»
Хотя проклинает приезжий
Дороги моих побережий,
Люблю я деревню Николу,
Где кончил начальную школу!
Бывает, что пылкий мальчишка
За гостем приезжим по следу
В дорогу торопится слишком
- Я тоже отсюда уеду!
Среди удивленных девчонок
Храбрится, едва из пелёнок:
- Ну что по провинции шляться?
В столицу пора отправляться!
Когда ж повзрослеет в столице,
Посмотрим на жизнь за границей,
Тогда он оценит Николу,
Где кончил начальную школу…
Почему же тянуло в Кутулик, « деревянный, пыльный, с огородами, со стадом частных коров, но с гостиницей, милицией и стадионом», в Кутулик, который « от деревни отстал и к городу не пристал?».
Почему?
Выступления учащихся:
« Я представил себе летний вечер, каким он был здесь лет двадцать назад: открытые настежь окна, в доме движения и голоса, горшки гераней, выставленные на завалинку, большую огуречную грядку, маки, подсолнухи в дальнем конце огорода, изгородь из осиновых тычек, в воздухе видимое глазами струящееся из нагретой изгороди тепло и жужжание пчёл…
… Отсюда была видна дальняя Берестенниковская гора, по ней, как струйка жёлтого дыма, поднималась к горизонту дорога. Её вид волновал меня как в детстве, когда эта дорога казалась мне бесконечной и обежала множество чудес.
… Травы пахнут здесь сильней, чем где- либо, и нигде я не видел дороги заманчивей этой вот, что по дальней горе вьётся среди берёз и пашен.
…Мне попадались стихотворные и прозаические высказывания о том, что землю можно любить всю сразу от Карельского перешейка до Курильской гряды, все реки, леса, тундры, города и деревни будто бы возможно любить одинаково. Тут как мне кажется, что – то не то…
Учитель:
- Родился в 1937 году, утонул в Байкале летом 1972 года, накануне того дня, когда ему должно было исполниться 35 лет.
Русский гений издавна венчает
Тех, которые мало живут…
Отчего – то и до сих пор слишком часто сбывается эта примета, отлитая в стих Некрасовым. А может просто так кажется, потому что истинные таланты редки, и ранний их уход бьёт по сердцу как отвратительная несправедливость судьбы.
Писательская судьба оказалась короткой – всего 11 лет. За эти годы было создано 273 новеллы, один роман, 6 пьес. « Милостью божьей» Вампилов был драматическим писателем. Можно подобрать сто эпитетов: талантливый, умный, добрый, насмешливый, гордый, весёлый, напористый, азартный и так далее, но все эти эпитеты не раскроют его так, как он раскрыл себя сам в своих пьесах. Своим отношением к героям и выбором проблем, его волновавших, он создал свой собственный образ – человека чуткого, мягкого, сочувствующего людям, достойным сочувствия, и строгого, порой жёсткого, со слезами и жестокими. Остановимся на следующих его пьесах : «Прощание в июне», «Старший сын», «Утиная охота».
Сообщение учащегося:
«Прощание в июне» первая многоактивная пьеса А. Вампилова. Написана в 1964 году Первоначальное название – «ярмарка». Были и другие варианты названия и самой пьесы. Под названием «Прощание в июне» впервые опубликована в альманахе «Ангара»(1966№1)
Впервые пьеса поставлена в театрах Вологды, Клайпеды, Грозного, Кустаная, Улан – Удэ, Новомосковска. Потом шла во многих других городах страны, а также за рубежом- Польше, Венгрии, Болгарии и других странах.
Учитель:
- В первой большой пьесе «Прощание в июне» собственная тема Вампилова уже слышна, но как предвестие, обещание. Она ещё не набрала силы, ещё только прорезывается сквозь сюжет «студенческой комедии», то слишком замысловатой, то чересчур простенькой. Два главных героя пьесы противопоставленных друг другу: пенсионер и взяточник Золотуев и талантливый студент, любимец курса, ловкий, смелый, честный Колесов.
Посмеявшись над Золотуевым, Колесов сам не замечает, как переходит в его веру: всё продаётся и покупается, важна цель и цена. Бросить любимую девушку, как требует её отец, и тяжело и подловато. Но если диплом горит? Если судьба на кону?
Для любого из нас настает момент, когда из тихой гавани семьи, дома, школы ты выплываешь в открытое море жизни и где-то встречает тебя неизбежно первое испытание совести, первый рубеж, перейдя который, ты ,случается, уже другой человек. Эта минута, этот критический миг и интересует более всего Вампилова.
Ведь Колёсову было присуще всё, что свойственно хорошей, честной юности: рядом с восторженностью и поперёк ей – скептическая поза, рядом с романтикой души- недоверие к фразе, воспитательному нажиму,
нравственным прописям, которыми вечно надоедают старшие. Отсюда озорство, показной рационализм, незаметно, как у Колесова, оправдывающей первые сделки с совестью.
Сообщение учащегося:
Пьеса «Старший сын» написана в 1965 году. Первоначальное название «женихи». Под названием «Предместье» опубликована в альманахе «Ангара» в 1968,№2. В ноябре 1969 года режиссёром В. Симоновским впервые поставлена в Иркутском драматическом театре имени Н.П. Охлопкова.
Из всех пьес А.Вампилова «Старший сын» наиболее часто привлекал внимание театров. В сезоне 1975- 1976 г.г пьеса шла сразу в 52 театрах страны. В 1976 году режиссер Виталий Мельников снял телевизионный фильм «Старший сын», в котором роль Сарафанова сыграл Евгений Леонов.
Действие пьесы « Старший сын» начинается с грубого розыгрыша.
Двое подгулявших, промерзших молодых людей опоздали на последнюю электричку и ищут себе ночного пристанища. Недоверчивые люди неохотно пускают к себе поздних гостей с улицы. « Человек человеку брат, надеюсь, ты об этом слышал?»- эта формула почти кощунственно звучит в устах Сильвы. Мысль выдать Бусыгина за старшего сына хозяина квартиры, в которую они случайно постучались, приходит неожиданно.
Казалось бы, жестокий розыгрыш удался вполне но тут сюжет делает новый крутой вираж.
«Чему посмеёшься, тому и послужишь»,- говорит пословица. Беззащитная доверчивая душа старика Сарафанова, поверившего обману, защитила сама себя.
Великая сила Сарафанова в том, что он не жалеет « зачерстветь, покрыться плесенью, раствориться в суете»
И за то его ждет награда: когда младшие дети собираются его покинуть, старший сын возвращается к нему. Не свой, случайно явившийся сын, но сын несомненный.
Так вот что вышло из дурацкого розыгрыша Сильвы и Бусыгина! Выше правды ничего не бывает на свете. Но добро в человеке- сила ещё более могущественная. И в недрах обмана зреет новая правда. Важно не то, что Бусыгин обманул старика Сарафанова, важно то, что он полюбил его, как отца, и стал дорог ему, как сын.
Сообщение учащегося:
«Умная охота», по мнению многих критиков, лучшая пьеса Александра Вампилова. Уже в рецензии на первую постановку отмечалось: «В этой пьесе сказано так много и сказано так, что её следует определить как яркое явление театра». Американский театральный критик Ричард Ко , оценивая постановку в вашингтонском театре «Арина Стейдж»,замечал , что Вампилов «пишет в традиции Достоевского о беспокойном, самому себе вредящем герое, злоключения и характер которого представляются специфически русскими»…
« Утиная охота» закончена в 1968 году. В 1970 году опубликована в альманахе « Ангара». Впервые поставлена в Рижском театре русской драмы в октябре 1976 года, затем в Москве и других городах страны, а также за рубежом- в Югославии, Венгрии, Финляндии, США.
Учитель:
« Утиная охота»- самая горькая, самая безотрадная пьеса Вампилова, и характер Зилова- итог намеченного ранее.
Когда Вампилов писал «Утиную Охоту» ему было 30 лет, и герою его, « около тридцати». Таким образом, Зилов оказался ровесником драматурга и принадлежал к одному с ним поколению.
«Писать надо о том, от чего не спится по ночам»,- любил повторять Вампилов. По ночам не спится , конечно, не от умственных построений и логических отвлечений, а от чего- то лично важного.
Герои «Утиной охоты» показан безжалостно, но изнутри, со всеми теми метаниями и проблемами, какие Вампилову знакомы не понаслышке.
« Кто он, Зилов.»- ответ напрашивается сам собой: Зилов – это все мы, по крайней мере очень многие из нас – и ровесники Зилова…
И моложе его лет на 10-20, ибо социальная, экономическая, общественно- политическая система, сформировавшая зиловых всех категорий и возрастов, продолжает действовать»
Не делается ли страшно за то, что в каждом из нас, если честно взглянуть на себя, есть хоть немного от Зилова? Не сказал ли нам автор о том, что все мы, без исключения, участвуем в создании морального климата жизни, а значит и с каждого спрос?
Разве не отразилось в нас то , о чем Вампилов выразился с определённостью: « среда – это мы сами, мы, вместе взятые. А если так, то разве не среда каждый из нас в отдельности? Да , выходит, среда- это то , как каждый из нас работает, ест, пьет, что каждый из нас любит и чего не любит, во что верит и чему не верит, и значит, каждый может спросить самого себя со всей строгостью : что в моей жизни в моих мыслях, в моих поступках есть такого, что дурно отражается на других людях?»
Тайна бытия человечество не в том, чтобы только жизнь. А в том, для чего жить. Без твердого представления себя, для чего ему жить.
Без веры и любви, без духовного начала, которые определяют мысли и поступки, без сознания, для чего живет и как живет, человек мельчает , « истончает» себя, теряет ту человеческую суть, без которой он мертв при жизни, приговаривает себя к духовной смерти.
Повторим фразу Вампилова: « Писать надо о том , от чего же не спится по ночам…»
Вот и вы дома подумайте ёще раз над основным вопросом нашего урока и выскажитесь письменно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная гостиная, посвящённая творчеству Александра Валентиновича Вампилова «Вспоминайте меня весело, Словом, так, каким я был…»
Литературная гостиная«Вспоминайте меня весело,Словом, так, каким я был…», позволяет познакомить и заинтересовать обучающихся жизнью и творчеством А.В. Вампилова...
Урок – пролог в 10 классе(лекция с элементами беседы) на тему: «Ф.М.Достоевский. Художественный мир писателя».
О таком писателе, как Ф.М. Достоевский говорить трудно и ответственно. Это писатель чрезвычайно индивидуальный. У него своё, очень отличное от классиков русской литературы открытие мира, отбор жизненн...
Разработка урока по литературе Творчество И.А. Крылова. Урок-викторина. 5-й класс
Творчество И.А. Крылова. Урок-викторина. 5-й классЦель урока:Проверка знания учащимися басен И.А.Крылова....
Урок литературы по творчеству С.Есенина "Светлое и трагическое в жизни и творчестве Сергея Есенина"
Методическая разработка урока-обзора по творчеству Сергея Есенина.Цели урока:Обучающая: проанализировать стихотворения Есенина, отражающие взгляд на окружающий мир, его понимание прекрасного и возвыше...
Москва литературная. Урок - ПРОЛОГ «НА ВСЕ ВРЕМЕНА, ДЛЯ ВСЕХ ПОКОЛЕНИЙ». (Урок в 7 классе)
Паломничество в места, связанные с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова...
Презентация к уроку по творчеству А.В.Вампилова
Презентация содержит биографические сведения, личные фото, используются высказывания А.В.Вампилова. Данная презентация может быть полезна во время изучения творческих произведений Вампилова как на уро...
Урок литературы в 6-м классе по теме "И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника». Взаимосвязь природы и человека в рассказе «Бежин луг». (второй урок из цикла уроков по изучению творчества И.С.Тургенева в 6 класс).
Данная разработка содержит материал к уроку литературы в 6-м классе по изучению творчества Ивана Сергеевича Тургенева....