Урок – пролог в 10 классе(лекция с элементами беседы) на тему: «Ф.М.Достоевский. Художественный мир писателя».
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

О таком писателе, как Ф.М. Достоевский говорить трудно и ответственно. Это писатель чрезвычайно индивидуальный. У него своё, очень отличное от классиков русской литературы открытие мира, отбор жизненного материала, его интерпретация, композиционное и словесное выражение. Он формировался как художник слова в период острого общественного кризиса, когда бурно развивался капитализм и зарождалось революционно – демократическое движение. И он не остался пассивным созерцателем событий века, создал сильнейшие обличительные художественные образы хозяев жизни, хищников буржуазного мира, доводящих человека до морального падения, до преступлений, до безвыходного тупика, бессознательного глухого сострадания. Боль о человеке, ненависть к бесчувственному миру капитала выразил он в своих произведениях. Его творчество – новый этап в развитии критического реализма. Оно сложно и противоречиво. Противоречия вызвали горячие споры в критике. Оценки были разные. Они менялись с течением времени. Но мысль о наличии в творчестве и мировоззрении  писателя разных периодов укрепилась прочно: 1 период – досибирский, 2 период – послесибирский. Выделяют периоды смены убеждений, отличают иное восприятие мира, подчёркивают эволюцию от лучшего к худшему, от прогрессивности к реакции. Мы постараемся понять, что пафос жизни и творчества Достоевского  не в примирении, а в мучительной борьбе за человека поруганного, что Достоевский оставался верным себе, не мог примириться со злом, что Достоевский – титан мысли, слова, правды, страсти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lvu_tolstomu_posvyashchaetsya.rar837.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6» городского округа Саранск

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ КОНКУРС ЛИТЕРАТУРНЫХ РАБОТ «ИСКУССТВО СЛОВА»

НОМИНАЦИЯ «ПОЭЗИЯ» (СТИХИ)

Л.Н Толстому посвящается

     Ф.И.О.участника – Глазунов Анатолий Олегович

                                                                                   Возраст – 14 лет

                                                                        Ф.И.О. руководителя конкурсанта – Буртякова                                                              

                                    Светлана Владимировна

                                                                                  Контактный телефон -25-83-52;                          

                                                                       Руководитель МОУ «СОШ № 6» - Матяева Г.А

Л.Н.Толстому посвящается.

Лев Толстой…  Какое имя!

Его тома читают и поныне.

Мы помним год, когда Толстой родился,

И знаем: каждый русский им гордился.

Ведь он смотрел на жизнь с восторгом,

И даже растворялся в творчестве народном.

Он бедным помогал, детей любил,

В Поляне Ясной школу им открыл.

Писал детишкам книги с умиленьем,

Читал архивы с удивленьем,

Чтобы порадовать рассказом и романом.

В его твореньях всё, как в жизни, без обмана.

А как же должен был Толстой любить,

Чтоб женщин так изобразить!

Любовь и нежность, негу и покой,

И муки страсти роковой…

В его романах – высота небес,

Там тихо шепчет зелёный лес,

Там дышит предрассветная прохлада

И слышен голос снегопада.

В них есть и моря глубина,

И гор Кавказа вышина.

Ещё в них к Родине любовь –

Он к этой теме возвращался вновь и вновь.

Бегут вперёд года, века,

Как на Кавказе шумная река…

Талант Толстого жив в веках,

Его герои все у нас в сердцах:

И кроха Филиппок, и князь Болконский,

Каренина, Катюша и князь Вронский,

Безухов Пьер, солдат Костылин,

Ростова, Петенька и Жилин…

В его рассказах столько мудрости и силы!

И героини так нежны и милы,

Герои мужественны и горды…

Такими быть должны и я, и ты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЗЕЛКОВАЯ ОКРАСКА ТКАНЕЙ" Методическая разработка урока в рамках реализации комплексной модифицированной дополнительной образовательной программы по предмету «Художественный текстиль» для учащихся художественной школы второго года обучения

Разработка имеет две части: теоретическую и практическую. В основе – проработка урока с описанием хода работы, инструментов и материалов, используемых для её выполнения. Иллюстративный матери...

Урок литературы в 10 классе на тему: "В Петербурге Достоевского или «Лик мира сего» по роману «Преступление и наказание»".

Урок литературы в 10 классе на тему: "В Петербурге Достоевского или «Лик мира сего»по роману «Преступление и наказание»" :показать, как создан в романе образ тупика, в котором оказались герои; к...

Открытый урок по литературе в 6 классе по теме:" Русская природа в стихотворениях русских писателей"

Данный урок проводится в 6 классе. Предлагаемый урок-его концепция или отдельные фрагменты- могут заинтересовать моих коллег, учителей русского языка и литературы.Мне бы хотелось. чтобы дети были не п...

План - конспект урока по литературе в 10 классе по теме: «Федор Михайлович Достоевский. Этапы биографии и творчества»

Цель урока: познакомится с биографией писателя, особенностями его мировоззрения, своеобразием творчества; помочь учащимся осознать роль творчества Достоевского в литературе;  привить лю...

Урок английского языка по теме: " Ф.М. Достоевский - великий русский писатель"

В 10-м классе я занимаюсь с учениками по учебнику Ваулиной. Есть раздел: " Великие писатели России". Этот урок посвящён Ф.М. Достоевскому. В уроке даётся основной текст и показаны приёмы работы с текс...

Исследовательская работа по литературе "Роль сна в художественных произведениях писателей 19 века"

Есть в нашей жизни время, когда мы не принадлежим себе, когда нами играют таинственные и непостижимые силы. Это  время сна, когда душа отрывается от тела и живет своей самостоятельной жизнью. Сон...

Контроль знаний по теме "Ф.М.Достоевский. "Преступление и наказание"

Контроль знаний по теме "Ф.М.Достоевский. "Преступление и наказание" (10 класс)...